Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2.

Русская литература XX века

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Часть 2

План урока

  • Система образов романа «Мастер и Маргарита»
  • Ершалаимские главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Герои современных глав романа
  • Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Цели урока

  • Знать художественные особенности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Уметь выявлять значимые эпизоды, анализировать художественную форму романа «Мастер и Маргарита»

Разминка

  • Какие сюжетные линии представлены в романе «Мастер и Маргарита»?
  • Каким представлено время и пространство в романе «Мастер и Маргарита»?

 

Система образов романа «Мастер и Маргарита»

Рис. 1. П. Орнянский. Иллюстрация к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2007. Рис. 1. П. Орнянский. Иллюстрация к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2007.

Важно понимать, что «роман в романе» М.А. Булгакова – это не механическое чередование разделов и глав, а досконально продуманный единый мир с общими законами мироздания для всех трех его составляющих (современного, библейского и вечного).

 

События и герои двух частей романа зеркально отражаются, такая система соответствий призвана помочь читателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве и почувствовать сходство эпох, живущих в преддверии Великого Судного дня. 

 

  • Ершалаим – Москва. Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
  • Иешуа Га-Ноцри – Мастер. Каждый обретает свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей.
  • Каифа – Берлиоз. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является «исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа», а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
  • Иуда из Кириафа – Алоизий Могарыч. Иуда из Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч «хотел получить» и получил «комнаты» Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
  • Левий Матвей – Иван Николаевич Понырев (Иван Бездомный). Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева.

 

Два этих мира объединяет фигура Воланда – булгаковского сатаны (представителя третьего мира). Воланд романа не имеет ничего общего с воплощением зла и образом библейского сатаны. Эпиграф романа отсылает читателей к образу Мефистофеля из «Фауста» И. Гёте, поэтому основная черта Воланда – не злонамеренность, а справедливость.

При этом стоит понимать, что у Воланда нет милосердия или снисхождения к людям. Воланд ‒ фигура нейтральная, не божественная: он не наказывает и не прощает людей, а наоборот, испытывает их, вынуждает раскрывать истинную сущность. Воланд все судит с точки зрения вечности: ему подвластны время и пространство, он может изменять их по своему усмотрению.

 

Свита Воланда отсылает читателя к мифологическим персонажам: ангелу смерти (Азазелло), другим демонам (Коровьев и Бегемот).


Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане «Грибоедов» и бала у Сатаны. Что общего и что различного в этих изображениях?


Ершалаимские главы романа «Мастер и Маргарита»

Рис. 2. Р. Попский. Иллюстрация к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Рис. 2. Р. Попский. Иллюстрация к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Герои и события романа Мастера напоминают библейскую историю предательства и мученической смерти Христа, однако звучат по-новому и, сохраняя канву сюжета, передают сложный мир человеческой души каждого персонажа (и Иешуа, и Понтия, и Левия Матвея, и даже Иуды). 

 

Образ Иешуа Га-Ноцри – один из самых сложных в романе, это светлый и трагический персонаж. Он не соответствует библейскому образу Христа: автор стремился подчеркнуть человеческое начало Иешуа. Он рисует последний день жизни и смерть на кресте земного человека, исповедующего добро и мечтающего о царстве истины и справедливости. 

 

Образ прокуратора Понтия Пилата – правителя части Римской империи с центром в Ершалаиме – восходит к известному в истории наместнику Рима в Иудее, о котором в Евангелиях говорится как о властителе, отправившем на крест Иисуса. Пилат в «Мастере и Маргарите» предстает перед читателем во всем величии власти, данной ему императором, и в то же время как обычный человек, испытывающий физические мучения, заставляющие его думать о самоубийстве. Сон прокуратора, который снится ему в пятницу, в полночь, в полнолуние, – одно из проявлений растревоженной совести. «Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя!» – говорит Пилату увиденный во сне Иешуа, и тот понимает, какая участь уготована ему в памяти человечества. 

 

Незаконченный и сожженный роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа получает новый финал в инобытии, когда Мастер сам получает право оказаться в мире вечности и это право предоставляет и Пилату. В эпилоге (сон Ивана Бездомного) прокуратор после многих веков, проведенных на плато вместе с собакой Бангой, освобождается от наказания за бездействие и оказывается рядом с Иешуа. Беседуя с ним, он уходит по лунной дороге ‒ так М.А. Булгаков дает своему герою право на искупление вины и прощение.

Современные главы романа «Мастер и Маргарита»

Рис. 3. В.Г. Ефименко. Деньги (Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение»). 2007. Рис. 3. В.Г. Ефименко. Деньги (Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение»). 2007.

Современные главы романа представляют собой сложное переплетение сатирической и лирико-философской линий.

 

Сатира на многообразные пороки касается в первую очередь персонажей из мира искусства: в сатирическом ключе изображены члены МАССОЛИТа во главе с образованным и циничным Берлиозом, служащие (директор Степа Лиходеев, финдиректор Римский, кассир Варенуха) и посетители театра Варьете. Кроме того, в том же ключе изображены милиционеры, работники торгсина, председатель домкома и многие другие жители Москвы. 

 

Воланд и свита высвечивают основные людские пороки, философски замечая, что люди с течением веков не меняются: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну, что ж обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их».

 

Лирико-философская линия ‒ любовная линия романа. 

 

Образ Маргариты – один из самых поэтичных образов романа. Решительные поступки, сильные чувства и умные рассуждения, покоряющие даже нечистую силу, создают картину идеальной женской любви, сострадания и самопожертвования. Нерушимая цепь этических законов в мире, обязательная нравственная ответственность и возможность милосердия – вот одна из главных идей романа. Даже демонические персонажи подчиняются этим законам.

 

Образ Мастера – вершина темы творчества, литературы и мастерства. М.А. Булгаков развивает поднятые проблемы в двух композиционно противопоставленных образных рядах: это сатирические образы бездарных литераторов и Мастера – творца, причастного истине. В финале, когда Мастеру доверено решить посмертную судьбу Пилата, его освобождение – великий акт милосердия – становится и финальным актом творчества: «Теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой», – говорит ему Иешуа. 

Рис. 4. Е. Гритчин. Мастер и Маргарита. 2017. Рис. 4. Е. Гритчин. Мастер и Маргарита. 2017.

Мастер и Маргарита заслужили право на мир вечности, а в реальном мире остается духовный наследник, ученик Мастера, проделавший огромную внутреннюю эволюцию, – Иван Бездомный (Понырев). Образ Ивана Бездомного многолик: вначале это бездарный писака, лишившийся рассудка после встречи с Воландом. В эпилоге читатель видит, что герой в течение 12 месяцев живет по законам мало изменившейся Москвы, он духовно незряч, хотя считается здоровым. Однако раз в году, в весеннее полнолуние, ему открыты горизонты бытия.

 

В целом в инобытийной сфере, в «итоговых» главах и эпилоге романа сходятся все основные сюжетные линии и мотивы, разрешаются важнейшие философские и этические проблемы «Мастера и Маргариты».


  1. Какие темы и идеи воплощены в образах Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного?
  2. Какую роль играет сатира в романе «Мастер и Маргарита»?


Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Рис. 5. П. Орнянский. Иллюстрация к роману М.А, Булгакова «Мастер и Маргарита». 2007. Рис. 5. П. Орнянский. Иллюстрация к роману М.А, Булгакова «Мастер и Маргарита». 2007.

  1. Проблема истины. Герои теряют направление, голову, саму личность. Они оказываются в невозможных местах, превращаются в ведьм, вампиров и боровов. Какой их этих миров и обликов истинный для каждого? Или истин множество? Так «московские» главы перекликаются с пилатовым «что есть истина». Истиной в романе представлен роман Мастера. Угадавший истину становится (или остается) душевнобольным. Параллельно роману Мастера о Понтии Пилате существуют ложные тексты: поэма Ивана Бездомного и записи Левия Матвея, который якобы пишет то, чего не было и что впоследствии станет историческим Евангелием. Возможно, М.А. Булгаков подвергает сомнению евангельские истины.
  2. Проблема вечного жизненного поиска. Она воплощена в мотиве дороги в финальных сценах. Отказавшись от поиска, Мастер не может претендовать на высшую награду (свет). Лунный свет в повести – отраженный свет вечного движения к истине, которую нельзя постичь в историческом времени, а только в вечности. Эта идея воплощена в образе Пилата, идущего с оказавшимся живым Иешуа по лунной дорожке.
  3. Проблема человеческих пороков. Главным пороком М.А. Булгаков считает трусость. Это в некотором роде оправдание собственных компромиссов, сделок с совестью, на которые вынужден идти человек при любом режиме, особенно при новом советском. Недаром разговор Пилата с Марком Крысобоем, который должен убить Иуду, напоминает разговор агентов тайной службы ГПУ, которые ни о чем не говорят прямо, понимают не слова, а мысли.
  4. Социальные проблемы связаны с сатирическими московскими главами. Поднимается проблема человеческой истории. Что она такое: игра дьявола, вмешательство потусторонних добрых сил? Насколько ход истории зависит от человека?
  5. Поведение человеческой личности в конкретный исторический период. Можно ли в вихре исторических событий остаться человеком, сохранить здравый рассудок, личность и не идти на компромисс с совестью? Москвичи обычные люди, но квартирный вопрос их испортил. Может ли трудный исторический период служить оправданием их поведения?
  6. Некоторые проблемы зашифрованы в тексте. Гоняющийся за свитой Воланда Бездомный посещает именно те места в Москве, где были разрушены церкви. Таким образом, поднимается проблема безбожия нового мира, в котором появилось место дьяволу и его свите, и проблема перерождения неприкаянного (бездомного) человека в нем. Новый Иван рождается, приняв крещение в Москве-реке. Так М.А. Булгаков связывает проблему морального падения человека, позволившую появиться на улицах Москвы сатане, с разрушением христианских святынь.


Контрольные вопросы

 

  1. В чём особенность композиции романа МА. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
  2. Как герои ершалаимских глав раскрывают авторскою идею?
  3. Какие герои вечного мира Воланда наиболее близки автору? Почему?


Предыдущий урок
М.И. Цветаева. Лирика. Тема родины
Русская литература XX века
Следующий урок
В.В. Маяковский. Любовная лирика
Русская литература XX века
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

    Литература

  • Политические партии и партийные системы

    Обществознание

  • Основные сведения об алгоритмах
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке