Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго» (обзор)

Русская литература XX века

06.06.2025
2359
0

Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго» (обзор)

План урока

  • История создания романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • Композиционные и жанровые особенности романа «Доктор Живаго»
  • Тематика и проблематика произведения
  • Сюжет и идейное своеобразие романа «Доктор Живаго»
  • «Стихотворения Юрия Живаго»

Цели урока

  • Знать историю создания, своеобразие формы романа «Доктор Живаго»
  • Уметь анализировать тексты прозаического и лирического произведений

Разминка

  • Вспомните, что такое «историзм».
  • Какие произведения, посвящённые историческим событиям вы уже изучали?

История создания романа «Доктор Живаго»

С 1945 года по 1955 год Борис Леонидович Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», во многом автобиографическом повествовании о судьбе русской интеллигенции в первой половине XX века. Герой романа врач и поэт Юрий Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Роман, сначала одобренный к печати, позже сочли непригодным «из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования». Книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, а к концу 1958 года переведена на 18 языков. 

 

В 1958 году Шведская академия присудила Б.Л. Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за продолжение традиций великого русского эпического романа», что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило писателя отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну Евгению в 1989 году).

 

Б.Л. Пастернак несколько раз менял варианты названия романа: «Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки». Последнее название раскрывает один из аспектов авторского замысла.

 

С самого начала романа действуют мальчики — Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов и девочки — Надя, Тоня.

 

Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» это Лариса Гишар («Лара была самым чистым существом на свете», — говорит о ней автор). Подростковое восприятие сохраняется у повзрослевших героев Б.Л. Пастернака. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом, И некому за нами подглядывать. Свобода!» (часть пятая, глава 8). Происходящее в годы гражданской войны Стрельников считает: «военною игрою, а не делом».

 

Б.Л. Пастернак отказался от предыдущих вариантов названия в пользу нынешнего - «Доктор Живаго». В самом имени Живаго звучит жизнь и буквально повторено старославянское определение – «Ты есть сын Бога живаго».

 

Живаго – доктор, хранитель жизни. В связи с этим можно сказать, что жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности. В названии произведения определяются глубокие христианские основы авторской концепции, главная идейно-философская ось романа - противопоставление жизни и смерти. Многое указывает на мессианскую роль его центрального героя, прошедшего через страдания, испытания, ставшего своего рода искупительной жертвой грозной исторической «хирургии», но обретшего бессмертие в своем творчестве и в благодарной памяти людей.


Какое идейно-тематическое значение заключено в окончательном варианте названия романа – «Доктор Живаго»?


Жанровые и композиционные особенности романа «Доктор Живаго»

Б.Л. Пастернак задумывал роман «Доктор Живаго» как произведение, продолжающее традиции классической русской литературы ХIХ века (исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», романы-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», М.А. Шолохова «Тихий Дон»). Однако «Доктора Живаго» трудно назвать историческим романом или романом-эпопеей в привычном смысле слова. Сразу было замечено, что автор сознательно и настойчиво строит повествование, пронизывая текст лирическим волнением, объективного и отстраненного повествования эпопеи читатель не чувствует. 

 

Жанр «Доктора Живаго» иногда называют «роман-монолог» и «роман-поэма».

 

Композиция романа двухчастная: 1 часть ‒ повествовательная, романная часть, 2 ‒ цикл стихотворений, написанный Б.Л. Пастернаком как приложение к его роману «Доктор Живаго». Автор предлагает прочитывать их как стихи, созданные его главным героем, и сюжеты некоторых стихотворений перекликаются с фактами жизни и кругом переживаний доктора Живаго, как они описаны в романе.

Тематика и проблематика произведения

В романе рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. События даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет.

 

Роман не вписывался в схемы соцреализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека, по мнению Б.Л. Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить.

 

Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Живаго – врач, он ставит диагноз, но не вмешивается активно в ход вещей, доверяя жизни самой расставить все по местам. Своеобразный фатализм, присущий Живаго, не отменяет его убеждения в необходимости нравственного выбора, в котором и проявляется свобода человека.


Как жанр «романа-монолога» раскрывает тематику произведения Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?


Сюжет и идейное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Рис. 1. Д. Кузнецова. Иллюстрация к роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 2019. Рис. 1. Д. Кузнецова. Иллюстрация к роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 2019.

Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху исторических преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя ‒ врача Юрия Живаго.

 

Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки». И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь всё, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

 

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия – разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

 

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня – ровесница Юрия: «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия».

 

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня – юристкой, а Миша – филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны – поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

 

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и, отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

 

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий – в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

 

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

 

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, – пускает себе пулю в лоб.

 

Живаго же совершает воистину волевой поступок – сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность. 

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества – последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

 

Помимо Живаго, выразителями взглядов писателя являются в романе дядя доктора – религиозный мыслитель Николай Николаевич Веденяпин и его идейная последовательница Серафима Тунцева, а также, отчасти, профессор Московского университета Александр Александрович Громеко. В философии Веденяпина, которую в целом разделяет и Живаго, огромную роль играет особым образом истолкованная христианская идея. Именно христианство, считает Веденяпин, впервые принесло в мир, прежде разделявшийся на народы, поклоняющиеся только своим «вождям», ощущение ценности каждой личности – вне зависимости от того, какому народу и какой «национальной религии» принадлежит человек. Христианство же утвердило идею бессмертия человеческого духа, которую Живаго вслед за Веденяпиным понимает как постоянное стремление человека к разрешению загадки смерти с целью окончательного ее преодоления. Одна из разгадок – творчество, благодаря которому можно преодолеть смерть. Вот почему величайшие произведения искусства, по мнению доктора, – это формы временной победы человека над смертью на пути к грядущему всечеловеческому бессмертию.

 

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.


  1. Как бы вы могли охарактеризовать главного героя?
  2. Как Живаго относится к революции?


«Стихотворения Юрия Живаго»

Завершает роман «Доктор Живаго» цикл из двадцати пяти «стихотворений Юрия Живаго», составляющий семнадцатую часть второй книги и имеющий противоречивый статус в композиции произведения.

 

Шестнадцатая глава названа эпилогом, в ней заканчивается прозаическое действие романа, а стихотворный цикл следует за ней, но не является приложением, поскольку назван частью и имеет соответствующий порядковый номер. Таким образом, автор указывает на относительную самостоятельность стихотворного сюжета, развивающегося вслед за прозаическим.

 

Юрий Живаго в конце своего жизненного пути остается самим собой, и за это ему и дается возможность прожить идеальную судьбу в биографии духовной. Ее воплощением становится тетрадь его стихотворений, которая завершает роман.

 

Весь поэтический цикл посвящен раскрытию вечного мотива противостояния добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

 

Лирическое «я» живаговского цикла во многом порождается конкретикой именно романной действительности. А это значит, что «Стихотворения Юрия Живаго» необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаической и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла в его соотнесенности с прозаическим текстом.

 

В этом контексте стихотворения цикла выполняют две функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные», проходящие через все повествование образы (лейтмотивы) – чаще бытовые или «природные» реалии – находят свое эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении. В данном случае лирическое произведение становится как бы «связующим звеном», то есть дополнительным – смыкающим – элементом композиционной структуры текста. Основной целью второй функции будет выявление подтекста: оценочных суждений, ассоциативных связей, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.

 

Евангельская коллизия смертельного выбора и крестного пути героя стала для Б.Л. Пастернака универсальным образцом поведения человека, что подтверждается начальным стихотворением цикла «Гамлет» (1946). В этом стихотворении поэт отстаивает право на собственный духовный путь в мире. В «Гамлете» теснейшим образом переплетаются между собой шекспировская символика (символика театра-жизни и судьбы-роли), евангельская символика, а также фольклорное мировоззрение. Все эти три образных мира соединяются в поэтических тетрадях Юрия Живаго.

 

Стихотворение «Гамлет», по словам исследователя творчества Б.Л. Пастернака В.С. Баевского, имеет несколько подтекстов: в нем может идти речь и о герое Шекспира принце Датском, вступившим в единоборство с мировым злом и погибающим в этой борьбе; и о гениальном актере, который играл роль Гамлета в театре; и об Иисусе Христе, который пришел на землю, чтобы пройти путь страданий и искупить все человеческие грехи; и о герое романа Юрии Живаго; и об авторе романа Б.Л. Пастернаке.

 

Поэтому все строфы стихотворения воспринимаются не только в прямом, но и в символическом, подтекстовом значении. Все они готовы нести свой крест, идти на самопожертвование во имя высшей истины. Для Б.Л. Пастернака и его героя, с точки зрения христианского миропонимания, смерть — это не конец, это жизнь, принесенная в жертву. Поэтому для разумения бытия как чуда необходима Голгофа: «Жизнь прожить — не поле перейти».

 

Центральное (13) стихотворение цикла «Сказка» ‒ переосмысленный сюжет фольклора о борьбе с драконом, об освобождении красавицы, отсылает и к судьбе Живаго и Лары, и к истории Лары со Стрельниковым, и даже к историческим событиям Великой Отечественной войны. отсутствие счастливого и ясного финала делают историю драматичной, незаконченной, исторически и психологически правдивой. 

 

25-е стихотворение «Гефсиманский сад», закрывающее цикл, отражает идею всей книги ‒ бессмертия. Лирический герой вживается в образ Христа и пытается осознать свою роль и смысл существования, и это осознание приводит его к жизнеутверждающей мысли о столетьях прошлого и настоящего, которые станут ему подвластны:

 

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

 

 

Анализируя и сопоставляя стихотворения Юрия Живаго, вдумываясь в их содержание и постигая их символический смысл, читатель видит, как трагический фатализм лирического героя «Гамлета» постепенно преодолевается: «рок» теряет над ним свою власть, и духовный опыт приводит его к осознанию истинности христианского учения, что проявляется в свободном (без какого бы то ни было «гамлетовского» ощущения фатальной обреченности) принятии жизни и мира, – принятии, освященном лучом христианской веры, любви и поэзии, истинного творчества, которое всегда сродни «чудотворству» («Август»). Это светлое чувство уже не омрачается ни тяжким бременем непонимания и отчуждения (зачастую со стороны самых близких людей), ни предчувствием своей скорой кончины. Движение от «гамлетизма» к христианству – основной вектор сюжетной динамики цикла.

 

Цикл стихотворений Юрия Живаго образно и тематически объединяют три вечные категории: христианство, любовь, природа. Библейские мотивы положены в основу стихотворений «Рождественская звезда» (1947), «Рассвет», «Чудо», «Гефсиманский сад». Это своеобразный нравственно-философский цикл о самоотверженной жизни, деяниях и смерти Христа.

 

Стихотворение «Гефсиманский сад» завершает цикл и замыкает кольцо жизни Христа, изображая ночь великого четверга после тайной вечери и арест Иисуса, повествует о «месте испытания духа и небывалой, самоотверженной жертве» Христа, который во имя любви к людям пошел на Голгофу.

 

Стихотворения Юрия Живаго библейской тематики характеризуются широкими авторскими параллелями и стремлением в настоящем увидеть драматические черты далекой эпохи и наоборот. Б.Л. Пастернак, повествуя о муках Христа, исповедуется и сам.

 

Органическое единство прозаической и поэтической частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный прием, но прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображенной им жизнью.


Какое значение имеют «Стихотворения Юрия Живаго» в романе?


Контрольные вопросы

 

  1. В чем особенность жанра романа «Доктора Живаго»?
  2. Какие проблемы и темы подняты в романе?
  3. Какой исторической эпохе посвящен роман «Доктор Живаго»?
  4. Как раскрывается в романе проблема нравственного выбора? Кто из героев перед таким выбором поставлен?


Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго» (обзор)

План урока

  • История создания романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • Композиционные и жанровые особенности романа «Доктор Живаго»
  • Тематика и проблематика произведения
  • Сюжет и идейное своеобразие романа «Доктор Живаго»
  • «Стихотворения Юрия Живаго»

Цели урока

  • Знать историю создания, своеобразие формы романа «Доктор Живаго»
  • Уметь анализировать тексты прозаического и лирического произведений

Разминка

  • Вспомните, что такое «историзм».
  • Какие произведения, посвящённые историческим событиям вы уже изучали?

История создания романа «Доктор Живаго»

С 1945 года по 1955 год Борис Леонидович Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», во многом автобиографическом повествовании о судьбе русской интеллигенции в первой половине XX века. Герой романа врач и поэт Юрий Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Роман, сначала одобренный к печати, позже сочли непригодным «из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования». Книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, а к концу 1958 года переведена на 18 языков. 

 

В 1958 году Шведская академия присудила Б.Л. Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за продолжение традиций великого русского эпического романа», что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило писателя отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну Евгению в 1989 году).

 

Б.Л. Пастернак несколько раз менял варианты названия романа: «Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки». Последнее название раскрывает один из аспектов авторского замысла.

 

С самого начала романа действуют мальчики — Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов и девочки — Надя, Тоня.

 

Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» это Лариса Гишар («Лара была самым чистым существом на свете», — говорит о ней автор). Подростковое восприятие сохраняется у повзрослевших героев Б.Л. Пастернака. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом, И некому за нами подглядывать. Свобода!» (часть пятая, глава 8). Происходящее в годы гражданской войны Стрельников считает: «военною игрою, а не делом».

 

Б.Л. Пастернак отказался от предыдущих вариантов названия в пользу нынешнего - «Доктор Живаго». В самом имени Живаго звучит жизнь и буквально повторено старославянское определение – «Ты есть сын Бога живаго».

 

Живаго – доктор, хранитель жизни. В связи с этим можно сказать, что жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности. В названии произведения определяются глубокие христианские основы авторской концепции, главная идейно-философская ось романа - противопоставление жизни и смерти. Многое указывает на мессианскую роль его центрального героя, прошедшего через страдания, испытания, ставшего своего рода искупительной жертвой грозной исторической «хирургии», но обретшего бессмертие в своем творчестве и в благодарной памяти людей.


Какое идейно-тематическое значение заключено в окончательном варианте названия романа – «Доктор Живаго»?


Жанровые и композиционные особенности романа «Доктор Живаго»

Б.Л. Пастернак задумывал роман «Доктор Живаго» как произведение, продолжающее традиции классической русской литературы ХIХ века (исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», романы-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», М.А. Шолохова «Тихий Дон»). Однако «Доктора Живаго» трудно назвать историческим романом или романом-эпопеей в привычном смысле слова. Сразу было замечено, что автор сознательно и настойчиво строит повествование, пронизывая текст лирическим волнением, объективного и отстраненного повествования эпопеи читатель не чувствует. 

 

Жанр «Доктора Живаго» иногда называют «роман-монолог» и «роман-поэма».

 

Композиция романа двухчастная: 1 часть ‒ повествовательная, романная часть, 2 ‒ цикл стихотворений, написанный Б.Л. Пастернаком как приложение к его роману «Доктор Живаго». Автор предлагает прочитывать их как стихи, созданные его главным героем, и сюжеты некоторых стихотворений перекликаются с фактами жизни и кругом переживаний доктора Живаго, как они описаны в романе.

Тематика и проблематика произведения

В романе рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. События даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет.

 

Роман не вписывался в схемы соцреализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека, по мнению Б.Л. Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить.

 

Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Живаго – врач, он ставит диагноз, но не вмешивается активно в ход вещей, доверяя жизни самой расставить все по местам. Своеобразный фатализм, присущий Живаго, не отменяет его убеждения в необходимости нравственного выбора, в котором и проявляется свобода человека.


Как жанр «романа-монолога» раскрывает тематику произведения Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?


Сюжет и идейное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Рис. 1. Д. Кузнецова. Иллюстрация к роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 2019. Рис. 1. Д. Кузнецова. Иллюстрация к роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 2019.

Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху исторических преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя ‒ врача Юрия Живаго.

 

Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки». И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь всё, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

 

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия – разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

 

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня – ровесница Юрия: «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия».

 

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня – юристкой, а Миша – филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны – поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

 

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и, отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

 

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий – в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

 

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

 

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, – пускает себе пулю в лоб.

 

Живаго же совершает воистину волевой поступок – сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность. 

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества – последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

 

Помимо Живаго, выразителями взглядов писателя являются в романе дядя доктора – религиозный мыслитель Николай Николаевич Веденяпин и его идейная последовательница Серафима Тунцева, а также, отчасти, профессор Московского университета Александр Александрович Громеко. В философии Веденяпина, которую в целом разделяет и Живаго, огромную роль играет особым образом истолкованная христианская идея. Именно христианство, считает Веденяпин, впервые принесло в мир, прежде разделявшийся на народы, поклоняющиеся только своим «вождям», ощущение ценности каждой личности – вне зависимости от того, какому народу и какой «национальной религии» принадлежит человек. Христианство же утвердило идею бессмертия человеческого духа, которую Живаго вслед за Веденяпиным понимает как постоянное стремление человека к разрешению загадки смерти с целью окончательного ее преодоления. Одна из разгадок – творчество, благодаря которому можно преодолеть смерть. Вот почему величайшие произведения искусства, по мнению доктора, – это формы временной победы человека над смертью на пути к грядущему всечеловеческому бессмертию.

 

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.


  1. Как бы вы могли охарактеризовать главного героя?
  2. Как Живаго относится к революции?


«Стихотворения Юрия Живаго»

Завершает роман «Доктор Живаго» цикл из двадцати пяти «стихотворений Юрия Живаго», составляющий семнадцатую часть второй книги и имеющий противоречивый статус в композиции произведения.

 

Шестнадцатая глава названа эпилогом, в ней заканчивается прозаическое действие романа, а стихотворный цикл следует за ней, но не является приложением, поскольку назван частью и имеет соответствующий порядковый номер. Таким образом, автор указывает на относительную самостоятельность стихотворного сюжета, развивающегося вслед за прозаическим.

 

Юрий Живаго в конце своего жизненного пути остается самим собой, и за это ему и дается возможность прожить идеальную судьбу в биографии духовной. Ее воплощением становится тетрадь его стихотворений, которая завершает роман.

 

Весь поэтический цикл посвящен раскрытию вечного мотива противостояния добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

 

Лирическое «я» живаговского цикла во многом порождается конкретикой именно романной действительности. А это значит, что «Стихотворения Юрия Живаго» необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаической и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла в его соотнесенности с прозаическим текстом.

 

В этом контексте стихотворения цикла выполняют две функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные», проходящие через все повествование образы (лейтмотивы) – чаще бытовые или «природные» реалии – находят свое эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении. В данном случае лирическое произведение становится как бы «связующим звеном», то есть дополнительным – смыкающим – элементом композиционной структуры текста. Основной целью второй функции будет выявление подтекста: оценочных суждений, ассоциативных связей, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.

 

Евангельская коллизия смертельного выбора и крестного пути героя стала для Б.Л. Пастернака универсальным образцом поведения человека, что подтверждается начальным стихотворением цикла «Гамлет» (1946). В этом стихотворении поэт отстаивает право на собственный духовный путь в мире. В «Гамлете» теснейшим образом переплетаются между собой шекспировская символика (символика театра-жизни и судьбы-роли), евангельская символика, а также фольклорное мировоззрение. Все эти три образных мира соединяются в поэтических тетрадях Юрия Живаго.

 

Стихотворение «Гамлет», по словам исследователя творчества Б.Л. Пастернака В.С. Баевского, имеет несколько подтекстов: в нем может идти речь и о герое Шекспира принце Датском, вступившим в единоборство с мировым злом и погибающим в этой борьбе; и о гениальном актере, который играл роль Гамлета в театре; и об Иисусе Христе, который пришел на землю, чтобы пройти путь страданий и искупить все человеческие грехи; и о герое романа Юрии Живаго; и об авторе романа Б.Л. Пастернаке.

 

Поэтому все строфы стихотворения воспринимаются не только в прямом, но и в символическом, подтекстовом значении. Все они готовы нести свой крест, идти на самопожертвование во имя высшей истины. Для Б.Л. Пастернака и его героя, с точки зрения христианского миропонимания, смерть — это не конец, это жизнь, принесенная в жертву. Поэтому для разумения бытия как чуда необходима Голгофа: «Жизнь прожить — не поле перейти».

 

Центральное (13) стихотворение цикла «Сказка» ‒ переосмысленный сюжет фольклора о борьбе с драконом, об освобождении красавицы, отсылает и к судьбе Живаго и Лары, и к истории Лары со Стрельниковым, и даже к историческим событиям Великой Отечественной войны. отсутствие счастливого и ясного финала делают историю драматичной, незаконченной, исторически и психологически правдивой. 

 

25-е стихотворение «Гефсиманский сад», закрывающее цикл, отражает идею всей книги ‒ бессмертия. Лирический герой вживается в образ Христа и пытается осознать свою роль и смысл существования, и это осознание приводит его к жизнеутверждающей мысли о столетьях прошлого и настоящего, которые станут ему подвластны:

 

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

 

 

Анализируя и сопоставляя стихотворения Юрия Живаго, вдумываясь в их содержание и постигая их символический смысл, читатель видит, как трагический фатализм лирического героя «Гамлета» постепенно преодолевается: «рок» теряет над ним свою власть, и духовный опыт приводит его к осознанию истинности христианского учения, что проявляется в свободном (без какого бы то ни было «гамлетовского» ощущения фатальной обреченности) принятии жизни и мира, – принятии, освященном лучом христианской веры, любви и поэзии, истинного творчества, которое всегда сродни «чудотворству» («Август»). Это светлое чувство уже не омрачается ни тяжким бременем непонимания и отчуждения (зачастую со стороны самых близких людей), ни предчувствием своей скорой кончины. Движение от «гамлетизма» к христианству – основной вектор сюжетной динамики цикла.

 

Цикл стихотворений Юрия Живаго образно и тематически объединяют три вечные категории: христианство, любовь, природа. Библейские мотивы положены в основу стихотворений «Рождественская звезда» (1947), «Рассвет», «Чудо», «Гефсиманский сад». Это своеобразный нравственно-философский цикл о самоотверженной жизни, деяниях и смерти Христа.

 

Стихотворение «Гефсиманский сад» завершает цикл и замыкает кольцо жизни Христа, изображая ночь великого четверга после тайной вечери и арест Иисуса, повествует о «месте испытания духа и небывалой, самоотверженной жертве» Христа, который во имя любви к людям пошел на Голгофу.

 

Стихотворения Юрия Живаго библейской тематики характеризуются широкими авторскими параллелями и стремлением в настоящем увидеть драматические черты далекой эпохи и наоборот. Б.Л. Пастернак, повествуя о муках Христа, исповедуется и сам.

 

Органическое единство прозаической и поэтической частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный прием, но прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображенной им жизнью.


Какое значение имеют «Стихотворения Юрия Живаго» в романе?


Контрольные вопросы

 

  1. В чем особенность жанра романа «Доктора Живаго»?
  2. Какие проблемы и темы подняты в романе?
  3. Какой исторической эпохе посвящен роман «Доктор Живаго»?
  4. Как раскрывается в романе проблема нравственного выбора? Кто из героев перед таким выбором поставлен?


Предыдущий урок
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
Русская литература XX века
Следующий урок
М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения
Русская литература XX века
  • Жизнь леса

    Окружающий мир

  • Параллелепипед. Построение сечений параллелепипеда

    Геометрия

  • Процессуальные отрасли права (уголовный и административный)

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке