Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Ахматова. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой

Русская литература XX века

09.12.2024
2414
0

А.А. Ахматова. Тема Родины

План урока

  • Тема Родины в ранней лирике А.А. Ахматовой
  • Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны
  • Тема родины в поздней лирике А.А. Ахматовой

Цели урока

  • Знать, как тема Родины раскрывается в лирике А.А. Ахматовой разных периодов
  • Уметь анализировать лирическое произведение

Разминка

Каким предстает образ Родины в стихотворениях русских поэтов? В чем своеобразие этого образа в стихотворениях разных авторов?

Тема Родины в ранней лирике А.А. Ахматовой

Рис. 1. А. Осьмеркин. А.А. Ахматова. Белая ночь. Ленинград. 1939–1940

После революции тематика лирических произведений А.А. Ахматовой меняется. В лирику поэтессы входят гражданские темы и мотивы. Как известно, революция 1917 года в корне изменила жизнь русского народа. А.А. Ахматова как поэт не могла игнорировать события такого масштаба.

 

Тема Родины появляется у А.А. Ахматовой уже в третьем сборнике «Белая стая». Когда в сентябре в Петроград приехал один из самых дорогих ей людей – поэт и художник Б. Анреп, который уезжал из России с твердым намерением поселиться в Англии, это больно ранило Анну Андреевну. Она создает стихотворение, в котором фиксирует свой принципиальный выбор:

 

…Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. <…>
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился скорбный дух.

 

 

Совершенно очевидно, что оно рождено из духа патриотизма, из любви к России, что в нем проявилось глубокое национальное чувство:

 

 

Ты – отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.

 

 

А.А. Ахматову удерживали в России вера, природа, язык, без них она не мыслила и саму родину. Эта бескомпромиссная позиция, выражена поэтессой в целом ряде стихотворений: 

 

 

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

 

 

Первую мировую войну А.А. Ахматова воспринимает как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», – пишет она в стихотворении «Майский снег». Тогда же возникает тема жертвенной любви к России («Молитва»):

 

 

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

 

 

Первые годы жизни советской власти давались А.А. Ахматовой очень нелегко. «Это были годы голода и самой черной нищеты», – лаконично скажет она. При этом она не желала покидать свою родину и мужественно принимала все выпавшие на ее долю испытания.

 

Коммунистический строй относился к творчеству поэтессы резко отрицательно, ее произведения подвергались яростным нападкам критики и не допускались до печати. Эти неудачи дополнялись трагедией в личной жизни. В этих невыносимых условиях А.А. Ахматова создала стихотворение «Все расчищено, предано, продано…» (1921), в котором описала свои ощущения. Анна Андреевна посвятила произведение своей подруге – Н. Рыковой, которая разделяла ее страдания и старалась оказать всяческую помощь.

 

Следующий сборник «Подорожник» создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция – осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. А.А. Ахматова не уехала в эмиграцию, как многие, но и не приняла революцию. Она выбрала третий путь («Петроград», «Не с теми я, кто…») Эти стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора. А.А. Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В стихотворении «Петроград» появляется местоимение «мы». А.А. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока:

 

 

Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.

 

 

В сборнике «Anno Domini» появляется неожиданная радость, и среди несчастий, горя, смертей А.А. Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

 

 

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?


  1. Как относится А.А. Ахматова к Революции?
  2. Какой описывает Россию А.А. Ахматова в ранней лирике?


Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны А.А. Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу:

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Тема Родины в поздней лирике А.А. Ахматовой

В позднем творчестве А.А. Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В 1961 году поэтесса публикует стихотворение «Родная земля». Оно написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве А.А. Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и оценки собственной жизни. Произведение вошло в цикл под названием «Венок мертвым».

 

Стихотворение с первых строк намеренно полемично и построено с явной оглядкой на М.Ю. Лермонтова, на его «Родину». Отношение Анны Андреевны к родине трезво, просто и мудро. В конечном итоге «мы» и «родная земля» – неделимое целое:

 

 

Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.

 

 

В поздних стихах А.А. Ахматовой важнейшая тема – тема памяти. В последнее десятилетие она подводит итоги: Настоящего Двадцатого Века и собственной жизни. Завершена «Поэма без героя», создававшаяся больше двадцати лет (1940–1962). Современники видят в ней «трагедию совести», «объяснение, отчего произошла революция», «реквием по всей Европе», «осуществленную мечту символистов».


  1. С какой темой связана тема Родины в позднем творчестве А.А. Ахматовой?
  2. Как трансформируется образ Родины, родной земли в лирике А.А. Ахматовой?


Таким образом, тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меняется в её поэзии. Сначала Родиной для А.А. Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Анна Андреевна сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни А.А. Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

 

В течение всей своей жизни поэтесса не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. А.А. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.


Контрольные вопросы

 

  1. Какой предстает Россия в лирике А.А. Ахматовой?
  2. Как трансформируется образ Родины в стихотворениях А.А. Ахматовой разного периода?
  3. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворениям А.А. Ахматовой?


Предыдущий урок
Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый
Русская литература XX века
Следующий урок
Футуризм. В. Хлебников, И. Северянин
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Вычисление углов между прямыми и плоскостями

    Геометрия

  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

    Литература

  • Решение треугольников. Теорема о медиане треугольника

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке