- Тема Родины в ранней лирике А.А. Ахматовой
- Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны
- Тема родины в поздней лирике А.А. Ахматовой
- Знать, как тема Родины раскрывается в лирике А.А. Ахматовой разных периодов
- Уметь анализировать лирическое произведение
Каким предстает образ Родины в стихотворениях русских поэтов? В чем своеобразие этого образа в стихотворениях разных авторов?
Тема Родины в ранней лирике А.А. Ахматовой
После революции тематика лирических произведений А.А. Ахматовой меняется. В лирику поэтессы входят гражданские темы и мотивы. Как известно, революция 1917 года в корне изменила жизнь русского народа. А.А. Ахматова как поэт не могла игнорировать события такого масштаба.
Тема Родины появляется у А.А. Ахматовой уже в третьем сборнике «Белая стая». Когда в сентябре в Петроград приехал один из самых дорогих ей людей – поэт и художник Б. Анреп, который уезжал из России с твердым намерением поселиться в Англии, это больно ранило Анну Андреевну. Она создает стихотворение, в котором фиксирует свой принципиальный выбор:
…Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. <…>
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился скорбный дух.
Совершенно очевидно, что оно рождено из духа патриотизма, из любви к России, что в нем проявилось глубокое национальное чувство:
Ты – отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
А.А. Ахматову удерживали в России вера, природа, язык, без них она не мыслила и саму родину. Эта бескомпромиссная позиция, выражена поэтессой в целом ряде стихотворений:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Первую мировую войну А.А. Ахматова воспринимает как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», – пишет она в стихотворении «Майский снег». Тогда же возникает тема жертвенной любви к России («Молитва»):
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Первые годы жизни советской власти давались А.А. Ахматовой очень нелегко. «Это были годы голода и самой черной нищеты», – лаконично скажет она. При этом она не желала покидать свою родину и мужественно принимала все выпавшие на ее долю испытания.
Коммунистический строй относился к творчеству поэтессы резко отрицательно, ее произведения подвергались яростным нападкам критики и не допускались до печати. Эти неудачи дополнялись трагедией в личной жизни. В этих невыносимых условиях А.А. Ахматова создала стихотворение «Все расчищено, предано, продано…» (1921), в котором описала свои ощущения. Анна Андреевна посвятила произведение своей подруге – Н. Рыковой, которая разделяла ее страдания и старалась оказать всяческую помощь.
Следующий сборник «Подорожник» создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция – осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. А.А. Ахматова не уехала в эмиграцию, как многие, но и не приняла революцию. Она выбрала третий путь («Петроград», «Не с теми я, кто…») Эти стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора. А.А. Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В стихотворении «Петроград» появляется местоимение «мы». А.А. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В сборнике «Anno Domini» появляется неожиданная радость, и среди несчастий, горя, смертей А.А. Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
- Как относится А.А. Ахматова к Революции?
- Какой описывает Россию А.А. Ахматова в ранней лирике?
Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны А.А. Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Тема Родины в поздней лирике А.А. Ахматовой
В позднем творчестве А.А. Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В 1961 году поэтесса публикует стихотворение «Родная земля». Оно написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве А.А. Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и оценки собственной жизни. Произведение вошло в цикл под названием «Венок мертвым».
Стихотворение с первых строк намеренно полемично и построено с явной оглядкой на М.Ю. Лермонтова, на его «Родину». Отношение Анны Андреевны к родине трезво, просто и мудро. В конечном итоге «мы» и «родная земля» – неделимое целое:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
В поздних стихах А.А. Ахматовой важнейшая тема – тема памяти. В последнее десятилетие она подводит итоги: Настоящего Двадцатого Века и собственной жизни. Завершена «Поэма без героя», создававшаяся больше двадцати лет (1940–1962). Современники видят в ней «трагедию совести», «объяснение, отчего произошла революция», «реквием по всей Европе», «осуществленную мечту символистов».
- С какой темой связана тема Родины в позднем творчестве А.А. Ахматовой?
- Как трансформируется образ Родины, родной земли в лирике А.А. Ахматовой?
Таким образом, тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меняется в её поэзии. Сначала Родиной для А.А. Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Анна Андреевна сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни А.А. Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни поэтесса не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. А.А. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
Контрольные вопросы
- Какой предстает Россия в лирике А.А. Ахматовой?
- Как трансформируется образ Родины в стихотворениях А.А. Ахматовой разного периода?
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворениям А.А. Ахматовой?