Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Акмеизм. Н.С. Гумилев. Лирика

Русская литература XX века

26.04.2024
2851
0

Акмеизм. Н.С. Гумилев. Лирика

План урока

  • Кризис символизма и зарождение акмеизма
  • Слово о Н.С. Гумилеве
  • Н.С. Гумилев – теоретик акмеизма
  • Гумилев и Ахматова. Любовная лирика
  • Последние годы жизни и творчества

Цели урока

  • Знать историю зарождения, основные черты и представителей акмеизма, жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева
  • Уметь анализировать лирические произведение, выявлять черты акмеизма в литературных произведениях

Разминка

Какие черты характерны для символизма?

Кризис символизма и зарождение акмеимза

К 1910 году стало ясно, что символизм переживает кризис и сходит с литературной арены. После символизма наступила эпоха «преодолевших символизм». Постсимволизм выдвинул несколько других литературных течений – акмеизм эгофутуризм кубофутуризм имажинизм  и несколько других. Наиболее яркими течениями становятся акмеизм и футуризм. И хотя символизм был их литературным отцом, начинают акмеисты и футуристы с критики символизма.

 

В 1910 году выходит статья поэта и прозаика М. Кузмина «О прекрасной ясности». В ней противопоставляется стихийности, хаосу, дионисийству и мистике младосимволистов аполлоническое, стройное и гармоничное миросозерцание. Автор провозглашает принцип прекрасной ясности, который он назвал кларизмом. Термин «кларизм» чуть позже заменится термином «акмеизм».

 

В 1911 году в Петербурге по инициативе Н.С. Гумилева возникает объединение «Цех поэтов». На собраниях «Цеха поэтов» каждый участник читал собравшимся свои произведениями, которые потом подробно обсуждались. При этом сам Н.С. Гумилев требовал убедительной аргументации, непременных пояснений, почему хорошо и почему плохо. Поэтому первый «Цех поэтов» был настоящей школой поэтического мастерства. В этих обсуждениях и спорах сложился безукоризненный художественный вкус А. Ахматовой, О. Maндельштама, Г. Иванова, Г. Адамовича. Хотя акмеисты и признавали символизм выдающимся поэтическим направлением, но выступили против некоторых его черт. Они, как и символисты, тосковали по идеальной красоте и ее формам, находя образцы совершенной красоты в культуре прошлых веков, но в отличие от символистов они провозгласили верность материальному миру и ратовали за точное слово, поскольку их не удовлетворяли символистские порывы к «идеальному» и потустороннему, многозначность и текучесть образов, исчезновение из поэзии реальных вещей, предметов. Таким образом, акмеисты сохраняли живую конкретность и предметность образа. 

 

В декабре 1912 года в литературно-артистическом кафе «Бродячая собака» Гумилев и Городецкий выступили с докладами, которые положили начало новому литературному течению – акмеизму (от слова akme - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или, как его реже называли,

адамизму(мужественно твердыйи ясныйвзгляд на жизнь). В это объединение вошли Н. Гумилев и С. Городецкий, а также А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич. Они полагали, что символизм во главе с А. Блоком завершил поэзию XIX века, а акмеизм во главе с Гумилевым откроет поэтический XX век.

 

В статье Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» утверждалось, что «на смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли, – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем-то было в символизме». Акмеисты были уверены, что бытие едино – не существует двух миров, отсюда следовало, что сознание человека также воспринимает один внешний мир, и нет причин для трагического раздвоения внутреннего мира. Акмеисты обращаются к традициям Шекспира, Рабле, Вийона и Теофиля Готье. Акмеисты, или, как некоторые из них называли себя, адамисты, выступили против символистской мистики и вступились «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю». 

 

Рис. 1. К.А. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1906.

Среди акмеистов задачу передать внутренний мир человека, по мнению Городецкого, выполнила А. Ахматова в своем сборнике «Вечер», а представить миру «лирику безупречных слов» смогли Гумилев и Мандельштам. Осип Мандельштам считал, что нет другого рая кроме бытия. Он писал: «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя – вот высшая заповедь акмеизма».

 

Своеобразие акмеизма легче всего понять из сопоставления с символизмом: по мнению акмеистов, в отличие от символистов, между словом и вещью не должно быть противоречия или несоответствия. Слово обязано точно и прямо называть вещь, а вещь должна оставаться вещью, нужно назвать вещи своими именами и мыслить под ними свойственное им значение, закрепленное в языке, а не подразумеваемое и не придуманное. Акмеисты в своем творчестве ценили меру, вкус, художественную законченность.


  1. Кто стал представителем акмеизма?
  2. Какие характерные черты можно выделить в творчестве акмеистов?


Слово о Н.С. Гумилеве

Николай Степанович Гумилев (1886–1921)

Рис. 2. Н.С. Гумилев.

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача. Детство будущего поэта проходило в Царском селе, а затем в городе Тифлис. Он закончил Царскосельскую Николаевскую гимназию. В 1905 году вышел первый сборник стихов «Путь конквистадоров».

 

В следующих сборниках «Романтические цветы» (1908) и «Жемчуга» (1910) отражается влияние сочинений Ницше, который воспринимал земной мир как ценность, достойную восхищения, и В.Я. Брюсова, темы и мотивы творчества которого продолжают жить в поэзии Н.С. Гумилева – наиболее заметно в ранних сборниках, менее очевидно в последующих – «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921). От В.Я. Брюсова Николай Степанович унаследовал повышенный интерес к другим культурным мирам, противостоящим унылой, скучной современности.

 

Именно символистские фантазии В.Я. Брюсова помогли Н.С. Гумилеву поэтически оформить владевшую им мечту попасть в некую восхитительную, ослепительно-прекрасную страну блаженства. Эта страна принимает разные обличья: то это Америка эпохи вторжения в нее испанских завоевателей-конкистадоров («Сонет», «Как конквистадор в панцире железном…», «Старый конквистадор»), то средневековый Китай с его буддийскими пагодами и фарфоровыми колокольчиками, блаженно поющими «о вечном» («Путешествие в Китай», «Я верил, я думал…», «Возвращение»), то древняя Аравия с великими мусульманскими святынями – городами Меккой и Мединой («Паломник»), то увиденная во сне и чудесным образом преображенная сновидением в «зеленую и солнечную страну» столица Швеции Стокгольм («Стокгольм»). Цена попадания в эту страну велика: как правило, это смерть героя. Но и мотив смерти в творчестве Н.С. Гумилева перекликается с идеями Ницше о радостном принятии изначального трагизма существования.

Рис. 3. О.Л. Делла Вос-Кардовская. Н.С. Гумилев. Царское Село. 1909

Чаще всего искомая страна принимает облик Африки, которую Н.С. Гумилев особенно любил: с 1908 года по 1913 год он четырежды ездил в Африку, и трижды целью его путешествия оказывалась Абиссиния (сейчас Эфиопия). Его завораживали африканские страны с их палящим солнцем, необыкновенными пустынями, горами, лесами-джунглями, диковинными растениями и животными, старинными городами и селениями. Лучшие африканские стихи Н.С. Гумилева собраны в сборнике «Шатер», а одно из самых известных стихотворений Н.С. Гумилева на африканскую тему – «Жираф» (1907). В стихотворении жираф предстает здесь как живой миф, живая сказка. Герой стихотворения хочет рассказами о далекой и чудесной африканской стране развлечь девушку, образ которой ассоциируется со скукой обыденного существования, с унылой, бесцветной реальностью. Герой же ассоциируется с яркой, праздничной реальностью иного мира, который одновременно является географически конкретной африканской страной – отсюда упоминание об озере Чад – и плодом поэтического воображения. Таким образом, обыденное преодолевается мечтой о необыкновенном. 

 

В стихотворениях «Читатель книг» и «У меня не живут цветы…» возникает образ героической личности прошлых времен, обладающей исключительной физической силой, мужеством, непреклонной волей, готовой с улыбкой презрения встречать любую опасность, в отличие от людей «нашего времени», вялых, робких, неуверенных в себе. Сначала такими примерами героического типа выступают у поэта легендарные герои Древнего Рима и Древней Греции, затем испанские конкистадоры XVI века и великих мореплавателях всех времен – от Античности до Джеймса Кука, знаменитого английского путешественника. Черты знаменитых мореплавателей отражены в цикле «Капитаны» (1909). Капитаны сочетают в себе и невероятную мощь, отвагу и романтическую красоту, они с легкостью преодолевают любые препятствия, возникающие на их пути.


  1. Что повлияло на творчество Н.С. Гумилёва?
  2. С принципами какого течения спорил Н.С, Гумилёв?


Гумилев и Ахматова. Любовная лирика

Любовных стихотворений в творчестве Н.С. Гумилева много, и они посвящены разным женщинам. Особое место среди них занимают стихи, отражающие сложные взаимоотношения Н.С. Гумилева с А.А. Ахматовой. Они познакомились в 1903 году, будучи гимназистами. Влюбленный Н.С. Гумилев добивался руки Анны, тогда еще носившей фамилию Горéнко несколько лет.

 

В 1910 году она дает согласие на брак с ним – брак, не принесший им счастья, что, однако, не мешало обоим относиться друг к другу с уважением и ценить творческие достижения друг друга.

 

Анне Ахматовой Н.С. Гумилев посвятил второй сборник стихов «Романтические стихи, выпущенный в Париже в 1908 году. Образ Анны Горенко, например, угадывается в печальной девушке с «тонкими» руками из стихотворения «Жираф». В некоторых стихотворениях Н.С. Гумилев описывает жену как «лунную» деву («Жестокой») и «колдунью» («Из логова змиева»), а себя как жертву ее колдовских чар («Укротитель зверей», «Отравленный»). 

Последние годы жизни и творчества 

Октябрьские события 1917 году Н.С. Гумилев поначалу воспринял почти равнодушно, пока вожди новой Республики Советов позволяли людям искусства свободно заниматься своим делом. Он считал возможным терпеть новую власть, думая, подобно многим в то время, что власть большевиков не продержится долго. Он сотрудничает с издательством «Всемирная литература», возглавляемым М. Горьким, руководит молодежными поэтическими объединениями. 

 

В 1921 году выходит сборник «Огненный столп», который содержит такие жемчужины лирики, как «Память», «Лес», «Слово», «Персидская миниатюра», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели». 

 

В это время Н.С. Гумилев вел себя неосторожно – позволял резкие высказывания в адрес новой власти, на улице демонстративно крестился на все церкви, мимо которых ему случалось проходить. В августе 1921 года Н.С. Гумилев был арестован по подозрению в принадлежности к контрреволюционной организации, и в том же месяце расстрелян вместе с другими предполагаемыми участниками этого заговора. Действительно ли Н.С. Гумилев состоял в такой организации, и существовала ли эта организация вообще – эти вопросы до сих пор остаются без ответа. «Таганцевское дело» – одно из преступлений набиравшего силу ленинского террора.

Н.С. Гумилев был убит посредине жизненного пути, на пике творческого взлета, не ведая «ни болезни, ни старости, ни измены себе».


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы и мотивы характерны для лирики Н.С. Гумилева?
  2. Как вы могли бы охарактеризовать лирического героя Н.С. Гумилева?


Предыдущий урок
В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Блок. Лирика. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Производная степенной функции. Правила дифференцирования

    Алгебра

  • Неорганические и органические кислоты

    Химия

  • Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке