Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести

Русская литература XX века

13.02.2025
2270
0

А.И. Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести

План урока

  • Слово об А.И. Куприне
  • Повесть «Поединок»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.И. Куприна
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

Жизнелюбивый талант А. И. Куприна находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой говорил: «Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...». Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

 

Это – мудрость верной силы,
В самой буре – тишина.
Ты – родной и всем нам милый,
Все мы любим Куприна.

Слово об А.И. Куприне

Рис. 1. А.И. Куприн. Фото 1910-х.

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

 

Александр Иванович Куприн родился в «никому не известном, ровно ничем не замечательном» городе Наровчате Пензенской губернии с рекой Безымянкой 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец Куприна рано умер от холеры и мать, Любовь Алексеевна была вынуждена переехать на родину, в Москву, и на казенный счет поселиться в Московском вдовьем доме, впоследствии описанном А.И. Куприным в рассказе «Святая ложь».

 

В 1876 году в шестилетнем возрасте А.И. Куприн был отдан в закрытое учебное заведение – Разумовский пансион (Александровское малолетнее сиротское училище) для подготовки к поступлению в военную гимназию. Впоследствии Куприн опишет унизительную и безрадостную участь воспитанников казенного дома в рассказах «Река жизни», «Леночка», «Храбрые беглецы», «Травка». Примерно в это же время состоялось знакомство А.И. Куприна с будущим знаменитым дрессировщиком А. Дуровым, который и научит писателя любви к цирку, которая сохранилась на все последующие годы.

 

В 1880 году А.И. Куприн был принят во Вторую московскую военную гимназию, вскоре переименованную во Второй московский кадетский корпус, где проучился восемь лет. В повести «Кадеты» (1900–1908) едва писатель выставит напоказ нравы этого корпуса в «подлое время… молчания и нищенства». Во время обучения единственной отдушиной А.И. Куприна была библиотека: здесь будущий писатель познакомился с произведениями великой классической литературы. 

 

Окончив обучение в кадетском корпусе в сентябре 1888 году, А.И. Куприн становится юнкером-воспитанником Александровского военного училища в Москве. Именно здесь осуществилась его мечта – стать писателем. Первым опубликованным рассказом А.И. Куприна становится «Последний дебют» (1889). За свое первое произведение Куприн был на двое суток отправлен в карцер.

В 1890 году после окончания юнкерского училища А.И. Куприн в чине подпоручика и был зачислен в 46-й пехотный Днепровский полк, расквартированный в Подольской губернии. На протяжении четырех лет с 1890 по 1894 годы сюжеты и герои его произведений связаны с небольшими городками и местечками («Впотьмах», «К славе», «Пиратка», «Святая любовь»). В своих военных рассказах («Куст сирени», «Ночлег», «Марианна», «Блаженный») писатель стремится к органической целостности стиля: событийное начало должно было налагаться на суховатые зарисовки офицерских и солдатских будней в их изначальной «бесфабульности» и монотонной описательности.

 

Летом 1894 года А.И. Куприн вышел в отставку, но, расставшись со службой, писатель не переставал разрабатывать сюжеты, в которых военная среда раскрывала себя в полном объеме бытовых и психологических проявлений. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен А.И. Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий. Короткие рассказы охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок» (1905 год) принесла Александру Ивановичу настоящий успех.

 

Любовь в творчестве А.И. Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898 год), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910 год).

 

Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию в 1920 году. Даже после эмиграции писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, А.И. Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. 

 

Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

 

После тяжелой болезни А.И. Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.


  1. Какие темы поднимает А.И. Куприн в своих произведениях?
  2. Творчество каких писателей повлияло на произведения А.И. Куприна?


«Поединок»

Служба в армии оставила в воспоминаниях А.И. Куприна сильные впечатления, которые дали ему богатый материал для произведений, в том числе для повести «Поединок». Первые наброски повести «Поединок» были сделаны в 1902 году Весной 1903 года в Мисхоре А.И. Куприн набросал отдельные главы, но уничтожил рукопись, которая не удовлетворила его.

 

Весной 1904 года А.И. Куприн вплотную приступил к работе над «Поединком» и летом продолжал активно трудиться. Произведение писалось в обстановке русско-японской войны, когда тема военной службы имела особую актуальность.

 

Повесть «Поединок» была впервые напечатана в мае 1905 года в «Сборнике товарищества «Знание» за 1905 год» в книге VI с посвящением Максиму Горькому «с чувством истинной дружбы и глубокого уважения».

 

Первый тираж повести составлял 20 тысяч экземпляров и разошелся в один месяц.

 

Сам А.И. Куприн писал о «Поединке» так: «…эта повесть… составляет мой главный десятый вал, мой последний экзамен».

Тематика и проблематика

Рис. 2. Д. Дубинский. «Поединок». Глава 16. Ромашов и Хлебников.

В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим... чисто человеческим качествам офицеры купринской повести – люди очень разные. <...> ...почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом “добрых чувств”, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием» (О.Н. Михайлов).

 

Однако проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. А.И. Куприн поднимает вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

 

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми.

Система персонажей

А.И. Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколения — полковник Шульгович, капитан Слива и капитан Осадчий, отличающиеся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающие исключительно палочную дисциплину.

 

Есть и более молодые офицеры — Назанский, Веткин, Бек-Агамалов. Но их жизнь ничуть не лучше: смирившись с деспотичными порядками в армии, они в пьянстве пытаются спастись от действительности.

 

Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий – люди разные, но все они – ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.

 

На фоне опустившихся, грубых офицеров и их жен, погрузившихся в «амуры» и «сплетни», кажется необычной Александра Петровна Николаева, Шурочка. Для Ромашова она идеал. Шурочка – один из самых удачных женских образов у Куприна. Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. Шурочка как будто бы правдива по натуре, но лжет, когда ее интересы требуют этого. Николаева она предпочла Казанскому, которого любила, но который не смог бы увезти ее из захолустья. Близкий ей по своему душевному строю «милый Ромочка», любящий ее горячо и бескорыстно, увлекает ее, но оказывается тоже неподходящей партией.

 

Образ главного героя повести дан в динамике. Ромашов, пребывая сначала в кругу книжных представлений, в мире романтической героики, честолюбивых стремлений, постепенно прозревает. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя – человека, обладающего чувствами собственного достоинства и справедливости, он легко раним, часто беззащитен. Среди офицеров Ромашов не находит единомышленников, все ему чужие, за исключением Назанского, в беседах с которым он отводит душу. Тягостная пустота армейской жизни подтолкнула Ромашова к связи с полковой «обольстительницей», женой капитана Петерсона Раисой. Разумеется, это скоро становится невыносимым для него.

 

В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетет его. Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

 

Ромашов – это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности. 

 

Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром. Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх. Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчетливой Шурочке, Ромашов погибает.

Критика повести

«В период русско-японской войны он Куприн работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок»... В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. С огромной силой он показал жизнь офицерства, неспособного руководить армией, погрязшего в мелочных склоках, пьянстве, разврате. Повесть «Поединок» давала прямой ответ на вопрос о причинах поражения царской армии в войне с японцами».

 

(А. Белов, статья «Крупнейший мастер русской прозы», 1963)

 

«Посвященная Горькому повесть «Поединок» (1905) — «главный, девятый вал» Куприна — одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала века.

...в буднях одного из бесчисленных армейских полков Российской империи Куприн увидел и заклеймил черты разложения и упадка, характерные для всего отжившего самодержавного строя. Накануне Цусимы, в дни тяжких поражений царской армии на русско-японских фронтах монологи Назанского об отсталом, опустившемся офицерстве, забывшем о нуждах страны и народа, звучали как политические воззвания.

 

Но, ненавидя и отрицая старое, Куприн сумел по-своему увидеть и отразить и то новое, что несла с собой приближавшаяся революция: пробуждение простого человека, стремящегося сбросить с себя классовый, сословный, кастовый гнет.

 

В «Поединке» воплотились не только типические стороны русской общественной жизни начала века, но и внутренние, глубинные процессы индивидуального бытия: «распрямление» личности, «психологическая подготовка» революции в широких демократических слоях.

 

История подпоручика Ромашова, которого казарменная неволя заставила задуматься о социальном неравенстве, о страданиях угнетенных, о смысле и цели жизни, завершается его гибелью.

 

Но финал «Поединка» не звучит пессимистически, как это было в «Молохе»... Ромашов гибнет, успев вступить на путь сопротивления старому миру, и эго сообщает повести, несмотря на ряд мрачных картин, оптимистическую перспективу».

 

(Статья в «Собрании сочинений Куприна в девяти томах», том IV, 1964)


  1. Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?
  2. А.И. Куприн скажет о Ромашове: «Он мой двойник». Чем отличается поручик Ромашов от всех офицеров?
  3. Как вы понимаете слова Назнанского о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»


«Поединок» стал крупнейшим литературным событием, прозвучавшим злободневно. Благодаря глубине поднятых проблем, беспощадности обличения, типичности персонажей, «Поединок» во многом предопределили дальнейшую трактовку военной темы.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?
  2. Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?
  3. В чем метафорический смысл названия повести?
  4. Можно ли назвать повесть «Поединок» автобиографической?


Предыдущий урок
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
Русская литература XX века
Следующий урок
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго» (обзор)
Русская литература XX века
  • Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

    История

  • Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

    Русский язык

  • Present Simple в отрицательных предложениях

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке