- Слово о Б.Л. Пастернаке
- Футуризм в творчестве поэта
- Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы
- Лирика и проза 1940–1950-х годов
- Знать жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака
- Уметь анализировать лирическое произведение, определять основные темы и мотивы лирики Б.Л. Пастернака
Какие произведения Б.Л. Пастернака вы уже изучали?
Вспомните, что такое «символизм», «футуризм» и «акмеизм».
Слово о Б.Л. Пастернаке
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей. В квартире Пастернаков бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты. Борису прочили карьеру музыканта. В период учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку. Любовь к этому виду искусства отразилась на лирике поэта, которую не раз называли музыкальной.
В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр.
Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Б.Л. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Б.Л. Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Первые шаги Бориса Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках.
Футуризм в творчестве поэта
Б.Л. Пастернак никогда не стремился принадлежать к той или иной литературной группировке, так как считал, что любая программа лишит поэта на свободы индивидуального творчества. Однако его ранние стихи в целом близки художественным новациям футуристов.
В 1914 году поэт вошел в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступило в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). К сожалению, эти книги прошли для публики почти незамеченными, хотя в них очень сильны самые яркие приметы футуризма и виден смелый авторский подход к слову.
Одно из известных стихотворений поэта из первого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение только сначала кажется невнятным и бессмысленным, но если рассмотреть метафоры каждой строфы, то в стихотворении откроется глубина и многогранность картины мира молодого поэта.
Лирический герой воспринимает картину мира через сложный метафорический ряд ассоциаций. Лирический герой эмоционально описывает поездку за город: «грохочущая слякоть весною черною горит». Неожиданные эпитеты первой строфы (весна названа черной, слякоть – грохочущей, наверное, от капели), которые используются в развернутой метафоре (слякоть горит весною) – это образы настроения лирического героя: он возбужден в ожидании весны и поэтического вдохновения.
Третья строфа создает экспрессивную картину:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Грачи сравниваются с обугленными грушами, которые метафорично способны обрушить «сухую грусть на дно очей». Если увидеть в картине еще один нюанс: грачи явно взмывают ввысь, однако их отражения оказываются в лужах, то картина происходящего для читателя только расширяется и усложняется. Лирический герой наблюдает и фиксирует мир в нескольких плоскостях: реальность, образность, зеркальное отражение. Именно так и в таких условиях «слагаются стихи навзрыд».
В 1914 году, когда началась первая мировая война, Б.Л. Пастернака не взяли в армию из-за травмы ноги, полученной в детстве. Он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе «Доктор Живаго».
- В какой среде рос Б.Л. Пастернак?
- К какому течению примкнул Б.Л. Пастернак в начале своего творческого пути?
Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы
Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений «Сестра ‒ моя жизнь», опубликованной в 1922 году, а также в сборнике «Темы и вариации», вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Б.Л. Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.
Постепенно Б.Л. Пастернак отделяется от футуристических идей. Поэт не разделял будетлянских идей «слова как такового», нигилистского отношения к традиции, и, напротив, восторженного отношения к машине. Его интересовали не будущее, а настоящее, не слово, а предмет, не заумь, а смысл. В 1922 вышла книга стихов «Сестра моя — жизнь», которая сделала поэта известным. Именно ее Б.Л. Пастернак считает выражением своей творческой позиции.
Многие стихотворения сборника «Сестра ‒ моя жизнь» были написаны в 1917 году, однако конкретные исторические факты в них отсутствуют, есть только настроение ожидания и предощущение изменения, переустройства.
В сборнике преобладают стихи о природе, когда природа изменяется, динамична и хаотична. Однако природа у поэта ‒ начало не уничтожающее, а живое и непостоянное. Разрушение статичности ‒ необходимое условие, когда энергии жизни вступает в свои права и разворачивается в полную силу («Степь», «Гроза, моментальная навек», «Плачущий сад», «Ты в ветре, веткой пробующем…», «Душистою веткою машучи…»). Теме творчества, а точнее, теме отражения и преображения мира посвящены стихотворения «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Определение творчества», «Зеркало».
Многие образы из стихотворений сборника «Сестра моя жизнь», а также следующего пастернаковского сборника «Темы и вариации» (1923) построены на столь прихотливых, индивидуально-авторских ассоциациях, что даже знатоки поэзии Б.Л. Пастернака, опытные ученые-литературоведы, далеко не всегда могут дешифровать запутанные цепочки его метафор и часто расходятся в предлагаемых толкованиях их смысла.
Б.Л. Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 году его родители с дочерями эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.
Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Б.Л. Пастернак обратился к эпосу. В 1920-х годах он создал поэмы «Высокая болезнь» (1923–1928), «Девятьсот пятый год» (1925–1926), «Лейтенант Шмидт» (1926–1927), роман в стихах «Спекторский» (1925–1931).
В 1920-1927 году Б.Л. Пастернак был участником литературного объединения «ЛЕФ» (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, О. Брик и др.).
Подробности жизни писателя после революции описаны им в мемуарной прозе «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956–1957).
В 1922 году Б.Л. Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, поэт взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов.
Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Б.Л. Пастернак дописал автобиографическое произведение «Охранная грамота». С Евгенией Лурье отношения быстро разладились. Брак распался.
Самое начало 1930-х годов – время драматического расставания Б.Л. Пастернака с первой женой, художницей Евгенией Лурье, и сближения с новой возлюбленной – Зинаидой Нейгауз, которая вскоре станет его второй женой и в браке с которой он попытается обрести домашнее счастье. Любовная лирика этого периода отличается драматизмом и искренностью.
Замечательны два стихотворения, посвященные расставанию с Евгенией Лурье «Годами когда-нибудь в зале концертной…» «Не волнуйся, не плачь, не труди…». Не менее замечательны любовные стихотворения, адресованные Зинаиде Нейгауз, – «Любить иных – тяжелый крест…», «Любимая – молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».
В 1931 году Б.Л. Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл «Волны». Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др.
В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. В 1932 году поэт женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Б.Л. Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976).
В 1934 году на Первом съезде писателей о Б.Л. Пастернаке уже говорили как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 года по 1943 год ему не удалось издать ни одной книги.
- Почему Б.Л. Пастернак отошёл от идей футуризма?
- Какие темы поднимает поэт в своём творчестве 20-30-х годов?
- Чем пришлось зарабатывать на жизнь Б.Л. Пастернаку кроме поэтического творчества?
Лирика и проза 1940-1950-х годов
С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Б.Л. Пастернака.
Когда началась Великая Отечественная война, писатель окончил военные курсы и в 1943 году поехал на передовую в качестве корреспондента.
В военные годы, помимо переводов, Б.Л. Пастернак создал цикл «Стихи о войне», включенный в книгу «На ранних поездах» (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов – «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945).
С 1945 года по 1955 год Борис Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». Считается, что основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.
В 1955 году Б.Л. Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Поэт согласился и передал экземпляр романа.
Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.
Творчество Б.Л. Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Б.Л. Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю.
23 октября 1958 года Шведский комитет присудил поэту звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».
Хотя Б.Л. Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».
Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.
Б.Л. Пастернак очень тяжело переживал эти события:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет. <...>
(«Нобелевская премия»)
Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Б.Л. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
Последний сборник поэта ‒ «Когда разгуляется» (1959). В этом сборнике Б.Л. Пастернак уходит от столь присущего ему прежде нагромождения метафор, связанных трудноуловимыми ассоциативными перекличками. Метафоры сохраняются, но теперь их гораздо меньше и в целом они достаточно просты, не нуждаются в дополнительной расшифровке.
Теме творчества посвящены три стихотворения «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь».
Большая часть сборника ‒ стихотворения о природе. Манера письма в пейзажной поэзии тоже меняется: сложные метафоры сменяются чередой вполне самостоятельных, четких, плавно сменяющих друг друга картин и образов. Изменяется и сам выбор объектов изображения: теперь это не бурные динамичные состояния природы, воплощающие собой стихию жизни, а по большей части пейзажные зарисовки с конкретными приметами окрестностей писательского поселка Переделкино под Москвой («Весна в лесу», «Июль», «Стога», «Когда разгуляется», «Снег идет», «Единственные дни»).
Гонения со стороны советской власти продолжались, Б.Л. Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина.
30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался в подмосковном поселке Переделкино. Он был похоронен на местном поселковом кладбище. В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР.
- Куда эвакуировали семью Б.Л. Пастернака с началом Великой Отечественной войны?
- Где впервые был опубликован роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?
- Кто выдвинул Б.Л. Пастернака на Нобелевскую премию?
Контрольные вопросы
- В чем проявляется самобытный характер лирики поэта?
- К каким эпическим жанрам обратился писатель в 1930–1950-е годы?
- Как эволюционирует творчество поэта в последние годы его жизни?