Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Б.Л. Пастернак. Лирика

Русская литература XX века

30.03.2025
2704
0

Б.Л. Пастернак. Лирика

План урока

  • Слово о Б.Л. Пастернаке
  • Футуризм в творчестве поэта
  • Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы
  • Лирика и проза 1940–1950-х годов

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака
  • Уметь анализировать лирическое произведение, определять основные темы и мотивы лирики Б.Л. Пастернака

Разминка

Какие произведения Б.Л. Пастернака вы уже изучали?

Вспомните, что такое «символизм», «футуризм» и «акмеизм».

Слово о Б.Л. Пастернаке

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

 

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей. В квартире Пастернаков бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты. Борису прочили карьеру музыканта. В период учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку. Любовь к этому виду искусства отразилась на лирике поэта, которую не раз называли музыкальной. 

 

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр.

 

Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Б.Л. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Б.Л. Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

 

Первые шаги Бориса Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. 

Футуризм в творчестве поэта

Б.Л. Пастернак никогда не стремился принадлежать к той или иной литературной группировке, так как считал, что любая программа лишит поэта на свободы индивидуального творчества. Однако его ранние стихи в целом близки художественным новациям футуристов.

 

В 1914 году поэт вошел в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступило в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). К сожалению, эти книги прошли для публики почти незамеченными, хотя в них очень сильны самые яркие приметы футуризма и виден смелый авторский подход к слову.

 

Одно из известных стихотворений поэта из первого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение только сначала кажется невнятным и бессмысленным, но если рассмотреть метафоры каждой строфы, то в стихотворении откроется глубина и многогранность картины мира молодого поэта.

 

Лирический герой воспринимает картину мира через сложный метафорический ряд ассоциаций. Лирический герой эмоционально описывает поездку за город: «грохочущая слякоть весною черною горит». Неожиданные эпитеты первой строфы (весна названа черной, слякоть – грохочущей, наверное, от капели), которые используются в развернутой метафоре (слякоть горит весною) – это образы настроения лирического героя: он возбужден в ожидании весны и поэтического вдохновения. 

 

Третья строфа создает экспрессивную картину:

 

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

 

 

Грачи сравниваются с обугленными грушами, которые метафорично способны обрушить «сухую грусть на дно очей». Если увидеть в картине еще один нюанс: грачи явно взмывают ввысь, однако их отражения оказываются в лужах, то картина происходящего для читателя только расширяется и усложняется. Лирический герой наблюдает и фиксирует мир в нескольких плоскостях: реальность, образность, зеркальное отражение. Именно так и в таких условиях «слагаются стихи навзрыд».

 

В 1914 году, когда началась первая мировая война, Б.Л. Пастернака не взяли в армию из-за травмы ноги, полученной в детстве. Он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе «Доктор Живаго».


  1. В какой среде рос Б.Л. Пастернак?
  2. К какому течению примкнул Б.Л. Пастернак в начале своего творческого пути?


Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы

Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений «Сестра ‒ моя жизнь», опубликованной в 1922 году, а также в сборнике «Темы и вариации», вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Б.Л. Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.

 

Постепенно Б.Л. Пастернак отделяется от футуристических идей. Поэт не разделял будетлянских идей «слова как такового», нигилистского отношения к традиции, и, напротив, восторженного отношения к машине. Его интересовали не будущее, а настоящее, не слово, а предмет, не заумь, а смысл. В 1922 вышла книга стихов «Сестра моя — жизнь», которая сделала поэта известным. Именно ее Б.Л. Пастернак считает выражением своей творческой позиции.

 

Многие стихотворения сборника «Сестра ‒ моя жизнь» были написаны в 1917 году, однако конкретные исторические факты в них отсутствуют, есть только настроение ожидания и предощущение изменения, переустройства.

 

В сборнике преобладают стихи о природе, когда природа изменяется, динамична и хаотична. Однако природа у поэта ‒ начало не уничтожающее, а живое и непостоянное. Разрушение статичности ‒ необходимое условие, когда энергии жизни вступает в свои права и разворачивается в полную силу («Степь», «Гроза, моментальная навек», «Плачущий сад», «Ты в ветре, веткой пробующем…», «Душистою веткою машучи…»). Теме творчества, а точнее, теме отражения и преображения мира посвящены стихотворения «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Определение творчества», «Зеркало».

 

Многие образы из стихотворений сборника «Сестра моя жизнь», а также следующего пастернаковского сборника «Темы и вариации» (1923) построены на столь прихотливых, индивидуально-авторских ассоциациях, что даже знатоки поэзии Б.Л. Пастернака, опытные ученые-литературоведы, далеко не всегда могут дешифровать запутанные цепочки его метафор и часто расходятся в предлагаемых толкованиях их смысла.

 

Б.Л. Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 году его родители с дочерями эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.

 

Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Б.Л. Пастернак обратился к эпосу. В 1920-х годах он создал поэмы «Высокая болезнь» (1923–1928), «Девятьсот пятый год» (1925–1926), «Лейтенант Шмидт» (1926–1927), роман в стихах «Спекторский» (1925–1931).

 

В 1920-1927 году Б.Л. Пастернак был участником литературного объединения «ЛЕФ» (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, О. Брик и др.).

 

Подробности жизни писателя после революции описаны им в мемуарной прозе «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956–1957).

 

В 1922 году Б.Л. Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, поэт взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов.

 

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Б.Л. Пастернак дописал автобиографическое произведение «Охранная грамота». С Евгенией Лурье отношения быстро разладились. Брак распался.

 

Самое начало 1930-х годов – время драматического расставания Б.Л. Пастернака с первой женой, художницей Евгенией Лурье, и сближения с новой возлюбленной – Зинаидой Нейгауз, которая вскоре станет его второй женой и в браке с которой он попытается обрести домашнее счастье. Любовная лирика этого периода отличается драматизмом и искренностью. 

 

Замечательны два стихотворения, посвященные расставанию с Евгенией Лурье «Годами когда-нибудь в зале концертной…» «Не волнуйся, не плачь, не труди…». Не менее замечательны любовные стихотворения, адресованные Зинаиде Нейгауз, – «Любить иных – тяжелый крест…», «Любимая – молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

 

В 1931 году Б.Л. Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл «Волны».  Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др.

 

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. В 1932 году поэт женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Б.Л. Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976).

 

В 1934 году на Первом съезде писателей о Б.Л. Пастернаке уже говорили как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 года по 1943 год ему не удалось издать ни одной книги.


  1. Почему Б.Л. Пастернак отошёл от идей футуризма?
  2. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве 20-30-х годов?
  3. Чем пришлось зарабатывать на жизнь Б.Л. Пастернаку кроме поэтического творчества?


Лирика и проза 1940-1950-х годов 

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Б.Л. Пастернака. 

 

Когда началась Великая Отечественная война, писатель окончил военные курсы и в 1943 году поехал на передовую в качестве корреспондента.

 

В военные годы, помимо переводов, Б.Л. Пастернак создал цикл «Стихи о войне», включенный в книгу «На ранних поездах» (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов – «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945).

 

С 1945 года по 1955 год Борис Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». Считается, что основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

 

В 1955 году Б.Л. Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Поэт согласился и передал экземпляр романа.

 

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

 

Творчество Б.Л. Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Б.Л. Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю.

 

23 октября 1958 года Шведский комитет присудил поэту звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

 

Хотя Б.Л. Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

 

Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

 

Б.Л. Пастернак очень тяжело переживал эти события:

 

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет. <...>

 

 

(«Нобелевская премия»)

 

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Б.Л. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ». 

 

Последний сборник поэта ‒ «Когда разгуляется» (1959). В этом сборнике Б.Л. Пастернак уходит от столь присущего ему прежде нагромождения метафор, связанных трудноуловимыми ассоциативными перекличками. Метафоры сохраняются, но теперь их гораздо меньше и в целом они достаточно просты, не нуждаются в дополнительной расшифровке.

 

Теме творчества посвящены три стихотворения «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь».

 

Большая часть сборника ‒ стихотворения о природе. Манера письма в пейзажной поэзии тоже меняется: сложные метафоры сменяются чередой вполне самостоятельных, четких, плавно сменяющих друг друга картин и образов. Изменяется и сам выбор объектов изображения: теперь это не бурные динамичные состояния природы, воплощающие собой стихию жизни, а по большей части пейзажные зарисовки с конкретными приметами окрестностей писательского поселка Переделкино под Москвой («Весна в лесу», «Июль», «Стога», «Когда разгуляется», «Снег идет», «Единственные дни»).

 

Гонения со стороны советской власти продолжались, Б.Л. Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина.

 

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался в подмосковном поселке Переделкино. Он был похоронен на местном поселковом кладбище. В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР.


  1. Куда эвакуировали семью Б.Л. Пастернака с началом Великой Отечественной войны?
  2. Где впервые был опубликован роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?
  3. Кто выдвинул Б.Л. Пастернака на Нобелевскую премию?


Контрольные вопросы

 

  1. В чем проявляется самобытный характер лирики поэта?
  2. К каким эпическим жанрам обратился писатель в 1930–1950-е годы?
  3. Как эволюционирует творчество поэта в последние годы его жизни?


Б.Л. Пастернак. Лирика

План урока

  • Слово о Б.Л. Пастернаке
  • Футуризм в творчестве поэта
  • Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы
  • Лирика и проза 1940–1950-х годов

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака
  • Уметь анализировать лирическое произведение, определять основные темы и мотивы лирики Б.Л. Пастернака

Разминка

Какие произведения Б.Л. Пастернака вы уже изучали?

Вспомните, что такое «символизм», «футуризм» и «акмеизм».

Слово о Б.Л. Пастернаке

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

 

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей. В квартире Пастернаков бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты. Борису прочили карьеру музыканта. В период учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку. Любовь к этому виду искусства отразилась на лирике поэта, которую не раз называли музыкальной. 

 

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр.

 

Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Б.Л. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Б.Л. Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

 

Первые шаги Бориса Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. 

Футуризм в творчестве поэта

Б.Л. Пастернак никогда не стремился принадлежать к той или иной литературной группировке, так как считал, что любая программа лишит поэта на свободы индивидуального творчества. Однако его ранние стихи в целом близки художественным новациям футуристов.

 

В 1914 году поэт вошел в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступило в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). К сожалению, эти книги прошли для публики почти незамеченными, хотя в них очень сильны самые яркие приметы футуризма и виден смелый авторский подход к слову.

 

Одно из известных стихотворений поэта из первого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение только сначала кажется невнятным и бессмысленным, но если рассмотреть метафоры каждой строфы, то в стихотворении откроется глубина и многогранность картины мира молодого поэта.

 

Лирический герой воспринимает картину мира через сложный метафорический ряд ассоциаций. Лирический герой эмоционально описывает поездку за город: «грохочущая слякоть весною черною горит». Неожиданные эпитеты первой строфы (весна названа черной, слякоть – грохочущей, наверное, от капели), которые используются в развернутой метафоре (слякоть горит весною) – это образы настроения лирического героя: он возбужден в ожидании весны и поэтического вдохновения. 

 

Третья строфа создает экспрессивную картину:

 

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

 

 

Грачи сравниваются с обугленными грушами, которые метафорично способны обрушить «сухую грусть на дно очей». Если увидеть в картине еще один нюанс: грачи явно взмывают ввысь, однако их отражения оказываются в лужах, то картина происходящего для читателя только расширяется и усложняется. Лирический герой наблюдает и фиксирует мир в нескольких плоскостях: реальность, образность, зеркальное отражение. Именно так и в таких условиях «слагаются стихи навзрыд».

 

В 1914 году, когда началась первая мировая война, Б.Л. Пастернака не взяли в армию из-за травмы ноги, полученной в детстве. Он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе «Доктор Живаго».


  1. В какой среде рос Б.Л. Пастернак?
  2. К какому течению примкнул Б.Л. Пастернак в начале своего творческого пути?


Творчество Б.Л. Пастернака в 1920–1930-е годы

Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений «Сестра ‒ моя жизнь», опубликованной в 1922 году, а также в сборнике «Темы и вариации», вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Б.Л. Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.

 

Постепенно Б.Л. Пастернак отделяется от футуристических идей. Поэт не разделял будетлянских идей «слова как такового», нигилистского отношения к традиции, и, напротив, восторженного отношения к машине. Его интересовали не будущее, а настоящее, не слово, а предмет, не заумь, а смысл. В 1922 вышла книга стихов «Сестра моя — жизнь», которая сделала поэта известным. Именно ее Б.Л. Пастернак считает выражением своей творческой позиции.

 

Многие стихотворения сборника «Сестра ‒ моя жизнь» были написаны в 1917 году, однако конкретные исторические факты в них отсутствуют, есть только настроение ожидания и предощущение изменения, переустройства.

 

В сборнике преобладают стихи о природе, когда природа изменяется, динамична и хаотична. Однако природа у поэта ‒ начало не уничтожающее, а живое и непостоянное. Разрушение статичности ‒ необходимое условие, когда энергии жизни вступает в свои права и разворачивается в полную силу («Степь», «Гроза, моментальная навек», «Плачущий сад», «Ты в ветре, веткой пробующем…», «Душистою веткою машучи…»). Теме творчества, а точнее, теме отражения и преображения мира посвящены стихотворения «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Определение творчества», «Зеркало».

 

Многие образы из стихотворений сборника «Сестра моя жизнь», а также следующего пастернаковского сборника «Темы и вариации» (1923) построены на столь прихотливых, индивидуально-авторских ассоциациях, что даже знатоки поэзии Б.Л. Пастернака, опытные ученые-литературоведы, далеко не всегда могут дешифровать запутанные цепочки его метафор и часто расходятся в предлагаемых толкованиях их смысла.

 

Б.Л. Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 году его родители с дочерями эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.

 

Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Б.Л. Пастернак обратился к эпосу. В 1920-х годах он создал поэмы «Высокая болезнь» (1923–1928), «Девятьсот пятый год» (1925–1926), «Лейтенант Шмидт» (1926–1927), роман в стихах «Спекторский» (1925–1931).

 

В 1920-1927 году Б.Л. Пастернак был участником литературного объединения «ЛЕФ» (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, О. Брик и др.).

 

Подробности жизни писателя после революции описаны им в мемуарной прозе «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956–1957).

 

В 1922 году Б.Л. Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, поэт взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов.

 

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Б.Л. Пастернак дописал автобиографическое произведение «Охранная грамота». С Евгенией Лурье отношения быстро разладились. Брак распался.

 

Самое начало 1930-х годов – время драматического расставания Б.Л. Пастернака с первой женой, художницей Евгенией Лурье, и сближения с новой возлюбленной – Зинаидой Нейгауз, которая вскоре станет его второй женой и в браке с которой он попытается обрести домашнее счастье. Любовная лирика этого периода отличается драматизмом и искренностью. 

 

Замечательны два стихотворения, посвященные расставанию с Евгенией Лурье «Годами когда-нибудь в зале концертной…» «Не волнуйся, не плачь, не труди…». Не менее замечательны любовные стихотворения, адресованные Зинаиде Нейгауз, – «Любить иных – тяжелый крест…», «Любимая – молвы слащавой…», «Красавица моя, вся стать…», «Никого не будет в доме…».

 

В 1931 году Б.Л. Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл «Волны».  Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др.

 

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. В 1932 году поэт женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Б.Л. Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976).

 

В 1934 году на Первом съезде писателей о Б.Л. Пастернаке уже говорили как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 года по 1943 год ему не удалось издать ни одной книги.


  1. Почему Б.Л. Пастернак отошёл от идей футуризма?
  2. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве 20-30-х годов?
  3. Чем пришлось зарабатывать на жизнь Б.Л. Пастернаку кроме поэтического творчества?


Лирика и проза 1940-1950-х годов 

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Б.Л. Пастернака. 

 

Когда началась Великая Отечественная война, писатель окончил военные курсы и в 1943 году поехал на передовую в качестве корреспондента.

 

В военные годы, помимо переводов, Б.Л. Пастернак создал цикл «Стихи о войне», включенный в книгу «На ранних поездах» (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов – «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945).

 

С 1945 года по 1955 год Борис Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». Считается, что основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

 

В 1955 году Б.Л. Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Поэт согласился и передал экземпляр романа.

 

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

 

Творчество Б.Л. Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Б.Л. Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю.

 

23 октября 1958 года Шведский комитет присудил поэту звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

 

Хотя Б.Л. Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

 

Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

 

Б.Л. Пастернак очень тяжело переживал эти события:

 

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет. <...>

 

 

(«Нобелевская премия»)

 

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Б.Л. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ». 

 

Последний сборник поэта ‒ «Когда разгуляется» (1959). В этом сборнике Б.Л. Пастернак уходит от столь присущего ему прежде нагромождения метафор, связанных трудноуловимыми ассоциативными перекличками. Метафоры сохраняются, но теперь их гораздо меньше и в целом они достаточно просты, не нуждаются в дополнительной расшифровке.

 

Теме творчества посвящены три стихотворения «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь».

 

Большая часть сборника ‒ стихотворения о природе. Манера письма в пейзажной поэзии тоже меняется: сложные метафоры сменяются чередой вполне самостоятельных, четких, плавно сменяющих друг друга картин и образов. Изменяется и сам выбор объектов изображения: теперь это не бурные динамичные состояния природы, воплощающие собой стихию жизни, а по большей части пейзажные зарисовки с конкретными приметами окрестностей писательского поселка Переделкино под Москвой («Весна в лесу», «Июль», «Стога», «Когда разгуляется», «Снег идет», «Единственные дни»).

 

Гонения со стороны советской власти продолжались, Б.Л. Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина.

 

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался в подмосковном поселке Переделкино. Он был похоронен на местном поселковом кладбище. В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР.


  1. Куда эвакуировали семью Б.Л. Пастернака с началом Великой Отечественной войны?
  2. Где впервые был опубликован роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?
  3. Кто выдвинул Б.Л. Пастернака на Нобелевскую премию?


Контрольные вопросы

 

  1. В чем проявляется самобытный характер лирики поэта?
  2. К каким эпическим жанрам обратился писатель в 1930–1950-е годы?
  3. Как эволюционирует творчество поэта в последние годы его жизни?


Предыдущий урок
В.В. Маяковский. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
С.А. Есенин. От новокрестьянской лирики до имажинизма. Тема родины
Русская литература XX века
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке