- Слово о М.А. Булгакове
- История создания романа «Мастер и Маргарита»
- Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
- Композиция романа «Мастер и Маргарита»
- «Московский» главы
- Знать жизненный и творческий путь М.А. Булгакова, историю создания, композицию и жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
- Уметь анализировать идейные и художественные особенности прозаического произведения
Кем по профессии был М.А. Булгаков?
Какие произведения М.А. Булгакова вы уже изучали?
Слово о М.А. Булгакове
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940)
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии и учительницы. В 1901–1909 годах учился в Первой киевской гимназии.
Окончив гимназию, в 16 лет М.А. Булгаков поступил в университет на медицинский факультет.
В 1916 году Михаил Булгаков работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте Первой мировой войны (1914–1918). Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы в селе Никольском, а с сентября 1917 года – Вяземской городской больницы.
В марте 1918 года М.А. Булгаков возвратился в Киев, где работал врачом. В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация – газетная статья под названием «Грядущие перспективы».
Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919–1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, М.А. Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной –«Сыновья муллы».
В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В 1921–1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами «Гудок» и «Рабочий», журналами «Медицинский работник», «Россия» и «Возрождение». Здесь одна за другой появляются три сатирические повести с фантастическими сюжетами: «Дьяволиада», «Роковые яйца» (обе 1924), «Собачье сердце» (1925).
В литературном приложении к газете «Накануне» были опубликованы «Записки на манжетах» (1922–1923), а также рассказы писателя «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни». В 1925–1927 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» были опубликованы рассказы из цикла «Записки юного врача».
Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти – писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть «Собачье сердце», более 60 лет пребывавшая в «самиздате».
Рубежом, отделяющим раннее творчество М.А. Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Отход писателя от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом М.А. Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла писателю широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против «апологетичного» по отношению к белому движению спектакля и против «антисоветски» настроенного автора пьесы.
В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М.А. Булгакова «Зойкина квартира» (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу «Бег» (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.
Пьеса «Багровый остров» (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления. В начале 1930 года его пьеса «Кабала Святош» (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.
В 1930 году пьесы М.А. Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал «Письмо правительству», прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Михаилу Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре писатель получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра. Работая во МХАТе, написал инсценировку «Мертвых душ» по Н.В. Гоголю. В феврале 1932 года «Дни Турбиных» во МХАТе были возобновлены.
В 1930-е годы одной из главных в творчестве М.А. Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса «Мольер», биографическая повесть «Жизнь господина де Мольера», пьеса «Последние дни», роман «Мастер и Маргарита».
В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки «Мольера» М.А. Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
В последние годы Михаил Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор Сергей Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Борис Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.
Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы «Батум» о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке.
В 1929–1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – последнее произведение писателя.
Врачи обнаружили у Михаила Булгакова гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. В начале 1940 года он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.
10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
- В чём заключается жанровое разнообразие творчества М.А. Булгакова?
- В каких отношениях М.А. Булгаков был с советской властью?
- С какими театрами сотрудничал М.А. Булгаков?
История создания романа «Мастер и Маргарита»
Роман Михаила Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
М.А. Булгаков начал работать над романом в 1929 году. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен им в 1930 году. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы». Потом еще существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике. Первая редакция была уничтожена после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом М.А. Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
В 1934 году была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 году название «Мастер и Маргарита». В это время М.А. Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940 года, за месяц до смерти писателя.
Только через почти три десятка лет после смерти М.А. Булгакова роман будет принят в печать и издан журналом «Москва». Случится это в 1966-1968 годах, однако версия будет отредактирована и сильно сокращена.
За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с «Фаустом» И. Гёте, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов.
- Как определял жанр своего произведения М.А. Булгаков?
- Сюжеты каких произведений и культурных источников стали частью романа «Мастер и Маргарита»?
Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
Жанровую разновидность романа «Мастер и Маргарита» однозначно сформулировать не представляется возможным. Подобных книг не найдется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Являясь вершиной европейского романа, он совмещает традиции многих жанров и форм: модернистский, философский, фантастический, сатирический, любовный, буффонада, роман-мистерия.
Сюжетные линии романа причудливо переплетаются и создают многослойный текст в тексте, поэтому нередко «Мастера и Маргариту» называют, опираясь не на сложнейшую проблематику, а на композицию, ‒ роман в романе.
Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.
Композиция романа «Мастер и Маргарита»
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба М.А. Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Перед читателем разворачиваются эпизоды 30-х годов I тысячелетия, произошедшие в городе Ершалаим (Иерусалим) с героями Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом и эпизоды жизни советской Москвы 20-х годов ХХ века.
События романа о поздней Античности и начала христианства напоминают события Священного писания о последних днях жизни Христа. Это, с одной стороны, текст романа Мастера, а с другой, эти события позиционируются как реально существующие: Мастер не просто написал роман, а мистическим образом воссоздал историю Иешуа (Иисуса) и Понтия Пилата.
События жизни современной Москвы в свою очередь тоже неоднородны. В них есть 2 сюжетные линии: любовная история Мастера и Маргариты, философские беседы Понтия Пилата и Иешуа, мистическая история о Воланде и его свите и сатирически-фантастическая линия, описывающая нравы советской столицы и мистический мир, иную реальность, которая сначала выглядит пугающе, но с течением романа наполняется более широкими смыслами.
Итак, можно говорить о трех художественных мирах романа: библейском, земном и вечном.
Повествовательные стили 3 миров тоже существенно отличаются: мир Ершалаима изображается исторически, мир Москвы ‒ фельетонно-сатирически, иронически, мир вечности ‒ лирико-патетически.
Автору понадобились и композиционные скрепы. Такие связующие функции выполняют фигуры Воланда и Мастера: Воланд ‒ наблюдатель и житель всех трех миров, и Мастер («человек, сочинивший историю Понтия Пилата»), в силу своего таланта постигший мир библейский и заслуживший право на мир вечный.
Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности. Древний Ершалаим и современная писателю Москва объединены и сквозным символическим образом грозы.
В эпилоге сливаются три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа), любовная (Мастер и Маргарита), сатирическая (Воланд в Москве) и три мира. Роль связующего звена между временными пластами и уровнями реальности играет Воланд.
«Московские» главы
Время действия в Москве ограничено (всего четыре дня), но оно включает множество персонажей и событий (около четырехсот).
В московском хронотопе параллельно развертываются две сюжетные линии, сосуществуют два романа: дьяволиада и роман о Мастере, история его любви и творческой трагедии.
В московской дьяволиаде появляется неназванный рассказчик, суетливый репортер, собиратель слухов, карикатурист: «Дом назывался „Домом Грибоедова“ на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из „Горя от ума, этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это!» (гл. 5).
Ершалаим и Москва не только зарифмованы, но и противопоставлены в структуре «большого» романа. В древнем сюжете нет Воланда, хотя он, смущая души Берлиоза и Бездомного, говорит, что присутствовал в Ершалаиме «инкогнито» (как гоголевский ревизор из Петербурга!). Дьяволу нет места на страницах романа мастера, там ничего еще не решено.
В Москве же правит бал «другое ведомство». Здесь часто поминают черта (в нескольких случаях М.А. Булгаков реализует поговорку: герой говорит «черт возьми» – и черт действительно берет), но Иисуса считают несуществующей галлюцинацией: «Большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге» (гл. 1). Естественно, на освободившемся месте появляются не только мелкие бесы, но и сам Сатана.
Булгаковский персонаж не столько творит зло, сколько обнаруживает его. Как рентгеновский аппарат, он читает человеческие мысли и проявляет таящиеся в душах темные пятна распада.
Несчастного Берлиоза, кроме случайности, губят гордыня и тотальное, циничное безверие («Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу»). Лишь когда все уже будет поздно, на мертвом лице Маргарита вдруг увидит «живые, полные мысли и страдания глаза».
Сцены дьявольских проделок и игрищ в «Мастере и Маргарите» не столько страшны, сколько смешны или лиричны. М.А. Булгаков, подобно Н.В. Гоголю в «Ночи перед Рождеством», извлекает из «чертовщины» сюжетные или живописно-изобразительные возможности.
Читатель наблюдает за событиями, которые запускает Воланд и сопровождающие его Коровьев, кот-оборотень Бегемот, демон Азазелло, вампирша Гелла. Различен и характер, и предназначение каждого из свиты Воланда. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.
Спасения от мира мелких бесов, где торжествует бездарность, власть принадлежит безликой силе, а самым спокойным местом оказывается сумасшедший дом, можно искать только у Воланда. Оказывается, зло небесное, метафизическое – это еще не самое страшное. Воланд если не служит, то слушается Иешуа, но можно ли представить, чтобы мастеру помогал Могарыч или Никанор Иванович бросил деньги на дорогу, как это сделал Левий Матвей? «Власть, таким образом, есть как бы «настоящий дьявол» в противоположность Воланду».
- Какова роль Воланда и его свиты в романе «Мастер и Маргарита»?
- Как описывает М.А. Булгаков общество в «московских» главах?
Контрольные вопросы
- В чем специфика жанра «Мастера и Маргариты»?
- Какие художественные миры созданы в «Мастере и Маргарите»? В чем особенность каждого из них?