Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1.

Русская литература XX века

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

План урока

  • Михаил Афанасьевич Булгаков
  • История создания романа «Мастер и Маргарита»
  • Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
  • Композиция романа «Мастер и Маргарита»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М. А. Булгакова, своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
  • Уметь анализировать идейные и художественные особенности прозаического произведения

Вступление

Первая половина XX века – счастливое время для русской литературы. Сейчас, в новом столетии, это можно утверждать смело. Столько ярких имен, блестящих произведений, несмотря на тяжелейшие катаклизмы истории! Что же позволило М. Булгакову не затеряться в звездном каскаде литературы того периода? Очевидно, глобальное личностное начало, великий писательский дар. Врач и писатель – освященное традицией единство профессий. Врач лечит больное тело, а писатель наблюдает за трансформациями души и выстраивает систему мироздания. Две очень земные, очень человечные профессиональные составляющие М. А. Булгакова вывели его писательское осмысление в космические координаты. Он не просто оценивал, описывал и размышлял. Он создавал философскую систему – инструмент для понимания законов мироздания, в котором причинно-следственные связи земных страданий раскрывались в вечном круговороте онтологических «страстей».

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940)

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии и учительницы. В 1901–1909 годах учился в Первой киевской гимназии.

 

В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета.

 

В 1916 году Михаил Булгаков работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте Первой мировой войны (1914–1918). Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы в селе Никольском, а с сентября 1917 года – Вяземской городской больницы.

В марте 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где работал врачом. В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация – газетная статья под названием «Грядущие перспективы».

 

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919–1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной –«Сыновья муллы».

 

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В 1921–1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами «Гудок» и «Рабочий», журналами «Медицинский работник», «Россия» и «Возрождение».

 

В литературном приложении к газете «Накануне» были опубликованы «Записки на манжетах» (1922–1923), а также рассказы писателя «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни». В 1925–1927 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» были опубликованы рассказы из цикла «Записки юного врача».

 

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти – писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925), объединенные в сборник «Дьяволиада» (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть «Собачье сердце», более 60 лет пребывавшая в «самиздате».

 

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против «апологетичного» по отношению к белому движению спектакля и против «антисоветски» настроенного автора пьесы.

 

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира» (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу «Бег» (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

 

Пьеса «Багровый остров» (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления. В начале 1930 года его пьеса «Кабала Святош» (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

 

В 1930 году пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра. Работая во МХАТе, написал инсценировку «Мертвых душ» по Николаю Гоголю. В феврале 1932 года «Дни Турбиных» во МХАТе были возобновлены.

 

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса «Мольер», биографическая повесть «Жизнь господина де Мольера», пьеса «Последние дни», роман «Мастер и Маргарита».

 

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки «Мольера» Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

 

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор Сергей Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Борис Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

 

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы «Батум» о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке.

 

В 1929–1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – последнее произведение Булгакова.

 

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. В начале 1940 года он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

 

10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

История создания романа «Мастер и Маргарита»

 

Булгаков начал работать над романом в 1929 году. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе» ) был уничтожен им в 1930 году. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом». Потом еще существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике.

 

В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

 

За годы работы над Мастером и Маргаритой авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. 

 

Булгаков безуспешно пытался опубликовать роман при жизни, но только в 1967 роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов.

 

Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

 

Жанровую разновидность романа «Мастер и Маргарита» однозначно сформулировать не представляется возможным. Подобных книг не найдется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

 

Являясь вершиной европейского романа, он совмещает традиции многих жанров и форм: модернистский, философский, фантастический, сатирический, любовный, буффонада, роман-мистерия. 

 

Сюжетные линии романа причудливо переплетаются и создают многослойный текст в тексте, поэтому нередко «Мастера и Маргариту» называют, опираясь не на сложнейшую проблематику, а на композицию, ‒ роман в романе.

 

Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм» . Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

 

Композиция романа «Мастер и Маргарита»

 

Перед читателем разворачиваются эпизоды 30-х годов I тысячелетия, произошедшие в городе Ершалаим (Иерусалим) с героями Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат и эпизоды жизни советской Москвы 20-х годов ХХ века.

 

События романа о поздней Античности и начала христианства напоминают события Священного писания о последних днях жизни Христа. Это, с одной стороны, текст романа Мастера, а с другой, эти события позиционируются как реально существующие: Мастер не просто написал роман, а мистическим образом воссоздал историю Иешуа (Иисуса) и Понтия Пилата.

 

События жизни современной Москвы в свою очередь тоже неоднородны. В них есть 2 сюжетные линии: любовная история Мастера и Маргариты и сатирически-фантастическая линия, описывающая нравы советской столицы и мистический мир, иную реальность, которая сначала выглядит пугающе, но с течением романа наполняется более широкими смыслами. 

 

Итак, можно говорить о трех художественных мирах романа: библейском, земном и вечном. 

 

Повествовательные стили 3 миров тоже существенно отличаются: мир Ершалаима изображается исторически, мир Москвы ‒ фельетонно-сатирически, иронически, мир вечности ‒ лирико-патетически.

 

Автору понадобились и композиционные скрепы. Такие связующие функции выполняют фигуры Воланда и Мастера: Воланд ‒ наблюдатель и житель всех трех миров, и Мастер («человек, сочинивший историю Понтия Пилата»), в силу своего таланта постигший мир библейский и заслуживший право на мир вечный.

 

Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности. Древний Ершалаим и современная писателю Москва объединены и сквозным символическим образом грозы.

 

В эпилоге сливаются три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа), любовная (Мастер и Маргарита), сатирическая (Воланд в Москве) и три мира.


Контрольные вопросы

 

1. В чем специфика жанра «Мастера и Маргариты»? 

2. Какие художественные миры созданы в «Мастере и Маргарите»? В чем особенность каждого из них? 


Предыдущий урок
Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой
Русская литература XX века
  • Ковалентная химическая связь

    Химия

  • Политика и власть

    Обществознание

  • Объём наклонной призмы

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке