Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый

Русская литература XX века

Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый

План урока

  • Символизм
  • Валерий Яковлевич Брюсов
  • Константин Дмитриевич Бальмонт
  • Андрей Белый

Цели урока

  • Знать историю и черты русского символизма, творчества представителей русского символизма
  • Уметь анализировать литературное произведение

Разминка

  • Какие литературные направления вы знаете? В какое время они развивались в русской литературе?
  • Какое литературное направление было главным во второй половине XIX века?
  • Почему это литературное направление утратило свою господствующую позицию?

 

Символизм

 

В конце XIX века на смену реализма приходит новое литературное направление – модернизм.


Модернизм (итал. modernismo – «современное течение», от лат. modernus – «современный, недавний») – общность направлений искусства конца XIX века – начала XX века, признаком которых можно считать стремление к созданию новых художественных форм.


В модернизме выделяются два течения: символизм и акмеизм.


Символизм (от греч. symbolon – «знак», «символ») – литературное течение конца XIX века – начала XX века, основным художественным принципом которого является субъективное, авторское выражение мира посредством многозначного образа-символа.

 

Символ – многозначный образ, неисчерпаемый с точки зрения смысла.

 

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».


Рис. 1. М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. 1886. Рис. 1. М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. 1886.

Символизм оказал влияние на творчество М. Цветаевой, Вл. Ходасевича, М. Кузмина, М. Волошина и др. Не менее ярко символизм проявился в живописи: М. Врубель, М. Чюрленис. В театре в рамках символизма творил В.  Мейерхольд, а в музыке А. Скрябин. Именно символизм лежит в основе Серебряного века русского искусства. 

 

Символизм зародился в последней трети XIX века и стал ведущим направлением в литературах стран Западной Европы, особенно во Франции, где выразителями его основных эстетических принципов стали Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и С. Малларме.

 

Символизм зародился в противовес царившему тогда в литературе натурализму, который говорил о человеке как о существе примитивно-биологическом, лишенном искры духовности, зажатом в тиски греховной плоти. Этот взгляд на человека символисты считали упадническим и предлагали альтернативу. В отличие от писателей-реалистов, символисты были убеждены в том, что за внешним, предметным, материальным миром скрывается мир другой, таинственный, на который можно только намекнуть, но который нельзя выразить рационально. Таким же «невыразимым» представлялся символистам и внутренний мир человека, тонкие переливы и нюансы его фантазий и настроений.

 

Вместе с тем в творчестве некоторых символистов, в особенности у старшего поколения встречались черты декадентства. В частности, они считали, что истина не одна, истин множество.

В России представители символизма разделились на:

  • Старших символистов: В.Я. Брюсов и К.Д. Бальмонт (московская школа), Д.И. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (петербургская школа)
  • Младших символистов (младосимволистов): А.А. Блок, А. Белый, И.Ф. Анненский, Вяч. Иванов.

 

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;
  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
  • поэтика намёка и иносказания;
  • знаковое наполнение обыденных слов;
  • обращение к религиозным образам;
  • отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
  • недосказанность, утаённость смысла;
  • стремление создать картину идеального мира;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

 

Программные статьи символистов

 

Д.С. Мережковский, «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892): «…Мы не можем довольствоваться грубоватой фотографической точностью экспериментальных снимков. Мы требуем и предчувствуем, по намекам Флобера, Мопассана, Тургенева, Ибсена, новые, еще не открытые миры впечатлительности. Эта жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности - характерная черта грядущей идеальной поэзии. Еще Бодлер и Эдгар По говорили, что прекрасное должно несколько удивлять, казаться неожиданным и редким. Французские критики более или менее удачно назвали эту черту - импрессионизмом». Таковы три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

«Мысль изреченная есть ложь». В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя.

 

Аким Волынский, «Декандентство и символизм»:

«Что такое символизм? Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. В этом определении ясно выступают два начала, необходимые для символистского творчества. Как и всякое искусство, символизм обращен к простым и наглядным событиям жизни, к миру для всех очевидных фактов, к явлениям природы и явлениям человеческого духа. Чем точнее и трезвев восприятие, чем меньше романтического дыма в описании конкретных фактов, чем яснее и холоднее созерцание, тем лучше для искусства. Обладание, как можно более широкое, миром явлений должно быть положено в основу всякого философского или поэтического творчества».

 

Новаторство символизма

Рис. 2. Н. Гущин. Портерт Ольги Вуич. 1934. Рис. 2. Н. Гущин. Портерт Ольги Вуич. 1934.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона.  Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.

 

Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного».

 

Значительное влияние на символистов произвело творчества Ф.И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь» («Silentium!»).

 

Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

 

Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. 

 

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. 


  1. Что способствовало появлению новых литературных направлений на рубеже веков?
  2. Что представляет собой символизм как литературное направление?
  3. Какими характерными особенностями обладает символизм?


Рис. 3. С. Малютин. В.Я. Брюсов. 1913. Рис. 3. С. Малютин. В.Я. Брюсов. 1913.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924)

 

История символизма началась с того, что группа поэтов выпустила сборник «Русские символисты». Безусловным лидером этой группы был Валерий Яковлевич Брюсов, которому принадлежало абсолютное большинство вошедших в сборники поэтических текстов и стихотворных переводов.

 

В.Я. Брюсов родился в Москве в 1873. В 1885—1889 годах учился в частной классической гимназии Ф.И. Креймана, в 1890—1893 годах. — в гимназии Л.И. Поливанова, в 1893—1899 — на историко-филологическом факультете Московского университета. 

 

В 1894—1895 годах издал три сборника «Русские символисты», составленные главным образом из стихов самого В.Я. Брюсова (в том числе под различными псевдонимами). Ранние союзники поэта не удержались на литературной сцене, но у него вскоре появился очень талантливый единомышленник и близкий друг – Константин Дмитриевич Бальмонт. С появлением сборников название «русский символизм» вошло в литературный обиход и стало модным обозначением всего нового литературного направления. 

Рис. 4. В.Я. Брюсов — гимназист. Фото 1885. Рис. 4. В.Я. Брюсов — гимназист. Фото 1885.

В.Я. Брюсов с юности впитал представление о творчестве как о высоком «ремесле», требующего знания древних и основных европейских языков, основательной историко-литературной подготовки и неустанного труда. А. Белый писал о В.Я. Брюсове: «Был поэтичен рабочий в нем; трудолюбив был поэт». Поэтому В.Я. Брюсов не разделял неоромантическую концепцию искусства как магии, волшебства, откровения. Поэт считал, что вдохнуть жизнь в мертвую материю художник не может. Все, что он может, – это вдохнуть ее в симфонии, картины, статуи, здания или стихи. Художник – это всего лишь мастер формы. В своей первой книге «Juvenilia» В.Я. Брюсов выступает с поэтической декларацией творческих принципов. Это знаменитый «Сонет к форме» (1895):

…образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века 

 

 

Уже в этом раннем стихотворении звучит основная тема поэзии В.Я. Брюсова – тема поэтического труда и поэтического бессмертия, тесно связанная с другой, не менее важной для него темой – темой «образцов», культурных идеалов и форм исторического прошлого.

 

Выработав в результате дерзких экспериментов свой оригинальный поэтический почерк, определив для себя значение и механизм символического творчества, В.Я. Брюсов наконец решил задуматься и о содержании своего лирического «Я», которое воплотилось бы в найденной новой форме. Поэт обращается к легендарному историческому прошлому, как бы примеривая на себя одежды великих исторических личностей. Характерно уже начало многих стихотворений: «Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон…»; «Я – жрец Изиды светлокудрой…»; «Я – Клеопатра, я была царица…». Обращение к легенде помогает В.Я. Брюсову открыть в жизни человечества нечто непреходящее, незыблемое.

 

В 1905 – 1906 годах вследствие политического кризиса и больших исторических потрясений к Брюсову постепенно приходит осознание важности исторического настоящего, уникальности переживаемого нацией исторического момента. В сборнике «Stephanos» появляются разделы «Современность» и «Повседневность». Полнокровным символом современной истории для В.Я. Брюсова становится образ Города. Город изображается как гигантская воронка, «чудовищный сосуд», где перемешиваются все «крайности» и начала жизни, например, в стихотворении «Париж»:

 

 

И эти крайности! – все буйство жизни нашей,
Средневековый мир, величье страшных дней, –
Париж, ты соединил в своей священной чаше,
Готовя страшный яд из песен и идей

 

 

Рис. 5. В.Я. Брюсов. Одна из последних фотографий. Рис. 5. В.Я. Брюсов. Одна из последних фотографий.

Однако поэтизация города как создания технократического разума нередко осложнена трагическими предчувствиями: Брюсов устанавливает соответствия между картиной бешеного ритма городской жизни и знамениями скорого Апокалипсиса («Конь блед»). Этот принцип изображения города как «мистицизма в повседневности» будет унаследован Александром Блоком, автором циклов «Город» и «Снежная маска», стихотворений «Статуя», «Незнакомка», «Фабрика», «Шаги командора».

 

В.Я. Брюсов принял революцию 1917 года, надеясь, что она даст ему невиданную внутреннюю свободу, но он жестоко ошибся. Несмотря на все стремления «подружиться» с советской властью, «поэтом новой жизни» В.Я. Брюсов стать так и не смог.

 

В.Я. Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П. Верлена, Э. По, Р. Роллана, произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.Л. Баратынского. В 1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.

 

9 октября 1924 года В.Я. Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве. 


  1. Каковы особенности творческой личности В.Я. Брюсова-символиста?
  2. Какие художественные открытия сделал поэт в урбанистической лирике?


Рис. 6. К.Д. Бальмонт. Фото 1880-х. Рис. 6. К.Д. Бальмонт. Фото 1880-х.

К.Д. Бальмонт был верным соратником и союзником В.Я. Брюсова. Писать К.Д. Бальмонт начал еще в гимназии. Знакомство с В.Г. Короленко, а затем с В.Я. Брюсовым, вхождение в группу старших символистов необычайно активизировало его творческую энергию: всего поэтом написано 35 книг стихов. 

 

К началу XX века К.Д. Бальмонт – признанный поэт, о творчестве которого много пишут и спорят, у которого учатся мастерству младшие современники. В.Я. Брюсов писал: «Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонко-певучий стих».

 

Среди символистов у К.Д. Бальмонта была своя позиция, связанная с более широким пониманием символа, который, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражающееся с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов он наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм – поэзию впечатлений.

 

Свою творческую программу К.Д. Бальмонт изложил в предисловии к книге переведенных им стихотворений Э. По и в сборнике критических статей «Горные вершины»: «Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными».

 

Задача поэта, утверждал К.Д. Бальмонт, состоит в проникновении в тайный смысл явлений с помощью намеков, недомолвок, ассоциаций, в создании особого настроения путем широкого использования звукописи, в воссоздании потока мгновенных впечатлений и раздумий. 

 

В вышедшем в 1900 году очередном сборнике стихотворений «Горящие здания» поэт раскрывает души людей разных эпох и национальностей: темпераментных испанцев («Как испанец»), мужественных, воинственных скифов («Скифы»), галицкого князя Дмитрия Красного («Смерть Дмитрия Красного»), царя Ивана Грозного и его опричников («Опричники»), Лермонтова («К Лермонтову»), повествует о загадочной и непредсказуемой женской душе («Замок Джэн Вальмор»). Поясняя замысел своего сборника, автор писал: «Эта книга не напрасно названа лирикой современной души. Никогда не создавая в своей душе искусственной любви к тому, что является теперь современностью и что в иных формах повторялось неоднократно, я никогда не закрывал своего слуха для голосов, звучащих из прошлого и неизбежного грядущего… В этой книге я говорю не только за себя, но и за многих других»

Рис. 7. Н.П. Ульянов. Портрет Константина Дмитриевича Бальмонта. 1909. Рис. 7. Н.П. Ульянов. Портрет Константина Дмитриевича Бальмонта. 1909.

Поэзия К.Д. Бальмонта следует романтической традиции. Его лирический герой — личность исключительная, равновеликая миру и носящая в себе черты сверхчеловеческого. Такая личность отчуждена от всего прозаического и обыденного, она не подчиняется моральным законам и правилам, принятым в обществе, и сама себе устанавливает эти правила. Духовный взор её устремлён прочь от мира конечного и ограниченного и пребывает в безбрежности. Именно так — «В безбрежности» (1895) — назывался программный сборник раннего К.Д. Бальмонта, с которым он входил в литературу символизма. Очерк «На высоте» (1895) даёт почувствовать пафос мыслей раннего К.Д. Бальмонта: «Нет, не хочу я вечно плакать. Нет, я хочу быть свободным. Свободным от слабостей должен быть тот, кто хочет стоять на высоте… Нет высшего счастья, как понять благородство несчастья. Людям нужно счастье, а не тем, кто хочет быть отмечен среди людей. До рассвета покинул я долину и в горах приветствую рассвет… Подниматься на высоту — значит быть выше самого себя. Подниматься на высоту — это возрождение. <…> В своё время я вернусь к покинутым, а теперь — дайте мне на мгновенье обняться с одиночеством, дайте мне подышать свободным ветром!»

 

В записной книжке 1904 года поэт отмечает: «Огонь, Земля, Вода и Воздух – четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении». Огонь – любимая стихия поэта, которая в его поэтическом сознании сопрягается с идеалом Красоты, Гармонии и Творчества. 

 

Другая природная стихия – Вода – прочно соединяется у него с таинственной силой любви к женщине. Поэтому лирический герой К.Д. Бальмонта – «вечно юный, вечно вольный» – готов вновь и вновь, каждый раз заново, переживать «ее восторг – упоение», безоглядно отдаваться «хмелю страстей». При этом его чувство согрето вниманием к любимой, поклонением ее физической и душевной красоте («Я буду ждать», «Нежнее всего», «В моем саду», «Нет дня» чтоб я не думал о тебе», «Разлученные», «Катерина» и другие). 

 

 

В истории русской поэзии К.Д. Бальмонт останется как один из самых музыкальных поэтов-символистов. Свои суждения о магической силе слова, почерпнутые из представлений архаического фольклора (заклинания, обрядовая поэзия), он выразил в книге-эссе «Поэзия как волшебство» (1915).

 

«Любовь к поэзии созвучий, преклонение перед звуковой музыкальностью» К.Д. Бальмонту, по его признанию, внушил князь А. Урусов, меценат, знаток творчества Бодлера и Флобера. Именно ему и было посвящено раннее стихотворение «Чёлн томленья» (1894):

 

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.

 

 

Каждая строка этого четверостишия имеет свой звуковой камертон в виде аллитерации звуков: первая и вторая на в, третья на б и четвёртая на ч. В каждой она дополнительно поддерживается и соседством других согласных. Если в трёх первых строках аллитерация соответствует смыслу образа, то последняя строка для многих критиков осталась загадкой. А.А. Блок как-то обмолвился, что «Бальмонт и вслед за ним многие современники вульгаризировали аллитерацию», имея в виду, что аллитерации поэта подчас навязчивы. Однако гипнотическому воздействию звукописи К.Д. Бальмонта трудно не подчиниться. В целом ряде стихотворений звуковая инструментовка стиха осуществлена с особым изяществом. Например, в стихотворении «Безглагольность», подлинном шедевре его лирики:

 

 

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

 

 

Ассонансы на ао в сочетании с сонорными согласными л и н (л — особый сонорный звук, создающий плавность) вызывают у читателя необходимые ассоциации: это бескрайняя широта и бесприютность русского пейзажа, щемящая сердце нежность, пронзительная тишина. Это чувство концентрируется в звукообразе формулы, выражающей собственно душу русской природы: «Глубокая тишь. Безглагольность покоя». Эта «безглагольность», таким образом, компенсируется вольной распевностью и проникновенным лиризмом русской природы. Звукописи здесь принадлежит решающая роль в создании символической глубины пейзажного образа.

 

С творчеством К.Д. Бальмонта связана одна из существенных особенностей поэзии старших символистов – эстетизация бытия.


  1. Охарактеризуйте лирического героя поэзии К.Д. Бальмонта.
  2. Что вы можете сказать о К.Д. Бальмонте как о мастере звукописи? Почему именно эта сторона его стиля обеспечила ему громкую славу среди современников?


Рис. 8. Л. Бакст. А. Белый. 1905. Рис. 8. Л. Бакст. А. Белый. 1905.

Андрей Белый (1880–1934)

 

Среди младших символистов многогранностью своего дарования выделяется Андрей Белый, который проявил себя и как поэт, и как критик, и как прозаик-романист. Сын известного профессора математики, выпускник физмата МГУ, А. Белый вырос в атмосфере творчества культурной московской среды. 

 

А. Белый стал известен в литературе созданием симфоний – своеобразных литературных произведений, которые по форме представляют нечто среднее между стихами и прозой. Их отличие от стихов – отсутствие рифмы и размеров, отличие от прозы – особая напевность строк.

 

Первая симфония написана в 1900 году. Она называется «Северная симфония» и изображает условно-фантастический мир, который ассоциируется с западноевропейским средневековьем. Центральные образы– красавица-королевна и молодой рыцарь, испытывающий натиск сатанинских сил и в конце побеждающий их. Вторая симфония написана А. Белым в 1901 году («Вторая драматическая»). В ней в отрицательном свете изображена московская повседневность конца XIX века – начала XX века.

 

Третья симфония создана в 1905 году и называется «Возврат». Ложное, бессмысленное, по мысли автора, земное существование противопоставлено здесь светлому, мистическому инобытию. 

 

В 1904 году выходит сборник его стихов «Золото в лазури», где наряду с мистическими стихотворениями, немало и произведений о судьбе России, ее мрачном настоящем и неясном будущем. Эти же мотивы преобладают и в двух последующих Поэтических книгах А. Белого «Пепел» и «Урна». Для них характерно господство горьких, пессимистических настроений, сквозной образ страдающего лирического героя.

 

Бесследна жизнь. Несбыточны волненья.
Ты — искони в краю чужом, далеком…
Безвременную боль разуверенья
Безвременье замоет слезным током…

 

 

Это характерный мотив многих его стихотворений. Все поэтические книги А. Белого проникнуты чувством любви к родине, но любви трагической, ибо, всматриваясь в Россию, он склонен видеть в ней лишь «пляску черной смерти».

 

Впрочем, пессимизм А. Белого не был до конца безнадежным. Об этом свидетельствует, например, стихотворение «Родине», созданное в августе 1917 году. Оно проникнуто верой в мессианскую роль России и характерными для этого мятущегося поэта настроениями жертвенности:

 

 

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия
Мессия грядущего дня.

 

Рис. 9. А. Белый. Фото 1906–1907. Рис. 9. А. Белый. Фото 1906–1907.

В 1909 году А. Белый обращается к созданию прозаических произведений, в которых пытается высказать свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Это романы «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1913). В «Серебряном голубе» автор изображает московского студента Петра Дарьяльского, которому придал много собственных черт. Разочарованный в окружающей действительности, герой ищет духовную опору в народной среде и сближается с тайной религиозной сектой «голубей», но терпит внутренний крах и гибнет от руки сектантов. Роман детально воссоздает крестьянский, городской и поместный бытовой уклады, подробно рисует психологические мотивы поведения персонажей.

 

В романе «Петербург» А. Белый попытался дать, широко используя символику, гротеск, сатиру, свое истолкование истории России. Прежде всего, этим произведением поэт продолжает развитие «петербургской» темы, воплощенной в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Современный Петербург, как и вся Россия, по мысли А. Белого, – уродливое сочетание западного образа жизни, внедренного Петром I, и восточного. Западная рационалистическая культура, столкнувшись с восточной косностью, породила чудовищную фантасмагорию, исполненную мистических губительных сил. Символом русской бюрократической машины является в романе сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов. Он одержим замыслом парализовать живую жизнь циркулярами и параграфами. Действие происходит в годы первой русской революции. На сенатора совершают неудачное покушение, и ничто не меняется к лучшему. 

 

А. Белый считал, что Россия имеет свой особый путь в истории, отличный от одинаково враждебных ей как Запада, так и Востока. 12 апреля 1911 года он писал из Петербурга В. Кожебаткину: «Пятимесячное общение с европейцами, этими ходячими палачами жизни, обозлило меня очень; мы, слава Богу, русские – не Европа!» Это нашло отражение в романе «Петербург». А. Белый уверен, что Россия обретет свое подлинное лицо, минуя как западный, так и восточный пути развития.


  1. Как воплотилось сочетание поэзии и прозы в творчестве А. Белого?
  2. Какой изображал Россию А. Белый?


Брюсовское, художественно-эстетическое (эстетское) течение русского символизма было по своим творческим установкам рождённым «для звуков сладких». Последователи В.Я. Брюсова искали в символизме новые формы для творческого самовыражения, нюансов и оттенков собственных чувств. Их заботило совершенство стиля.


Контрольные вопросы

 

  1. Объясните исторические, культурные и собственно литературные причины возникновения символизма как ведущего литературного направления в странах Западной Европы последней трети XIX – начала XX века.
  2. Как идеи и воззрения символиста В. Брюсова отразились в его поэтическом творчестве?
  3. Что нового привнесли К.Д. Бальмонт и А. Белый в поэзию?


Предыдущий урок
Б.Л. Пастернак. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
И.А. Бродский. Жизнь и творчество
Русская литература XX века
  • Акмеизм. Н.С. Гумилев. Лирика

    Литература

  • Политика и власть

    Обществознание

  • Системы управления базами данных
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке