- Слово об А.А. Блоке
- «Стихи о Прекрасной Даме» (1904)
- Знать особенности творчества и поэтическую манеру А.А. Блока, своеобразие цикла «Стихи о Прекрасной Даме»
- Уметь анализировать поэтические тексты
- Что такое «символизм»?
- Какие поэты относились к старшим символистам и младосимволистам?
Слово об А.А. Блоке
Александр Александрович Блок (1880–1921)
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок — старший, — был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра — дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова.
После рождения сына родители А.А. Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии — с матерью, тетей и бабушкой.
В 1891 году будущего поэта отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. В 1894 году А. Блок начал выпускать журнал «Вестник», и в его литературной игре участвовала вся семья. В 1898 году А. Блок окончил гимназию, а в августе того же года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция молодого поэта не привлекала. Спустя три года А. Блок перевелся на историко-филологический факультет.
А. Блок увлекался театром. Почти каждые каникулы он проводил в имении деда — Шахматово. В соседней усадьбе Боблово летом 1899 года он ставил спектакли — «Бориса Годунова», «Гамлета», «Каменного гостя». И сам же в них играл.
В начале века А. Блок знакомится с петербургской литературной элитой. В 1902 году он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Валерий Брюсов поместил стихи Александра Блока в альманахе «Северные цветы».
В 1903 году А. Блок женился на Любови Менделеевой — Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Они были знакомы на тот момент восемь лет, около пяти лет А. Блок был влюблен. Вскоре в «Северных цветах» вышел цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — название для него предложил В.Я. Брюсов.
В период 1905–1907 годов А. Блок с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908) и «Ночные часы» (1911). В эти же годы А. Блок создает цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже – еще две драмы: «Песня Судьбы» (1908) и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей («Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др.). Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствуют поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию. Поэтика символизма определила особенности поэзии А. Блока:
- музыкальное звучание (ассонанс, повторы);
- символика образов;
- символика цвета (белый – чистота помыслов, непорочность; синий – измена, крушение идеалов);
- необычная ритмика.
В период подготовки к изданию первого «Собрания стихотворений» (1910–1912) А. Блок критически пересматривает свой жизненный и творческий путь, поделив его на три этапа, каждому из которых поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и в двух последующих изданиях (1916 году и 1918–1921 годах).
Затем творческая активность поэта заметно снижается. Причиной тому были как причины личные, психологические, так и объективные – в первую очередь, начавшаяся летом 1914 году мировая война. В это время А. Блок работает над поэмой «Возмездие», но завершить ее не успевает: летом 1916 года его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляют на фронт, где, по его словам, он живет «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной». После Февральской революции А. Блок возвращается в Петербург и работает в качестве редактора стенографических отчетов «Чрезвычайной следственной комиссии». На протяжении всего 1917 года А. Блок не создает ни одного поэтического произведения. После октябрьского переворота он поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами, – вспоминает его тетка М.А. Бекетова, – и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт переживает последний творческий взлет, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».
А. Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, «революционном» варианте. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Это ускорило его смерть. Поэт умер в Петрограде 7 августа 1921 году.
- Как воплощён символизм в творчестве А. Блока?
- Как поэт отнесся к Революции 1917 года?
Темы и образы ранней лирики
Творчество А. Блока отчётливо делится на три периода:
- 1898 – 1904
- 1904 – 1908/09
- 1910 – 1921
А. Блок в юности увлекся учением Вяч. Соловьева. По Вяч. Соловьеву, мир находится на грани гибели, человечество переживает кризис. Философ говорит о существовании двух миров: Мира Времени и Мира Вечности. Первый есть мир Зла, второй – мир Добра. В реальном мире – «кошмарном сне человечества» – гармония, любовь как самое гармоничное чувство подавляются и побеждает антихрист.
Найти выход из Мира Времени в Мир Вечности – такова задача, стоящая перед каждым человеком. Мир может спасти Божественная красота, Вечная женственность, Душа мира. Божественная красота – это гармония, «совершенное всеединство» между духовным и вещественным, внешним и внутренним. Именно они, по Вяч. Соловьеву, соединяют природное, бытовое и бытийное, божественное. По Вяч. Соловьеву, Красота, Вечная женственность, Любовь – Солнце любви – это категории вечные и абсолютные:
Смерть и время царят на земле, –
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце любви.
В поэзии Вяч. Соловьева слово «любовь» всегда имеет особое, мистическое значение: «Любовь есть божественное начало в человеке; ее воплощение на земле мы называем Женственностью; ее внеземной идеал – Вечной Женственностью»»:
Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
Идея Вечной Женственности легла на благодатную почву: к этому времени А. Блок полюбил Любовь Менделееву. Эти чувства поэт воспринял мистически. А. Блок чувствует в окружающем мире предвестников конца света, а наступающую революцию трактует как развёртывающийся хаос. Спасись можно только с помощью Мировой души, Вечной Женственности.
«Стихи о Прекрасной Даме» (1904)
Этот сборник А. Блок считал лучшим в своем творчестве. В центре сборника идея двоемирия, характерная для творчества младосимволистов. Поэт мечтает преобразить земной мир и человека, сделав их беспредельно духовными, совершенными и прекрасными. При этом изменение человеческой природы может произойти в результате чуда преображения.
Таким ожиданием, предвестием, призывом и порывом к нему стали «Стихи о Прекрасной Даме». Этот сборник проникнут светлым, радостным чувством, верой в скорое пришествие абсолютных, тотальных и глобальных перемен. Особенность человека, по мнению А. Блока, заключается в том, что в нем сопряжены два начала – богоподобное, духовное и животное, стихийное, живущее рефлексами и инстинктами. Лирический герой «Стихов о Прекрасной Даме» с одной стороны демонстрирует духовное величие, с другой – он раб, слабый духом, сомневающийся, колеблющийся, грешный. В качестве преобразующего начала Бог посылает ему в помощь Любовь в самом широком ее понимании – любовь к Богу, к женщине, к жизни. Именно любовь – творческая сила бытия, которая заключена, прежде всего, в женском начале. В стихах возникает образ «Вечной женственности», «Мировой души» и «Софии Премудрости Божией». Эти три образа сливаются в образ Прекрасной Дамы.
В основе лирического сюжета стихотворений лежит борьба за Мировую Душу, томящуюся в плену земного мира. Чтобы Мировая Душа воссоединилась с Софией Премудростью Божией и Вечной Женственностью, ее надобно вызволить и освободить из земного плена. Это освобождение – и есть предназначение героя, который готов совершить свой религиозный и рыцарский подвиг.
А. Блок создает свою особенную поэтику: в его лирике преобладают слова с отвлеченными или неопределенными значениями, он предпочитает выдвигать на первый план эмоциональные оттенки слов, которые в сочетании с обычными словами создают необычные метафоры: «разгорается мечта», «туманные руки», «туманная пена», «туманные песни», «туманный факел». Так поэт создает впечатление неопределенности, ощущение присутствия таинственного запредельного мира, мистическую атмосферу, в которой человек, не видя Бога, Софию Премудрость Божию, Вечную Женственность, ощущает или чувствует их приближение. А. Блок делает упор на музыку стиха, на его романсово-песенные интонации, на звучание поэтических строк.
Миф о Прекрасной Даме развертывается как история взаимного тяготения и влечения, взаимной влюбленности и трагического, несостоявшегося слияния земного человека с Мировой Душой и Вечной Женственностью. Все, что обладает сиянием, светом, становится синонимом Мировой Души: заря, звезда, солнце. Ветер – знак ее приближения, ее нисхождения с надзвездных высот, утро – символ ее прихода, а весна не одна лишь пора пробуждения природы, ее преображения, цветения, но и знак близости Прекрасной Дамы, предвещающий страшную и вместе с тем радостную встречу поэта и Вечной Женственности. Прекрасная Дама не только солнечная, но также девственная, строгая и святая. Она не только делает светлым все вокруг себя, но и возвещает о своем присутствии или своем приближении понятными чуткой душе звуками и ощутимым дуновением:
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
А лирического героя поэт выводит под именами «рыцаря», «инока», «юноши». С ним связаны другие знаки и другие цвета. Он пребывает в тумане, в сумраке, его окружают зима, непогода, темнота, ночь, символизирующие торжество зла, но в те счастливые мгновения, когда до поэта доносится весть, приносимая то ли ветром, то ли звуками, то ли дыханием весны, он входит в яркую, лучезарную, солнечную, небесно-голубую, лазоревую атмосферу Прекрасной Дамы. Свойственные герою сомнения отдаляют его от надежды и погружают в ночь, в холод, во мглу.
Содержание книги «Стихи о Прекрасной Даме» во многом отражает биографические события в жизни поэта. Его сложные отношения с женой – Л.Д. Менделеевой, которая и мыслилась как прообраз Прекрасной Дамы – и легли в основу стихотворений первого этапа творчества.
В какой-то момент поэт чувствует, что Прекрасная Дама исчезла, что она переселилась на землю и перестала быть Вечной Женственностью, Софией Премудростью Божией, он устремляется за ней туда же, на землю. Этот момент отражен в цикле «Распутья». Теперь лирический герой полон сомнений в том, что Прекрасная Дама явит себя миру и очам поэта. Он подозревает обман или свою ошибку, неверное истолкование таинственных знаков, являвшихся ему. Но идеал не был утрачен, хотя и стал недосягаем. Таким образом, первый том лирики выявил наиболее существенные стороны мировоззрения и поэтики А. Блока.
Контрольные вопросы
- Как сложился и как воплотился миф о Прекрасной Даме в жизни и творчестве А.А. Блока? Какие черты символизма ощутимы в «Стихах о Прекрасной Даме»?
- Как создается неопределенность значений слов в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»?