Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Заболоцкий. Лирика

Русская литература XX века

28.03.2024
1559
0

Н.А. Заболоцкий. Лирика

План урока

  • Детство и юность Н. А. Заболоцкого
  • Первые поэтические сборники поэта
  • Ссылка в Комсомольск-на-Амуре
  • Последние годы жизни и творчества Н. А. Заболоцкого

Цели урока

  • Знать своеобразие творчества Н.А. Заболоцкого, основные этапы его жизни
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • С какими темами и мотивами переплетается философская лирика С.А. Есенина?
  • Какие произведения Н.А. Заболоцкого вы уже изучали?

Детство и юность Н.А. Заболоцкого 

Рис. 1. Н.А. Заболоцкий.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

 

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий 7 мая 1903 года под Казанью, где его отец, Алексей Агафонович, служил агрономом, мать была учительницей. 

 

Детство будущего поэта проходило не только в родной слободе, немало времени он провел и в селе Сернул, который располагался в Вятской губернии. Уже в семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе.

 

В 1920 году Н.А. Заболоцкий приезжает в Москву, где поступает в Московский университет на два факультета одновременно – на историко-филологический и медицинский. Но жизнь в голодной Москве не задалась. Через год переезжает в Петроград и становится студентом Герценовского пединститута, учится на отделении иностранного языка и литературы. А через год, в 1926 году, молодого человека призывают на службу в армию.

Рис. 2. Н.А. Заболоцкий. Петроград. Фото 1921.

На старших курсах он посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова», где увлекся поэзией Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. Николай Заболоцкий продолжал сочинять и собственные стихи. 

 

На службу Н.А. Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в биографии поэта появляются первые стоящие произведения, среди которых «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие.

 

Через два года поэт вернулся в Ленинград и устроился автором в отдел детской книги Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). В эти годы литература возникала буквально на глазах. Сознавая себя участником этого процесса, юный Н.А. Заболоцкий обращает внимание на крайне «левую литературу». Его восхищение вызывает Велимир Хлебников с его «безысходной гениальностью и отчаянным метафорическим анархизмом». 

 

И А.А. Блок, и А.А. Ахматова, и даже сам В.В. Маяковский кажутся ему старомодными. Из художников его привлекают П.Н. Филонов, М.З. Шагал, П. Брейгель-младший. Вместе с Д. Хармсом, А.И. Введенским и К.К. Вагиновым он создает ОБЭРИУ ‒ Объединение единственно реалистического искусства. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

Рис. 3. П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915.

В 1928 году была опубликована декларация философско-поэтического кружка. Обэриуты, как называли себя члены объединения, считали, что мир хаотичен и фрагментирован, и единственный способ выжить в нем — говорить.

 

В этом же году Николай Заболоцкий написал статью «Поэзия обэриутов», где назвал себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя» и предлагал слушать и читать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».

 

В 1920-х годах Н.А. Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Еж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное молоко» и «Резиновые головы».

Первые поэтические сборники поэта 

Рис. 4. Обложка первого издания сборника Н.А. Заболоцкого «Столбцы». 1929.

Первая книжка Н.А. Заболоцкого появилась в 1929 году. У него немедленно обнаружились и восторженные поклонники, и негодующие хулители. Книга называлась «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта. 

 

Стихотворения сборника были пропитаны абсурдом, алогичностью, иронией и сарказмом. На поэта обрушилась «зубодробительная» критика. Но его «Столбцы» поддержали В.А. Каверин, С.Я. Маршак, Н.С. Тихонов, Ю.Н. Тынянов.

 

К моменту выхода «Столбцов» кружок ОБЭРИУ уже перестал существовать как цельное явление, каждый из поэтов, составлявших содружество, пошел своим путем, и все-таки первый сборник Н.А. Заболоцкого правильнее всего было бы квалифицировать как оригинальное воплощение именно литературной программы обэриутов.

 

Стихотворения сборника совсем не похожи на русскую классику: перед читателем предстают зарисовки из обыденной жизни, но главная их черта ‒ алогичность и бессвязность картин. Герои лирики ‒ торговки на рынке, посетители баров, ямщики и мальчишки на улицах города. 

 

Так, в стихотворении «Игра в снежки» изображен момент детской игры, и абсолютно алогичным выглядит появление образа тетерева:

 

В снегу кипит большая драка.
Как легкий бог, летит собака.
Мальчишка бьет врага в живот.
На елке тетерев живет.

 

 

Метафоры высокого стиля «ледяные свищут бомбы», «в зареве снега», «роя катакомбы» соседствуют с эпитетами «мохнатых, скорченных, багровых». При этом ключевыми приемами становятся ирония и сарказм:

 

 

Уж ледяные свищут бомбы.
Уж вечер. В зареве снега.
В сугробах роя катакомбы,
Мальчишки лезут на врага.
Один, задрав кривые ноги,
Скатился с горки, а другой
Воткнулся в снег, а двое новых,
Мохнатых, скорченных, багровых,
Сцепились вместе, бьются враз,
Но деревянный ножик спас.

 

 

Точные ритм и рифмы неожиданно могут пропасть, оставляя полное ощущение дисгаромнии и неясности, которое никак не разрешается:

 

 

Закат погас. И день остановился.
И великаном подошел шершавый конь.

 

 

Также нелогичен последний образ стихотворения:

 

 

Мужик огромной тушею своей
Сидел в стропилах крашеных саней,
И в медной трубке огонек дымился.
Бой кончился. Мужик не шевелился.

 

 

Некоторые стихотворения сборника абсолютно нелогичны и являются ярким примером поэзии абсурда, например «Движение».

 

Несмотря на непонимание критики, поэт налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника. 

 

Затем последовал период спада творчества. «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива в сторону Николая Заболоцкого. В 1929—1933 годы он пишет также поэмы «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Н.А. Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936).

 

В лирике Н.А. Заболоцкого активно проявляются натурфилософские идеи.


Натурфилософия – (от латинского natura – природа) – исторический термин, до XVII века обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.


Рис. 5. Н.А. Заболоцкий с женой и сыном. Фото 1935.

В основе натурфилософской концепции Николая Заболоцкого лежит представление о мире как единой системе живой и неживой материи.

 

На жизнь поэт зарабатывал, работая в двух журналах под руководством С.Я. Маршака, писал детские стихи и прозу, а также переводил рассказы зарубежных авторов. Так Н.А. Заболоцкий постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение. В 1937 году поэт выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихотворений.

 

С конца 1920- годов до конца 1930-х годов активно развивается другая линия поэтического творчества Н.А. Заболоцкого – философская лирика. Для нее характерны поражающие своей необычностью сравнения и метафоры, неожиданные живые зарисовки их жизни и искренняя наивность, как в стихотворении «Утренняя песня»:

 

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.

И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества ‒ бессмертно.


  1. Какое образование получил Н.А. Заболоцкий?
  2. Как относился Н.А, Заболоцкий к поэтам-современникам?
  3. Каких принципов придерживались обэриуты?
  4. В каких журналах публиковались произведения Н.А. Заболоцкого?


Ссылка в Комсомольск-на-Амуре

19 марта 1938 года поэт был арестован. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской деятельности. Невзирая на долгие пытки и изнуряющие допросы, он не подписывал обвинительные заключения и не признавал существование антисоветской организации. Вероятнее всего, именно это и помогло ему выжить в те времена.

 

Н.А. Заболоцкого приговорили к лагерному заключению, и поэту пришлось провести 5 лет в Востоклаге (Восточный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь). Там он в нечеловеческих условиях занимался стихотворным переводом «Слова о полку Игореве».

Последние годы жизни и творчества Н.А. Заболоцкого

Рис. 6. Н.А. Заболоцкий с женой и дочерью.

В 1944 году срок ареста Н.А. Заболоцкого был прерван, и поэт получил статус ссыльного. На протяжении года он проживал на Алтае, куда переехала и его супруга, и его дети, но потом он все-таки перебрался в Казахстан. Это были сложные для семьи времена. Из-за отсутствия работы и денег, при вечной неуверенности в завтрашнем дне и страхах семья просто не могла нормально существовать. Заболоцкие тогда боялись всего: и повторного ареста, и утраты временного жилья. 

 

В 1946 году Николай Алексеевич Заболоцкий вернулся в Москву. Он жил у друзей, подрабатывал переводами, и жизнь его начинала постепенно налаживаться. И тогда случилась еще одна трагедия в жизни поэта. Его жена, которая на протяжении всей жизни была бесконечно верной и преданной ему, вдруг ушла к другому мужчине.

 

С 1946 года начинается последний период творчества поэта. В стихотворениях этого периода по-прежнему основное внимание уделяется теме природы. Однако теперь философское начало – напряженные раздумья-размышления о тайнах природной жизни – уходит на второй план, уступая место то спокойному, умиротворенному, то исполненному радостного восхищения созерцанию картин природы в самых разных ее проявлениях и состояниях. Можно сказать, что из поэта-философа Заболоцкий превращается в поэта-художника, поэта-живописца, для которого главным в природе оказывается ее красота. Пейзажные зарисовки переплетаются с авторскими размышлениями и признаниями:

Светляки

 

Слова – как светляки с большими фонарями.
Пока рассеян ты и не всмотрелся в мрак,
Ничтожно и темно их девственное пламя
И неприметен их одушевленный прах.
Но ты взгляни на них весною в южном Сочи,
Где олеандры спят в торжественном цвету,
Где море светляков горит над бездной ночи
И волны в берег бьют, рыдая на лету.
Сливая целый мир в единственном дыханье,
Там из-под ног твоих земной уходит шар,
И уж не их огни твердят о мирозданье,
Но отдаленных гроз колеблется пожар.
Дыхание фанфар и бубнов незнакомых
Там медленно гудит и бродит в вышине.
Что жалкие слова? Подобье насекомых!
И все же эта тварь была послушна мне.

 

 

Сравнение слова и светлячков только на первый взгляд кажется странным: для лирического героя связь очевидна. Это стихотворение оригинально и свежо обыгрывает тему поэта и поэзии, когда лирического героя радует способность покорить слова. 

 

Другая тема, волнующая позднего Н.А. Заболоцкого, — тема человеческой души, главной добродетелью которой поэт считает умение открыться другому человеку — бескорыстно радоваться чужой радости и столь же бескорыстно, что называется, всей душой соболезновать, сострадать чужой боли, чувствуя её как свою. В появлении этой темы в творчестве поэта определённо сыграл свою роль страшный опыт страданий, перенесённых им в годы пребывания в сталинских лагерях. В стихотворениях, относящихся к этой группе, — «Жена», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса», «Это было давно» — Николай Заболоцкий выступает как поэт-учитель, поэт-моралист, учащий читателей древней, вековечной, ни от каких идеологий не зависимой истине любви к ближнему, особенно если ближний — несчастное, страдающее, нуждающееся в опеке и заботе существо.

 

В 1957 году вышла последняя прижизненная книга поэта «Стихотворения» — сборник из 64 произведений. В издание Заболоцкий включил и отредактированный перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вскоре поэта наградили орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы».

Рис. 7. Н.А. Заболоцкий. Фото 1958.

14 октября 1958 года Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.

 

Стихотворение «Не позволяй душе лениться», поскольку было написано в 1958 году (незадолго до смерти поэта), можно считать завершением всего его творческого пути. Некоторым читателям и критикам оно, как, впрочем, и другие его стихи «проповеднической» направленности, кажется чрезмерно моралистичным и, как следствие, слишком прямолинейным, однозначным по мысли. Но только на первый взгляд оно кажется таким, ведь в нем речь идет не о «труде» ума, не о «труде» рук, создающих какие-то материальные ценности, а о «труде» души.


  1. За что был отправлен в ссылку Н.А. Заболоцкий?
  2. Чем зарабатывает на жизнь Н.А. Заболоцкий после ссылки?
  3. Какие темы преобладают в лирике позднего периода поэты?


Л.А. Озеров о Н.А. Заболоцком: «14 октября 1958 года от второго инфаркта Николай Заболоцкий скончался. Жизнь завершилась. Теперь остается учиться у него по произведениям: в них и запечатлены его жизнь, натура, мудрость, судьба...»


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием Л.А. Озерова?
  2. К какой литературной группе примкнул Н.А. Заболоцкий в конце 20-х годов XX века? Каковы творческие принципы этой группы?
  3. Как в творчестве Н.А. Заболоцкого раскрывается тема природы?
  4. Какие философские проблемы поднимает Н.А. Заболоцкий в своем творчестве?


Предыдущий урок
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество
Русская литература XX века
Следующий урок
М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения
Русская литература XX века
Поделиться:
  • И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско»

    Литература

  • Факторы эволюции, вызывающие изменения в генофонде

    Биология

  • Объём шара

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке