Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Заболоцкий. Лирика

Русская литература XX века

31.03.2025
2309
0

Н.А. Заболоцкий. Лирика

План урока

  • Детство и юность Н. А. Заболоцкого
  • Первые поэтические сборники поэта
  • Ссылка в Комсомольск-на-Амуре
  • Последние годы жизни и творчества Н. А. Заболоцкого

Цели урока

  • Знать своеобразие творчества Н.А. Заболоцкого, основные этапы его жизни
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • С какими темами и мотивами переплетается философская лирика С.А. Есенина?
  • Какие произведения Н.А. Заболоцкого вы уже изучали?

Детство и юность Н.А. Заболоцкого 

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

Рис. 1. Н.А. Заболоцкий Рис. 1. Н.А. Заболоцкий

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий 7 мая 1903 года под Казанью, где его отец, Алексей Агафонович, служил агрономом, мать была учительницей. 

 

Детство будущего поэта проходило не только в родной слободе, немало времени он провел и в селе Сернул, который располагался в Вятской губернии. Уже в семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе.

 

В 1920 году Н.А. Заболоцкий приезжает в Москву, где поступает в Московский университет на два факультета одновременно – на историко-филологический и медицинский. Но жизнь в голодной Москве не задалась. Через год переезжает в Петроград и становится студентом Герценовского пединститута, учится на отделении иностранного языка и литературы. А через год, в 1926 году, молодого человека призывают на службу в армию.

 

На старших курсах он посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова», где увлекся поэзией Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. Николай Заболоцкий продолжал сочинять и собственные стихи. 

 

На службу Н.А. Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в биографии поэта появляются первые стоящие произведения, среди которых «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие.

Через два года поэт вернулся в Ленинград и устроился автором в отдел детской книги Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). В эти годы литература возникала буквально на глазах. Сознавая себя участником этого процесса, юный Н.А. Заболоцкий обращает внимание на крайне «левую литературу». Его восхищение вызывает Велимир Хлебников с его «безысходной гениальностью и отчаянным метафорическим анархизмом». 

 

И А.А. Блок, и А.А. Ахматова, и даже сам В.В. Маяковский кажутся ему старомодными. Из художников его привлекают П.Н. Филонов, М.З. Шагал, П. Брейгель-младший. Вместе с Д. Хармсом, А.И. Введенским и К.К. Вагиновым он создает ОБЭРИУ ‒ Объединение единственно реалистического искусства. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

 

Рис. 2. П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915. Рис. 2. П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915.

В 1928 году была опубликована декларация философско-поэтического кружка. Обэриуты, как называли себя члены объединения, считали, что мир хаотичен и фрагментирован, и единственный способ выжить в нем — говорить.

 

В этом же году Николай Заболоцкий написал статью «Поэзия обэриутов», где назвал себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя» и предлагал слушать и читать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».

 

В 1920-х годах Н.А. Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Еж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное молоко» и «Резиновые головы».

Первые поэтические сборники поэта 

Первая книжка Н.А. Заболоцкого появилась в 1929 году. У него немедленно обнаружились и восторженные поклонники, и негодующие хулители. Книга называлась «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта. 

 

Стихотворения сборника были пропитаны абсурдом, алогичностью, иронией и сарказмом. На поэта обрушилась «зубодробительная» критика. Но его «Столбцы» поддержали В.А. Каверин, С.Я. Маршак, Н.С. Тихонов, Ю.Н. Тынянов.

 

К моменту выхода «Столбцов» кружок ОБЭРИУ уже перестал существовать как цельное явление, каждый из поэтов, составлявших содружество, пошел своим путем, и все-таки первый сборник Н.А. Заболоцкого правильнее всего было бы квалифицировать как оригинальное воплощение именно литературной программы обэриутов.

 

Стихотворения сборника совсем не похожи на русскую классику: перед читателем предстают зарисовки из обыденной жизни, но главная их черта ‒ алогичность и бессвязность картин. Герои лирики ‒ торговки на рынке, посетители баров, ямщики и мальчишки на улицах города. 

 

Так, в стихотворении «Игра в снежки» изображен момент детской игры, и абсолютно алогичным выглядит появление образа тетерева:

 

В снегу кипит большая драка.
Как легкий бог, летит собака.
Мальчишка бьет врага в живот.
На елке тетерев живет.

 

 

Метафоры высокого стиля «ледяные свищут бомбы», «в зареве снега», «роя катакомбы» соседствуют с эпитетами «мохнатых, скорченных, багровых». При этом ключевыми приемами становятся ирония и сарказм:

 

 

Уж ледяные свищут бомбы.
Уж вечер. В зареве снега.
В сугробах роя катакомбы,
Мальчишки лезут на врага.
Один, задрав кривые ноги,
Скатился с горки, а другой
Воткнулся в снег, а двое новых,
Мохнатых, скорченных, багровых,
Сцепились вместе, бьются враз,
Но деревянный ножик спас.

 

 

Точные ритм и рифмы неожиданно могут пропасть, оставляя полное ощущение дисгаромнии и неясности, которое никак не разрешается:

 

 

Закат погас. И день остановился.
И великаном подошел шершавый конь.

 

 

Также нелогичен последний образ стихотворения:

 

 

Мужик огромной тушею своей
Сидел в стропилах крашеных саней,
И в медной трубке огонек дымился.
Бой кончился. Мужик не шевелился.

 

 

Некоторые стихотворения сборника абсолютно нелогичны и являются ярким примером поэзии абсурда, например «Движение».

 

Несмотря на непонимание критики, поэт налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника. 

 

Затем последовал период спада творчества. «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива в сторону Николая Заболоцкого. В 1929—1933 годы он пишет также поэмы «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Н.А. Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936).

 

В лирике Н.А. Заболоцкого активно проявляются натурфилософские идеи.


Натурфилософия – (от латинского natura – природа) – исторический термин, до XVII века обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.


В основе натурфилософской концепции Николая Заболоцкого лежит представление о мире как единой системе живой и неживой материи.

 

На жизнь поэт зарабатывал, работая в двух журналах под руководством С.Я. Маршака, писал детские стихи и прозу, а также переводил рассказы зарубежных авторов. Так Н.А. Заболоцкий постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение. В 1937 году поэт выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихотворений.

 

С конца 1920- годов до конца 1930-х годов активно развивается другая линия поэтического творчества Н.А. Заболоцкого – философская лирика. Для нее характерны поражающие своей необычностью сравнения и метафоры, неожиданные живые зарисовки их жизни и искренняя наивность, как в стихотворении «Утренняя песня»:

 

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.

И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества ‒ бессмертно.


  1. Какое образование получил Н.А. Заболоцкий?
  2. Как относился Н.А, Заболоцкий к поэтам-современникам?
  3. Каких принципов придерживались обэриуты?
  4. В каких журналах публиковались произведения Н.А. Заболоцкого?


Ссылка в Комсомольск-на-Амуре

19 марта 1938 года поэт был арестован. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской деятельности. Невзирая на долгие пытки и изнуряющие допросы, он не подписывал обвинительные заключения и не признавал существование антисоветской организации. Вероятнее всего, именно это и помогло ему выжить в те времена.

 

Н.А. Заболоцкого приговорили к лагерному заключению, и поэту пришлось провести 5 лет в Востоклаге (Восточный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь). Там он в нечеловеческих условиях занимался стихотворным переводом «Слова о полку Игореве».

Последние годы жизни и творчества Н.А. Заболоцкого

В 1944 году срок ареста Н.А. Заболоцкого был прерван, и поэт получил статус ссыльного. На протяжении года он проживал на Алтае, куда переехала и его супруга, и его дети, но потом он все-таки перебрался в Казахстан. Это были сложные для семьи времена. Из-за отсутствия работы и денег, при вечной неуверенности в завтрашнем дне и страхах семья просто не могла нормально существовать. Заболоцкие тогда боялись всего: и повторного ареста, и утраты временного жилья. 

 

В 1946 году Николай Алексеевич Заболоцкий вернулся в Москву. Он жил у друзей, подрабатывал переводами, и жизнь его начинала постепенно налаживаться. И тогда случилась еще одна трагедия в жизни поэта. Его жена, которая на протяжении всей жизни была бесконечно верной и преданной ему, вдруг ушла к другому мужчине.

 

С 1946 года начинается последний период творчества поэта. В стихотворениях этого периода по-прежнему основное внимание уделяется теме природы. Однако теперь философское начало – напряженные раздумья-размышления о тайнах природной жизни – уходит на второй план, уступая место то спокойному, умиротворенному, то исполненному радостного восхищения созерцанию картин природы в самых разных ее проявлениях и состояниях. Можно сказать, что из поэта-философа Заболоцкий превращается в поэта-художника, поэта-живописца, для которого главным в природе оказывается ее красота. Пейзажные зарисовки переплетаются с авторскими размышлениями и признаниями:

 

Светляки

 

Слова – как светляки с большими фонарями.
Пока рассеян ты и не всмотрелся в мрак,
Ничтожно и темно их девственное пламя
И неприметен их одушевленный прах.
Но ты взгляни на них весною в южном Сочи,
Где олеандры спят в торжественном цвету,
Где море светляков горит над бездной ночи
И волны в берег бьют, рыдая на лету.
Сливая целый мир в единственном дыханье,
Там из-под ног твоих земной уходит шар,
И уж не их огни твердят о мирозданье,
Но отдаленных гроз колеблется пожар.
Дыхание фанфар и бубнов незнакомых
Там медленно гудит и бродит в вышине.
Что жалкие слова? Подобье насекомых!
И все же эта тварь была послушна мне.

 

 

Сравнение слова и светлячков только на первый взгляд кажется странным: для лирического героя связь очевидна. Это стихотворение оригинально и свежо обыгрывает тему поэта и поэзии, когда лирического героя радует способность покорить слова. 

 

Другая тема, волнующая позднего Н.А. Заболоцкого, — тема человеческой души, главной добродетелью которой поэт считает умение открыться другому человеку — бескорыстно радоваться чужой радости и столь же бескорыстно, что называется, всей душой соболезновать, сострадать чужой боли, чувствуя её как свою. В появлении этой темы в творчестве поэта определённо сыграл свою роль страшный опыт страданий, перенесённых им в годы пребывания в сталинских лагерях. В стихотворениях, относящихся к этой группе, — «Жена», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса», «Это было давно» — Николай Заболоцкий выступает как поэт-учитель, поэт-моралист, учащий читателей древней, вековечной, ни от каких идеологий не зависимой истине любви к ближнему, особенно если ближний — несчастное, страдающее, нуждающееся в опеке и заботе существо.

 

В 1957 году вышла последняя прижизненная книга поэта «Стихотворения» — сборник из 64 произведений. В издание Заболоцкий включил и отредактированный перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вскоре поэта наградили орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы».

 

14 октября 1958 года Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.

 

Стихотворение «Не позволяй душе лениться», поскольку было написано в 1958 году (незадолго до смерти поэта), можно считать завершением всего его творческого пути. Некоторым читателям и критикам оно, как, впрочем, и другие его стихи «проповеднической» направленности, кажется чрезмерно моралистичным и, как следствие, слишком прямолинейным, однозначным по мысли. Но только на первый взгляд оно кажется таким, ведь в нем речь идет не о «труде» ума, не о «труде» рук, создающих какие-то материальные ценности, а о «труде» души.


  1. За что был отправлен в ссылку Н.А. Заболоцкий?
  2. Чем зарабатывает на жизнь Н.А. Заболоцкий после ссылки?
  3. Какие темы преобладают в лирике позднего периода поэты?


Л.А. Озеров о Н.А. Заболоцком: «14 октября 1958 года от второго инфаркта Николай Заболоцкий скончался. Жизнь завершилась. Теперь остается учиться у него по произведениям: в них и запечатлены его жизнь, натура, мудрость, судьба...»


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием Л.А. Озерова?
  2. К какой литературной группе примкнул Н.А. Заболоцкий в конце 20-х годов XX века? Каковы творческие принципы этой группы?
  3. Как в творчестве Н.А. Заболоцкого раскрывается тема природы?
  4. Какие философские проблемы поднимает Н.А. Заболоцкий в своем творчестве?


Н.А. Заболоцкий. Лирика

План урока

  • Детство и юность Н. А. Заболоцкого
  • Первые поэтические сборники поэта
  • Ссылка в Комсомольск-на-Амуре
  • Последние годы жизни и творчества Н. А. Заболоцкого

Цели урока

  • Знать своеобразие творчества Н.А. Заболоцкого, основные этапы его жизни
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • С какими темами и мотивами переплетается философская лирика С.А. Есенина?
  • Какие произведения Н.А. Заболоцкого вы уже изучали?

Детство и юность Н.А. Заболоцкого 

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

Рис. 1. Н.А. Заболоцкий Рис. 1. Н.А. Заболоцкий

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий 7 мая 1903 года под Казанью, где его отец, Алексей Агафонович, служил агрономом, мать была учительницей. 

 

Детство будущего поэта проходило не только в родной слободе, немало времени он провел и в селе Сернул, который располагался в Вятской губернии. Уже в семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе.

 

В 1920 году Н.А. Заболоцкий приезжает в Москву, где поступает в Московский университет на два факультета одновременно – на историко-филологический и медицинский. Но жизнь в голодной Москве не задалась. Через год переезжает в Петроград и становится студентом Герценовского пединститута, учится на отделении иностранного языка и литературы. А через год, в 1926 году, молодого человека призывают на службу в армию.

 

На старших курсах он посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова», где увлекся поэзией Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама. Николай Заболоцкий продолжал сочинять и собственные стихи. 

 

На службу Н.А. Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в биографии поэта появляются первые стоящие произведения, среди которых «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и другие.

Через два года поэт вернулся в Ленинград и устроился автором в отдел детской книги Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). В эти годы литература возникала буквально на глазах. Сознавая себя участником этого процесса, юный Н.А. Заболоцкий обращает внимание на крайне «левую литературу». Его восхищение вызывает Велимир Хлебников с его «безысходной гениальностью и отчаянным метафорическим анархизмом». 

 

И А.А. Блок, и А.А. Ахматова, и даже сам В.В. Маяковский кажутся ему старомодными. Из художников его привлекают П.Н. Филонов, М.З. Шагал, П. Брейгель-младший. Вместе с Д. Хармсом, А.И. Введенским и К.К. Вагиновым он создает ОБЭРИУ ‒ Объединение единственно реалистического искусства. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

 

Рис. 2. П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915. Рис. 2. П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета. 1915.

В 1928 году была опубликована декларация философско-поэтического кружка. Обэриуты, как называли себя члены объединения, считали, что мир хаотичен и фрагментирован, и единственный способ выжить в нем — говорить.

 

В этом же году Николай Заболоцкий написал статью «Поэзия обэриутов», где назвал себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя» и предлагал слушать и читать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».

 

В 1920-х годах Н.А. Заболоцкий проявил себя в области детской литературы. Его стихи были напечатаны в журналах «Чиж» и «Еж». Также в этот период были выпущены книги в стихах и прозе, среди них «Змеиное молоко» и «Резиновые головы».

Первые поэтические сборники поэта 

Первая книжка Н.А. Заболоцкого появилась в 1929 году. У него немедленно обнаружились и восторженные поклонники, и негодующие хулители. Книга называлась «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта. 

 

Стихотворения сборника были пропитаны абсурдом, алогичностью, иронией и сарказмом. На поэта обрушилась «зубодробительная» критика. Но его «Столбцы» поддержали В.А. Каверин, С.Я. Маршак, Н.С. Тихонов, Ю.Н. Тынянов.

 

К моменту выхода «Столбцов» кружок ОБЭРИУ уже перестал существовать как цельное явление, каждый из поэтов, составлявших содружество, пошел своим путем, и все-таки первый сборник Н.А. Заболоцкого правильнее всего было бы квалифицировать как оригинальное воплощение именно литературной программы обэриутов.

 

Стихотворения сборника совсем не похожи на русскую классику: перед читателем предстают зарисовки из обыденной жизни, но главная их черта ‒ алогичность и бессвязность картин. Герои лирики ‒ торговки на рынке, посетители баров, ямщики и мальчишки на улицах города. 

 

Так, в стихотворении «Игра в снежки» изображен момент детской игры, и абсолютно алогичным выглядит появление образа тетерева:

 

В снегу кипит большая драка.
Как легкий бог, летит собака.
Мальчишка бьет врага в живот.
На елке тетерев живет.

 

 

Метафоры высокого стиля «ледяные свищут бомбы», «в зареве снега», «роя катакомбы» соседствуют с эпитетами «мохнатых, скорченных, багровых». При этом ключевыми приемами становятся ирония и сарказм:

 

 

Уж ледяные свищут бомбы.
Уж вечер. В зареве снега.
В сугробах роя катакомбы,
Мальчишки лезут на врага.
Один, задрав кривые ноги,
Скатился с горки, а другой
Воткнулся в снег, а двое новых,
Мохнатых, скорченных, багровых,
Сцепились вместе, бьются враз,
Но деревянный ножик спас.

 

 

Точные ритм и рифмы неожиданно могут пропасть, оставляя полное ощущение дисгаромнии и неясности, которое никак не разрешается:

 

 

Закат погас. И день остановился.
И великаном подошел шершавый конь.

 

 

Также нелогичен последний образ стихотворения:

 

 

Мужик огромной тушею своей
Сидел в стропилах крашеных саней,
И в медной трубке огонек дымился.
Бой кончился. Мужик не шевелился.

 

 

Некоторые стихотворения сборника абсолютно нелогичны и являются ярким примером поэзии абсурда, например «Движение».

 

Несмотря на непонимание критики, поэт налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника. 

 

Затем последовал период спада творчества. «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива в сторону Николая Заболоцкого. В 1929—1933 годы он пишет также поэмы «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Н.А. Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936).

 

В лирике Н.А. Заболоцкого активно проявляются натурфилософские идеи.


Натурфилософия – (от латинского natura – природа) – исторический термин, до XVII века обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.


В основе натурфилософской концепции Николая Заболоцкого лежит представление о мире как единой системе живой и неживой материи.

 

На жизнь поэт зарабатывал, работая в двух журналах под руководством С.Я. Маршака, писал детские стихи и прозу, а также переводил рассказы зарубежных авторов. Так Н.А. Заболоцкий постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение. В 1937 году поэт выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихотворений.

 

С конца 1920- годов до конца 1930-х годов активно развивается другая линия поэтического творчества Н.А. Заболоцкого – философская лирика. Для нее характерны поражающие своей необычностью сравнения и метафоры, неожиданные живые зарисовки их жизни и искренняя наивность, как в стихотворении «Утренняя песня»:

 

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.

И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества ‒ бессмертно.


  1. Какое образование получил Н.А. Заболоцкий?
  2. Как относился Н.А, Заболоцкий к поэтам-современникам?
  3. Каких принципов придерживались обэриуты?
  4. В каких журналах публиковались произведения Н.А. Заболоцкого?


Ссылка в Комсомольск-на-Амуре

19 марта 1938 года поэт был арестован. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской деятельности. Невзирая на долгие пытки и изнуряющие допросы, он не подписывал обвинительные заключения и не признавал существование антисоветской организации. Вероятнее всего, именно это и помогло ему выжить в те времена.

 

Н.А. Заболоцкого приговорили к лагерному заключению, и поэту пришлось провести 5 лет в Востоклаге (Восточный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь). Там он в нечеловеческих условиях занимался стихотворным переводом «Слова о полку Игореве».

Последние годы жизни и творчества Н.А. Заболоцкого

В 1944 году срок ареста Н.А. Заболоцкого был прерван, и поэт получил статус ссыльного. На протяжении года он проживал на Алтае, куда переехала и его супруга, и его дети, но потом он все-таки перебрался в Казахстан. Это были сложные для семьи времена. Из-за отсутствия работы и денег, при вечной неуверенности в завтрашнем дне и страхах семья просто не могла нормально существовать. Заболоцкие тогда боялись всего: и повторного ареста, и утраты временного жилья. 

 

В 1946 году Николай Алексеевич Заболоцкий вернулся в Москву. Он жил у друзей, подрабатывал переводами, и жизнь его начинала постепенно налаживаться. И тогда случилась еще одна трагедия в жизни поэта. Его жена, которая на протяжении всей жизни была бесконечно верной и преданной ему, вдруг ушла к другому мужчине.

 

С 1946 года начинается последний период творчества поэта. В стихотворениях этого периода по-прежнему основное внимание уделяется теме природы. Однако теперь философское начало – напряженные раздумья-размышления о тайнах природной жизни – уходит на второй план, уступая место то спокойному, умиротворенному, то исполненному радостного восхищения созерцанию картин природы в самых разных ее проявлениях и состояниях. Можно сказать, что из поэта-философа Заболоцкий превращается в поэта-художника, поэта-живописца, для которого главным в природе оказывается ее красота. Пейзажные зарисовки переплетаются с авторскими размышлениями и признаниями:

 

Светляки

 

Слова – как светляки с большими фонарями.
Пока рассеян ты и не всмотрелся в мрак,
Ничтожно и темно их девственное пламя
И неприметен их одушевленный прах.
Но ты взгляни на них весною в южном Сочи,
Где олеандры спят в торжественном цвету,
Где море светляков горит над бездной ночи
И волны в берег бьют, рыдая на лету.
Сливая целый мир в единственном дыханье,
Там из-под ног твоих земной уходит шар,
И уж не их огни твердят о мирозданье,
Но отдаленных гроз колеблется пожар.
Дыхание фанфар и бубнов незнакомых
Там медленно гудит и бродит в вышине.
Что жалкие слова? Подобье насекомых!
И все же эта тварь была послушна мне.

 

 

Сравнение слова и светлячков только на первый взгляд кажется странным: для лирического героя связь очевидна. Это стихотворение оригинально и свежо обыгрывает тему поэта и поэзии, когда лирического героя радует способность покорить слова. 

 

Другая тема, волнующая позднего Н.А. Заболоцкого, — тема человеческой души, главной добродетелью которой поэт считает умение открыться другому человеку — бескорыстно радоваться чужой радости и столь же бескорыстно, что называется, всей душой соболезновать, сострадать чужой боли, чувствуя её как свою. В появлении этой темы в творчестве поэта определённо сыграл свою роль страшный опыт страданий, перенесённых им в годы пребывания в сталинских лагерях. В стихотворениях, относящихся к этой группе, — «Жена», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса», «Это было давно» — Николай Заболоцкий выступает как поэт-учитель, поэт-моралист, учащий читателей древней, вековечной, ни от каких идеологий не зависимой истине любви к ближнему, особенно если ближний — несчастное, страдающее, нуждающееся в опеке и заботе существо.

 

В 1957 году вышла последняя прижизненная книга поэта «Стихотворения» — сборник из 64 произведений. В издание Заболоцкий включил и отредактированный перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вскоре поэта наградили орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы».

 

14 октября 1958 года Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.

 

Стихотворение «Не позволяй душе лениться», поскольку было написано в 1958 году (незадолго до смерти поэта), можно считать завершением всего его творческого пути. Некоторым читателям и критикам оно, как, впрочем, и другие его стихи «проповеднической» направленности, кажется чрезмерно моралистичным и, как следствие, слишком прямолинейным, однозначным по мысли. Но только на первый взгляд оно кажется таким, ведь в нем речь идет не о «труде» ума, не о «труде» рук, создающих какие-то материальные ценности, а о «труде» души.


  1. За что был отправлен в ссылку Н.А. Заболоцкий?
  2. Чем зарабатывает на жизнь Н.А. Заболоцкий после ссылки?
  3. Какие темы преобладают в лирике позднего периода поэты?


Л.А. Озеров о Н.А. Заболоцком: «14 октября 1958 года от второго инфаркта Николай Заболоцкий скончался. Жизнь завершилась. Теперь остается учиться у него по произведениям: в них и запечатлены его жизнь, натура, мудрость, судьба...»


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием Л.А. Озерова?
  2. К какой литературной группе примкнул Н.А. Заболоцкий в конце 20-х годов XX века? Каковы творческие принципы этой группы?
  3. Как в творчестве Н.А. Заболоцкого раскрывается тема природы?
  4. Какие философские проблемы поднимает Н.А. Заболоцкий в своем творчестве?


Предыдущий урок
А.А. Ахматова. Любовная лирика. Философская лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
Изображение Первой мировой войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Русская литература XX века
  • Письмо букв Гг, Чч

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке