- История создания и публикации поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
- Композиционные и жанровые особенности поэмы «Реквием»
- Образы и мотивы поэмы
- Знать историю создания, художественное своеобразие поэмы «Реквием»
- Уметь анализировать содержательный и формальный пласт поэмы «Реквием»
- В какой период А.А. Ахматова обращается к теме родины?
- Какие стихи Ахматовой посвящены теме родины?
- Какова нравственная позиция лирической героини А.А. Ахматовой?
История создания и публикации поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
После революции в лирику А.А. Ахматовой отчетливо входят гражданские темы и мотивы:
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
(«Не с теми я, кто бросил землю…»,1922)
Поэтесса действительно не отклонила ни одного удара судьбы, разделила со страной трагические послеоктябрьские десятилетия.
Вершиной ее гражданской лирики стала поэма (иногда ее называют и циклом стихотворений) «Requiem» (1935–1940).
Реквием ‒ католическое богослужение по умершему и траурное музыкальное произведение.
Выбор названия для поэмы и ее тональности далеко не случаен: «Реквием» А.А. Ахматовой посвящен теме репрессий 30-х годов и связан с арестами мужа (Николай Пунин) и сына поэтессы (Лев Гумилев).
Долгое время произведение существовало только в памяти Анны Андреевны и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием» имеет непростую датировку: первые главы были написаны в начале-середине 30 годов, некоторые части ‒ в 40-е годы, а эпиграф и эпилог ‒ в конце 50-х и 60-е годы.
В 1964 году один из списков поэмы попал за границу без ведома поэтессы, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание). В России (тогда еще СССР) полный текст «Реквиема» был опубликован только в 1987 году.
Название поэмы взято из латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, Господи». Это траурная заупокойная месса, посвящённая памяти усопших. Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, А.А. Ахматова же боится забыть происходящее.
Композиционные и жанровые особенности поэмы «Реквием»
Поначалу «Реквием» был задуман как лишь позднее переименован в поэму.
Поэма ‒ это лиро-эпический жанр, для которого характерны объемная стихотворная форма, четкий сюжет и субъективность повествования.
Этот жанр на протяжении тысячи веков (от древнегреческих «Одиссеи» и «Иллиады» и до поэм XX века) претерпел массу изменений, поэтому считается, что этот жанр лишен устойчивости.
Формально «Реквием» имеет все признаки поэмы: у него есть вставка «Вместо предисловия», Посвящение, Вступление, 10 глав и Эпилог, состоящий из 2 частей. Однако единого сюжета поэма не имеет и представляет собой разрозненные стихотворения, объединенные трагической тональностью, мотивами материнской тоски, ожидания, расставания и разъединения…
Композиция поэмы имеет сложную структуру. Она включает в себя:
- Эпиграф;
- Вместо предисловия;
- Посвящение;
- Вступление;
- 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие);
- Эпилог (состоящий из трех частей).
Отдельные эпизоды и стихотворения намекают на реальные автобиографические события: «Уводили тебя на рассвете…» (арест сына), «Приговор» (приговор сыну), «Вместо предисловия» (стояние в очередях для передачи посылки в тюрьму).
Остальные ‒ это лирические зарисовки автора, создающие картины измученной страны («Вступление»), безумной материнской боли («Уже безумие крылом…») и почти вселенской, библейской трагедии («Распятие»):
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Такое яркое композиционное своеобразие вызывает вопрос о жанровой природе «Реквиема», но сама автор настаивала именно на этом определении ‒ поэма.
Какое значение вкладывает поэтесса в название поэмы?
Образы и мотивы поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
Бытовую основу произведения Ахматова пояснила в прозаическом предисловии. Автобиографическую основу поэмы составляют следующие события: многочисленные ссылки представителей интеллигенции, арест Н.Н. Пунина и Л.Н. Гумилева в 1935 году, 17 месяцев ожидания приговора сыну поэтессы и последующие десять лет исправительно-трудовых лагерей, в которые отправился сын Анны Андреевны.
Лирическая героиня «Реквиема» в некоторых эпизодах говорит за себя и о себе:
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Она описывает реальные картины страдания тысяч таких же, как она. Личная трагедия включает поэтессу в потом общего горя:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Библейские образы в поэме легко сосуществуют с образами фольклора и русской истории:
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
...
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Сильны в поэме мотивы измученной страны, страха людей, материнского страдания, безумия, смерти, однако в финале лирическая героиня находит силы на молитву:
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.
Последний аккорд «Реквиема» ‒ мотив памяти, незабвения и бесконечности жизни:
И голубь тюремный пусть гудит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Эта частица «пусть» ‒ не разрешение и не просьба лирической героини, а скорее констатация того, что жизнь продолжается и что героиня принимает ее боль и грусть как неизменную часть человеческого бытия.
Тема произведения – страдания русского народа во время «большого террора». Рассказ все время расширяется в пространстве и времени. Наряду с ленинградскими топонимами (Нева, тюрьма Кресты) в поэме упоминаются кремлевские башни Москвы, сибирские вьюги, Енисей, Дон. Схожие образы героиня находит в петровских временах, пушкинской эпохе. Трагедия «большого террора» становится частью извечного русского горя-злочастия, которое в очередной раз заполнило «безвинную Русь».
В образе лирической героини соединились реальная женщина, собирательный образ русской женщины и Богоматерь. Разделение на три ипостаси условно, так как в тексте они слиты воедино.
- Каким событиям посвящена поэма «Реквием»?
- В чем сложность образа лирической героини?
Сила поэмы именно в том, что трагедия личная и трагедия народа в этом произведении для А.А. Ахматовой слились в единое целое, а творчество Анны Андреевны стало ощущаться голосом эпохи и ее народа.
Контрольные вопросы
- Как вы понимаете, в чем была сложность издания поэмы А.А. Ахматовой в СССР?
- В чем композиционное своеобразие поэмы «Реквием»?
- Некоторые исследователи считают V и VI главы поэмы кульминацией. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Какие мотивы поэмы вам кажутся наиболее значимыми?