Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

Русская литература XX века

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

План урока

  • История создания и публикации поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»
  • Композиционные и жанровые особенности поэмы «Реквием»
  • Образы и мотивы поэмы

Цели урока

  • Знать историю создания, художественное своеобразие поэмы «Реквием»
  • Уметь анализировать содержательный и формальный пласт поэмы «Реквием»

Разминка

  • В какой период А.А. Ахматова обращается к теме родины?
  • Какие стихи Ахматовой посвящены теме родины?
  • Какова нравственная позиция лирической героини А.А. Ахматовой?

 

История создания и публикации поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»

 

После революции в лирику А.А. Ахматовой отчетливо входят гражданские темы и мотивы:

 

 

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

(«Не с теми я, кто бросил землю…»,1922)

 

Поэтесса действительно не отклонила ни одного удара судьбы, разделила со страной трагические послеоктябрьские десятилетия.

 

Вершиной ее гражданской лирики стала поэма (иногда ее называют и циклом стихотворений) «Requiem» (1935–1940).


Реквием  ‒ католическое богослужение по умершему и траурное музыкальное произведение.


Рис. 1. О.Л. Делла Вос-Кардовская. А.А. Ахматова. Царское Село. 1915 Рис. 1. О.Л. Делла Вос-Кардовская. А.А. Ахматова. Царское Село. 1915

Выбор названия для поэмы и ее тональности далеко не случаен: «Реквием» А.А. Ахматовой посвящен теме репрессий 30-х годов и связан с арестами мужа (Николай Пунин) и сына поэтессы (Лев Гумилев). 

 

Долгое время произведение существовало только в памяти Анны Андреевны и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием» имеет непростую датировку: первые главы были написаны в начале-середине 30 годов, некоторые части ‒ в 40-е годы, а эпиграф и эпилог ‒ в конце 50-х и 60-е годы.

 

В 1964 году один из списков поэмы попал за границу без ведома поэтессы, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание). В России (тогда еще СССР) полный текст «Реквиема» был опубликован только в 1987 году. 

 

Название поэмы взято из латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, Господи». Это траурная заупокойная месса, посвящённая памяти усопших. Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, А.А. Ахматова же боится забыть происходящее.

Композиционные и жанровые особенности поэмы «Реквием»

 

Поначалу «Реквием» был задуман как лишь позднее переименован в поэму.


Поэма  ‒ это лиро-эпический жанр, для которого характерны объемная стихотворная форма, четкий сюжет и субъективность повествования.

 

Этот жанр на протяжении тысячи веков (от древнегреческих «Одиссеи» и «Иллиады» и до поэм XX века) претерпел массу изменений, поэтому считается, что этот жанр лишен устойчивости.


Формально «Реквием» имеет все признаки поэмы: у него есть вставка «Вместо предисловия», Посвящение, Вступление, 10 глав и Эпилог, состоящий из 2 частей. Однако единого сюжета поэма не имеет и представляет собой разрозненные стихотворения, объединенные трагической тональностью, мотивами материнской тоски, ожидания, расставания и разъединения…

Рис. 2. В. Попов-Катарсан. Иллюстрация к поэме «Реквием». Рис. 2. В. Попов-Катарсан. Иллюстрация к поэме «Реквием».

Композиция поэмы имеет сложную структуру. Она включает в себя:

  • Эпиграф;
  • Вместо предисловия;
  • Посвящение;
  • Вступление;
  • 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие);
  • Эпилог (состоящий из трех частей).

 

Отдельные эпизоды и стихотворения намекают на реальные автобиографические события: «Уводили тебя на рассвете…» (арест сына), «Приговор» (приговор сыну), «Вместо предисловия» (стояние в очередях для передачи посылки в тюрьму).

 

Остальные ‒ это лирические зарисовки автора, создающие картины измученной страны («Вступление»), безумной материнской боли («Уже безумие крылом…») и почти вселенской, библейской трагедии («Распятие»): 

 

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

 

 

Такое яркое композиционное своеобразие вызывает вопрос о жанровой природе «Реквиема», но сама автор настаивала именно на этом определении ‒ поэма.


Какое значение вкладывает поэтесса в название поэмы?


Образы и мотивы поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» 

 

Бытовую основу произведения Ахматова пояснила в прозаическом предисловии. Автобиографическую основу поэмы составляют следующие события: многочисленные ссылки представителей интеллигенции, арест Н.Н. Пунина и Л.Н. Гумилева в 1935 году, 17 месяцев ожидания приговора сыну поэтессы и последующие десять лет исправительно-трудовых лагерей, в которые отправился сын Анны Андреевны.

 

Лирическая героиня «Реквиема» в некоторых эпизодах говорит за себя и о себе: 

 

 

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

 

 

Она описывает реальные картины страдания тысяч таких же, как она. Личная трагедия включает поэтессу в потом общего горя:

 

 

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,

 

 

Библейские образы в поэме легко сосуществуют с образами фольклора и русской истории: 

 

 

Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
...
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»

 

 

Сильны в поэме мотивы измученной страны, страха людей, материнского страдания, безумия, смерти, однако в финале лирическая героиня находит силы на молитву: 

 

 

Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

 

 

Последний аккорд «Реквиема» ‒ мотив памяти, незабвения и бесконечности жизни:

 

 

И голубь тюремный пусть гудит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

 

 

Эта частица «пусть» ‒ не разрешение и не просьба лирической героини, а скорее констатация того, что жизнь продолжается и что героиня принимает ее боль и грусть как неизменную часть человеческого бытия.

 

Тема произведения – страдания русского народа во время «большого террора». Рассказ все время расширяется в пространстве и времени. Наряду с ленинградскими топонимами (Нева, тюрьма Кресты) в поэме упоминаются кремлевские башни Москвы, сибирские вьюги, Енисей, Дон. Схожие образы героиня находит в петровских временах, пушкинской эпохе. Трагедия «большого террора» становится частью извечного русского горя-злочастия, которое в очередной раз заполнило «безвинную Русь».

 

В образе лирической героини соединились реальная женщина, собирательный образ русской женщины и Богоматерь. Разделение на три ипостаси условно, так как в тексте они слиты воедино.


  1. Каким событиям посвящена поэма «Реквием»?
  2. В чем сложность образа лирической героини?


Сила поэмы именно в том, что трагедия личная и трагедия народа в этом произведении для А.А. Ахматовой слились в единое целое, а творчество Анны Андреевны стало ощущаться голосом эпохи и ее народа.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы понимаете, в чем была сложность издания поэмы А.А. Ахматовой в СССР? 
  2. В чем композиционное своеобразие поэмы «Реквием»?
  3. Некоторые исследователи считают V и VI главы поэмы кульминацией. Согласны ли вы с этим утверждением? 
  4. Какие мотивы поэмы вам кажутся наиболее значимыми? 


Предыдущий урок
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2.
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой
Русская литература XX века
  • Эволюция человека - антропогенез

    Биология

  • Интерференция волн. Интерференция света

    Физика

  • А.И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке