Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

Русская литература XX века

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

План урока

  • Историческая основа произведения и создание поэмы «Двенадцать»
  • Композиция поэмы

Цели урока

  • Знать художественные особенности поэмы «Двенадцать», историю создания произведения
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

Русь! встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.

Все, что было, повторится ныне...
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне –
В небе – Бог, на земле – богатырь.
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь.
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь.

(М. Волошин, 1920)

 

Чем это стихотворение близко стихам А.А. Блока о Родине? Как в стихотворение отразилось отношение М. Волошина к революции? Чем оно близко А.А. Блоку?

 

Историческая основа произведения и создание поэмы «Двенадцать» 

Рис. 1. Н. Альтман. «Двенадцать». 1959. Рис. 1. Н. Альтман. «Двенадцать». 1959.

А.А. Блок стал свидетелем социалистической революции. Через два с половиной месяца (в начале января 1918 года) практически одновременно он написал два важных произведения – статью «Интеллигенция и революция» и поэму «Двенадцать». В этих произведениях поэт представил свой взгляд на Октябрьскую революцию. Итак, тема поэмы «Двенадцать» – изображение революции, как поэт слышал и понимал ее. 

 

Для А.А. Блока начавшаяся Первая мировая война была предзнаменованием конца «страшного мира». В июле 1916 года его призвали в армию, а в марте 1917 года, после Февральской революции, поэт получил отпуск и приехал в Петроград. Он восторженно встретил Февральскую революцию и испытал большой творческий подъем. Первоначально Октябрьская революция тоже вызвала у поэта радостное принятие. Блок верил в ее очистительную силу. Он слышал «музыку мирового оркестра», гул, произведенный ураганом, бурей, и улавливал гармонию и верил, что так начинается новая жизнь. До конца 1918 года А.А. Блок верил обещаниям большевиков, и эта вера воплощена в поэмах «Двенадцать» и «Скифы». Поэт надеялся, что революция большевиков уничтожит старый порядок и построит новый, явит миру небывалый доселе тип человека и тем осчастливит человечество. Однако методы большевиков разочаровали А.А. Блока: революция большевиков – социальная, она совершается только на земле. В блоковском восприятии революция – это нечто мистическое, оно предстает перед его взором мировым пожаром, в котором гибнет старый мир и рождается новый. Поэт считал, что революция ставит своей целью преображение и изменение человека посредством чуда в духе Евангелия, в духе учения Христа. Революция А.А. Блока происходит на небе, в надмирных высотах и на земле и представляет собой разбушевавшуюся стихию мирового бытия. Именно такой предстает революция в поэме «Двенадцать» – одно из самых загадочных произведений русской литературы XX века.

История создания поэмы прослеживается по записям А.А. Блока:

  • 3 января. «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)».
  • 8 января. А.А. Блок весь день писал поэму «Двенадцать». В записной книжке запись: «Весь день – ʺДвенадцатьʺ… Внутри дрожит».
  • 15 января. «Мои ʺДвенадцатьʺ не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же – «конец исторического процесса». Дело даже не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».
  • 28 января. Рождение поэмы.
  • 29 января. «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений».
  • 18 февраля. «Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том достойны ли они Его, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого».


Как А.А. Блок встретил Революцию?


Композиция поэма «Двенадцать»

 

«Двенадцать» – символическое произведение, мистическое видение, мистерия, потому что сама революция в понимании А.А. Блока – мировое действо. Большевики, как и их противники, правильно расценили, что «Двенадцать» были написаны в хвалу, а не в хулу революции. В основе поэмы лежит идея обновления и преображения.

 

Поэма состоит из 12 глав, в которых рассказано о 12 красногвардейцах и о них же как о 12 разбойниках и 12 апостолах, включенных в 12-месячный годовой цикл. Причем красногвардейцы-разбойники сливаются с апостолами и шествуют, возглавляемые Христом, хотя этого не знают и Христа не видят – его видит лишь сам поэт. Таким образом, число 12 – знак полноты, законченности, замкнутости. 

Рис. 2. С. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать». Рис. 2. С. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Действие происходит на фоне снега, ветра и метели – разбушевавшейся стихии, которая олицетворяет собой революционные силы («Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»). Вследствие этих мыслей Россия, полагал Блок, превратилась в царство стихии: оно и на земле («На ногах не стоит человек»), и во всей Вселенной («Ветер, ветер – / На всем божьем свете!»). Стихия объемлет и страшный мир, и признаки нового бытия, материализуются: вот появляются «ходок»«здания», «плакат„Вся власть Учредительному собранию!“», «старушка, как курица» («Ох, Матушка Заступница! – / Ох, большевики загонят в гроб!»), «буржуй», «вития» («– Предатели! – / Погибла Россия!»), «долгополый… товарищ поп…», «барыня в каракуле». Все они – лица старого мира, и стихия расправляется с ними легко и весело («Ветер веселый / И зол, и рад»). Эта стихия крушит и переделывает старый мир, расчищает от него земное пространство, она направлена против старого мира и мыслится А.А. Блоком как созидательное начало. И вот уже – «Поздний вечер. Пустеет улица». На этом фоне появляется «бродяга» - символ мирового бесприютного скитальца, а затем и главные герои поэмы – 12 красноармейцев. Их появление сопровождается ритмически выделенным призывом: «Товарищ! Гляди / В оба!». Именно они пытаются упорядочить стихию. Их задача состоит в том, чтобы не только внешне, но и внутренне переделать себя, мир, человека и человечество. 12 — это число апостолов. Но теперь апостолы приняли новый вид: «Винтовок черные ремни, / Кругом — огни, огни, огни... / В зубах — цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» То есть теперь они — разбойники. Они снова провозглашают свободу, но уже без креста («Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста!»). Согласно А.А. Блоку, задача преображения и обновления состоит в том, чтобы самого закоренелого преступника, самого отпетого изувера превратить в человека, пробудить в нем человеческое начало. Смысл такого преображения заключен в движении от разрушения к созиданию.

 

Во второй части поэмы появляется любовный треугольник – вечная человеческая история. В нем торжествует разрушительное начало, которому и посвящена вторая часть: «– А Ванька с Катькой — в кабаке...». Старый мир напоминает о себе только уже не во всемирном масштабе, а в вечном частном сюжете любви-измены. В поэму входит история Катьки, которую рассказывает Петька. В нем по мере рассказа зреет черная злоба, потому что социальная и любовная измена Ваньки и Катьки пересекаются, вызывая жгучую потребность кровавой мести: «Эх, эх, согреши! / Будет легче для души!». Сразу после этой картины начинается охота за Ванькой и Катькой и стрельба, в которой принимают участие все красногвардейцы, поскольку чувства всех оскорблены и поруганы. После убийства Катьки в загрустившем Петьке просыпается новое сознание: социальное уступает место более высокому — истинно человеческому. Но товарищи не готовы принять его жалость и его любовные страдания. Ими по-прежнему движет социальная злоба, и они убеждают Петьку в правоте его мести, снова призывая его к грабежу и разбою. То есть разрушительная стихия опять берет верх: «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга! / Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!»).

 

Но в конце поэмы разрушительное и стихийное шествие преобразуется в державную поступь, поскольку во главе шествия становится Христос. 12 красноармейцев не догадываются о том, кто стоит во главе отряда – образ Христа виден лишь самому поэту. Звучание поэмы обретает гармонию, разрозненные и диссонирующие ритмы образуют стройное звучание. Именно в этом месте высшая воля наделяет красногвардейцев сознанием, и они уже подчиняются не разрушительной стихии, а созидательной воле верховного начала. Благодаря Христу, возглавившему их символическое шествие, грехи с них снимаются, и Сын Божий вновь принимает их на себя («С кровавым флагом…»).

По замыслу А.А. Блока, поэма «Двенадцать» – это произведение о попытке обновления человека и человечества, попытке, которая будет удачной лишь в том случае, если с ложного пути на истинный выведет грешных людей Христос, усмиряющий разрушительную стихию и ведущий разбойников-красногвардейцев из ада хаоса в рай разума, порядка, созидания и космоса.


Контрольные вопросы

 

  1. Сравните отношение А.А. Блока к Октябрьской революции, выраженное им в поэме «Двенадцать», с отношением к ней Вяч. Иванова в стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали …».
  2. Из каких лексических пластов состоит поэтический язык поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и какую роль они играют?
  3. Как можно толковать образ «двенадцати»?
  4. Что позволяет назвать эту поэму символистской?


Предыдущий урок
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Философская лирика. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Любовная лирика. Философская лирика
Русская литература XX века
  • И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско»

    Литература

  • Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза

    Химия

  • Синтетическая теория эволюции

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке