Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

Русская литература XX века

14.02.2025
2158
0

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

План урока

  • Историческая основа произведения и создание поэмы «Двенадцать»
  • Композиция поэмы

Цели урока

  • Знать художественные особенности поэмы «Двенадцать», историю создания произведения
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

Русь! встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.

Все, что было, повторится ныне...
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне –
В небе – Бог, на земле – богатырь.
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь.
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь.

(М. Волошин, 1920)

 

Чем это стихотворение близко стихам А.А. Блока о Родине? Как в стихотворение отразилось отношение М. Волошина к революции? Чем оно близко А.А. Блоку?

Историческая основа произведения и создание поэмы «Двенадцать» 

А.А. Блок стал свидетелем социалистической революции. Через два с половиной месяца (в начале января 1918 года) практически одновременно он написал два важных произведения – статью «Интеллигенция и революция» и поэму «Двенадцать». В этих произведениях поэт представил свой взгляд на Октябрьскую революцию. Итак, тема поэмы «Двенадцать» – изображение революции, как поэт слышал и понимал ее. 

 

Для А.А. Блока начавшаяся Первая мировая война была предзнаменованием конца «страшного мира». В июле 1916 года его призвали в армию, а в марте 1917 года, после Февральской революции, поэт получил отпуск и приехал в Петроград. Он восторженно встретил Февральскую революцию и испытал большой творческий подъем. Первоначально Октябрьская революция тоже вызвала у поэта радостное принятие. Блок верил в ее очистительную силу. Он слышал «музыку мирового оркестра», гул, произведенный ураганом, бурей, и улавливал гармонию и верил, что так начинается новая жизнь. До конца 1918 года А.А. Блок верил обещаниям большевиков, и эта вера воплощена в поэмах «Двенадцать» и «Скифы». Поэт надеялся, что революция большевиков уничтожит старый порядок и построит новый, явит миру небывалый доселе тип человека и тем осчастливит человечество. Однако методы большевиков разочаровали А.А. Блока: революция большевиков – социальная, она совершается только на земле. В блоковском восприятии революция – это нечто мистическое, оно предстает перед его взором мировым пожаром, в котором гибнет старый мир и рождается новый. Поэт считал, что революция ставит своей целью преображение и изменение человека посредством чуда в духе Евангелия, в духе учения Христа. Революция А.А. Блока происходит на небе, в надмирных высотах и на земле и представляет собой разбушевавшуюся стихию мирового бытия. Именно такой предстает революция в поэме «Двенадцать» – одно из самых загадочных произведений русской литературы XX века.

 

История создания поэмы прослеживается по записям А.А. Блока:

  • 3 января. «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)».
  • 8 января. А.А. Блок весь день писал поэму «Двенадцать». В записной книжке запись: «Весь день – ʺДвенадцатьʺ… Внутри дрожит».
  • 15 января. «Мои ʺДвенадцатьʺ не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же – «конец исторического процесса». Дело даже не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».
  • 28 января. Рождение поэмы.
  • 29 января. «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений».
  • 18 февраля. «Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том достойны ли они Его, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого».


Как А.А. Блок встретил Революцию?


Композиция поэма «Двенадцать»

«Двенадцать» – символическое произведение, мистическое видение, мистерия, потому что сама революция в понимании А.А. Блока – мировое действо. Большевики, как и их противники, правильно расценили, что «Двенадцать» были написаны в хвалу, а не в хулу революции. В основе поэмы лежит идея обновления и преображения.

 

Поэма состоит из 12 глав, в которых рассказано о 12 красногвардейцах и о них же как о 12 разбойниках и 12 апостолах, включенных в 12-месячный годовой цикл. Причем красногвардейцы-разбойники сливаются с апостолами и шествуют, возглавляемые Христом, хотя этого не знают и Христа не видят – его видит лишь сам поэт. Таким образом, число 12 – знак полноты, законченности, замкнутости. 

 

Действие происходит на фоне снега, ветра и метели – разбушевавшейся стихии, которая олицетворяет собой революционные силы («Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»). Вследствие этих мыслей Россия, полагал Блок, превратилась в царство стихии: оно и на земле («На ногах не стоит человек»), и во всей Вселенной («Ветер, ветер – / На всем божьем свете!»). Стихия объемлет и страшный мир, и признаки нового бытия, материализуются: вот появляются «ходок»«здания», «плакат„Вся власть Учредительному собранию!“», «старушка, как курица» («Ох, Матушка Заступница! – / Ох, большевики загонят в гроб!»), «буржуй», «вития» («– Предатели! – / Погибла Россия!»), «долгополый… товарищ поп…», «барыня в каракуле». Все они – лица старого мира, и стихия расправляется с ними легко и весело («Ветер веселый / И зол, и рад»). Эта стихия крушит и переделывает старый мир, расчищает от него земное пространство, она направлена против старого мира и мыслится А.А. Блоком как созидательное начало. И вот уже – «Поздний вечер. Пустеет улица». На этом фоне появляется «бродяга» - символ мирового бесприютного скитальца, а затем и главные герои поэмы – 12 красноармейцев. Их появление сопровождается ритмически выделенным призывом: «Товарищ! Гляди / В оба!». Именно они пытаются упорядочить стихию. Их задача состоит в том, чтобы не только внешне, но и внутренне переделать себя, мир, человека и человечество. 12 — это число апостолов. Но теперь апостолы приняли новый вид: «Винтовок черные ремни, / Кругом — огни, огни, огни... / В зубах — цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» То есть теперь они — разбойники. Они снова провозглашают свободу, но уже без креста («Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста!»). Согласно А.А. Блоку, задача преображения и обновления состоит в том, чтобы самого закоренелого преступника, самого отпетого изувера превратить в человека, пробудить в нем человеческое начало. Смысл такого преображения заключен в движении от разрушения к созиданию.

 

Во второй части поэмы появляется любовный треугольник – вечная человеческая история. В нем торжествует разрушительное начало, которому и посвящена вторая часть: «– А Ванька с Катькой — в кабаке...». Старый мир напоминает о себе только уже не во всемирном масштабе, а в вечном частном сюжете любви-измены. В поэму входит история Катьки, которую рассказывает Петька. В нем по мере рассказа зреет черная злоба, потому что социальная и любовная измена Ваньки и Катьки пересекаются, вызывая жгучую потребность кровавой мести: «Эх, эх, согреши! / Будет легче для души!». Сразу после этой картины начинается охота за Ванькой и Катькой и стрельба, в которой принимают участие все красногвардейцы, поскольку чувства всех оскорблены и поруганы. После убийства Катьки в загрустившем Петьке просыпается новое сознание: социальное уступает место более высокому — истинно человеческому. Но товарищи не готовы принять его жалость и его любовные страдания. Ими по-прежнему движет социальная злоба, и они убеждают Петьку в правоте его мести, снова призывая его к грабежу и разбою. То есть разрушительная стихия опять берет верх: «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга! / Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!»).

 

Но в конце поэмы разрушительное и стихийное шествие преобразуется в державную поступь, поскольку во главе шествия становится Христос. 12 красноармейцев не догадываются о том, кто стоит во главе отряда – образ Христа виден лишь самому поэту. Звучание поэмы обретает гармонию, разрозненные и диссонирующие ритмы образуют стройное звучание. Именно в этом месте высшая воля наделяет красногвардейцев сознанием, и они уже подчиняются не разрушительной стихии, а созидательной воле верховного начала. Благодаря Христу, возглавившему их символическое шествие, грехи с них снимаются, и Сын Божий вновь принимает их на себя («С кровавым флагом…»).

 

По замыслу А.А. Блока, поэма «Двенадцать» – это произведение о попытке обновления человека и человечества, попытке, которая будет удачной лишь в том случае, если с ложного пути на истинный выведет грешных людей Христос, усмиряющий разрушительную стихию и ведущий разбойников-красногвардейцев из ада хаоса в рай разума, порядка, созидания и космоса.


Контрольные вопросы

 

  1. Сравните отношение А.А. Блока к Октябрьской революции, выраженное им в поэме «Двенадцать», с отношением к ней Вяч. Иванова в стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали …».
  2. Из каких лексических пластов состоит поэтический язык поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и какую роль они играют?
  3. Как можно толковать образ «двенадцати»?
  4. Что позволяет назвать эту поэму символистской?


Предыдущий урок
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести
Русская литература XX века
  • Was / were

    Английский язык

  • Типы климата нашей страны. Климат и человек

    География

  • Семья и брак

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке