Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока

Русская литература XX века

25.04.2024
1932
0

А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А. Блока

План урока

  • Образ Родины в лирике Блока. Цикл «Родина»
  • «На поле Куликовом»

Цели урока

  • Знать особенности цикла «Родина», цикла «На поле Куликовом»
  • Уметь анализировать лирическое произведение, определять отличительные черты изображения Родины в лирике А.А. Блока

Разминка

К какому литературному течению относится творчество А.А. Блока? Какие отличительные черты данного течения?

Образ Родины в лирике Блока. Цикл «Родина» 

В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, А.А. Блоком все больше овладевает предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, становящееся внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступает с докладами и статьями «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура» (1908), полными тревожных предостережений. Образы и символы России, созданные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем («Куда ты мчишься, гордый конь, и где опустишь ты копыта?..»; «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»), здесь трагически переосмысляются: «Что, если тройка... летит прямо на нас?.. Над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта»

Рис. 1. И. Глазунов. Сирень. Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Родина».

Художественное своеобразие цикла «Родина» (1907–1916) состоит в пронизывающих его тревожных мотивах предчувствия роковых перемен, переломного часа в судьбе Родины, предстоящего боя со страшным миром, картины которого предстают в целом ряде стихотворений, и надежды на победу. В центре цикла – сквозной образ Родины, жаждущей перемен и обновления. Символами преображения России становится Куликово поле.

 

Судьба России неотделима от судьбы самого поэта. А.А. Блок был убежден в том, что Россию ждут чрезвычайные, эпохальные, наполненные мистическим смыслом события. В стихотворении «На железной дороге» предстает жизнь, состоящая из несбыточных мечтаний. Она, словно поезд, пролетает мимо, опустошая душу и не оставляя в ней ничего, кроме боли. Эта же мысль выражена в стихотворении «Рожденные в года глухие…», где речь идет о «детях страшных лет России». «Испепеляющие годы» остались в памяти лишь «кровавым отсветом в лицах» и «роковой пустотой» «в сердцах, восторженных когда-то…». Но даже в таких картинах Блока не покидает мысль о преображении человека и мира («И пусть над нашим смертным ложем / Взовьется с криком воронье, – / Те, кто достойней, Боже, Боже, / Да узрят царствие Твое!»).

 

Тема России в творчестве А.А. Блока связана с образом дороги, пути. Эту тему поэт развивает в стихотворении «Рожденные в года глухие…», в котором противопоставлены люди, забывшие свой путь, и те, кто помнят о нём. Антитеза, лежащая в основе стихотворения: Память – Забвение. «Беспамятство и беспутье в концепции стихотворения — удел людей, рожденных в «года глухие», то есть в годы застоя, реакции. Блок не боялся употреблять это обнажающее слово... Поэт и себя, и своих современников называет «детьми страшных лет России» — времени русско-японской войны и революции 1905 года» — писал С. Зимин.

 

Судьба России переживалась А.А. Блоком как личная трагедия. События революции позволили взглянуть на родину в новом свете:

 

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

 

 

Бедность страны, горькая и безотрадная любовь к ней, охваченной злыми силами, не способна затмить ту мощь, силу, которая охватила сердце А.А. Блока. Поэт испытывает к стране не жалость, а любовь, восхищение, гордость.


  1. Познакомьтесь с произведениями цикла «Родина» А.А. Блока. К каким образам обращается поэт, описывая Россию?
  2. Встречались ли в русской литературе подобные образы Родины?


«На поле Куликовом» 

Волновавшая и тревожившая А.А. Блока мысль о скором переломе с наибольшей художественной силой и пафосом воплотилась в цикле «На поле Куликовом» (1908), состоящем из пяти стихотворений и вошедшем в общий цикл «Родина». Куликовская битва – один из переломных моментов в истории Руси. Именно тогда Русь заявила о своем освобождении от татаро-монгольского ига. Поэтому поле Куликово становится для А.А. Блока символом поля битвы сегодняшней, такой же важной и ожесточенной, как и много веков назад. Эта битва – схватка двух миров: старого, страшного, бездуховного и воображаемого, мыслимого, идеального, обновленного и преображенного. Лирический герой в этом цикле – воин («Я – не первый воин, не последний…»), который вступает в битву с духовными болезнями своего века. В самих стихотворениях два стана еще не вступили в бой, они стоят друг против друга в ожидании неминуемой смертельной схватки. А.А. Блок верил, что победа будет такой же яркой, как и результат Куликовской битвы. 

Рис. 2. И.И. Левитан. Тишина. 1898.

Следующий за «Родиной» цикл «О чем поет ветер» помещен в третьем томе перед поэмами «Возмездие», «Двенадцать» и «Скифы». 

 

Тема Родины в цикле решается с большой глубиной. Поэт ярко выражает чувство гордости за свою страну. Его голос будто растворяется в голосе истории Родины.

 

Рисуемы пейзаж однообразен, не имеет ярких красок:

 

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

 

 

Широкий простор изображаемой степи порождает грусть, из которой вырастает острое знание о долгом и болезненном пути родины. Путь России проходит в тоске, и это чувство безграничны. В «тоске» России А.А. Блок видит основу русского бытия и проявление силы и надежды. Лирический герой, соединяя в себе непосредственность патриотических чувств русских ратников XIV века и глубокое осмысление исторических проблем, ощутил себя, своих современников звеном в цепи превратностей российской жизни, накануне «высоких и мятежных дней», грозы, решающего «боя»:

 

 

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

 

 

Лирический герой, осознавший, что его «путь» слит с ней, совершает свой выбор: он не просто в стане «под светлым стягом», но готов на самопожертвование, стремясь «биться» в свой «час» в «вечном бою».


  1. К каким историческим фактам и личностям обращается А.А. Блок в цикле «На поле Куликовом»?
  2. Какое символическое значение приобретаю два противостоящих войска?


Тема Родины, её страданий, поиска пути волновала А.А. Блока. Так писал поэт в письме к К. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мною моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Недаром внешне неловко, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель…».


Контрольные вопросы

 

  1. Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?
  2. Какие испытания предстоят Родине по мнению поэта?
  3. Как поэт относится к происходящим в России переменам?


Предыдущий урок
С.А. Есенин. Философская лирика. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Направления и пути эволюции

    Биология

  • Периодическая система химических элементов и учение о строении атома. Становление и развитие периодического закона и теории химического строения

    Химия

  • Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке