Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока

Русская литература XX века

14.12.2024
2609
0

А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А. Блока

План урока

  • Образ Родины в лирике Блока. Цикл «Родина»
  • «На поле Куликовом»

Цели урока

  • Знать особенности цикла «Родина», цикла «На поле Куликовом»
  • Уметь анализировать лирическое произведение, определять отличительные черты изображения Родины в лирике А.А. Блока

Разминка

К какому литературному течению относится творчество А.А. Блока? Какие отличительные черты данного течения?

Образ Родины в лирике Блока. Цикл «Родина» 

В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, А.А. Блоком все больше овладевает предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, становящееся внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступает с докладами и статьями «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура» (1908), полными тревожных предостережений. Образы и символы России, созданные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем («Куда ты мчишься, гордый конь, и где опустишь ты копыта?..»; «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»), здесь трагически переосмысляются: «Что, если тройка... летит прямо на нас?.. Над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта»

 

Художественное своеобразие цикла «Родина» (1907–1916) состоит в пронизывающих его тревожных мотивах предчувствия роковых перемен, переломного часа в судьбе Родины, предстоящего боя со страшным миром, картины которого предстают в целом ряде стихотворений, и надежды на победу. В центре цикла – сквозной образ Родины, жаждущей перемен и обновления. Символами преображения России становится Куликово поле.

 

Судьба России неотделима от судьбы самого поэта. А.А. Блок был убежден в том, что Россию ждут чрезвычайные, эпохальные, наполненные мистическим смыслом события. В стихотворении «На железной дороге» предстает жизнь, состоящая из несбыточных мечтаний. Она, словно поезд, пролетает мимо, опустошая душу и не оставляя в ней ничего, кроме боли. Эта же мысль выражена в стихотворении «Рожденные в года глухие…», где речь идет о «детях страшных лет России». «Испепеляющие годы» остались в памяти лишь «кровавым отсветом в лицах» и «роковой пустотой» «в сердцах, восторженных когда-то…». Но даже в таких картинах Блока не покидает мысль о преображении человека и мира («И пусть над нашим смертным ложем / Взовьется с криком воронье, – / Те, кто достойней, Боже, Боже, / Да узрят царствие Твое!»).

 

Тема России в творчестве А.А. Блока связана с образом дороги, пути. Эту тему поэт развивает в стихотворении «Рожденные в года глухие…», в котором противопоставлены люди, забывшие свой путь, и те, кто помнят о нём. Антитеза, лежащая в основе стихотворения: Память – Забвение. «Беспамятство и беспутье в концепции стихотворения — удел людей, рожденных в «года глухие», то есть в годы застоя, реакции. Блок не боялся употреблять это обнажающее слово... Поэт и себя, и своих современников называет «детьми страшных лет России» — времени русско-японской войны и революции 1905 года» — писал С. Зимин.

 

Судьба России переживалась А.А. Блоком как личная трагедия. События революции позволили взглянуть на родину в новом свете:

 

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

 

 

Бедность страны, горькая и безотрадная любовь к ней, охваченной злыми силами, не способна затмить ту мощь, силу, которая охватила сердце А.А. Блока. Поэт испытывает к стране не жалость, а любовь, восхищение, гордость.


  1. Познакомьтесь с произведениями цикла «Родина» А.А. Блока. К каким образам обращается поэт, описывая Россию?
  2. Встречались ли в русской литературе подобные образы Родины?


«На поле Куликовом» 

Волновавшая и тревожившая А.А. Блока мысль о скором переломе с наибольшей художественной силой и пафосом воплотилась в цикле «На поле Куликовом» (1908), состоящем из пяти стихотворений и вошедшем в общий цикл «Родина». Куликовская битва – один из переломных моментов в истории Руси. Именно тогда Русь заявила о своем освобождении от татаро-монгольского ига. Поэтому поле Куликово становится для А.А. Блока символом поля битвы сегодняшней, такой же важной и ожесточенной, как и много веков назад. Эта битва – схватка двух миров: старого, страшного, бездуховного и воображаемого, мыслимого, идеального, обновленного и преображенного. Лирический герой в этом цикле – воин («Я – не первый воин, не последний…»), который вступает в битву с духовными болезнями своего века. В самих стихотворениях два стана еще не вступили в бой, они стоят друг против друга в ожидании неминуемой смертельной схватки. А.А. Блок верил, что победа будет такой же яркой, как и результат Куликовской битвы. 

Рис. 1. И.И. Левитан. Тишина. 1898.

Следующий за «Родиной» цикл «О чем поет ветер» помещен в третьем томе перед поэмами «Возмездие», «Двенадцать» и «Скифы». 

 

Тема Родины в цикле решается с большой глубиной. Поэт ярко выражает чувство гордости за свою страну. Его голос будто растворяется в голосе истории Родины.

 

Рисуемы пейзаж однообразен, не имеет ярких красок:

 

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

 

 

Широкий простор изображаемой степи порождает грусть, из которой вырастает острое знание о долгом и болезненном пути родины. Путь России проходит в тоске, и это чувство безграничны. В «тоске» России А.А. Блок видит основу русского бытия и проявление силы и надежды. Лирический герой, соединяя в себе непосредственность патриотических чувств русских ратников XIV века и глубокое осмысление исторических проблем, ощутил себя, своих современников звеном в цепи превратностей российской жизни, накануне «высоких и мятежных дней», грозы, решающего «боя»:

 

 

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

 

 

Лирический герой, осознавший, что его «путь» слит с ней, совершает свой выбор: он не просто в стане «под светлым стягом», но готов на самопожертвование, стремясь «биться» в свой «час» в «вечном бою».


  1. К каким историческим фактам и личностям обращается А.А. Блок в цикле «На поле Куликовом»?
  2. Какое символическое значение приобретаю два противостоящих войска?


Тема Родины, её страданий, поиска пути волновала А.А. Блока. Так писал поэт в письме к К. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мною моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Недаром внешне неловко, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель…».


Контрольные вопросы

 

  1. Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?
  2. Какие испытания предстоят Родине по мнению поэта?
  3. Как поэт относится к происходящим в России переменам?


Предыдущий урок
Тема любви в рассказах И.А. Бунина
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Механические и электромагнитные волны. Механические волны. Звук

    Физика

  • Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.

    История

  • Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке