- Характер и жизненный путь Григория Мелехова
- Символика финала романа «Тихий Дон»
- Знать содержание глав романа «Тихий Дон» и ключевые эпизоды, характеризующие главного персонажа романа
- Уметь анализировать художественную форму романа «Тихий Дон», составлять психологический портрет героя
- Что такое «диалектика души» и «психологизм» в литературе?
- В каких произведениях русской литературы можно наблюдать сложную эволюцию главного героя?
Характер и жизненный путь Григория Мелехова
Григорий Мелехов ‒ главный персонаж романа М.А. Шолохова о Гражданской войне. Судьба этого героя отвечает на проблемный вопрос «Тихого Дона»: способен ли человек противостоять безумию, которое порождено враждой и несправедливостью, и где он может находить опоры для того, чтобы не потерять себя?
Григорий Мелехов — неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий — человек, способный на поступок.
Судьба Григория Мелехова, его жизненные метания, его безуспешные поиски правды, драматическая необходимость выбора, с которой он сталкивается в сложный исторический период отражают трагедию русского человека. В самом начале романа Григорий выглядит жизнелюбивым, уверенным в себе молодым казаком, который наполнен энергией и жадно впитывает впечатления, который воспринимает поэтически окружающий мир и любит родную степь, Дон: «На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно». Он с одинаковой страстностью отдается и работе на земле, и любви.
По справедливому замечанию исследователей творчества М.А. Шолохова, «ни один из многочисленных персонажей романа не обладает подобной тонкостью чувствования, способностью к острой жалости, отзывчивостью». Способность испытывать жалость к тем, кто испытывает боль ‒ отличительное свойство натуры Григория. Эта черта характера Григория явна и неслучайна: именно глазами чувствительного Мелехова читателю дается увидеть жестокость. При этом нельзя упускать из вида и еще одну черту Григория: он боится и не принимает эту свою чувствительность, она для него болезненна, поэтому он всячески старается ее скрыть и задушить в себе. Показателен эпизод с разрубленным утиным гнездом, когда Григорий случайно во время сенокоса разрубил гнездо утки и утенка в нем, он с жалостью поднял разрубленное тельце: «Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони», но, как только он увидел бежавшую в его сторону Дуняшку, стремится подавил свой эмоциональный порыв: уронил утенка, злобно махнул косой».
Есть и явный символический смысл этого эпизода: он предвосхищает все то, что вскоре будет происходить с Григорием, с донским казачеством, со всем народом, – разрушение семейных, родовых гнезд, кровопролитие, гибель детей.
Григорий в начале романа не только прост и сердечен, но бывает и горяч, вспыльчив. В основе этого чувства, не спесь и эгоизм, а свободолюбие, обостренная гордость и чувство собственного достоинства.
Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженик, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага.
Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.
На военной службе Мелехову не раз придется сталкиваться с проявлениями жестокости и кастовой спеси, и каждый раз Григорий с достоинством отстаивает свою казацкую честь, и человеческое достоинство. Так, когда Григорий во время Вешенского восстания командует повстанческой дивизией, он осаживает высокопоставленного хама генерала Фицхалаурова, который решил заговорить с ним, воином, как с денщиком: «Прошу на меня не орать!.. <…> Ежли вы, ваше превосходительство, спробуете тронуть меня хоть пальцем, – зарублю на месте!» Григорий одерживает победу не только за счет своей смелости, но и потому, что ощущает: правда и справедливость на его стороне. Он отстоял в этом поединке не только собственное достоинство, но и честь подчиненных ему казаков, которых пытался унизить Фицхалауров.
Жизнь бросает Григория из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни.
Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.
Автор постоянно ставит Григория в ситуации, когда необходимо защитить и себя, и любого, кто подвергается унижению и насилию: он не раз спасает или пытается спасти от расправы пленных, противостоит тем, кто перестает различать добро и зло. Присутствие Мелехова в сценах и эпизодах, рисующих убийства, казни, расстрелы, моральное растление, его обостренные эмоциональные реакции на происходящее ‒ это сознательный прием автора текста: так он дает увидеть человеческую реакцию на жестокость и сформировать нравственную оценку зверств многих людей вокруг, теряющих облик.
Григорий Мелехов постоянно вспоминает о родной природе, о мирном труде на земле: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы». Однако трагедия героя в том, что, вопреки внутренним склонностям, вопреки его искреннему желанию растить детей и хлеб, какая-то чудовищная сила вырывает героя из родной стихии, отрывает от земли и вновь направляет туда, где ему приходится убивать и видеть убийства.
Характер Григория и его внутренний мир раскрываются и в истории отношений с Аксиньей и Натальей. Эта остродраматическая жизненная коллизия, постоянно ставящая героя в ситуацию выбора и демонстрирующая бурю его страстей и чувств: любовь и вина, искренность и долг, честность с собой и верность данным обещаниям.
Григорий Мелехов – мятежная душа. Он постоянно оказывается в ситуации выбора. Трагедия неопределенности как бы переносится в глубины сознания: «он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей» на протяжении почти всей своей жизни.
- Как вы могли бы охарактеризовать Григория Мелехова?
- Через какие жизненные испытания ему пришлось пройти?
Символика финала романа «Тихий Дон»
Мечта Григория «жить да поживать мирным хлеборобом и примерным семьянином» так и остается неосуществимой. Злая логика судьбы приводит его в банду Фомина, потом уводит из нее.
Бегство с Аксиньей на Кубань, о котором мечталось еще в самом начале книги, прерывается сразу же: героиня гибнет от случайной пули. В описании похорон любимой в очередной раз возникает образ, сопровождавший Григория на всем его мучительном пути. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…<…>
Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено. В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца» (кн. 4, ч. 8, гл. 17). Это – символическая кульминация книги. Черное солнце – солнце мертвых.
Писатель развертывает этот образ в последней главе: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других…»
Наконец, черное солнце в финале книги рифмуется с другим – на последней странице, в последней фразе: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром» (кн. 4, ч. 8, гл. 18). И в конце романа автор оставляет героя на той же грани, черте между тьмой и светом – черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.
Трагический финал любви Григория Мелехова выглядит символически и создает ситуацию катастрофы не столько личного, сколько вселенского характера. Потеряв Аксинью, герой видит «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца»: черный диск солнца – знак не только личного, но и общенационального апокалипсиса, символическое воплощение той страшной катастрофы, которую переживает весь народ.
Логика романа и характера персонажа подсказывает, что переход и выбор какого-либо враждующего лагеря – красных или белых – для Григория невозможен. Герой останавливается на границе кровоточащих разломов, но при этом чувствует себя обновленным, преодолевшим внутренние колебания.
Значимо возвращение переродившегося героя домой, к родной земле, к сыну: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Автор приводит Григория в финале к той точке, откуда начиналось повествование, – к мелеховскому двору, центру созданной им художественной вселенной, и смысл всего повествования замыкается на вопросах: почему погублено столько людей и зачем был разрушен прежний миропорядок?
Символическое возвращение главного героя домой не оставляет шансов свести его историю к банальному обвинению белых или красных.
Единственное, что может сделать читатель вместе с Григорием, – это попытаться осознать причины национальной катастрофы и задуматься о преодолении ее последствий.
- В чём заключается философский смысл финала романа «Тихий Дон»?
- Почему финал произведения можно назвать открытым?
Роман-эпопея «Тихий Дон» стал монументальным произведением, М.А. Шолохов изобразил исторические потрясения начала XX века и подробную жизнь донского казачества. История звучит в романе в многоголосии народной жизни, проявляется в множественности человеческих характеров, несущих в себе свойства времени, социальной среды и неповторимые черты личного своеобразия, ту «чудинку», без которой человек лишается живой достоверности. Ю.В. Бондарев так отозвался о романе в статье «Слово о Шолохове» (1973): «История звучит в романе в многоголосии народной жизни, проявляется в множественности человеческих характеров, несущих в себе свойства времени, социальной среды и неповторимые черты личного своеобразия, ту «чудинку», без которой человек лишается живой достоверности.»
Контрольные вопросы
- Согласны ли вы с высказыванием о романе-эпопеи Ю.В. Бондарева?
- Каков характер Григория Мелехова? На какие нравственные ценности опирается герой?
- Почему Григорий Мелехов является типичным представителем казачества?
- Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Мелехова с революцией?
- Как вы поняли идейное содержание романа?
- В чем состоит новаторство М.А. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»?