Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Герои и проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»

Русская литература XX века

21.07.2024
2340
0

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Герои и проблематика повести «Котлован»

План урока

  • Слово об А.П. Платонове
  • Художественное своеобразие повести «Котлован»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.П. Платонова, своеобразие повести «Котлован»
  • Уметь анализировать прозаическое произведение

Разминка

  • Какие произведения А.П. Платонова вы уже изучали?
  • Что такое «утопия» и «антиутопия»?

Слово об А.П. Платонове

Рис. 1. А. П. Платонов, 1940

Андрей Платонович Платонов (1889–1951)

 

Русский писатель Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 16 (28) августа 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Климентова, от имени которого он образовал позже литературный псевдоним.

 

Учился в церковно-приходской школе. В тринадцатилетнем возрасте поступил рабочим на паровозостроительный завод, где работал его отец. До 1917 года сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем. Автобиографический материал о детстве позже ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е годы: «Семен», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын».

 

В 1919 году служил в Красной Армии: помощником машиниста перевозил боеприпасы, потом рядовым красноармейцем. В 1920 году А.П. Платонов вступил в ряды Коммунистической партии, но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

В 1921 году окончил электротехническое отделение Воронежского железнодорожного политехникума. В этом же году написал брошюру «Электрофикация». Работал инженером в области мелиорации и электрификации сельского хозяйства: в 1922-1923 годах – в составе Чрезвычайной комиссии по борьбе с голодом в Воронежской губернии, в 1923-1926 годах – в Воронежском губернском земельном управлении. В 1926 году переехал в Москву.

 

Литературной деятельностью начал заниматься в 1918 году. Работал журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В журнале «Железный путь» были опубликованы стихотворения А.П. Платонова «Ночь», «Тоска» и др. В этом же году вышел его рассказ «Очередной», также публиковались очерки, статьи и рецензии.

 

А.П. Платонов стал одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступал в периодике, в том числе под псевдонимами Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др.

 

В 1922 году был опубликован его сборник стихов «Голубая глубина». В 1920-х годах вышли повести «Епифанские шлюзы», «Ямская слобода», «Город Градов», «Сокровенный человек». В 1929 году рассказ «Усомнившийся Макар» вызвал волну критики в адрес А.П. Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку Максима Горького и был запрещен к печати роман «Чевенгур», который опубликовали только в 1972 году во Франции, в 1988 году – в СССР.

 

В трагическом ключе осмыслена идея строительства «общепролетарского дома» в повести «Котлован». Неприятием форм переустройства жизни отмечена повесть «Ювенильное море». Разочарованием в мечтах о всеобщем счастье и безысходностью проникнут роман «Счастливая Москва», над которым Андрей Платонов работал в 1933-1937 годах (не окончен, опубликован в 1991 году).

 

В 1931–1935 годах он совмещал литературную деятельность с инженерной службой. В 1931 году его повесть «Впрок. Бедняцкая хроника» была признана «контрреволюционной», а сам А.П. Платонов назван кулацким агентом. В 1934 году в составе группы советских писателей посетил Туркмению (рассказ «Такыр», 1934; повесть «Джан», опубликована в 1964 году).

 

Во второй половине 1930-х годов А.П. Платонов активно публиковался (под псевдонимами Ф. Человеков и А. Фирсов) как литературный критик, однако подготовленный им в 1938 году к печати сборник статей «Размышления читателя» не увидел свет (сигнальный экземпляр вышел в 1939 году; опубликован в 1970 году). В 1937 году вышел сборник рассказов «Река Потудань», вызвавший обвинения «в религиозном душеустройстве». В 1939 году он написал свой известный рассказ «Родина электричества».

 

В годы Великой Отечественной войны А.П. Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца». 

 

В 1946 году в журнале «Новый мир» был опубликован его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение»), который вызвал новую волну отрицательных рецензий. Писатель вновь попал в литературную опалу.

 

В последующие годы А.П. Платонов занимался переработкой для детей русских и башкирских народных сказок.

 

5 января 1951 года Андрей Платонов скончался в Москве.


  1. Какое образование получил А.П. Платонов?
  2. Почему перестали публиковать произведения А.П. Платонова?
  3. Под какими псевдонимами печатался А.П. Платонов?


Художественное своеобразие повести «Котлован»

Повесть «Котлован» считается самым совершенным произведе­нием писателя. Во многом это произведение оказалось пророческим. Оно создавалось в начале становления социалистического общества. Еще тогда Андрей Платонов предупреждал о полном крушении светлой идеи, если в основе человеческой деятельности не будет лежать со­зидательный труд. 

 

Осенью 1929 года А.П. Платонов много ездил по совхозам и колхозам России как командированный от Наркомата земледелия. Писатель был свидетелем переустройства жизни во время первой пятилетки, раскулачивания зажиточного крестьянства, создания первых колхозов — всего того, что повлекло за собой боль и страдания его соотечественников.

 

Время работы над повестью, обозначенное автором на последней странице текста (декабрь 1929 года – апрель 1930 года), указывает на то, что «Котлован» был написан А.П. Платоновым практически с натуры – в тот самый «Год великого перелома», наступление которого провозгласила статья И.В. Сталина 7 ноября 1929 года. Точные временные рамки описанных в «Котловане» событий также заданы конкретными историческими фактами: 27 декабря 1929 года Сталин объявляет о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса», а 2 марта 1930 года в статье «Головокружение от успехов» ненадолго притормаживает насильственную коллективизацию.

 

Жанр произведения – повесть-антиутопия.


Утопия (искусственное слово, состоящее из греческого отрицания ou – не и topos – место, буквально «нигде не находящееся) – произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту.

 

Утопия – мечта о счастливом обществе, где все поголовно заняты полезной деятельностью, где царствует социальная справедливость и вообще все очень гармонично.

 

Произведения: «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Красная звезда» А.А. Богданова.


Антиутопия – это жанр, в котором критически описано утопическое общество. В антиутопии оспаривается утопический миф, невозможный в реальности, идея идеального социума признается неосуществимой.

 

Мир антиутопии построен на началах утопического мира, но показан изнутри, через чувства отдельного человека, испытывающего на себе, законы идеального общества.

 

Антиутопия – это в первую очередь проверка утопии на ее нравственность.

 

Произведения, написанные в жанре антиутопии: «Мы» Е.И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Котлован» А.П. Платонова


Произведение А.П. Платонова относится к жанру повести-антиутопии, т.к. автор показывает, что идеи, провозглашаемые новой властью, реализовать невозможно.

 

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, борьба старого и нового, ее влияние на общество и др. Центральный конфликт – конфликт личности и общества.

 

Главные события сюжета – бесконечное рытье котлована и стремительная «спецоперация» по «ликвидации кулачества» – две части единого грандиозного плана строительства социализма. В городе это строительство заключается в возведении единого здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата»; в деревне – в создании колхоза и уничтожении «кулаков». Исторические аспекты создаваемой в повести картины существенно ретушированы: на первый план выступают мифопоэтические, обобщенно-символические грани описываемых событий.

 

Этой тенденции к символической обобщенности изображения в полной мере соответствуют название повести и особенности ее пространственно-временной организации. Образ-символ котлована отзывается в тексте множеством смысловых ассоциаций: в нем – «перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли, строительство храма – только идущее не вверх, а вниз; «дно» жизни (погружаясь в глубину котлована, землекопы опускаются все ниже от кромки земли); «котел коллективизма», собирающий к себе тружеников; наконец, братская могила – и в прямом и в переносном смысле слова (здесь можно хоронить умирающих, здесь же погибает коллективная надежда на светлое будущее).

 

Временные рамки повествования обозначены в тексте «Котлована» не конкретными историческими датировками, а самыми общими указаниями на смену времен года: от ранней осени до зимы. При этом внутренняя «хронометрия» повести далека от четкости и какой бы то ни было ритмической упорядоченности. Время будто движется рывками, то почти останавливаясь, то ненадолго стремительно ускоряясь. О первых трех днях жизни Вощева (с момента увольнения до попадания в барак землекопов) еще можно судить благодаря указаниям на то, где и как он ночует, но в дальнейшем чередования дня и ночи перестают точно фиксироваться, а сюжетные события будто «отрываются» от календаря. 

 

Изнурительная монотонность работы землекопов оттеняется повтором однообразных слов и словосочетаний: «до вечера», «до утра», «в следующее время», «на рассвете», «по вечерам». Тем самым полгода сюжетного действия оборачивается бесконечным повторением одного и того же «суточного ролика». Организация колхоза, напротив, проходит стремительно: сцены раскулачивания, высылки кулаков и праздника сельских активистов укладываются в одни сутки. Финал повести вновь возвращает читателя к ощущению бесконечно тянущегося дня, переходящего в вечную ночь: начиная с полудня Чиклин пятнадцать часов подряд копает могилу для Насти. Последняя «хронометрическая» деталь повести фиксирует момент погребения Насти в «вечном камне»: «Время было ночное...» Таким образом, на глазах читателя «текущее время» судьбоносных социально-исторических преобразований переплавляется в неподвижную вечность утраты. Последнее слово повести – слово «прощанье».

 

В прозе А.П. Платонова время и пространство имеют особую характерную взаимосвязь: образно говоря, главным органом «переживания» времени становятся в мире писателя подошвы ног странствующего правдоискателя, часы и дни его движения просвечивают километрами пути. Внутренние же усилия героя, напряжение его сознания связаны с настоящим подвигом ожидания. «Его пеший путь лежал среди лета», – сообщает читателю автор в самом начале повести о маршруте Вощева. Чтобы судить о времени, персонажу А.П. Платонова не нужны наручные часы, ему достаточно обратиться к пространству: «...Вощев подошел к окну, чтобы заметить начало ночи». Пространство и время метонимически соприкасаются, а порой становятся взаимообратимыми, так что имя «места» становится своего рода псевдонимом «времени». Стилистика Андрея Платонова побуждает прочитывать сам заголовок повести не только как «пространственную» метафору, но и как иносказание об эпохе. «Котлован» – это не только пропасть или бездна, но еще и пустая «воронка» остановившегося, исчерпавшего движение времени.

 

Центральный персонаж повести, Вощев, являет собой характерный для платоновской прозы тип героя-наблюдателя. «У меня без истины тело слабнет...» — отвечает он на расспросы землекопов. Все имущество Вощева умещается в мешок, который он постоянно носит с собой: туда он складывает «всякие предметы несчастья и безвестности» – палый лист, корешки трав, веточки, разную ветошь. За внешним чудачеством его «собирательства» стоит важная мировоззренческая установка: всякой вещи мира герой стремится продлить существование. Его фамилия – отзвук этой любви к веществу мира, к вещам разного веса и калибра. В то же время в ней угадываются фонетически близкие слова «вообще» и «вотще», сигнализирующие о направлении поисков героя (он стремится открыть смысл общего существования) и о печальной безуспешности его всеобъемлющей заботы (поиски окажутся тщетными).

 

Ближайшее окружение Вощева в повести представлено образами землекопов. Многие из них безымянны, на первый план выходит их коллективный портрет, составленный не из описаний лиц, а из самых общих биологических характеристик: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек... Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда». На фоне этой обезличенной зарисовки проступают не столько индивидуализированные образы, сколько обобщенные амплуа: бригадир Чиклин, энтузиаст Сафронов, инвалид Жачев, «ябедник» Козлов. Пытаясь «забыться» в яростной работе, рабочие перестают думать, оставляя эту заботу руководителям вроде Пашкина. Истина для них – интеллигентская умственная игра, ничего не меняющая в реальности, а надеяться они могут лишь на собственные сверхусилия, на энтузиазм труда.

 

Особняком в системе персонажей стоят безымянный «активист» и инженер Прушевский. Он составляет «приемочный счет» на гробы, расставляет крестьян в виде пятиконечной звезды, обучает молодых крестьянок грамоте, заставляя заучивать непонятные им слова: «Большевик, буржуй, бугор, бессменный председатель, колхоз есть благо бедняка, браво-браво-ленинцы! Твердые знаки ставить на бугре и большевике...» Образ Прушевского – очередной вариант традиционного в прозе А.П. Платонова типа ученого, одинокого мыслителя, претендующего на покорение природных стихий. Именно ему принадлежит проект «вечного дома» – своего рода современной Вавилонской башни. Настроения Прушевского неустойчивы: он то элегически вспоминает о юношеской любви, то испытывает приступы безысходности и решает покончить с собой, но в итоге уходит вслед за девушкой «в бедном платке», глаза которой влекут его «удивленной любовью».

 

Однако главными героями своей повести А.П. Платонов делает работящих и искренних тружеников. Они жаждут счастья не столько для себя, сколько для своих потомков. Сами их представления о счастье никак не выявляются, но они явно не похожи на «рай» их руководителя Пашкина, живущего как бы уже в будущем, в сытости и довольстве. Одиночки, верящие в то, что «счастье произойдет от материализма», легко получают свою долю и хорошо устраиваются. Таков, например, слабосильный Козлов, уходящий в город, чтобы «за всем следить» и «сильно любить пролетарскую массу». Ho для большинства рабочих счастье – это прежде всего лучшая доля для детей. Пусть собственная жизнь землекопов тяжела, она освящена смыслом существования девочки Насти, сироты, удочеренной рабочими.

 

Вощев рассматривает девочку, как в детстве ангела на церковной стене; он надеется, что «это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню». Настя становится для землекопов живым символом будущего, материальным подтверждением реальности их веры. Греческое по происхождению имя Анастасия («воскресшая») несет в контексте повести идею воскрешения счастья. Тем трагичнее и сумрачнее финал повести, приводящий к смерти однажды уже «воскресавшей» девочки (Чиклин нашел ее рядом с умиравшей матерью). Смысловой итог свершившемуся событию подводят размышления Вощева, стоящего над тельцем только что умершей Насти: «Он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

 

Все элементы художественного мира Андрея Платонова подчинены главному – бесконечному поиску, уточнению смысла происходящего. Масштабы видения мира – пространственные, временные, понятийные – это масштабы универсального целого, а не частей. Локальная неупорядоченность действий, событий, сочетаний слов преодолевается высшей упорядоченностью авторского взгляда на мир. Смысловые смещения в рамках предложения, эпизода, сюжета в прозе А.П. Платонова наиболее адекватно отражают реальную смещенность, сдвинутость мироустройства эпохи глобальных преобразований. Слова, словосочетания, эпизоды в прозе писателя не могут и не должны быть более понятны, более логичны, чем та жизненная реальность, которую они передают. Иными словами, именно «юродивая» проза А.П. Платонова – наиболее точное зеркало фантастической реальности советской жизни 1920–1930-х годов.


  1. Какой эпохе посвящено произведение А.П. Платонова «Котлован»?
  2. Что представляет собой жанр антиутопии? Почему «Котлован» А.П. Платонова относят к этому жанру?


А.П. Платонов фигура в русской литературе неоднозначная. Этому поспособствовали темы и язык его произведений. Вот, как отзывался о писателе Л.М. Субоцкий: «В жанре психологического рассказа А. Платонов не имеет соперников в нашей литературе – его рассказы отличаются высоким уровнем формального мастерства, глубиной и проникновенностью трактовки темы, детальной разработанностью душевных движений. В рассказах Платонова, в его художественном методе всегда живет ощущение неповторимого своеобразия человеческой личности; писатель внимательно, уважительно, проникновенно присматривается к миру мыслей и чувств маленьких и взрослых людей, всегда находит в нем достойное удивления и восхищения и всегда готов радоваться светлому, хорошему, трогательному, скрывающемуся в этом мире


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием Л.М. Субоцкого о творчестве А.П. Платонова? Почему?
  2. В чем специфика жанра «Котлована»?
  3. В чем заключается аллегоричность повествования и финала произведения?


Предыдущий урок
Тема любви в рассказах И.А. Бунина
Русская литература XX века
Следующий урок
Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем)
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Текст. Типы речи

    Русский язык

  • Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

    История

  • Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке