Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. «Облако в штанах»

Русская литература XX века

17.01.2025
2284
0

В.В. Маяковский. «Облако в штанах»

План урока

  • История создания поэмы «Облако в штанах»
  • Новаторство поэмы
  • Особенности композиции и идейного содержания поэмы

Цели урока

  • Знать идею и особенности композиции поэмы «Облако в штанах»
  • Уметь анализировать текст поэмы

Разминка

  • Как вы понимаете этот странный образ «облако в штанах»?
  • Какие основные мотивы творчества В.В. Маяковского?

История создания поэмы «Облако в штанах»

В.В. Маяковский начал работать над поэмой в конце 1913 – начале 1914 года, в тот период, когда футуристы (Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский) отправляются в первое турне по стране.

 

Выступления будетлян всегда были эпатажными: поэты устраивали рекламные прогулки по городу накануне лекций, пили чай на сцене, раскрашивали лица, надевали театральные наряды и вызывающие костюмы. В Одессе В.В. Маяковский познакомился с молодой художницей Марией Денисовой. Это знакомство предопределило лирический сюжет «Облака в штанах».

 

Начав поэму до первой империалистической войны, В.В. Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. В феврале 1915 года отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Стрелец. Сборник первый». 20 февраля Владимир Маяковский читал фрагменты из «Облака» (тогда называвшегося «Тринадцатый апостол») на вечере в артистическом подвале «Бродячая собака».

 

В первом издании (сентябрь 1915 года) авторский замысел «Облака в штанах» был нарушен из-за вмешательства цензуры. Все провокационные места были изъяты из текста и первоначальное название автор изме нил по требованию цензуры.

 

Поэма называлась «Тринадцатый апостол». Цензура не могла пропустить книгу с таким названием, и В.В. Маяковский был вынужден его изменить. В 1930 году на закрытии выставки «20 лет работы» В.В. Маяковский вспоминал: «Оно [«Облако»] сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили, как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

Новаторство поэмы 

«Облако в штанах» – новаторское произведение и с точки зрения языка, и с точки зрения метрики. Поэма насыщена неологизмами («изъиздеваюсь», «огромив», «любеночек», «испешеходили»), которые часто вызывали неприятие современников.

 

Пожалуй, главная примета стиля В.В. Маяковского – использование ярких тропов («в душе ни одного седого волоса», «душ золотые россыпи», «твоих губ неисцветшую прелесть»).

 

Помимо того, что Владимир Маяковский обновляет средства языка, он обыгрывает в поэме факты и события современности, вводит в сюжет газетные новости: так в поэме появляются реклама какао Ван Гутена, пожар на корабле «Лузитания», кража «Джоконды» из Лувра.

 

В.В. Маяковский активно использовал в поэме вульгаризмы, разговорную и жаргонную лексику («ложит», «перла», «заорала», «жрать», «сволочь», «выхаркнула» и других). Поэт сознательно поставил перед собой задачу говорить от имени улицы, которая «корчится безъязыкая». Просторечие работает и на авангардную модель отрицания, ниспровержения, разрушения поэтического канона.

 

В «Облаке в штанах» поэт выходит за рамки традиционного стихосложения, комбинируя стихотворные размеры, подчиняя произведение главным образом ритму, графически разделяя стих на несколько строк.

Рис. 1. Н.А. Соколов. Портрет Владимира Маяковского. 1968-1970.

Поэт вводит в поэму особое авторское «я», нарочито утрированное, гиперболизированное, подчиняющее себе все произведение. «Я» в «Облаке штанах», с одной стороны, бунтарское, ораторское, площадное: герой выступает против отжившего мещанского искусства, говорит от имени улицы, неистово спорит с Богом. С другой стороны, этот «я» – страдающий, униженный, мятущийся, когда обращается к Марии. 

 

Резкие переходы в поэме от бравады к жалобной мольбе во многом определили оригинальную интонацию героя «Облака в штанах», который был готов драться с самим Богом, обличать мещанство, перекраивать мир, но был не в силах обрести любовь. Находкой В.В. Маяковского стал образ «громадины», «глыбы», которой «ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское», трагический образ «такого большого и такого ненужного» человека («Себе, любимому...»).


  1. Как вы думаете, почему изначально поэма называлась «Тринадцатый апостол»?
  2. Какие темы поднимает В.В. Маяковский в поэме «Облако в штанах»?


Особенности композиции и идейного содержания поэмы

Композиция «тетраптиха» отражала бунтарский дух произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй»«долой вашу религию» – четыре крика четырех частей». Поэт – «красивый, двадцатидвухлетний» – предстает влюбленным, сгорающим от страсти к женщине по имени Мария, анархистом, отрицающим старое искусство и воспевающим улицу, «тринадцатым апостолом», призывающим к революции, и, наконец, человеком, бросающим вызов самому Богу. 

 

Сюжет в традиционном смысле в поэме отсутствует: перед читательским взором проходят, беспорядочно сменяя друг друга, переживания, а точнее, «крики души» автора, бунтующего против ненавистного ему мира современности, сплошь опутанной, по его мысли, традициями прошлого, давно уже обременительными для живой человеческой души, жаждущей новой свободы.

 

Есть в поэме типичное для раннего В.В. Маяковского противопоставление, с одной стороны, своего «я», своей необычной — яркой и сильной — личности («У меня в душе ни одного седого волоса… иду – красивый, двадцатидвухлетний…»), изображаемой как чуть ли не единственная личность на земле, всерьез озабоченная поисками этой новой свободы, и, с другой стороны, мира обывателей, к которым приравниваются едва ли не все современники автора, не понимающие и не принимающие его запроса на свободу.

Рисунок 2. Ю. Аннекнов. Портрет Владимира Маяковского.

На стороне обывателей-традиционалистов оказывается и возлюбленная героя – Мария. Герой, испытывающий к ней необыкновенно нежное и необыкновенно страстное чувство, предлагает ей отношения, основанные только на силе взаимной страсти – без оглядки на традиционный институт брака и связанные с ним ритуалы. Мария, однако же, не готова к столь радикальной новизне: она заявляет ему, что выходит замуж за другого, видимо, без любви, просто потому, что так принято, так надо.

 

В итоге героя настигает отчаяние: он окончательно убеждается в том, что окружающий его мир не желает изменяться. Отчаяние героя принимает космические масштабы и выливается в бунт против… Бога, обвиняемого в вопиющем несовершенстве созданного им мира и в неспособности дать им же созданным человеческим существам той свободы и того счастья, в которых они так нуждаются. 

 

Однако завершается поэма на пессимистической ноте – в финале неожиданно появляется другой, трагический В.В. Маяковский. У него нет ни надежды, ни веры в свою правоту.


Контрольные вопросы

 

  1. Какое название поэмы вам кажется более удачным?
  2. В чем новаторство поэмы «Облако в штанах»?
  3. В чем заключается композиционное своеобразие поэмы?


Предыдущий урок
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
Русская литература XX века
Следующий урок
М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения
Русская литература XX века
  • Рыночные отношения в экономике

    Обществознание

  • Принципы русской пунктуации

    Русский язык

  • Неорганические и органические амфотерные соединения

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке