- История создания поэмы «Облако в штанах»
- Новаторство поэмы
- Особенности композиции и идейного содержания поэмы
- Знать идею и особенности композиции поэмы «Облако в штанах»
- Уметь анализировать текст поэмы
- Как вы понимаете этот странный образ «облако в штанах»?
- Какие основные мотивы творчества В.В. Маяковского?
История создания поэмы «Облако в штанах»
В.В. Маяковский начал работать над поэмой в конце 1913 – начале 1914 года, в тот период, когда футуристы (Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский) отправляются в первое турне по стране.
Выступления будетлян всегда были эпатажными: поэты устраивали рекламные прогулки по городу накануне лекций, пили чай на сцене, раскрашивали лица, надевали театральные наряды и вызывающие костюмы. В Одессе В.В. Маяковский познакомился с молодой художницей Марией Денисовой. Это знакомство предопределило лирический сюжет «Облака в штанах».
Начав поэму до первой империалистической войны, В.В. Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. В феврале 1915 года отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Стрелец. Сборник первый». 20 февраля Владимир Маяковский читал фрагменты из «Облака» (тогда называвшегося «Тринадцатый апостол») на вечере в артистическом подвале «Бродячая собака».
В первом издании (сентябрь 1915 года) авторский замысел «Облака в штанах» был нарушен из-за вмешательства цензуры. Все провокационные места были изъяты из текста и первоначальное название автор изме нил по требованию цензуры.
Поэма называлась «Тринадцатый апостол». Цензура не могла пропустить книгу с таким названием, и В.В. Маяковский был вынужден его изменить. В 1930 году на закрытии выставки «20 лет работы» В.В. Маяковский вспоминал: «Оно [«Облако»] сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили, как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».
Новаторство поэмы
«Облако в штанах» – новаторское произведение и с точки зрения языка, и с точки зрения метрики. Поэма насыщена неологизмами («изъиздеваюсь», «огромив», «любеночек», «испешеходили»), которые часто вызывали неприятие современников.
Пожалуй, главная примета стиля В.В. Маяковского – использование ярких тропов («в душе ни одного седого волоса», «душ золотые россыпи», «твоих губ неисцветшую прелесть»).
Помимо того, что Владимир Маяковский обновляет средства языка, он обыгрывает в поэме факты и события современности, вводит в сюжет газетные новости: так в поэме появляются реклама какао Ван Гутена, пожар на корабле «Лузитания», кража «Джоконды» из Лувра.
В.В. Маяковский активно использовал в поэме вульгаризмы, разговорную и жаргонную лексику («ложит», «перла», «заорала», «жрать», «сволочь», «выхаркнула» и других). Поэт сознательно поставил перед собой задачу говорить от имени улицы, которая «корчится безъязыкая». Просторечие работает и на авангардную модель отрицания, ниспровержения, разрушения поэтического канона.
В «Облаке в штанах» поэт выходит за рамки традиционного стихосложения, комбинируя стихотворные размеры, подчиняя произведение главным образом ритму, графически разделяя стих на несколько строк.
Поэт вводит в поэму особое авторское «я», нарочито утрированное, гиперболизированное, подчиняющее себе все произведение. «Я» в «Облаке штанах», с одной стороны, бунтарское, ораторское, площадное: герой выступает против отжившего мещанского искусства, говорит от имени улицы, неистово спорит с Богом. С другой стороны, этот «я» – страдающий, униженный, мятущийся, когда обращается к Марии.
Резкие переходы в поэме от бравады к жалобной мольбе во многом определили оригинальную интонацию героя «Облака в штанах», который был готов драться с самим Богом, обличать мещанство, перекраивать мир, но был не в силах обрести любовь. Находкой В.В. Маяковского стал образ «громадины», «глыбы», которой «ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское», трагический образ «такого большого и такого ненужного» человека («Себе, любимому...»).
- Как вы думаете, почему изначально поэма называлась «Тринадцатый апостол»?
- Какие темы поднимает В.В. Маяковский в поэме «Облако в штанах»?
Особенности композиции и идейного содержания поэмы
Композиция «тетраптиха» отражала бунтарский дух произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» – четыре крика четырех частей». Поэт – «красивый, двадцатидвухлетний» – предстает влюбленным, сгорающим от страсти к женщине по имени Мария, анархистом, отрицающим старое искусство и воспевающим улицу, «тринадцатым апостолом», призывающим к революции, и, наконец, человеком, бросающим вызов самому Богу.
Сюжет в традиционном смысле в поэме отсутствует: перед читательским взором проходят, беспорядочно сменяя друг друга, переживания, а точнее, «крики души» автора, бунтующего против ненавистного ему мира современности, сплошь опутанной, по его мысли, традициями прошлого, давно уже обременительными для живой человеческой души, жаждущей новой свободы.
Есть в поэме типичное для раннего В.В. Маяковского противопоставление, с одной стороны, своего «я», своей необычной — яркой и сильной — личности («У меня в душе ни одного седого волоса… иду – красивый, двадцатидвухлетний…»), изображаемой как чуть ли не единственная личность на земле, всерьез озабоченная поисками этой новой свободы, и, с другой стороны, мира обывателей, к которым приравниваются едва ли не все современники автора, не понимающие и не принимающие его запроса на свободу.
На стороне обывателей-традиционалистов оказывается и возлюбленная героя – Мария. Герой, испытывающий к ней необыкновенно нежное и необыкновенно страстное чувство, предлагает ей отношения, основанные только на силе взаимной страсти – без оглядки на традиционный институт брака и связанные с ним ритуалы. Мария, однако же, не готова к столь радикальной новизне: она заявляет ему, что выходит замуж за другого, видимо, без любви, просто потому, что так принято, так надо.
В итоге героя настигает отчаяние: он окончательно убеждается в том, что окружающий его мир не желает изменяться. Отчаяние героя принимает космические масштабы и выливается в бунт против… Бога, обвиняемого в вопиющем несовершенстве созданного им мира и в неспособности дать им же созданным человеческим существам той свободы и того счастья, в которых они так нуждаются.
Однако завершается поэма на пессимистической ноте – в финале неожиданно появляется другой, трагический В.В. Маяковский. У него нет ни надежды, ни веры в свою правоту.
Контрольные вопросы
- Какое название поэмы вам кажется более удачным?
- В чем новаторство поэмы «Облако в штанах»?
- В чем заключается композиционное своеобразие поэмы?