Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения

Русская литература XX века

М. Горький. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения

План урока

  • «На дне» как социально-философская драма
  • Тематика и проблематика произведения
  • Время и пространство в пьесе
  • Характеристика героев

Цели урока

  • Знать особенности драмы М. Горького «На дне»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

Каким предстает человек в произведениях М. Горького?

 

«На дне» как социально-философская драма

 

Вслед за А.П. Чеховым М. Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. М. Горький изображает столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

Рис. 1. К.С. Станиславский в роли Сатина. 1902. Рис. 1. К.С. Станиславский в роли Сатина. 1902.

Замысел пьесы относится к началу 1900 года. В середине октября 1901 года М. Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых будет посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».

 

Написание пьесы «На дне» началось в конце 1901 года, 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе работы менялось («Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).

 

Премьера пьесы состоялась 18/31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С. Станиславский не только был режиссером-постановщиком (совместно с Немировичем- Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и... самого Горького».

 

В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение М. Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.

 

Направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось.

 

Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

 

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма».


  1. Какой смысл вкладывал М. Горький в название пьесы?
  2. С какой целью пишет М. Горький драму «На дне»?


Тематика и проблематика произведения

 

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки – в прошлом «бывшие» люди. Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности (Актер – смерть души, Клещ – попытка добиться правды только для себя).

Рис. 2. M. Кузьмичев. Акт II. 2004. Рис. 2. M. Кузьмичев. Акт II. 2004.

В любовной интриге реализуются социальные противоречия (Пепел – Костылев – Василиса; Барон – Настя). У каждого героя есть своя социальная драма. Но истории эти в прошлом, за сценой. В драматургическом действии перед нами результат.

 

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей». 

 

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

 

Слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

 

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность.

 

Тема драмы: спор о человеке, смысле жизни. Идея заключается в изображении бесчеловечных социальных отношений, которые бросают человека на «дно» жизни. Мириться с неправдой и несправедливостью нельзя, однако спастись может только тот, кто этого хочет сам.

Время и пространство в пьесе

 

Пьеса начинается утром (первый акт), захватывает два вечера (второй и третий акт) и заканчивается ночью (четвертый акт). Течение времени словно подчиняется песне, которую поют в начале второго действия и в финале: «Солнце всходит и заходит… / А в тюрьме моей темно…»

 

Ночлежка – замкнутое пространство, похожее на тюрьму. Герои приходят в ночлежку после тюрьмы (Сатин), опасаются тюрьмы (Лука), воспринимают тюрьму как дом родной (Пепел), но, в сущности, их ежедневный быт немногим отличается от тюремного.

 

«Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..» – в финале третьего отчаянно кричит Наташа. Искалеченной и потерявшей всякую надежду девушке кажется, что там хуже уже не будет.

 

Мрачный образ ночлежки-тюрьмы создают разные детали: нары по стенам, свет сверху, исковерканный самовар, тряпье и грязь. Ночлежка – замкнутое пространство, «похожее на пещеру».

 

Ю.И. Айхенвальд: «И если, по ремарке автора, жители „Дна“ населяют подвал, „похожий на пещеру“, то это – пещера Платона. Они все философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них, бродяги, странники, беглецы – философы-перипатетики. Они идут по миру, – во всяческом смысле, и в продолжение своих странствий решают мировые вопросы, от своей личной судьбы и страданий все время приходят к обобщениям, в монотонной беседе отвлеченно-этического характера только и говорят о правде, о душе, о совести».


  1. Как можно определить тему и идею драмы?
  2. Что является предметом изображения в пьесе?
  3. В традициях какого направления написана пьеса?


Характеристика героев

 

Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи.

 

Бубнов – мужчина 45-и лет. Ранее владелец меховой мастерской. Недоволен нынешней жизнью, но старается поддерживать в себе потенциал к возвращению в нормальное общество. Потерял владение из-за развода, так как документы были оформлены на жену. Живёт в ночлежке и шьет шапки.

 

Сатин – приблизительно лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры. Несмотря на образованность и случайное падение, честные способы существования не признает.

Рис. 3. Лука – И. Москвин, Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902. Рис. 3. Лука – И. Москвин, Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902.

Лука – странник в возрасте 60 лет. Появился неожиданно для жителей ночлежки. Ведёт себя интеллигентно, утешает и успокаивает всех вокруг, но, словно пришёл с определённой целью. Пытается наладить отношения со всеми, давая советы, чем разжигает ещё больше споров. Герой нейтрального характера, несмотря на его добрый тон, всегда хочется усомниться в чистоте намерений. По его рассказам можно предположить, что отбывал срок в тюрьме, но сбежал оттуда. 

 

Пепел – зовут Василий, 28-ми лет. Постоянно ворует, но, несмотря на нечестный способ заработка, имеет свою философскую точку зрения, как и все. Хочет выбраться из ночлежки и начать новую жизнь. Несколько раз сидел в тюрьме. Имеет определённое положение в данном обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, но, в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму под конец пьесы.

Рис. 4. Настя. О.Л. Книппер. 1902. Рис. 4. Настя. О.Л. Книппер. 1902.

Настя – молодая девушка, 24 года. Исходя из обращения с ней и разговоров, можно заключить, что она работает проституткой. Постоянно хочет внимания, чтобы в ней нуждались. Имеет связь с Бароном, но, не ту, какую она придумывает в своих фантазиях после прочтения любовных романов. На деле же она терпит грубость и неуважение от ухажера, при этом, даёт ему деньги на алкоголь. Все её поведение — сплошные жалобы на жизнь и просьбы пожалеть.

 

Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинении в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.

Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.

 

Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.

 

Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке. 

 

Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.

Рис. 5. Наташа - М. Андреева. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902. Рис. 5. Наташа - М. Андреева. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902.

Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.

 

Бубнов, герой пьесы, говорит о себе и своих сожителях: «...все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего. 

 

Свойственная всей литературе начала XX века болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме М. Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, – о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

 

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...». Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, ненужность несчастных.

 

Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

 

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше – для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.


Как можно охарактеризовать героев пьесы? Что между ними общего?


В пьесе М. Горького сохранились традиции драмы А.П. Чехова:

множество сюжетных линий;

лирический подтекст, «подводные течения» (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти).

речевые характеристики (Лука – язык «житийный», изобилующий пословицами и поговорками; Сатин – ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон – бедная речь, в которой иностранные словечки – «мерси», «леди»)


Контрольные вопросы

 

  1. В каком году было написано произведение «На дне»?
  2. Как определяется жанр этого произведения?
  3. Какие социальные и философские проблемы поднимает М. Горький в пьесе «На дне»?
  4. Как можно охарактеризовать время и пространство в ночлежке?


Предыдущий урок
С.А. Есенин. Философская лирика. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
М. Горький. Ранняя проза. «Старуха Изергиль»
Русская литература XX века
  • Футуризм. В. Хлебников, И. Северянин

    Литература

  • Знакомство с теорией игр
  • Строение Вселенной. Основные методы исследования в астрономии. Определение расстояний до небесных тел

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке