- Слово о М. Горьком
- Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького
- Рассказ «Старуха Изергиль»
- Знать жизненный и творческий путь М. Горького, особенности неоромантизма
- Уметь анализировать литературное произведение
- Что вы знаете о биографии М. Горького?
- Какие произведения М. Горького вы читали?
- Что представляет романтизм как литературное направление?
Слово о М. Горьком
Максим Горький (1868-1936)
Максим Горький родился в купеческо-ремесленной семье в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 года. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. После смерти мужа мать М. Горького была вынуждена вернуться в дом своего отца – купца Каширина. Там мальчик и провел большую часть своего детства. Это была среда, где смешались варварство и патриархальность. В 1877 году совсем ненадолго Пешков поступает в Кунавинское училище, а в 1878 году отправляется «в люди».
Тяжелейшая работа, сопротивление унижениям и жестокости – вот «школа жизни» Пешкова. В жизни М. Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии писателя: из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил. Он не смог поступить в Казанский университет, но очень много читал. Предметом его интересов была не только художественная литература, но и философские труды Н. Гартмана, А. Шопенгауэра, К. Маркса.
Революционная атмосфера, царящая в студенческой среде Казани, захватила Пешкова. Он со старшими товарищами «ходил в народ», но деревенские мужики не принимали новых идей, были настроены враждебно. С 1888–1892 годах в период своих скитаний Пешков объехал почти всю Россию. Несколько раз его задерживала полиция. Он разделял кров и трапезу с выброшенными на обочину жизни людьми – контрабандистами, ворами, сезонными рабочими, бродягами, впоследствии ставшими героями его произведений.
Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького
«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», – именно так определялось его отношение к действительности в раннем творчестве. В первую очередь, писатель не соглашался со злом и несправедливостью, царящими в мире. Истину, свет, высшие начала жизни писатель искал в самом человеке.
Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал.
Но романтическое мироощущение в период Серебряного века было возрождено, вновь вспыхнул интерес к писателям столетней давности. Новое направление получило название «неоромантизма».
Для произведений первого периода творчества характерны легендарно-фантастические или сказочные сюжеты, зачастую основанные на мифах, преданиях, легендах. Среди них выделяется рассказ «Старуха Изергиль».
Черты неоромантизма:
- активный романтизм: стремится усилить волю человека к жизни, возбудить мятеж против гнёта действительности;
- оптимизм: бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в успех;
- стремление особым языком, в ярких образах показать высокое назначение человека, именно от него зависит, как он проживёт свою жизнь: скучно, обыденно, неинтересно или ярко. возвышенно, красиво;
- герой-неоромантик – человек «с солнцем в крови», хочет быть счастливым и готов весь мир обойти в поисках счастья.
Неоромантизм раннего творчества М. Горького был обусловлен жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое, героическое слово, поэтому нужен был новый герой в литературе.
Герои революционно-романтических произведений М. Горького – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – рожденные его революционной мечтой.
Писатель считал, что теперь недостаточно только критиковать существующие порядки. По этой причине в центре произведений этого периода стоят гордые, свободолюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник – те, кто готов отдать себя в жертву ради того, чтобы изменить жизнь к лучшему.
- Какими признаками обладает неоромантизм как литературное направление?
- В чем отличие неоромантизма рубежа XIX и XX веков от романтизма начала XIX века?
«Старуха Изергиль»
Ранний романтический рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» – поэтическое размышление о свободе и человечности. Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года.
М. Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц.
Однако жанровая природа неоднозначна. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Кроме того, героиня рассказывает герою-повествователю две легенды и историю своей жизни, которая также обретает легендарное звучание.
Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав.
Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье.
Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.
Противоположность холодному эгоисту Ларре – Данко. Во имя любви к людям он жертвует своей жизнью. Данко отдает свое сердце во имя счастья людей, не задумываясь об их благодарности и памяти. Это удел избранных, они не горды – они исполнены сочувствия и бескорыстны.
Но люди не обременяют себя таким чувством, как благодарность: какой-то осторожный человек наступил на жертвенное сердце ногой... Однако искры остались в степи – и какое-то юное благородное сердце обязательно зажжется их огнем.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.
Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в ее жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.
В рассказе рамочная композиция. Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков. Которые Изергиль считает искрами его сердца.
М. Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Данко и Ларра – герои-антиподы.
Таблица 1. Сопоставление Данко и Ларры.
Данко
|
Ларра
|
На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей.
|
На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы стать свободным самому.
|
Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь.
|
Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям.
|
Герой, так как совершает подвиг.
|
Антигерой, потому что совершает преступление.
|
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки.
|
|
Истории обоих имеют трагический финал.
|
Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями. Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры – через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) – к образу альтруиста Данко.
Фраза «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала афоризмом. Однако нужно вдумчиво перечитать рассказ «Старуха Изергиль», чтобы понять, что такое настоящий подвиг.
Контрольные вопросы
- В чем противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?
- В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чем эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль?
- К какому литературному направлению относится раннее творчество М. Горького?
- В чем идеи произведения «Старуха Изергиль»?