Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький. Ранняя проза. «Старуха Изергиль»

Русская литература XX века

17.01.2025
2622
0

М. Горький. Ранняя проза. «Старуха Изергиль»

План урока

  • Слово о М. Горьком
  • Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького
  • Рассказ «Старуха Изергиль»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М. Горького, особенности неоромантизма
  • Уметь анализировать литературное произведение 

Разминка

  • Что вы знаете о биографии М. Горького?
  • Какие произведения М. Горького вы читали?
  • Что представляет романтизм как литературное направление?

Слово о М. Горьком

Максим Горький (1868-1936) 

 

Максим Горький родился в купеческо-ремесленной семье в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 года. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. После смерти мужа мать М. Горького была вынуждена вернуться в дом своего отца – купца Каширина. Там мальчик и провел большую часть своего детства. Это была среда, где смешались варварство и патриархальность. В 1877 году совсем ненадолго Пешков поступает в Кунавинское училище, а в 1878 году отправляется «в люди».

 

Тяжелейшая работа, сопротивление унижениям и жестокости – вот «школа жизни» Пешкова. В жизни М. Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии писателя: из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил. Он не смог поступить в Казанский университет, но очень много читал. Предметом его интересов была не только художественная литература, но и философские труды Н. Гартмана, А. Шопенгауэра, К. Маркса.

 

Революционная атмосфера, царящая в студенческой среде Казани, захватила Пешкова. Он со старшими товарищами «ходил в народ», но деревенские мужики не принимали новых идей, были настроены враждебно. С 1888–1892 годах в период своих скитаний Пешков объехал почти всю Россию. Несколько раз его задерживала полиция. Он разделял кров и трапезу с выброшенными на обочину жизни людьми – контрабандистами, ворами, сезонными рабочими, бродягами, впоследствии ставшими героями его произведений. 

Неоромантизм в раннем творчестве М. Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», – именно так определялось его отношение к действительности в раннем творчестве. В первую очередь, писатель не соглашался со злом и несправедливостью, царящими в мире. Истину, свет, высшие начала жизни писатель искал в самом человеке.

 

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал.

Но романтическое мироощущение в период Серебряного века было возрождено, вновь вспыхнул интерес к писателям столетней давности. Новое направление получило название «неоромантизма».

 

Для произведений первого периода творчества характерны легендарно-фантастические или сказочные сюжеты, зачастую основанные на мифах, преданиях, легендах. Среди них выделяется рассказ «Старуха Изергиль».

 

Черты неоромантизма:

  • активный романтизм: стремится усилить волю человека к жизни, возбудить мятеж против гнёта действительности;
  • оптимизм: бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в успех;
  • стремление особым языком, в ярких образах показать высокое назначение человека, именно от него зависит, как он проживёт свою жизнь: скучно, обыденно, неинтересно или ярко. возвышенно, красиво;
  • герой-неоромантик – человек «с солнцем в крови», хочет быть счастливым и готов весь мир обойти в поисках счастья.

Рис. 1. М. Горький.

Неоромантизм раннего творчества М. Горького был обусловлен жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое, героическое слово, поэтому нужен был новый герой в литературе.

 

Герои революционно-романтических произведений М. Горького – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – рожденные его революционной мечтой. 

 

Писатель считал, что теперь недостаточно только критиковать существующие порядки. По этой причине в центре произведений этого периода стоят гордые, свободолюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник – те, кто готов отдать себя в жертву ради того, чтобы изменить жизнь к лучшему.


  1. Какими признаками обладает неоромантизм как литературное направление?
  2. В чем отличие неоромантизма рубежа XIX и XX веков от романтизма начала XIX века?


«Старуха Изергиль»

Ранний романтический рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» – поэтическое размышление о свободе и человечности. Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. 

 

М. Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц.

 

Однако жанровая природа неоднозначна. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Кроме того, героиня рассказывает герою-повествователю две легенды и историю своей жизни, которая также обретает легендарное звучание.

 

Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав.

 

Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» отвергает людей и остается один. Ничто не мешает ему жить так, как он хочет. И в конечном итоге Ларра тяготится бесценным даром – свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастье. 

 

Ларра через много лет вседозволенности и самоупоения все-таки воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его наказанием, от которого нет спасения. Писатель развенчивает бессердечного индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей.

 

Противоположность холодному эгоисту Ларре – Данко. Во имя любви к людям он жертвует своей жизнью. Данко отдает свое сердце во имя счастья людей, не задумываясь об их благодарности и памяти. Это удел избранных, они не горды – они исполнены сочувствия и бескорыстны.

 

Но люди не обременяют себя таким чувством, как благодарность: какой-то осторожный человек наступил на жертвенное сердце ногой... Однако искры остались в степи – и какое-то юное благородное сердце обязательно зажжется их огнем.

 

Изергиль, рассказавшая эту легенду, уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик показывает бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини.

Рис. 2. И.М. Тоидзе. Данко.

Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Была в ее жизни цепочка любовных приключений, но настоящей любви не было. Слишком она ценила свою волю, и, ощущая себя сильной и свободной, не понимает, что на самом деле она была не способна на подлинное чувство, на долгую привязанность.

 

В рассказе рамочная композиция. Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков. Которые Изергиль считает искрами его сердца. 

 

М. Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает загадочность и притягательность индивидуализма – в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Данко и Ларра – герои-антиподы.

Таблица 1. Сопоставление Данко и Ларры.

Данко

Ларра

На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей.

На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы стать свободным самому.

Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь.

Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям.

Герой, так как совершает подвиг.

Антигерой, потому что совершает преступление.

Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки.

Истории обоих имеют трагический финал.

 

Рис. 3. С. Сорин. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль». 1903.

Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями. Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры – через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) – к образу альтруиста Данко. 

 

Фраза «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала афоризмом. Однако нужно вдумчиво перечитать рассказ «Старуха Изергиль», чтобы понять, что такое настоящий подвиг.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?
  2. В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чем эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль?
  3. К какому литературному направлению относится раннее творчество М. Горького?
  4. В чем идеи произведения «Старуха Изергиль»?


Предыдущий урок
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1.
Русская литература XX века
Следующий урок
Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый
Русская литература XX века
  • Понятие о второстепенных членах предложения. Распространенное и нераспространенное предложение

    Русский язык

  • Финансовая политика государства

    Обществознание

  • Геометрический смысл производной

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке