Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

Русская литература XX века

13.12.2024
2861
0

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

План урока

  • Слово об А.И. Солженицыне
  • Лагерная тема в повести «Один день Ивана Денисовича»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.И. Солженицына, своеобразие повести «Один день Ивана Денисовича»
  • Уметь анализировать художественную форму повести «Один день Ивана Денисовича»

Разминка

Какие писатели после Великой Отечественной войны писали о реальных тяготах солдатской жизни?

Этапы жизни и творчества А. И. Солженицына (1918–2008)

Рис. 1. А. С. Солженицын

Русский писатель, публицист, и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родители А.И. Солженицына были выходцами из крестьян, но получили неплохое образование. Когда началась Первая мировая война, его отец, Исай Солженицын, ушел из Московского университета добровольцем на фронт, трижды награждался за храбрость. Он погиб на охоте за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить себя и ребенка, мать Солженицына, Таисия Захаровна (урожденная Щербак), после смерти мужа работала машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону.

 

В 1936 году А.И. Солженицын окончил школу и поступил на физмат Ростовского университета. В 1939 году поступил в экстернат искусствоведческого факультета Института философии, литературы и истории в Москве. После окончания университета Солженицын работал учителем математики в ростовской средней школе.

В 1941 году он был мобилизован и служил в артиллерии. В 1943 году получил орден Отечественной войны второй степени, в следующем – орден Красной Звезды, будучи уже капитаном.

 

9 февраля 1945 года на фронте в Восточной Пруссии А.И. Солженицын был арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Николаю Виткевичу. 27 июля 1945 года он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й Уголовного кодекса, пункты 10 и 11.

 

В течение года Александр Солженицын находился в московской тюрьме, а затем был переведен в Марфино, в специализированную тюрьму под Москвой, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования. Пережитое этих лет отражено писателем в таких произведениях, как «Олень и шалашовка», «Дороженька», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ». С 1950 года Александр Солженицын находился в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболел раком (опухоль удалена в феврале 1952 года). С февраля 1953 года А.И. Солженицын находился на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).

 

В феврале 1956 года писатель был реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что сделало возможным его возвращение в Россию.

 

В 1956-1957 годах он был учителем в сельской школе во Владимирской области. С 1957 года А.И. Солженицын жил в Рязани, где преподавал в школе.

 

В мае-июне 1959 года Александром Солженицыным с большими сложностями, но был написан рассказ «Один день Ивана Денисовича». В 1963 году в январском «Новом мире» были напечатаны рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка».

 

С 1965 года по 1968 год был написан «Архипелаг ГУЛАГ», в 1966 году закончен роман «Раковый корпус». 

 

После падения Н.С. Хрущева на писателя обрушилась критика со стороны власти, была развернута кампания против писателя: в сентябре 1965 года КГБ захватил его авторский архив; были перекрыты возможности публикаций, напечатать удалось лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966). Триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не принесла главного результата – повесть оставалась под запретом. В 1969 году А.И. Солженицын был исключен из Союза писателей.

 

В феврале 1974 года писатель был арестован, обвинен в государственной измене и по решению ЦК КПСС лишен советского гражданства. Некоторое время писатель с семьей жил в Швейцарии, в Цюрихе, после чего переехал в США, где поселился в штате Вермонт, близ городка Кавендиш. В течение последующих трех лет А.И. Солженицын, стараясь не привлекать к себе внимания, посещал различные университеты Америки, обладающие русскими архивными фондами, и вел работу над эпопеей «Красное колесо», переделывал первый «узел» «Августа Четырнадцатого», а также создал два новых романа «Октябрь Шестнадцатого» и «Март Семнадцатого». Помимо художественного творчества, А.И. Солженицын активно занимался публицистикой, размышляя о прошлом и будущем России, пытался найти самобытный русский путь, основанный на национальных нравственных ценностях.

 

Главы из «Архипелага ГУЛАГ» были напечатаны в СССР лишь в 1989 году, после начала перестройки, а в августе 1990 года Александру Солженицыну было возвращено советское гражданство. В 1994 году писатель вернулся на родину, однако его приезд был воспринят неоднозначно, вызвав множество споров вокруг творчества и жизненной позиции писателя. После своего приезда А.И. Солженицын поселился под Москвой в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом. В 1998 году было опубликовано автобиографическое произведение «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Вышли в печать рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»). В 2001-2002 годах вышло двухтомное издание писателя «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. Книга вызвала спорную реакцию. В 2006 году начало выходить 30-томное Собрание сочинений Александра Солженицына.

 

Скончался писатель 3 августа 2008 года в своем доме в Троице-Лыкове от острой сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.


  1. За что А.И. Солженицын был приговорен к исправительным работам в трудовых лагерях?
  2. Где жил А.И. Солженицын, когда находился в США?


Лагерная тема в повести «Один день Ивана Денисовича»

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (первоначальное название «Щ-854») написана на автобиографическом материале: писатель обладал значительным опытом нахождения в трудовых лагерях Советского Союза. Писатель задумал это произведение в 1950-1951 годах. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. 

 

Позже А.И. Солженицын вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?» Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяца (май-июнь 1959 года).

 

Рукопись повести была передана Александру Твардовскому, который в тот период был главным редактором журнала «Новый мир». А.Т. Твардовский понимал, что цензура не даст разрешения на публикацию, и решил, что обратиться за помощью можно только лично к Никите Хрущеву (на согласование и принятие решения ушел почти год). В 1962 году состоялся журнальный дебют А.И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» стал первым опубликованным произведением на лагерную тему.

 

А.И. Солженицын определил жанр своего произведения как рассказ, однако издатели внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью. Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что произведение разрушил господствующий доселе соцреализм.

 

Александр Солженицын, имевший за плечами восемь лет тюрем и лагерей, поставил в повести важный вопрос: может ли человек, оказавшийся во враждебном ему лагерном мире, выстоять, остаться собой (не сломиться, не погибнуть, не превратиться в зверя). Выбор героя повести далеко не случаен: простой, маленький человек с «крестьянской хваткой и хваткой зэка», именно это, видимо стало основным, что помогло выжить в условиях лагеря. Иван Денисович Шухов пытается сохранить достоинство, но в то же время не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни – иначе просто не выжить: «Это верно, кряхти да гнись, – замечает он. – А упрешься – переломишься». В повести перед глазами читателя проходит вереница образов, которые в жестоких условиях лагеря занимают иные роли, и эти роли часто оказываются губительными для них.

 

Автор выбрал форму повествования от первого лица: на лагерный мир читатель смотрит прежде всего глазами Шухова, лагерного «жильца», и понимает этот мир через его сознание. Это позволяет не только передать «правду жизни», но создать предельную субъективность происходящего, и дать всего один ракурс для читательского восприятия. 

 

Еще одно авторское решение помогает создать емкую и законченную картину лагерной жизни: автор, будучи в лагере, выбрал форму изложения для будущей повести: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником, и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем».

 

Шухов трудится в лагере не из-за страха наказания. Показательна сцена работы 104-й бригады на строительстве ТЭЦ. Шухов получает удовольствие от собственного мастерства, он вдохновляется и, парадоксальным образом, обретает внутреннюю свободу. Он стремится работать качественно, гордится ровной кладкой.

 

С трудом выживая в тяжелых лагерных условиях, герой сохраняет нравственность, внутреннюю свободу, духовность. Он отзывчив, способен к состраданию, сопереживанию.

 

Автор показывает, как народная смекалка, честность, нравственная стойкость, умение приспосабливаться помогает выжить в нечеловеческих условиях.

Рис. 2. О. Беседин. Один день Ивана Денисовича.

Тема произведения – изображение жизни лагерных заключенных. Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. 

 

Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога.

 

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А.И. Солженицын осуждает репрессии, предупреждает потомков о том, что в истории больше не должно быть таких ошибок.

 

Мир-ад, созданный в лагерных условиях, самое болезненное влияние оказывает на тело (холод, голод, насилие со стороны охранников и сидельцев, болезнь и боль) и на чувства (страх, отчаяние, безнадежность). Но самые сложные испытания над телом Иван Денисович проходит с достоинством, сметливостью, рассудочностью, способностью довольствоваться малым и трудолюбием. Иван Денисович называет людей рядом «зверехитрым племенем»«хитрыми зверями», однако замечает и человеческое в них: среди лагерников жестко осуждается стукачество, например, в своей бригаде Шухов видит некое единство и поддержку. Иными словами, автору важно показать, что человеческий дух живет в людях, не теряется, несмотря на попытки лагерной администрации: именно с целью лишить заключенных индивидуальности и личности их оставляли без имен, оставляя артикульные цифры. Но зэка Щ-854 солагерники называют по имени и отчеству, это доказательство того, что человек сохранил достоинство.


  1. Как вы думаете, почему автор отказался от первоначального названия повести «Щ-854»?
  2. Как сам А.И. Солженицын определял жанр произведения?
  3. Каково тематико-идейное своеобразие произведения?


Контрольные вопросы

 

  1. В каких произведениях русской литературы освещается лагерная тема?
  2. Можно ли назвать произведение «Один день Ивана Денисовича» автобиографическим? Почему?
  3. Как Солженицын изображает лагерную жизнь заключенных?
  4. Какова история жизни Шухова?
  5. Какими качествами он обладает?


Предыдущий урок
Русская литература начала XX века. Литературные направления: реализм, модернизм, авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
Русская литература XX века
Следующий урок
Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.

    История

  • Политика «третьего пути»

    История

  • Южная Азия. Индия — самая многонациональная страна мира

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке