Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 4 класс
  • Математика
  • Письменное умножение многозначного числа на однозначное, величины на однозначное число, на 0 и 1, нахождение компонентов умножения и деления

Конспект урока: Письменное умножение многозначного числа на однозначное, величины на однозначное число, на 0 и 1, нахождение компонентов умножения и деления

Сложение и вычитание

17.01.2025
2810
0

Письменное умножение многозначного числа на однозначное, на 1 и 0, величины на однозначное число, нахождение компонентов умножения и деления

 

Цели урока

  • вспомним свойства умножения, правила умножения на 0 и 1
  • научимся письменному умножению многозначных чисел на однозначное число
  • узнаем приём умножения величины на однозначное число
  • будем решать усложнённые уравнения на нахождение компонентов умножения и деления

 


Какие свойства умножения вы знаете? Как умножать числа на 1 и 0? 


Умножение обладает переместительным (5 ∙ 13 ∙ 2 = 5 ∙ 2 ∙ 13) и сочетательным ((8 ∙ 5) ∙ 6 = 8 ∙ (5 ∙ 6)) свойствами.

 

Также умножение обладает распределительным свойством. Чтобы умножить сумму на число, нужно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты: (9 + 5 + 1 + 6) · 8 = 9 · 8 + 5 · 8 + 1 · 8 + 6 · 8.
 

Правила умножения с 0 и 1

 

Если единицу умножить на число, то получится то же самое число. При умножении нуля на любое число получается ноль.

 

Картинка


Как выполнить вычисления?
 

                       456 ∙ 2        6 324 ∙2


Письменное умножение многозначного числа на однозначное выполняется так же, как умножение трёхзначного числа на однозначное.

Картинка

  1. Записываем каждый разряд под разрядом.
  2. Начинаем умножение с единиц.
  3. При переходе через разряд отдаём большую часть соседнему разряду слева.


Всегда ли единицы нужно писать под единицами? Можно ли записать столбик так?

 

Картинка


Если умножать многозначное, в разряде единиц, десятков и других разрядах которого стоят нули, на однозначное число, то однозначное число можно записать под первым справа «полным» разрядом.

 

Так можно записывать, чтобы упросить умножение, так как умножение на ноль даёт ноль. Поэтому нули будут просто переписываться.

Картинка

Такое умножение можно сравнить с устным умножением, когда заменяем число на разряд.
 

   900 ∙ 6                                               13 000 ∙ 3

 

9 сот. ∙ 6 = 54 сот.                         13 тыс. ∙ 3 = 39 тыс.

900 ∙ 6 = 5 400                              13 000 ∙ 3 = 39 000
 

Правило умножения 

 

Если в первом множителе на конце записаны нули, то второй множитель подписывается не под единицами, а под первой цифрой справа, отличной от нуля так, чтобы нули остались справа.


Как выполнить вычисления?

 

                      3 т 561 кг  ∙ 3


Умножение с величинами

 

Умножение величины на число происходит также, как и сложение и вычитание величин.

 

1. Надо перевести величину в меньшую единицу измерения (в данном случае в килограммы).

 

3 т 561 кг = 3 561 кг

 

2. Выполнить умножение чисел.
 

Картинка

 

3. Перевести величину в большую единицу измерения (в данном случае в тонны).

 

   10 683 кг = 10 т 683 кг


Как найти: а) неизвестный множитель, б) неизвестное делимое, в) неизвестный делитель?


Решение уравнений

  1. Найти значение правой части уравнения.
  2. Посмотреть, какой компонент неизвестен.
  3. Вспомнить правило нахождения компонента: а) чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, б) чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель, в) чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
  4. Выполнить необходимое действие.
  5. Провести проверку.

Картинка


Упражнение 1
 

Заполните таблицу.

Картинка


Упражнение 2

 

Выполните вычисления в тетради.
 

12 т 142 кг ∙ 6        4 600 ∙ 5       20 600 ∙ 8

2 км 468 м ∙ 2      3 482 ∙ 4       1 205 ∙ 7


Упражнение 3
 

Решите уравнения в тетради.
 

6 ∙ х = 120 : 2                  х : 2 = 74 + 26                48 : х = 4 ∙ 6


Выберите, какую оценку вы поставите себе сегодня за урок. Раскрасьте её.

 

Картинка


Ответы

 

Упражнение 1

 

Картинка

 

Упражнение 2

 

12 т 142 кг ∙ 6 = 72 т 852 кг                                

12 т 142 кг = 12 142 кг

12 142 ∙ 6 = 72 852
 

2 км 468 м ∙ 2 = 4 км 936 м

2 км 468 м = 2 468 м

2468 ∙ 2 = 4 936                              
 

4 600 ∙ 5 = 23 000                   3 482 ∙ 4 = 13 928       

20 600 ∙ 8 = 164 800               1 205 ∙ 7 = 8 435

 

Упражнение 3

 

6 ∙ х = 120 : 2                  х : 2 = 74 + 26                48 : х = 4 ∙ 6

6 ∙ х = 60                        х : 2 = 100                       48 : х = 24

х = 60 : 6                        х = 100 ∙  2                       х = 48 : 24

х = 10                              х = 200                            х = 2

 

Проверка:                   Проверка:                     Проверка:

6 ∙ 10 = 120 : 2               200 : 2 = 74 + 26            48 : 2 = 4 ∙ 6

60 = 60                          100 = 100                        24 = 24


Предыдущий урок
Диаграммы
Нумерация
Следующий урок
Сложение. Сумма трех слагаемых. Вычитание
Сложение и вычитание
Урок подготовил(а)
Анна Николаевна
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
  • Past Simple - прошедшее простое время

    Английский язык

  • Past Simple в отрицательных предложениях

    Английский язык

  • Текст. План текста. Типы текстов

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке