- повторим компоненты деления, деление с числами 1 и 0
- рассмотрим алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное
- будем решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме
Что такое деление? Как называются компоненты деления?
Вспомните!
Деление — это арифметическое действие, обратное умножению. Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Числа, соединённые знаком «:», также называют частным.
Как ноль поделить на число? Как выполнять деление с единицей?
Вспомните!
При делении нуля на число всегда получаем ноль. На ноль делить нельзя.
При делении числа на 1 получаем делимое. При делении числа самого на себя получаем один.
Как поделить письменно многозначное число на однозначное?
Алгоритм деления многозначного числа на однозначное
Этапы деления многозначного числа на однозначное схожи с делением трёхзначного числа на однозначное.
- Ищем первое неполное делимое. Если первая цифра в записи больше делителя, значит, она будет первым неполным делимым. Если она меньше, то присоединением к ней соседнюю цифру. Это число будет первым неполным делимым.
- Определяем количество цифр в частном. Для этого считаем первое неполное делимое, затем каждую цифру в делимом. Получившееся число показывает количество цифр в частном.
- Начинаем делить.
- Ищем остаток.
- Сносим следующую цифру.
- Продолжаем делить, искать остаток и сносить цифру, пока не закончатся все цифры в делимом.
Чем различаются и чем схожи задачи?
У Нины было 5 яблок, а у Маши - в 2 раза больше. Сколько яблок у Маши?
У Димы было 12 апельсинов, что в 3 раза больше, чем у Коли. Сколько апельсинов у Коли?
Косвенная форма
Иногда в задаче прямо говорится о данных: «У Маши яблок больше».
В таком случае задача будет решаться умножением: .
В некоторых задачах про искомый объект прямо не говорится: нам ничего неизвестно про количество апельсинов у Коли на первый взгляд.
Но надо помнить, что, сравнивая объекты, мы сравниваем их в обе стороны. Если у Димы апельсинов больше, то у Коли их будет меньше. Задача решается делением: .
По такому же принципу рассуждаем, если число будет в несколько раз меньше.
Упражнение 1
Рассмотрите деление чисел. В первом ряду выделяли первое неполное делимое, во втором ряду — количество цифр в частном. Отметьте те варианты, где первое неполное делимое, количество цифр в частном отмечены верно. Поставьте галочки в «окошки».
Упражнение 2
Найдите значения выражений столбиком.
Упражнение 3
Прочитайте. Нарисуйте фигуры.
- Оля нарисовала 6 треугольников, что в два раза больше, чем кружков. Сколько кружков нарисовала Оля?
- В первом ряду нарисовали 4 овала. Их в 4 раза меньше, чем квадратов. Сколько квадратов во втором ряду?
Упражнение 4
Прочитайте каждую из задач и объясните, большее или меньшее число надо найти.
Решите задачи.
1. В бидоне было 12 стаканов молока, а в кастрюле - в 3 раза меньше стаканов молока, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в кастрюле?
2. В кастрюле было 6 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в банке. Сколько стаканов молока в банке?
Упражнение 5
Ручка стоит 96 рублей, она в 3 раза дороже линейки. Сколько стоит линейка?
Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
- 3 кружка
- 16 квадратов
Упражнение 4
1. (ст.) — в кастрюле.
Ответ: ст.
2. (ст.) — в банке.
Ответ: ст.
Упражнение 5
(руб.) — стоит линейка.
Ответ: руб.