Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление с числами 0 и 1. Письменное деление многозначного числа на однозначное. Решение задач (косвенная форма)

Сложение и вычитание

18.01.2025
2717
0

Деление с числами 0 и 1. Письменное деление многозначного числа на однозначное. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Цели урока

  • повторим компоненты деления, деление с числами 1 и 0
  • рассмотрим алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное
  • будем решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме


Что такое деление? Как называются компоненты деления?


Вспомните!

 

Деление — это арифметическое действие, обратное умножению.  Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Числа, соединённые знаком «:», также называют частным. 


Как ноль поделить на число? Как выполнять деление с единицей?


Вспомните!

 

При делении нуля на число всегда получаем ноль. На ноль делить нельзя.

 

0 : a=0

a : 0 

 

При делении числа на 1 получаем делимое. При делении числа самого на себя получаем один.

 

a : 1 = a

a : a = 1


Как поделить письменно многозначное число на однозначное? 


Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

 

Этапы деления многозначного числа на однозначное схожи с делением трёхзначного числа на однозначное.

 

  1. Ищем первое неполное делимое. Если первая цифра в записи больше делителя, значит, она будет первым неполным делимым. Если она меньше, то присоединением к ней соседнюю цифру. Это число будет первым неполным делимым.
  2. Определяем количество цифр в частном. Для этого считаем первое неполное делимое, затем каждую цифру в делимом. Получившееся число показывает количество цифр в частном.
  3. Начинаем делить.
  4. Ищем остаток.
  5. Сносим следующую цифру.
  6. Продолжаем делить, искать остаток и сносить цифру, пока не закончатся все цифры в делимом.

 

Картинка


Чем различаются и чем схожи задачи?

 

У Нины было 5 яблок, а у Маши - в 2 раза больше. Сколько яблок у Маши?

 

У Димы было 12 апельсинов, что в 3 раза больше, чем у Коли. Сколько апельсинов у Коли?


Косвенная форма

 

Иногда в задаче прямо говорится о данных: «У Маши яблок больше».

 

В таком случае задача будет решаться умножением: 5 · 2 = 10.

 

В некоторых задачах про искомый объект прямо не говорится: нам ничего неизвестно про количество апельсинов у Коли на первый взгляд.

 

Но надо помнить, что, сравнивая объекты, мы сравниваем их в обе стороны. Если у Димы апельсинов больше, то у Коли их будет меньше. Задача решается делением: 12 : 3 = 4.

 

По такому же принципу рассуждаем, если число будет в несколько раз меньше.


Упражнение 1

 

Рассмотрите деление чисел. В первом ряду выделяли первое неполное делимое, во втором ряду — количество цифр в частном. Отметьте те варианты, где первое неполное делимое, количество цифр в частном отмечены верно. Поставьте галочки в «окошки». 

Картинка


Упражнение 2

 

Найдите значения выражений столбиком.

 

9 723 : 7                                   5 946 : 6 


Упражнение 3

 

Прочитайте. Нарисуйте фигуры.

 

  1. Оля нарисовала 6 треугольников, что в два раза больше, чем кружков. Сколько кружков нарисовала Оля?
  2. В первом ряду нарисовали 4 овала. Их в 4 раза меньше, чем квадратов. Сколько квадратов во втором ряду?


Упражнение 4

 

Прочитайте каждую из задач и объясните, большее или меньшее число надо найти. 

 

Решите задачи.

 

1. В бидоне было 12 стаканов молока, а в кастрюле - в 3 раза меньше стаканов молока, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в кастрюле?

 

2. В кастрюле было 6 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в банке. Сколько стаканов молока в банке?


Упражнение 5

 

Ручка стоит 96 рублей, она в 3 раза дороже линейки. Сколько стоит линейка?

Картинка


Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

Картинка

Упражнение 2

 

Картинка
                                    

Упражнение 3

 

  1. 3 кружка
  2. 16 квадратов

 

Упражнение 4

 

1. 12 : 3 = 4 (ст.) — в кастрюле.

Ответ: 4 ст.

 

2. 6 · 3 = 18 (ст.) — в банке.

Ответ:  18 ст.

 

 

Упражнение 5

 

96 : 3 = 32 (руб.) — стоит линейка.

Ответ: 32 руб.


Предыдущий урок
Сложение. Сумма трех слагаемых. Вычитание
Сложение и вычитание
Следующий урок
Решение задач (косвенная форма)
Величины
Урок подготовил(а)
Анна Николаевна
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
  • Определенный артикль the

    Английский язык

  • Past Simple - прошедшее простое время

    Английский язык

  • Family

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке