Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Любовная лирика

Русская литература XX века

26.07.2024
1801
0

В.В. Маяковский. Любовная лирика

План урока

  • Любовная лирика поэта
  • Новаторство стихотворной формы В.В. Маяковского

Цели урока

  • Любовная лирика поэта
  • Новаторство стихотворной формы В.В. Маяковского

Разминка

Какие стихотворения поэтов-модернистов, относящиеся к любовной лирике, вы уже читали?

Любовная лирика поэта 

Любовная лирика Владимира Маяковского, пожалуй, самая яркая часть его творчества. Проникновенно, эмоционально и оригинально звучит каждое его стихотворение, посвященное любимой женщине. 

 

Произведения Владимира Маяковского о любви во многом автобиографичны. Хотя его самые ранние (1913-1914 годов) стихотворения о любви («Я», «Любовь», трагедия «Владимир Маяковский») мало связаны с личными переживаниями поэта.

 

Чуть позже, в 1915-м, появляется знаменитая поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах», в которой поэт рассказывает о своей безответной любви, причинившей ему мучительную, нестерпимую боль:

 

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.

 

 

Эта трагическая любовь не выдумана. Давид Бурлюк, вместе с В.В. Маяковским выступавший в 1914 году в Одессе, в своих воспоминаниях говорит, что первой любовью Владимир Владимировича была Мария, которую он встретил в Одессе («Это было, было в Одессе...»).

 

Из некоторых источников известно, что между В.В. Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов. В поэме этому дано очень краткое объяснение словами самой Марии:

 

 

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете –
я выхожу замуж».

 

 

Главной и самой яркой музой Владимира Маяковского была Лиля Брик, в которую В.В. Маяковский влюбился год спустя. Поэт был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его «громада любовь», любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений.

 

В.В. Маяковский говорил о ней так: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» Отношения поэта и Лили были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта («Лиличка! Вместо письма» (1916), «Флейта-позвоночник» (1915), «Про это» (1923), «Ко всему» (1916)). 

 

В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» – свое самое светлое произведение о любви. Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:

 

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.

 

Здесь поэт размышляет о сущности любви и ее месте в жизни человека. Продажной любви В.В. Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.

 

Но затем вновь в поэме «Про это» лирический герой предстает страдающим, мучимым любовью. Это был переломный момент в их отношениях с Брик.

 

То есть можно заметить, как тесно переплетаются в творчестве В.В. Маяковского чувства поэта и чувства лирического героя.

 

В начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Из этого стихотворения видно, что в жизни В.В. Маяковского появилась новая любовь, что «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Это была Татьяна Яковлева, с которой поэт встретился в Париже в 1928 году. Посвященные ей стихотворения «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.

 

Рассуждая о том, что же такое любовь, В.В. Маяковский отмечает, что это душевный порыв, который заставляет даже опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю, оно свидетельствует о том, что «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Для В.В. Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишенные фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают.

 

Поэт влюбился без памяти и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР. Но и эти отношения закончились трагически. 

 

Последней его любовью стала Вероника Полонская. Незадолго до смерти В.В. Маяковский написал стихотворение «Неоконченное», которое, по всей видимости, посвящено было именно ей. Вероника Полонская была последней, кто видел поэта живым. 

 

Любовная лирика В.В. Маяковского, его искренние и прекрасные стихи о любви, помогают разглядеть за всем внешним, наносным, сущность Маяковского-человека.


Прочитайте стихотворения, относящиеся к любовной лирике В.В. Маяковского. Каким в них предстаёт лирический герой?


Новаторство формы стихотворений В.В. Маяковского

Как футурист, В.В. Маяковский сильнее всех прочих поэтов-модернистов реформирует классический русский стих, саму технику стихосложения.

 

1. Он постепенно отходит от силлабо-тонической системы стихосложения, господствовавшей в русской поэзии в течение почти двух веков. Поэт использует впоследствии ставший для него единственно возможным так называемый тонический или акцентный стих (строки соотносятся друг с другом не по количеству слогов с правильным чередованием ударных и безударных гласных, как это имеет место в силлабо-тонической системе стихосложения, а по количеству ударений-акцентов, причем их количество от строки к строке может свободно варьироваться, что создает эффект более раскованной, более живой и интонационно более богатой речи).

 

2. Исчезает у В.В. Маяковского и деление на строфы: строка, как правило, разбивается на части-сегменты, записывающиеся как самостоятельные строчки – для их ритмического выделения. Например, вместо такого написания, что было бы близко к классической традиции:

 

 

Музыканты смеются: «Влип как!
Пришел к деревянной невесте! Голова!»
А мне – наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка?
Давайте – будем жить вместе! А?»,

 

 

– у В.В. Маяковского получается следующее:

 

 

«Скрипка и немножко нервно»

 

Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне – наплевать! Я – хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А?»

 

 

3. Классические рифмы с точно совпадающими звуками в конце рифмующихся слов нередко заменяются на неточные, для которых такое совпадение оказывается необязательным (страус – стараюсь, уложись – жизнь – «России»); встречаются у него и экспериментальные составные рифмы, когда в рифме участвует сразу два слова (глупому – губ ему, ест он – теста, дышит он – вышита – «Надоело»).

 

4. К поэтическим новациям следует отнести и чрезвычайно частые у В.В. Маяковского авторские неологизмы – новые слова, специально придумываемые им в соответствии с общей футуристической установкой на расширение словаря существующего литературного языка (чужО, вылязгивала, меднорожий – «Скрипка и немножко нервно»; чайнее – «Надоело»; овазился – «России»).


Вот как сам поэт писал о любви: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём».


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите самые яркие стихотворения и поэмы Владимира В. В. Маяковского о любви.
  2. Какие мотивы в стихотворении «Лиличка! Вместо письма»?
  3. В чем выражается новаторство формы лирики В.В. Маяковского?


Предыдущий урок
М.И. Цветаева. Лирика. Тема родины
Русская литература XX века
Следующий урок
Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Встроенные функции и их использование
  • Сложное синтаксическое целое. Абзац. Средства связи

    Русский язык

  • Великобритания во второй половине ХХ – начале ХХI в.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке