Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Тема любви в рассказах И.А. Бунина

Русская литература XX века

08.12.2024
3208
0

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Темные аллеи». «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»

План урока

  • История создания цикла «Темные аллеи»
  • «Солнечный удар»
  • «Чистый понедельник»
  • «Легкое дыханье»

Цели урока

  • Знать особенности раскрытия темы любви в рассказах И.А. Бунина
  • Уметь анализировать литературные произведения, находить цитаты и реминисценции в литературных произведениях

Разминка

  • Какие произведения о любви вы читали у И.А. Бунина?
  • В чем особенность изображения темы любви в бунинских произведениях?

Сборник «Темные аллеи»

Итоговая книга писателя «Темные аллеи», состоящая из тридцати восьми рассказов, представляет собой цикл, отличающийся целостностью, общностью сквозных мотивов, повторяющихся образов, сходными принципами построения и единством позиции автора. Цикл создавался автором с 1937 по 1944 годы. Большая часть рассказов написана в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году тиражом всего в 600 экземпляров. Это происходило в самый разгар Второй Мировой войны. В 1953 году в книгу «Темные аллеи» были включены еще два рассказа: «Весной в Иудее» и «Ночлег».

 

Центральная тема этого цикла – тема любви. В письме Тэффи И.А. Бунин писал: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее темных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

 

Любовь показана в сборнике в самых разных ее проявлениях. Причины трагичности любви могут быть самыми разными: историческими («Холодная осень», «Поздний час»), социальными («Темные аллеи», «Таня», «Степа») или психологическими («Чистый понедельник», «Натали»). В рассказах зачастую ослаблена фабула, но усилено лирическое начало («Поздний час»). 

 

Заглавие подсказало И.А. Бунину стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», которое, видимо, он запомнил с юности:

 

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели-
Река была тиха, ясна, 
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол, 
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел, 
Стояла темных лип аллея.

 

 

Поэт и критик В. Ф. Ходасевич так объяснил смысл бунинской философии любви: «Предмет бунинского наблюдения и изучения — не психологическая, а иррациональная сторона любви, та ее непостижимая сущность…».

 

Любовь в рассказах цикла имеет, как правило, две развязки: расставание (надолго или навсегда) или смерть (расставание навеки). Это кратковременный счастливый период жизни, который всегда быстро заканчивается, но на долгие годы оставляет в душе героев неизгладимый след.

 

Персонажи бунинских рассказов, вошедших в книгу «Темные аллеи», внешне разнообразны, но все они –люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры одинаково изолированы от социальной среды. Не в обстоятельствах внешних отношений смысл их жизни; для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие «цены жизни».

 

Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет, хотя внешние обстоятельства жизни, казалось бы, логически не влекут их к обычному для бунинских рассказов трагическому финалу.

 

Главными в бунинской книге становятся разнообразные женские образы. Не случайно поэтому многие рассказы названы собственными именами, прозвищами, характерными приметами героинь: «Руся», «Красавица», «Дурочка», «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Натали», «Кума», «Барышня Клара». «Степа» и «Генрих» — это тоже не мужские имена, а имя и псевдоним главных героинь.


  1. Какая тема объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»?
  2. Ни один из рассказов не имеет счастливого конца. Как вы думаете почему?


«Солнечный удар»

Тема «Солнечною удара» – изображение любви, которая охватывает человека внезапно и остается в его душе ярчайшим воспоминанием на всю жизнь. Идея рассказа в том своеобычном понимании любви, которое связано с философскими взглядами писателя на человека и его жизнь. Любовь, с точки зрения И.А. Бунина, является моментом, когда обостряются все эмоциональные способности человека и он отрывается от серой, неустроенной, несчастливой действительности и постигает «чудное мгновение». Это мгновение быстро проходит, оставляя в душе героя сожаление о невозвратимости счастья и благодарность, что оно все-таки было. Именно поэтому кратковременное, пронзительное и восхитительное чувство двух молодых людей, случайно встретившихся на пароходе и расставшихся через день навсегда, сравнивается в рассказе с солнечным ударом. Об этом говорит героиня: «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара...». 

 

Интересно, что это фигуральное выражение подтверждается реальной удушающей жарой описываемых суток. Автор постепенно нагнетает впечатление жары: на пароходе жарко пахнет кухней; «прекрасная незнакомка» едет домой из Анапы, где загорала под южным солнцем на горячем песке; ночь, когда герои сошли с парохода, была очень теплая; лакей в гостинице одет в розовую косоворотку; в накаленном за день гостиничном номере страшно душно и т.д. Следующий за ночью день был тоже солнечный и до того жаркий, что к металлическим пуговицам на кителе поручика больно было притронуться. В городке раздражающе пахнет разной базарной снедью.

 

Все переживания поручика после мимолетного приключения действительно напоминают болезненное состояние после солнечного удара, когда (по медицинским показаниям) человек, в результате обезвоживания организма, ощущает головную боль, головокружение, раздражительность. Однако это взвинченное состояние героя не результат перегрева организма, но следствие осознания значимости и ценности порожного приключения, которое он только что пережил. Оно было ярчайшим событием в жизни поручика и «прекрасной незнакомки»: «оба много лет потом вспоминали эту минуту: никогда, ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Так у И.А. Бунина ценностями одного порядка становятся мгновение счастья и вся жизнь. Писателя привлекает «загадка бытия» – соединение радости и печали, чуда и ужаса.

 

Рассказ «Солнечный удар» небольшой, причем большую его часть занимает описание переживаний поручика после расставания с «прекрасной незнакомкой». Иными словами, для И.А. Бунина неинтересно рисовать различные перипетии любви (их уже рисовали в русской и мировой литературе тысячи раз) – писатель осмысливает значение любви в человеческой жизни, не размениваясь на завлекательные мелочи-побрякушки. Поэтому любопытно сравнить изображение любви в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» и в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой», тем более что литературоведы отмечают сходство сюжетов этих произведений.

 

И А.П. Чехов, и И.А. Бунин показывают серую, обыденную жизнь, которая душит человеческие чувства, но показывают по-разному. А.П. Чехов показывает кошмар окружающей жизни, рисуя ее пошлость; И.А. Бунин – изображая момент истинной страсти, то есть настоящую жизнь, по мнению писателя, которая так непохожа на серую обыденность. Чеховский Гуров, вернувшись в Москву, никому не может рассказать о своем знакомстве с Анной Сергеевной. Один раз он, правда, признается партнеру по картам, что встретил в Крыму очаровательную женщину, но в ответ слышит: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!». Приведенная фраза заставила Гурова ужаснуться своей привычной жизни, потому что он понял, что даже «в образованном обществе» высокие чувства мало кого волнуют. И бунинских героев охватывает тот же страх и отчаяние, что и Гурова. Они в момент счастья сознательно отгораживаются от повседневного быта, и И.А. Бунин как бы говорит читателям: «А теперь подумайте сами, что стоит ваше привычное существование по сравнению с прекрасными мгновениями любви».

 

Подводя итог, следует признать, что в рассказе И.А. Бунина солнечный удар стал аллегорией высокой любви, о которой только может мечтать человек.


  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Солнечный удар?
  2. Найдите описание гостиничного номера после того, как Она покинула героя. Какой приём лежит в основе описания комнаты?


«Чистый понедельник»

Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета произведения – любовная история. При этом для писателя важны не столько сами события, столько чувства, эмоции героев рассказа. В этом и состоит основная особенность большинства его произведений. Их отличает наличие лирического сюжета, организованного по ассоциативному принципу. 

 

Любовь для И.А. Бунина – кратковременный счастливый период жизни, который, к сожалению, всегда быстро заканчивается, но на долгие годы оставляет в душе героев неизгладимый след.

 

Сюжет рассказа динамичен. Поступки героев до конца не объяснены, да и вряд ли поддаются логическому толкованию. Не случайно автор часто употребляет в этом произведении эпитет «странный».

 

Герой рассказа – дворянин. Героиня принадлежит к купеческому сословию. Герой мечтает о браке, но его избранница нарочито уходит от серьезных разговоров на эту тему.

 

Поэтичный портрет героини создается при помощи ряда изысканных деталей. Это гранатовый бархат платья, черный бархат волос и ресниц, золото кожи лица. Символично, что героиня последовательно появляется в одежде трех цветов: в гранатовом бархатном платье и таких же туфлях, в черной шубке, шляпке и ботинках в Прощенное воскресенье и в черном бархатном платье в ночь с понедельника на вторник. Наконец, в заключительной сцене рассказа возникает образ женской фигуры в белом одеянии.

 

Особую значимость для создания художественного пространства в произведении несет в себе игра света и темноты («Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна», «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов»). Подобные световые контрасты усиливают атмосферу загадочности и таинственности.

 

В рассказе много символических деталей: вид на Кремль и Храм Христа Спасителя, ворота как символ очищения, обретения праведного пути. Герой каждый вечер движется от Красных Ворот к храму Христа Спасителя и обратно. В финале рассказа он оказывается у ворот Марфо-Мариинской обители. В последний вечер близости героев в дверном проеме он видит ее обнаженной в лебяжьих туфельках. Эта сцена тоже символична: героиня уже решила свою судьбу, она готова уйти в монастырь и от греховной светской жизни обратиться к жизни праведной.

Рис. 1. А.Ю. Новоселова. «Чистый понедельник». 1998.

Рассказ состоит из четырех частей. При этом художественное время словно завершает определенный круг: от декабря 1912 до конца 1914 года.

 

И.А. Бунин считал этот рассказ лучшим из всего того, что когда-либо написал. Судьба героини в нем в какой-то степени символизирует судьбу России: писатель видел путь родной державы в очищении, а не в кровавых катаклизмах революционной эпохи.


  1. Закономерно ли решение героини уйти в монастырь?
  2. Какие художественные приёмы использует И.А. Бунин в этом рассказе?


«Легкое дыхание»

Рассказ необычен по форме: он состоит из отдельных фрагментов. Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. <...> В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская». Однако это не просто повествование о легкомысленной гимназистке Оле Мещерской. Это рассказ о «легком дыхании», которое не могли ощутить окружающие ее люди.

 

И.А. Бунин неоднократно описывает глаза, взгляд Оли: «радостные, поразительные, живые», «сияя глазами», «чистый взгляд». В ней есть что-то детское. Возможно, поэтому «никого так не любили младшие классы, как ее». Биография Оли освещается вскользь.

 

О роковом дне, который определил судьбу Оли, читатель узнает из ее дневника: «...было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Но это начало описания дня. В конце записи интонация меняется: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!» В последнюю свою зиму Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Оля как будто торопилась жить, быть счастливой.

 

Основной композиционный прием рассказа «Легкое дыхание» – антитеза. Бунин противопоставляет «легкое дыхание» обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжелому» кресту на могиле Оли; красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном друг ее отца, совративший девочку, противопоставлен «некрасивому и плебейского вида» казачьему офицеру; бурная жизнь Оли – придуманной жизни классной дамы.

 

В сознании писателя борются две правды: с одной стороны, «жизнь несказанно прекрасна», а с другой – она «мыслима лишь для сумасшедших». Однако побеждает иной взгляд – страдание и счастье сливаются в самоценности каждого явления.

 

Постепенно лирическое начало, которое долгое время было определяющим в поэтике Бунина, становится второстепенным, на первый план выступает четкий сюжет, обилие красок.


  1. Как смысл рассказа воплотился в его названии?
  2. Почему гибель героини предопределена?


Жена писала, что о причинах появления сборника «Тёмные аллеи»: «хотелось уйти во время войны в другой мир, где не льётся кровь, где не сжигают живьём и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое».


Контрольные вопросы

 

  1. Какая тема объединяет все рассказы цикла?
  2. Какой предстает любовь в рассказах И.А. Бунина?
  3. Как появилось заглавие цикла?


Предыдущий урок
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Философская лирика. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Теорема о биссектрисе треугольника

    Геометрия

  • Металлы

    Химия

  • Косвенная речь

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке