Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Тема любви в рассказах И.А. Бунина

Русская литература XX века

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Темные аллеи». «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»

План урока

  • История создания цикла «Темные аллеи»
  • «Солнечный удар»
  • «Чистый понедельник»
  • «Легкое дыханье»

Цели урока

  • Знать особенности раскрытия темы любви в рассказах И.А. Бунина
  • Уметь анализировать литературные произведения, находить цитаты и реминисценции в литературных произведениях

Разминка

  • Какие произведения о любви вы читали у И.А. Бунина?
  • В чем особенность изображения темы любви в бунинских произведениях?

 

Сборник «Темные аллеи»

Рис. 1. Н. Леонова. «Зойка и Валерия». Рис. 1. Н. Леонова. «Зойка и Валерия».

Итоговая книга писателя «Темные аллеи», состоящая из тридцати восьми рассказов, представляет собой цикл, отличающийся целостностью, общностью сквозных мотивов, повторяющихся образов, сходными принципами построения и единством позиции автора. Цикл создавался автором с 1937 по 1944 годы. Большая часть рассказов написана в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году тиражом всего в 600 экземпляров. Это происходило в самый разгар Второй Мировой войны. В 1953 году в книгу «Темные аллеи» были включены еще два рассказа: «Весной в Иудее» и «Ночлег».

 

Центральная тема этого цикла – тема любви. В письме Тэффи И.А. Бунин писал: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее темных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

 

Любовь показана в сборнике в самых разных ее проявлениях. Причины трагичности любви могут быть самыми разными: историческими («Холодная осень», «Поздний час»), социальными («Темные аллеи», «Таня», «Степа») или психологическими («Чистый понедельник», «Натали»). В рассказах зачастую ослаблена фабула, но усилено лирическое начало («Поздний час»). 

 

Заглавие подсказало И.А. Бунину стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», которое, видимо, он запомнил с юности:

 

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели-
Река была тиха, ясна, 
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол, 
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел, 
Стояла темных лип аллея.

 

 

Поэт и критик В. Ф. Ходасевич так объяснил смысл бунинской философии любви: «Предмет бунинского наблюдения и изучения — не психологическая, а иррациональная сторона любви, та ее непостижимая сущность…».

 

Любовь в рассказах цикла имеет, как правило, две развязки: расставание (надолго или навсегда) или смерть (расставание навеки). Это кратковременный счастливый период жизни, который всегда быстро заканчивается, но на долгие годы оставляет в душе героев неизгладимый след.

 

Персонажи бунинских рассказов, вошедших в книгу «Темные аллеи», внешне разнообразны, но все они –люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры одинаково изолированы от социальной среды. Не в обстоятельствах внешних отношений смысл их жизни; для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие «цены жизни».

 

Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет, хотя внешние обстоятельства жизни, казалось бы, логически не влекут их к обычному для бунинских рассказов трагическому финалу.

 

Главными в бунинской книге становятся разнообразные женские образы. Не случайно поэтому многие рассказы названы собственными именами, прозвищами, характерными приметами героинь: «Руся», «Красавица», «Дурочка», «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Натали», «Кума», «Барышня Клара». «Степа» и «Генрих» — это тоже не мужские имена, а имя и псевдоним главных героинь.


  1. Какая тема объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»?
  2. Ни один из рассказов не имеет счастливого конца. Как вы думаете почему?


«Солнечный удар»

Рис. 2. Г. Новожилов. «Солнечный удар». Рис. 2. Г. Новожилов. «Солнечный удар».

Тема «Солнечною удара» – изображение любви, которая охватывает человека внезапно и остается в его душе ярчайшим воспоминанием на всю жизнь. Идея рассказа в том своеобычном понимании любви, которое связано с философскими взглядами писателя на человека и его жизнь. Любовь, с точки зрения И.А. Бунина, является моментом, когда обостряются все эмоциональные способности человека и он отрывается от серой, неустроенной, несчастливой действительности и постигает «чудное мгновение». Это мгновение быстро проходит, оставляя в душе героя сожаление о невозвратимости счастья и благодарность, что оно все-таки было. Именно поэтому кратковременное, пронзительное и восхитительное чувство двух молодых людей, случайно встретившихся на пароходе и расставшихся через день навсегда, сравнивается в рассказе с солнечным ударом. Об этом говорит героиня: «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара...». 

 

Интересно, что это фигуральное выражение подтверждается реальной удушающей жарой описываемых суток. Автор постепенно нагнетает впечатление жары: на пароходе жарко пахнет кухней; «прекрасная незнакомка» едет домой из Анапы, где загорала под южным солнцем на горячем песке; ночь, когда герои сошли с парохода, была очень теплая; лакей в гостинице одет в розовую косоворотку; в накаленном за день гостиничном номере страшно душно и т.д. Следующий за ночью день был тоже солнечный и до того жаркий, что к металлическим пуговицам на кителе поручика больно было притронуться. В городке раздражающе пахнет разной базарной снедью.

Все переживания поручика после мимолетного приключения действительно напоминают болезненное состояние после солнечного удара, когда (по медицинским показаниям) человек, в результате обезвоживания организма, ощущает головную боль, головокружение, раздражительность. Однако это взвинченное состояние героя не результат перегрева организма, но следствие осознания значимости и ценности порожного приключения, которое он только что пережил. Оно было ярчайшим событием в жизни поручика и «прекрасной незнакомки»: «оба много лет потом вспоминали эту минуту: никогда, ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Так у И.А. Бунина ценностями одного порядка становятся мгновение счастья и вся жизнь. Писателя привлекает «загадка бытия» – соединение радости и печали, чуда и ужаса.

 

Рассказ «Солнечный удар» небольшой, причем большую его часть занимает описание переживаний поручика после расставания с «прекрасной незнакомкой». Иными словами, для И.А. Бунина неинтересно рисовать различные перипетии любви (их уже рисовали в русской и мировой литературе тысячи раз) – писатель осмысливает значение любви в человеческой жизни, не размениваясь на завлекательные мелочи-побрякушки. Поэтому любопытно сравнить изображение любви в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» и в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой», тем более что литературоведы отмечают сходство сюжетов этих произведений.

 

И А.П. Чехов, и И.А. Бунин показывают серую, обыденную жизнь, которая душит человеческие чувства, но показывают по-разному. А.П. Чехов показывает кошмар окружающей жизни, рисуя ее пошлость; И.А. Бунин – изображая момент истинной страсти, то есть настоящую жизнь, по мнению писателя, которая так непохожа на серую обыденность. Чеховский Гуров, вернувшись в Москву, никому не может рассказать о своем знакомстве с Анной Сергеевной. Один раз он, правда, признается партнеру по картам, что встретил в Крыму очаровательную женщину, но в ответ слышит: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!». Приведенная фраза заставила Гурова ужаснуться своей привычной жизни, потому что он понял, что даже «в образованном обществе» высокие чувства мало кого волнуют. И бунинских героев охватывает тот же страх и отчаяние, что и Гурова. Они в момент счастья сознательно отгораживаются от повседневного быта, и И.А. Бунин как бы говорит читателям: «А теперь подумайте сами, что стоит ваше привычное существование по сравнению с прекрасными мгновениями любви».

 

Подводя итог, следует признать, что в рассказе И.А. Бунина солнечный удар стал аллегорией высокой любви, о которой только может мечтать человек.


  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Солнечный удар?
  2. Найдите описание гостиничного номера после того, как Она покинула героя. Какой приём лежит в основе описания комнаты?


«Чистый понедельник»

Рис. 3. Г. Новожилов. «Чистый понедельник». Рис. 3. Г. Новожилов. «Чистый понедельник».

Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета произведения – любовная история. При этом для писателя важны не столько сами события, столько чувства, эмоции героев рассказа. В этом и состоит основная особенность большинства его произведений. Их отличает наличие лирического сюжета, организованного по ассоциативному принципу. 

 

Любовь для И.А. Бунина – кратковременный счастливый период жизни, который, к сожалению, всегда быстро заканчивается, но на долгие годы оставляет в душе героев неизгладимый след.

 

Сюжет рассказа динамичен. Поступки героев до конца не объяснены, да и вряд ли поддаются логическому толкованию. Не случайно автор часто употребляет в этом произведении эпитет «странный».

 

Герой рассказа – дворянин. Героиня принадлежит к купеческому сословию. Герой мечтает о браке, но его избранница нарочито уходит от серьезных разговоров на эту тему.

 

Поэтичный портрет героини создается при помощи ряда изысканных деталей. Это гранатовый бархат платья, черный бархат волос и ресниц, золото кожи лица. Символично, что героиня последовательно появляется в одежде трех цветов: в гранатовом бархатном платье и таких же туфлях, в черной шубке, шляпке и ботинках в Прощенное воскресенье и в черном бархатном платье в ночь с понедельника на вторник. Наконец, в заключительной сцене рассказа возникает образ женской фигуры в белом одеянии.

 

Особую значимость для создания художественного пространства в произведении несет в себе игра света и темноты («Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна», «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов»). Подобные световые контрасты усиливают атмосферу загадочности и таинственности.

 

В рассказе много символических деталей: вид на Кремль и Храм Христа Спасителя, ворота как символ очищения, обретения праведного пути. Герой каждый вечер движется от Красных Ворот к храму Христа Спасителя и обратно. В финале рассказа он оказывается у ворот Марфо-Мариинской обители. В последний вечер близости героев в дверном проеме он видит ее обнаженной в лебяжьих туфельках. Эта сцена тоже символична: героиня уже решила свою судьбу, она готова уйти в монастырь и от греховной светской жизни обратиться к жизни праведной.

Рис. 4. А.Ю. Новоселова. «Чистый понедельник». 1998. Рис. 4. А.Ю. Новоселова. «Чистый понедельник». 1998.

Рассказ состоит из четырех частей. При этом художественное время словно завершает определенный круг: от декабря 1912 до конца 1914 года.

 

И.А. Бунин считал этот рассказ лучшим из всего того, что когда-либо написал. Судьба героини в нем в какой-то степени символизирует судьбу России: писатель видел путь родной державы в очищении, а не в кровавых катаклизмах революционной эпохи.


  1. Закономерно ли решение героини уйти в монастырь?
  2. Какие художественные приёмы использует И.А. Бунин в этом рассказе?


«Легкое дыхание»

Рис. 5. О. Верейский. «Легкое дыхание». Рис. 5. О. Верейский. «Легкое дыхание».

Рассказ необычен по форме: он состоит из отдельных фрагментов. Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. <...> В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская». Однако это не просто повествование о легкомысленной гимназистке Оле Мещерской. Это рассказ о «легком дыхании», которое не могли ощутить окружающие ее люди.

 

И.А. Бунин неоднократно описывает глаза, взгляд Оли: «радостные, поразительные, живые», «сияя глазами», «чистый взгляд». В ней есть что-то детское. Возможно, поэтому «никого так не любили младшие классы, как ее». Биография Оли освещается вскользь.

 

О роковом дне, который определил судьбу Оли, читатель узнает из ее дневника: «...было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Но это начало описания дня. В конце записи интонация меняется: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!» В последнюю свою зиму Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Оля как будто торопилась жить, быть счастливой.

Рис. 6. Г. Новожилов. «Легкое дыхание». Рис. 6. Г. Новожилов. «Легкое дыхание».

Основной композиционный прием рассказа «Легкое дыхание» – антитеза. Бунин противопоставляет «легкое дыхание» обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжелому» кресту на могиле Оли; красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном друг ее отца, совративший девочку, противопоставлен «некрасивому и плебейского вида» казачьему офицеру; бурная жизнь Оли – придуманной жизни классной дамы.

 

В сознании писателя борются две правды: с одной стороны, «жизнь несказанно прекрасна», а с другой – она «мыслима лишь для сумасшедших». Однако побеждает иной взгляд – страдание и счастье сливаются в самоценности каждого явления.

 

Постепенно лирическое начало, которое долгое время было определяющим в поэтике Бунина, становится второстепенным, на первый план выступает четкий сюжет, обилие красок.


  1. Как смысл рассказа воплотился в его названии?
  2. Почему гибель героини предопределена?


Жена писала, что о причинах появления сборника «Тёмные аллеи»: «хотелось уйти во время войны в другой мир, где не льётся кровь, где не сжигают живьём и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое».


Контрольные вопросы

 

  1. Какая тема объединяет все рассказы цикла?
  2. Какой предстает любовь в рассказах И.А. Бунина?
  3. Как появилось заглавие цикла?


Предыдущий урок
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско»
Русская литература XX века
Следующий урок
М.И. Цветаева. Лирика. Тема родины
Русская литература XX века
  • Молодежь в современном обществе

    Обществознание

  • Географическая специфика Африки

    География

  • Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке