Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Футуризм. В. Хлебников, И. Северянин

Русская литература XX века

10.12.2024
3248
0

Футуризм. В. Хлебников, И. Северянин

План урока

  • Истоки футуризма
  • Группы русского футуризма
  • Эстетика и поэтика футуризма
  • Творчество Игоря Северянина
  • Творчество Велимира Хлебникова

Цели урока

  • Знать группы футуризма и их представителей, эстетические взгляды и поэтику
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

Какие течения модернизма вы уже знаете? Какие поэты представляли каждое из уже изученных вами течений?

Истоки футуризма

Истоки футуризма уходят в авангардизм.


Авангардизм или авангард (от. фр. avant-garde — передовой отряд) –совокупность движений в литературе и искусстве XX века, провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества.

 

Авангардными направлениями считаются футуризм и имажинизм.

 

Футуризм (лат. futurum – будущее) – литературное течение модернизма, новая литературная школа, представляющая радикальную ветвь модернизма – авангард.

 

Это общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, «Мезонин поэзии», «Центрифуга») 1900-х – начала 1920-х годов. ХХ века.


Рис. 1. Д. Бурлюк. Река Гарлема.

Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

 

Основные положения русского футуризма заключаются в 3 принципах (В. Хлебников):

  1. уничтожение силлабо-тонической системы русского стихосложения, формирование нового размера;
  2. обогащение лексики, словарного состава благодаря окказионализмам;
  3. разрушение этимологии слов.

 

Идеи футуризма оформились в пространственных искусствах (архитектуре, скульптуре), но нашли отражение и в литературе, театре, музыке, кинематографии. Начиная с «Манифеста итальянского футуризма» (1909) Ф. Маринетти, футуристы продекламировали полный разрыв с традиционной культурой.

 

Русский футуризм возник одновременно с итальянским и испытал определенное влияние (культ современного индустриализма, отрицание традиционной культуры), но в целом он решительно отличался от итальянского с его идеями насилия и агрессии. 

Группы русского футуризма

Русский футуризм не был явлением однородным. В нем насчитывалось несколько группировок, враждующих между собой:

  • в Москве – «Гилея» (кубофутуристы, будетляне) – В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых и др. (манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912));
  • Поэты-футуристы самым тесным образом были связаны с футуристическими группами художников-живописцев, и нередко футуристы-поэты занимались живописью (братья Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский).
  • В Петербурге – «Ассоциация эгофутуристов» – И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков и др.;
  • «Мезонин поэзии» – Хрисанф, В. Шершеневич и др.;
  • «Центрифуга» – Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.

Эстетика и поэтика футуризма 

Для футуристов будущее и течение времени – центральная тема творчества. Основой эстетической платформы футуристов стала убежденность, что новое время требует абсолютного пересмотра всех эстетических ценностей, что старое искусство должно уступить место новому. Их задача – совершить переворот в искусстве и найти новые формы осмысления жизни в искусстве: сломать классические формы и нормы, изменить представление о прекрасном и ужасном, перестроить язык, переформатировать и отменить жанры и стили, найти новые художественные приемы. 

 

Другое эстетическое кредо футуристов – крайности, творческая избыточность, антиэстетизм, чувство небывалой свободы. Необходимое условие существования поэта – атмосфера скандала, эпатаж.

 

Поэтика футуристов опирается на свободное словотворчество, визуальный образ текста (графика, шрифт, строка, строфа) и прием остранения.

 

Часто футуристы занимались словотворчеством. Основной способ образования новых слов – присоединение к корням общеупотребительных приставок, суффиксов, окончаний или соединения разных слов в одно слово. Таким приемом пользовались и эгофутурист Игорь Северянин (озерзамок, офиалчен, олилиен, олунен, оэкранен, грохотливые молнии, бесстебельные ландыши, ажурь пен, ступенчатая круть, лесофея, морефея, златополдень, кленоход, сюрпризэрка, рондолить...), и кубофутурист В. Маяковский (голоштанный, дрыгоножество, молоткастый, серпастый...).

 

В. Хлебников, занимаясь словотворчеством, избрал более радикальную дорогу. Он предпочитал создавать окказионализмы («случайные» слова, т. е. образованные по конкретному случаю, не соответствующие общепринятому употреблению с индивидуальными значениями, обусловленными контекстом – крылышкуя, золотописьмо) и «заумь» (слова, находящиеся за пределами нынешнего ума, но предположительно свойственные будущему уму; такие слова отличаются от слов безумцев или сумасшедших и от слов нормальных людей – лебедиво, озари).

 

Словотворчество А. Крученых отличается более сложными моделями: родина – это «ардион» или «ноадир»: он отделил звук от значения, от привычного смысла (смыслов) слова. Такое решение сделало чтение и понимание текстов почти невозможным, например:

 

 

Дыр бул щыл
убешщур
скум вы со
бу
р л эз

 

 

Д. Бурлюк объяснял стихотворение так: «Дырой будет уродное лицо счастливых олухов». Он считал, что в стихотворении обличается дворянство и буржуазия.

 

Словотворчество не было для футуристов единственным способом обновления поэтического языка. Многие из них были художниками, широко использовали визуальный образ текста. Так, кубофутурист В. Каменский в стихотворении «Я» постепенно укорачивает стихи, доведя их до минимума:

 

 

Излучистая
Лучистая
Чистая
Стая
Тая
Ая
Я

 

 

Сокращая, усекая каждую строку по сравнению с предшествующей, он утверждает особую ценность «Я».

 

Один из своеобразных приемов футуристов – остранение, позволяющее обновить восприятие привычных реалий и ситуаций. Так, В. Хлебников сближает мир природы и мир литературы:

 

 

О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.


  1. Какие черты характерны футуризму?
  2. На какие группы разделились русские футуристы?
  3. К каким группам относились В. Хлебников и И. Северянин?


Творчество Игоря Северянина

Рис. 2. И. Северянин

Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение – «Звезда и дева». 

 

Между его родителями – военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь закончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи. Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны – патриотические тексты.

 

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его поэт больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.

 

В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение И. Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Но отзывов не было… Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в «Полное собрание поэз».

 

Вскоре И. Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем – Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День их первой встречи был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал. Тогда же поэт взял себе псевдоним – Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание – через дефис, однако в печати оно не закрепилось.

 

Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать». Обругал поэта и Лев Толстой. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!» – сказал тогда Л.Н. Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Игоря Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. И.  Северянин вошел в моду. Его поэзия вызывала множество споров. Её обвиняли в пошлости. Она стала символом декаданса.

 

В 1910 году главное литературное течение начала XX века – символизм – стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления – эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

И. Северянин писал: «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку ʺэгоʺ и в скобках ʺвселенскийʺ...

 

Лозунгами моего эгофутуризма были:

 

1. Душа – единственная истина.

2. Самоутверждение личности.

3. Поиски нового без отвергания старого.

4. Осмысленные неологизмы.

5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.

6. Борьба со «стереотипами» и «заставками».

7. Разнообразие метров».

 

Еще более громкая известность пришла к И. Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году И. Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях И. Северянина: «Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг»

 

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. 

 

В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла в Эстляндии (сегодня – Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля».

Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию», едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец – в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Владимир Маяковский стал вторым, Василий Каменский – третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».

 

Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин) в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся. В эмиграции И. Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Медальоны» (1934), «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон». Талант И. Северянина в эти годы не истощился. 

 

Особое место в творчестве И. Северянина занимает мысль о России, о ее культуре, о ее поэзии («Оттого, что я русский поэт, / Оттого я по-русски мечтаю!»). Он мечтал вернуться в Россию («И будет скоро весенний день, и мы поедем домой, в Россию…»). А если вернется домой, знал: «И зарыдаю, молясь весне / И землю русскую целуя!».

 

Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, куда перебрался после того, как немцы оккупировали Эстонию. Он похоронен на Александро-Невском кладбище.


  1. Какие черты присущи творчеству Игоря Северянина?
  2. Прочитайте стихотворение Игоря Северянина «Эгополонез». Какие черты, характерные для эгофутуризма, можно определить в данном произведении?
  3. Прочитайте стихотворение Игоря Северянина «Увертюра». Какие неологизмы можно найти в тексте?


Творчество Велимира Хлебникова 

Рис. 3. В. Хлебников. Фото 1913.

Велимир (настоящее имя – Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии – основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Велимир Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи. 

 

В 1903 году окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. После нескольких попыток обучения в разных университетах Российской империи в 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет – сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.

 

К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и «снимки» – записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы («Еня Воейков»). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии. Первые сочинения В. Хлебникова увидели свет в 1908 году.

 

В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его «Академии стихов», но их пути быстро разошлись.

 

Литературным дебютом Велимира Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале «Весна» стихотворения «Искушение грешника». Вскоре (с 1910 года) о стихах В. Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.

 

В 1910 году он вошел в группу «Гилея», в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц.

 

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл «будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. 

 

В сборнике «Садок Судей» было опубликовано знаменитое стихотворение «Смехачи»:

 

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

 

 

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909–1911) и поэмы «Журавль» (1909) были ориентированы на разговорную речь. 

 

В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», где он изложил основы «будетлянства» как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912) и в общем сборнике «Слово как таковое» (1913). 

 

«Заумная поэзия» В. Хлебникова создается, отвлекая звук от смысла. Она опирается на фольклор и мифологию первобытных времен, на заклинания, заговоры, шаманство и т.п. Если В. Хлебников не порывает в стихотворении «Смехачи» со смыслом, то «заумь» – это царство чистых звуков и красок, освобожденных от «вещности», предметности, царство первобытного «праязыка», который объявляется языком будущего.

 

С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

 

Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму «Война в мышеловке», опубликованную в конце 1920-х годов. Поэма проникнута мечтой о всемирном братстве.

 

Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло «Воззвание Председателей Земного шара» и стихотворение «Свобода приходит нагая…» – отклики на Февральскую революцию 1917 года:

 

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы с нею в ногу шагая
Беседуем с небом на ты.
Пусть девы споют у оконца
Меж песен о древнем походе,
О верноподанном Солнца
Самосвободном народе.

 

 

Лирический герой создает гимн революции, создавая не социальную картину действительности, а мифологическую: для него изменения в стране ‒ это древний поход самосвободного народа и скорое наступление небесного мира.

 

Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме «Ночной обыск» (1921). Поэт приветствовал революционные события, но выступал с резкой критикой «красного террора». В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами» (1921). В 1919 году в занятом белогвардейцами Харькове он уклонялся от призыва в армию, для чего лёг на обследование в психиатрическую лечебницу. Несмотря на голод и дважды перенесённый тиф, не переставал напряжённо работать. В это же время на Украине в Харькове В. Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба» (1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове.

 

В апреле 1921 года с частями Красной Армии В. Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения «Иранская песня», «Ночь в Персии», поэма «Труба Гуль-муллы» – своего рода дневник его странствования.

 

28 июня 1922 года Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. В 1960 году останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище. Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922). Вскоре пришла новая беда — малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.

 

В Велимире Хлебникове сочетаются и оригинальный поэт, пишущий для публики, и «поэт для поэтов», который пролагает новые пути для того, чтобы по ним легче было идти его последователям.


  1. Какие черты футуризма присущи творчеству Велимира Хлебникова?
  2. Как В. Хлебников называл свою поэзию, в которой экспериментировал с языком?


Футуризм – самое радикальное, яркое, бунтарское направление, представители которого, имея пред глазами опыт символистов и акмеистов, попытались, с одной стороны, заимствовать     их    новаторство, а с другой, – выступить их оппонентами.


Контрольные вопросы

 

  1. Перечислите группы русского футуризма.
  2. В чем заключаются эстетические воззрения футуристов?
  3. Каковы приемы поэтики русских футуристов?
  4. В чем своеобразие творчества Игоря Северянина и Велимира Хлебникова?


Предыдущий урок
А.А. Ахматова. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Герои и проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Многообразие организмов как результат эволюции

    Биология

  • Размещения

    Алгебра

  • Вероятность события

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке