Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.А. Есенин. От новокрестьянской лирики до имажинизма. Тема родины

Русская литература XX века

С.А. Есенин. От новокрестьянской поэзии к имажинизму. Тема Родины

План урока

  • Слово о С.А. Есенине
  • Новокрестьянская поэзия и имажинизм в творчестве С.А. Есенина
  • Тема Родины в творчестве поэта

Цели урока

  • Знать основные периоды творческой биографии С.А. Есенина, особенности его творчества
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

Какие произведения о крестьянской жизни вы уже изучали?

Вспомните, что такое «имажинизм».

 

Слово о С.А. Есенине

Рис. 1. С.А. Есенин. Фото 1919. Рис. 1. С.А. Есенин. Фото 1919.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его отец с 12 лет служил в Москве в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы С.А. Есенин провел у деда и бабушки по матери – Федора и Наталии Титовых. 

 

В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское четырехклассное училище, которое с отличием окончил в 1909 году. В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу.

 

Летом 1912 года С.А. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912–1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

 

В 1913–1915 годах С.А. Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка – объединения писателей-самоучек из народа.

 

Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе», а также подготовил книгу стихов «Больные думы». В 1913 году поэт работал над поэмой «Тоска» и драматической поэмой «Пророк», тексты которых неизвестны.

 

В январе 1914 года в московском детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» состоялась первая публикация поэта – стихотворение «Береза». В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения «Воробышки» («Поет зима – аукает…») и «Пороша», позже – «Село», «Пасхальный благовест».

Рис. 2. С.А. Есенин с матерью. Москва. Фото 1925. Рис. 2. С.А. Есенин с матерью. Москва. Фото 1925.

Весной 1915 года С.А. Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех. 

 

В 1916 году вышел первый сборник стихов С.А. Есенина «Радуница», восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

 

С марта 1916 года по март 1917 года С.А. Есенин проходил военную службу – первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда. После Февральской революции самовольно оставил армию.

 

В начале 1918 года С.А. Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм – «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», – проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни.

 

В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании сложного, многоуровневого образа.

 

В начале 1920-х годов в стихах С.А. Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках «Исповедь хулигана» (1921) и «Москва кабацкая» (1924). 

 

В 1921 году поэт обращается к образу вождя крестьянской войны ХVIII века и создает драматическую поэму «Пугачев».

Рис. 3. С.А. Есенин и А. Дункан по прибытии в Америку. Фото 1922. Рис. 3. С.А. Есенин и А. Дункан по прибытии в Америку. Фото 1922.

Событием в жизни С.А. Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой. С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Сергей Есенин почти сразу же расстались. 

 

В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения С.А. Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов – стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», поэма «Анна Снегина» и др. Одновременно с «Анной Снегиной» на Кавказе был создан другой шедевр есенинской поэзии – лирический цикл «Персидские мотивы» (1925). Увлечение поэзией Саади, Хайяма, Фирдоуси давно влекло С.А. Есенина в Персию, в Иран. Поездка в Иран оказалась невозможной, и поэтическое воображение помогло поэту увидеть Персию в окрестностях Баку.

 

Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: «Русь Советская» – «Русь уходящая». В сборниках «Русь Советская» и «Страна Советская» (оба –1925) С.А. Есенин ощущал себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна». Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

 

Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз – в Константиново.

 

В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Прервав курс лечения, 23 декабря С.А. Есенин выехал в Ленинград. 

 

Одним из последних произведений С.А. Есенина стала поэма «Черный человек», в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Это страшная поэма о горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны: «…Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов».

 

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице «Англетер», где 27 декабря написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


  1. Какие причины из биографии поэта повлияли на его интерес к крестьянскому быту?
  2. Когда С.А. Есенин начал писать?
  3. Какое произведение стало последним в творчестве С.А. Есенина?


Новокрестьянская поэзия и имажинизм в творчестве С.А. Есенина

 

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать С.А. Есенина. В 1915 году поэт прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи С.А. Есенина появились в столичных изданиях.

 

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал несколько стихотворений.

 

В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О С.А. Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».

 

В ранней поэзии С.А. Есенина можно выделить следующие черты:

  • поэт очерчивает природу, наделяет её способностью думать и чувствовать, но не подчиняет жизнь природы своим чувствам, не заставляет её непременно сопереживать себя;
  • поэт не наблюдает природу, не описывает её, он сам является её частью, растворяется в ней;
  • поэт не только настроен на восприятие радостного и светлого в неброской русской природу, но и способен, воспроизвести её тонкие, переходные состояния, передать полутона, еле заметные движения цвета и звука.


Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Н.А. Некрасов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.З. Суриков).

 

Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

 

Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.


Новокрестьянские поэты пришли в литературу с иными темами и идеями, интонациями, чем их предшественники – крестьянские поэты XIX века. В поэзии нового поколения не было жалоб на убогую жизнь деревни. В ней звучала гордость за многовековую исконную национальную культуру, не смирение, а сознание своей силы.

 

Поэзия Н.А. Клюева, С.А. Есенина, С.А. Клычкова быстро нашла приветственный отклик у художников и поэтов, которые осенью 1915 года объединились в группу «Краса». В нее вошли С.М. Городецкий, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, А. Ширяевец, П.А. Радимов. И хотя группа вскоре распалась, интерес к народной поэзии в русском обществе не угас, а новокрестьянские поэты пользовались значительным вниманием.

Рис. 4. С.А. Есенин и С.М. Городецкий. Фото 1915. Рис. 4. С.А. Есенин и С.М. Городецкий. Фото 1915.

Заслуга новокрестьянских поэтов состояла в том, что они открыли для читателя многозначный, емкий мир крестьянской избы, которая стала центром особого художественного мира, крестьянского поэтического космоса. 

 

Сергей Есенин начинает свой творческие поиски в пейзажной лирике, и это уже делает его известным. В 1914 – начале 1915 года С.А. Есенин печатается в московских журналах «Млечный путь», «Проталинка», «Мирок», «Друг народа», «Доброе утро», «Марс», «Парус». В этот период очень много пишет, не только работает над формой произведений, но и расширяет тематику, жанровый диапазон. Кроме подражания песням («Темна ноченька, не спится…», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Заиграй, сыграй, тальяночка…»), духовным стихам («Пойду в скуфье смиренным иноком…», «Шел Господь пытать людей в любови…»), он осваивает жанры исторической поэмы («Сказание о Евпатии Коловрате», «Марфа-посадница») и поэмы лирической («Русь»).

 

В 1919 году группа поэтов (С.А. Есенин, А.Б. Мариенгоф, А.Б. Кусиков, В.Г. Шершеневич) заявляют о создании «Ордена имажинистов», для членов которого образ становился и формой, и содержанием произведения. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии С.А. Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». Образ в поэзии для имажинистов – метафора, шокирующая своей новизной.

 

В качестве одного из программных документов имажинисты пытались представить и статью С.А. Есенина «Ключи Марии». Но именно в этой работе поэт утверждал, что не победа над смыслом, а тесная связь с содержанием делает образ органичным и полноценным. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа от действительности. Попытка создать новую литературную школу оказалась неудачной. Сторонник «органичного образа», С.А. Есенин вскоре отошел от имажинистов. 

 

В имажинизме С.А. Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.

С.А. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

 

Однако порвать отношения с имажинистами поэту сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая».

Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.


  1. Как называется первый сборник С.А. Есенина?
  2. Какая тематика присуща ранней лирике С.А. Есенина?


Тема Родины в творчестве поэта

Рис. 5. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, Вс. Иванов. Фото 1924. Рис. 5. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, Вс. Иванов. Фото 1924.

Еще в юношеских стихах С.А. Есенина предстает как истинный патриот. Однако представления поэта о родной земле в лирике того периода еще такие детские, такие наивные. Родина для поэта – это его родное село Константиново, а также его окрестности. Именно «рязанские поля» стали колыбелью поэзии С.А. Есенина. В душе поэта еще нет представления о родине как политической, культурной, социальной среде. Чувство родины пока выражается только в любви к родной природе. 

 

В ранней лирике С.А. Есенина предстает скромный, но величественный, прекрасный и милый его сердцу пейзаж среднерусской полосы: зеркальная гладь озер, сжатые поля, осенняя роща. Поэт ощущает себя частью родной природы, которая для него – чудесный храм. Но уже и в этот период родина не представляется Сергею Есенину идиллическим «заоблачным раем». Он любит настоящую крестьянскую Русь.

 

В ряде ранних стихов С.А. Есенина выписаны образы людей-тружеников. Они описаны с такой искренней, можно сказать, сыновней заботой об их судьбе жизни, часто безрадостной и неустроенной: здесь и крестьяне, которые переживают из-за засухи, заглушившей засевки, и маленькая девочка, которая со слезами просит у окна больших хором «хлеба черствого кусок», и старый дед, который чистит вытоптанный ток и т.д. В стихотворении «Край ты мой заброшенный» перед читателем предстает тощая деревенька – пустырь с пятью покривившимися избами и некошеной травой. Взгляд поэта не упускает из виду и песчаную дорогу, по который идут люди, закованные в кандалы, и сиротливые избы. 

 

Уже в раннем творчестве С.А. Есенина нет идиллии. Здесь есть печаль, тревога, боль, скорбь, отсутствует лишь одно – равнодушие к человеку. И это заметно не только в стихах поэта, в его творчестве, но и в его поступках и мыслях. Особенно ярко гуманизм и демократическая устремленность молодого Сергея Есенина проявляются в его стихотворении «Русь». Это произведение является наиболее зрелым и в идейном, и в художественном отношении среди остальных дооктябрьских произведений. Стихотворение было опубликовано в 1915 году в журнале «северные записки». И именно это стихотворение, по воспоминаниям одного из современников поэта, принесло ему известность и имя. 

Идейно-эстетическую ценность поэзии Сергея Есенина до 1917 года определяют следующие факторы: 

  • Любовь к родине;
  • Ненависть к войне;
  • Озабоченность судьбой крестьянской Руси;
  • Тяготение к демократическим идеям, к реализму и народности.

 

Судьба родины, судьба народа, в особенности русского крестьянства в эту бурную революционную эпоху волновала поэта и во многом определяла идейно-художественное своеобразие поэм и стихов, написанных С.А. Есениным в 1917–1918 годах: «Инония» «Преображение» «Иорданская голубица». Новый мир здесь предстает или в виде утопических картин мужицкого «рая на земле», или в виде романтического «града Инонии», в котором «живет божество живых» и хозяйствует «революционная вера». 

 

Спустя пять лет поэт увидит, что ожидаемого преображения не получилось, и назовет эту страну страной негодяев. Мотивы покорности и смирения, звучавшие в некоторых его произведениях, поэт отбрасывает, для первых послеоктябрьских стихов С.А. Есенина характерна бунтарская, богоборческая тема. В ней в первую очередь и проявляется устремленность Есенина к новой жизни. 

 

Художественный стиль поэта приобрел новые черты: 

  • пророческий пафос;
  • высокая патетика;
  • метафоричность образов.

Рис. 6. М. Лянглебен. С.А. Есенин. Рис. 6. М. Лянглебен. С.А. Есенин.

События Октября привнесли в поэзию С.А. Есенина много нового. Поэт подчеркивает: «Не будь революции, я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике». Родина для поэта – это преображенная страна, «новый Назарет», страна, которой предстоит через крест и муки обрести себя. Это предчувствие, предсказание скорой революции и гражданской войны звучат в стихотворении «Тучи с ожереба», написанном в 1916 году. Для изображения революционной России С.А. Есенин использует библейские сюжеты, фразы, символику, цитаты.

 

С другой стороны, в его произведениях о революции проявляются чеканные, маршевые ритмы, в которых отражается дух времени, поступь той эпохи. 1919 год оказывается в сознании поэта переломным. Гражданская война, разруха, голод и страшные реалии послереволюционных дней вызывают чувство сомнения, неуверенности, состояние идейной смятенности. В произведениях 1919 года слышны трагические мотивы, поэт полон мрачных предчувствий. В это тяжелое, грозное, суровое время сердце «последнего поэта деревни» не выдержало, дрогнуло. Перед С.А. Есениным встал мучительный вопрос о том, куда приведет рок событий. Найти ответ на него в тот период было крайне нелегко. Вокруг везде были следы разрухи и войны – опустевшие, голодные села, неухоженные, заброшенные поля, черные трещины на опаленной засухой земле. Уже к началу 1920 года мечты поэта о «Граде Инонии, где живет божество живых», о патриархальном мужицком рае, рушатся. Гибель русской деревни вызывает в лирическом герое С.А. Есенина грандиозную горечь и боль. Поэт крайне тяжело переживает гибель народной культуры и старой деревни. Это отражается в «Песни о хлебе», «Сорокоусте», «Исповеди хулигана».

 

Поэт понял, что социализм строится за счет деревни, но не для деревни, что жизнь села с ее вековым укладом, этическими, религиозными, культурными традициями рушится, уничтожается. Образ красногривого жеребенка в трагической поэме «Сорокоуст» – символ живого, побежденного железным, образ того, что было дорого, близко в юности.

 

В 1920-е годы С.А. Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в которых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Сергея Есенина почувствовать себя почти чужим, иностранцем в родном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.

 

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

 

 

Но жизнь в деревне идет своим чередом, и С.А. Есенин понимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благословляет эту новую жизнь:

 

 

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев...

 

 

Возрождается и вера в победу революции, но С.А. Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же:

 

 

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю...

 

 

Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привязанности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать:

 

 

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

 

 

В поэме «Анна Снегина» тоже создается образ Руси, однако размышлениям о трагической судьбе России, выдержанным в лиро-эпическом ключе, противостоит лирическая линия поэмы, в которой воспоминание о юношеской любви окрашено по-пушкински – светлой печалью.


  1. Как меняется отношение С.А. Есенина к Родине в его творчестве?
  2. Почему С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни»?


Проникновенный, тонкий лирик, певец русской природы – таким предстает Сергей Александрович Есенин в сознании нескольких поколений читателей. Вот как писал о поэте В.С. Чернявский: «...Стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния, бились безысходной нежностью и безудержной решимостью защищать кулаками и кровью свое право на печаль, песню и гибель


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите основные сборники и произведения С.А. Есенина.
  2. Каковы особенности ранней лирике С.А. Есенина?
  3. Что такое имажинизм? Почему С.А. Есенин вышел из группы имажинистов?


Предыдущий урок
Акмеизм. Н.С. Гумилев. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока
Русская литература XX века
  • Обособление сравнительных оборотов

    Русский язык

  • Производная

    Алгебра

  • Понятие о сложном предложении

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке