Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» и их трагическое столкновение

Русская литература XX века

М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» и их трагическое столкновение

План урока

  • Конфликты пьесы
  • «Три правды» в пьесе

Цели урока

  • Знать особенности драмы Горького «На дне»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

Кого в пьесе Горького «На дне» вы считаете героем-идеологом? Почему?

 

Конфликты пьесы

 

В пьесе представлены три конфликта:

  • Социальный конфликт представлен в противостоянии хозяев ночлежки Костылёвых и её обитателей и личный социальный конфликт ночлежников в прошлом, из-за которого они оказались в таком положении.
  • Философский конфликт можно сформулировать в вопросе «Что важнее для человека – ложь или правда?»
  • Любовный изображён во взаимоотношениях Васьки Пепла, Василисы, хозяина ночлежки и Наташи.

Рис. 1. Пьеса «На дне». Постановка МХТа. Рис. 1. Пьеса «На дне». Постановка МХТа.

Лежащие в основе сюжета конфликты позволяют определять жанр пьесы как социально-философскую драму. Характерная для реализма связь героев с породившими их обстоятельствами ослаблена в пьесе. М. Горькому важны не индивидуальные, а всечеловеческие, родовые характеристики. Он даёт персонажам «говорящие» фамилии или прозвища. 

 

Автор ставит перед собой задачу погрузить зрителя в атмосферу «дна», где господствуют жестокость, агрессивность, забвение элементарных обрядов (даже по отношению к умершим). М. Горький запечатлел истончение традиционной веры. В экспозиции Квашня скептически отказывается от венчания, в развязке Актёр совершает страшный грех с точки зрения христианства – самоубийство. Только Анна под влиянием проповедей Луки видит райскую загробную жизнь. «Шум смерти не помеха», издевается Бубнов над умирающей Анной.

 

Многие реплики Сатина, Барона также говорят о потере веры и вызывают ассоциации со знаменитым афоризмом Фридриха Ницше «Бог умер». Бубнов своё понимание мира вне Бога выражает аллегорически: «А ниточки-то гнилые». Даже татарин Асан уверен в переходящем, временном значении священных учений: «Потом придёт время Коран будет мало… время дает свой закон, новый… Всякое время даёт свой закон». Жители ночлежки не укоренены прочно в традициях своего народа. Философский вопрос о роли традиционной веры решается «по факту» жизни на дне отрицательно.

 

Проблема пьесы: поиск человеком своего места и роли в жизни. Эти поиски происходят в пьесе на трёх уровнях, советующих конфликтам пьесы. Суть поисков сводится к возможности человека изменить собственную жизнь.


В каких произведениях из школьного курса литературы встречается тема униженных и оскорблённых?


«Три правды» в пьесе

Рис. 2. Лука. М.М. Турханов. 1938. Рис. 2. Лука. М.М. Турханов. 1938.

В центре пьесы находится философский спор о назначении человека и о правде. Сатин, Бубнов и Лука, имеющие каждый свою точку зрения, сталкиваются в этом споре. Не лучше ли трезвая правда, жизнь без иллюзий? Этот вопрос четко формулирует Сатин в последнем действии. Однако трагические судьбы героев – Наташи, разуверившейся в любви, Барона, не уверенного в нужности своей жизни, Актёра, спившегося до такой степени, что он даже имени своего не помнит, – заставляют взглянуть на миф, иллюзию, даже самообман с другой стороны – как на жизненную необходимость.

 

Появляющийся в завязке Лука несёт свою «правду». Это правда сострадания и веры в Бога, утешительная ложь: «Во что веришь, то и есть». Лука считает, что человек должен жить вопреки бессмыслице жизни, ему нужна ложь во спасение, иначе он не вынесет правды и погибнет. Однако сам Лука не верит тому, что говорит людям в утешение. Он хочет лишь облегчить крест, а не изменить ситуацию. 

 

Для нуждающихся в поддержке людей и рассказывает Лука свои притчи, сказки и бесплатной лечебнице для Актера, истории о загробном мире для умирающей Анны. Но внезапное исчезновение Луки во многом (но все же не окончательно) развенчивает его собственные усилия, его «проповеди». Самоубийство Актёра, поверившего Луке, но не сумевшего без духовного наставника найти силы и средства достойно сопротивляться недугу придает этому исчезновению-развенчанию Луки еще более трагический резонанс. Сатин оценивает усилия Луки, как «мякиш для беззубых» и «пластырь для нарывов», нивелируя таким образом человечность Луки. Сам М. Горький давал образу Луки противоречивую оценку: чаще всего писатель говорил о том, что герой – обманщик, вредный по своей идеологии старик. Не случайно имя героя соотносится не только с именем одного из ближайших учеников Христа, но и со словом «лукавый»

Рис. 3. Сатин. Н.А. Подгорный. 1902. Рис. 3. Сатин. Н.А. Подгорный. 1902.

«Правда» Сатина – вера в человека. Он говорит о том, что горькая правда лучше, чем сладкая ложь: «Ложь – религия рабы и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Правда о бессмысленности жизни нужна человеку, чтобы сподвигнуть его на самоуважение и борьбу. Сатин утверждает необходимость человека человеку ощутить свою ценность: «Человек – это звучит гордо». Человека нужно уважать, а не унижать жалостью.

 

Сатин, как и Лука, уверен в потенциальных возможностях каждого человека, и уверен в идее развития, прогресса человека: «Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди? <…> – А для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и все – хлам-народ… И вот от них рождается столяр… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… <…> По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут».

 

По мнению Сатина, человек заслуживает уважения как возможный источник «большой… пользы» для других людей. В его рассуждениях человек «сегодняшний», «реальный» выглядит лишь строительным материалом для «лучшего человека». Эта идея Сатина соответствует философии Ницше, согласно которому сегодняшние люди мостят пути к будущему «сверхчеловеку». По сути, это оправдание человека с точки зрения его будущего величия. Но таким образом Сатин перечеркивает смысл существования уже не состоявшихся в жизни ночлежников, напряженно слушающих его. Недаром Сатину страстно возражает Барон: «Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает в воздухе фигуру человека)». То есть философия Сатина строится на равнодушии к конкретному человеку, игнорирование его как индивидуальности. Но вместе с тем в ней можно видеть и гордость за людей, уверенность в величии и значимости жителей планеты, даже если они обитатели дна. Вероятно, Сатин, как и Лука, понимает бессмысленность жизни, но провозглашает «мужество жить» без иллюзий и самообмана. Его высказывания заставляют размышлять о достоинстве человека, о равенстве. «Чем она хуже тебя?» – говорит он о Насте Барону и советует ему «завести полезную вещь – характер».

 

Мысль о правде возникает уже в первом монологе Сатина: «Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Именно эти мысли противопоставлены философии Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть. Не унижать его жалостью!», «Кого бояться человеку?» Проповеди Сатина зачастую полны гуманистических смыслов: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!», «Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!». Именно в речи Сатина М. Горький-мыслитель вложил свои заветные мысли о человеке. Но М. Горький-писатель жестко корректирует сатинскую проповедь Человека будущего образом жизни самого Сатина – циника, пьяницы, тунеядца, шулера. Так же, как и образ Луки, образ Сатина неоднозначен. Последний акт все расставляет по своим местам: разрушенные иллюзии об излечении в бесплатной клинике от алкоголизма, как и горькая правда безысходной жизни, сломали Актера, а оба «идеолога», Сатин и Лука, оказались бессильны перед охватившим Актера отчаянием, повлекшим за собой самоубийство. Символичен, наполнен многими смыслами финал пьесы: и крик ужаса Барона, потрясенного смертью, и реплика Сатина: «Эх… испортил песню… дурак!» А песня «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…», так же, как и многочисленные образы, связанные с карточной и театральной игрой, наполняются символическим смыслом, рождают философские ассоциации.

Рис. 4. С. Гонков. Акт IV. 1981. Рис. 4. С. Гонков. Акт IV. 1981.

«Правда» Бубнова строится на фактах: нудно говорить всё прямо, как есть. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние». Герой отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

 

Помимо Сатина философию Луки не принимает и еще один персонаж – Бубнов. Правда для Бубнова – это правда факта. Он говорит о том, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении. Но это стремление к фактической правде оборачивается настоящей жестокостью: именно Бубнов говорит Анне, что она вот-вот умрет, Бубнов развеивает иллюзии Насти и Наташи. 

 

Другие обитатели ночлежки считают, что Бубнов похож на человека, только когда пьет: «По тебе вижу! Ты – только пьяный и похож на человека…».

 

В пьесе «На дне» три героя-идеолога, у каждого из которых своя правда и своя точка зрения на предназначение человека. Странник Лука придумывает утешительные сказки и рассказывает притчи, чтобы облегчить участь Наташи, Актера, Анны. Сатин считает, что человеку не нужна ложь, что ложь – религия рабов, что человека нужно уважать за его величие, хотя сам Сатин ведет жизнь самую жалкую. Бубнов предпочитает правду фактов, которая на деле оборачивается жестокостью.


  1. Чья «правда» ближе М. Горькому?
  2. С какой целью рассказывает Лука притчу о праведной земле?
  3. Можно ли однозначно воспринимать героев-идеологов пьесы?


Последний акт много расставляет по местам. Однако он содержит и множество вопросов. Можно ли считать, что Квашня, трудолюбивая и добрая, заслуженно обретает новый статус, почти вырываясь со дна, или ночлежка приобретёт новую лицемерную хозяйку? Как трактовать тот факт, что непримиримый Клещ привыкает к ночлежке? Опустился ли он окончательно, потеряв надежду на работу, или стал добрее, покладистее, терпимее? Действительно ли морально опустошённый Барон задумывается над смыслом жизни? Чем объясняется нехарактерная для него забота об убежавшей Насте?


Контрольные вопросы

 

  1. В чём заключается авторская позиция по отношению к вопросу о правде?
  2. Что лучше – истина или сострадание? Это философский вопрос, который ставит сам автор пьесы. Какой ответ можно дать на этот вопрос?
  3. Нужна ли правда героям ночлежки?
  4. Смогут ли герои выбраться со «дна» жизни?
  5. Почему М. Горький слова о Человеке доверил Сатину?
  6. Решён ли вопрос о правде?


Предыдущий урок
В.В. Маяковский. Любовная лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Русская литература XX века
  • Информационное общество
  • Расы человека, их происхождение и единство

    Биология

  • Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Открытие электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущемся проводнике

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке