- Слово об А.А. Ахматовой
- Первая мировая война. А.А. Ахматова в годы двух революций
- Творчество Ахматовой 1925–1940 годов. Отлучение от печати. Сборник «Тростник». «Реквием» (1935–1940). «Путем всея земли». Сборник «Из шести книг». Предвоенные стихотворения
- Великая Отечественная война. Десятилетняя «немота». «Бег времени». Мировое признание
- «Поэма без героя»
- Конец жизненного пути А.А. Ахматовой
- Знать жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой, своеобразие лирики А.А. Ахматовой
- Уметь анализировать литературное произведение
К какому течению относится ранней творчество А.А. Ахматовой?
Слово об А.А. Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова (1889–1966)
Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в дворянской семье отставного инженера-механика Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.
Детство Анны Андреевны прошло сначала в Павловске, затем в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого, по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.
В 1899 году А.А. Ахматова поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию. В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории — мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. Затем учится в Киеве, в Фундуклеевской гимназии Ведомства императрицы Марии, после окончания которой она посещала юридическое отделение Киевских высших женских курсов и некоторое время училась на частных Высших историко-
литературных курсах.
Еще в 1903 году А.А. Ахматова познакомилась с Н.С. Гумилевым, а в 1910 году они поженились. Возможно, именно Николай Гумилев повлиял на её интерес к литературе. Первое ее стихотворение («На руке его много блестящих колец…») Гумилев опубликовал в журнале «Сириус», изданием которого занимался на тот момент.
В 1912 году А.А. Ахматова вошла в основанный Н.С. Гумилевым «Цех поэтов». В этом кругу создавался сборник «Вечер» – первая поэтическая книга А.А. Ахматовой, которая сразу сделала поэтессу известной. Анна Андреевна вместе с Н.С. Гумилевым, С.М. Городецким, О.Э. Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».
В сборнике «Вечер» мир А.А. Ахматовой четок, строг и сдержан, хотя еще заметны черты женской лирики: маски, парики, таинственные свидания, беседки, маскарады, танцы, принцы, маркизы, белые хризантемы, цветные фонари, сломанное перо на шляпе. Центральной темой сборника является любовь – так и называется первое стихотворение сборника. Согласно А.А. Ахматовой, мгновения счастливой взаимной любви кратки, куда чаще встречается любовь быстро проходящая, угасшая или несостоявшаяся. К. Чуковский писал: «Изо всех мук сиротства она особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви… У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной…». Но при этом даже несчастная любовь для А.А. Ахматовой не только страсть и близость, но непременно взлет духа, порыв к совершенству, а для героинь А.А. Ахматовой жизнь и любовь – синонимы: жизнь без любви приравнена к смерти.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью...» начинается с откровенного, точного признания – ответа на вопрос, заданный себе:
Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Душевные силы возлюбленного не выдержали тяжкого бремени ее непомерной любви, которая привела к трагическому разрыву:
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
А.А. Ахматова принесла в лирику психологическую содержательность жеста, поступка, поведения, всей истории. Для поэтессы характерна передача внутреннего переживания через внешнее пластическое выражение:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Брак А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева продлился всего три года – в 1913 году произошел разрыв, а в 1918 году – развод. В 1914 году уже после разрыва выходит второй сборник «Четки» – название сборника настраивает на «перебирание» текущих дней, запечатленных в стихах.
- Какие черты акмеизма обнаруживаются в ранней лирике А.А. Ахматовой?
- Почему поэтесса вязла псевдоним «Ахматова»?
Первая мировая война. А.А. Ахматова в годы двух революций
Время Первой мировой войны – время трагичное и для страны, и для А.А. Ахматовой: две революции, расстрел Н.С. Гумилева, Гражданская война. В это время поэтесса по-прежнему много пишет. В 1917 году выходит сборник «Белая стая». В стихотворениях сборника переплетаются разные мотивы: горе матери («Где, высокая, твой цыганенок…»), большая любовь как большая болезнь («Двадцать первое. Ночь. Понедельник» и «Родилась я ни поздно, ни рано…»):
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
«Белую стаю» открывало стихотворение «Думали: нищие мы…» 1915 года — тогда поэтесса заговорила о первых потерях. Часть стихотворений «Белой стаи» посвящено тайнам ремесла. В них А.А. Ахматова обращается к библейским текстам Ветхого и Нового (Евангелие) Завета, и ее стихотворения превращаются в молитвы и причитания, близкие народным песням и плачам. Война 1914 года существенно изменила образ лирической героини: в ней укрепляются черты монахинь, схимниц, творящих молитвы, народных плакальщиц с характерным для них отношением к реальности – смирением, отрешенностью от сует земного мира. Все чаще звучит имя Господа.
В 1921 году выходит новый сборник стихотворений А.А. Ахматовой «Подорожник», а следом за ним еще один – «Anno Domini MCMXXI». Они завершают этот период лирики поэтессы, продолжая традиции сборника «Белая стая». А.А. Ахматова обращается к трагизму современности: «Все расхищено, предано, продано…», но в то же время «Отчего же нам стало светло?». Так поэтесса говорит о том, что тяжкие испытания приближают нас к чуду преображения. Ожидая преображения, героиня одновременно живет в двух мирах – среди живых и среди умерших:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
В этих сборниках появляются новые, откровенно гражданские мотивы, возрастает число стихотворений со скорбно-торжественной, ораторской интонацией, окрашивающей даже глубоко личные переживания.
Творчество А.А. Ахматовой 1925–1940 годов. Отлучение от печати. Сборник «Тростник». «Реквием» (1935–1940). «Путем всея земли». Сборник «Из шести книг». Предвоенные стихотворения
1925 год оказался переломным для России: в результате НЭПа власть оправилась от потрясений Гражданской войны и стала создавать писательские организации и объединения, и проводить через них нужную политику в области культуры, искусства, литературы. Именно поэтому в 1932 году был создан Союз советских писателей, который позволил сосредоточить управление литературными процессами в руках партии.
А.А. Ахматова как поэт подверглась репрессиям: было издано негласное постановление, запретившее публиковать её стихи, которое действовало до 1940 года. Помимо запрета печататься на долю поэтессы выпали и другие испытания: в мае 1930 года умерла мать А.А. Ахматовой, в октябре умер В.К. Шилейко, ее второй муж; 23 октября 1935 года арестовали третьего мужа Ахматовой Н.Н. Пунина и ее сына – Л. Гумилева, обвинив их в «создании контрреволюционной террористической организации», 19 сентября 1938 году А.А. Ахматова и Н.Н. Пунин (третий муж) разорвали отношения, а 10 марта 1938 года сын поэтессы был снова арестован как «руководящий участник» «контрреволюционной межвузовской молодежной организации». С арестом сына для А.А. Ахматовой началось время «тюремных очередей».
В 1939 году по личному дозволению Сталина А.А. Ахматова готовит к печати новый сборник «Из шести книг», но напечатан он не был.
С 1925 по 1935 год А.А. Ахматовой написано немного: были созданы стихотворения «Художнику», «Лотова жена», «Муза», «Как просто можно жить…», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Если плещется лунная жуть…», «Тот город, мне знакомый с детства…», «Привольем пахнет дикий мед…», «От других мне хвала, что хула…».
В 1936 году к А.А. Ахматовой вернулось вдохновение и стихи хлынули потоком. В это время усиливаются эпические мотивы, которые воплощаются как в оконченных, так и в неоконченных произведениях («Разговор в Трианоне», «Путем всея земли», «Реквием», «Поэма без героя»). Все без исключения стихотворения пронизаны историзмом и связаны с историческими событиями того времени. Этот период завершается патриотической лирикой «Ленинградского цикла» (1941–1944), в котором А.А. Ахматова поднимается на новые вершины мастерства.
Поэма «Реквием»
Поэма «Реквием» (1935–1940) написана во вдохновенные и трагические 1930-е годы. К поэме примыкают стихотворения «Один идет прямым путем...», «Зачем вы отравили воду…», «Немного географии», «Подражание армянскому», «С новым годом, с новым горем…», «И вот, наперекор тому…», «Уложила сыночка кудрявого…», «Стансы» («Стрелецкая луна…»), «Глаза не свожу с горизонта…», «Лучше б я по самые плечи…», «И вовсе я не пророчица…». В этих стихотворениях выражены боль и отчаяние от бессилия, глубокое презрение к палачу и ко всему режиму. Темы этих стихотворений проходят через весь «Реквием». Всем поэтическим размышлениям предшествует гордый эпиграф:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В поэме стихотворному тексту предшествует врезка «Вместо предисловия», Посвящение («Перед этим горем гнутся горы…»), Вступление («Это было, когда улыбался…»), десять глав и Эпилог.
Во вступлении А.А. Ахматова говорит о тяжелых годах «ежовщины»:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
В первой части героиня поэмы стонет, воет от горя, не скрывая своих чувств. Она сравнивает себя с женами казненных стрельцов: «Буду я, как стрелецкие женки, / Под кремлевскими башнями выть». Но в седьмой части («Приговор») стих обретает суровость тона и ораторскую, витийственную силу:
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
В этом произведении утверждается единство автора, героини и народа в горе и беде. Основные события поэмы – арест сына, тюремные стояния в очередях с передачами, объявление приговора, лагерь. Эти эпизоды перемежаются переживаниями матери, а в эпилоге поэтесса обращается ко всем страдающим матерям:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.
В свой голос в поэме А.А. Ахматова включает все голоса – и арестованных, и их матерей, и тех, кто уже покинул этот мир. Личная судьба здесь неотрывна от мученической судьбы страдальцев. На высоту вселенской трагедии А.А, Ахматова подняла свое горе, ставшее общим, и чужое горе, ставшее личным. Ее голос сливается с голосом «стомильонного народа», у которого осталась память о судьбе лагерников и смертников.
В конце 1940 года, в год окончания «Реквиема», А.А. Ахматова начинает писать новую поэму – «Поэму без героя». Именно она открывает новый период творчества поэтессы.
- Какие изменения претерпевает лирика А.А. Ахматовой в этот период?
- Охарактеризуйте лирическую героиню поэмы «Реквием».
Отечественная война. Десятилетняя «немота». «Бег времени». Мировое признание
В июне 1941 г. началась Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР застало А.А. Ахматову в Ленинграде. Анна Андреевна пишет короткие стихотворения, наполненные высокими чувствами. Примером может служить не только стихотворение «Победителям», но и знаменитое стихотворение «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
По мнению А.А. Ахматовой, народ — обладатель речи, а речь — свидетельство жизни народа: исчезает народ — исчезает речь, умирает речь - умирает народ.
В конце сентября 1941 года А.А. Ахматову эвакуировали в Ташкент. Средняя Азия произвела на нее неизгладимое впечатление. Она восприняла Восток как нечто первозданное, очень древнее, ощутив прямое дыхание вечности («Ты, Азия, — родина родин!»). После окончания войны поэтесса возвращается в Ленинград. Ей не просто разрешено вновь печататься, она избрана в новое правление Ленинградского отделения Союза писателей СССР.
Однако в 1946 году А.А. Ахматову вывели из состава правления Союза писателей, а затем и вовсе исключили из Союза советских писателей. Несмотря на вынужденную немоту, А.А. Ахматова продолжала писать: среди шедевров ее лирики — «Вереница четверостиший», «Сон» («Был вещим этот сон или не вещим...»), «Пусть кто-то еще отдыхает на юге...», «Ты стихи мои требуешь прямо...», «Вот она, плодоносная осень!..». Завершением послевоенной лирики стал сборник «Бег времени» (1965).
В ноябре 1949 года вновь арестован Лев Гумилев. Он просидел в лагерях до мая 1956 года, несмотря на все хлопоты матери. Чуть позже в 1957 году А.А. Ахматова возвращается в печать. Солидные журналы стали все чаще публиковать её стихи. В 1961 году вышел новый сборник стихотворений «Избранное». Одно из стихотворений сборника – «Творчество» - посвящено рождению стихов, тому моменту, который предшествует приходу поэтического вдохновения:
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, –
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Это стихотворение должно рассматриваться как программное, выявляющее глубинные художественно-эстетические принципы творчества А.А. Ахматовой вообще. Определившись со своей жизненно-творческой позицией, поэтесса обращается к Музе. Ее Муза не романтическая избранница, а «обуза», которая является не каждый день и не каждый час, а по своей прихоти, да и ведет себя подобно болезни («Жестче, чем лихорадка оттреплет, / И опять весь год ни гу-гу»). Не Муза во власти поэта, а поэт во власти Музы.
Одна из особенностей поэзии поздней А.А, Ахматовой состоит в том, что ее любовная лирика приобретает философский характер (циклы «Шиповник цветет» и «Полночные стихи»).
«Поэма без героя»
«Поэма без героя» завершила творческий путь А.А. Ахматовой. Она была, несомненно, центральным произведением ахматовского творчества. Поэт в ней как бы берет на себя все грехи мира, и эта высокая готовность к жертвенному подвигу пронизывает «Поэму без героя…» светом разума и человечности. В этом смысле героиня поэмы (автор, поэт, современница событий) и является ее главным лицом. Через ее сердце проходит эпоха, которую она воплощает в стихотворном повествовании и которую читатель видит ее глазами. Судьба решила так, что рядом с ней не осталось героя. Можно сказать, что поэма лишена героя, но не героини. В поэме А.А. Ахматова размышляет о своей судьбе. думает о будущем, предвещает свою смерть.
В марте 1966 году А.А. Ахматова приехала в домодедовский санаторий. Утром 5 марта за завтраком она почувствовала себя плохо – случился инфаркт, которого она не перенесла. 5 марта 1966 года А.А. Ахматова скончалась. В некрологе А.Т. Твардовский написал: «Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий...».
Контрольные вопросы
- Какие темы и мотивы встречаются в раннем творчестве А.А. Ахматовой (сборник «Вечер» и «Четки»)?
- Каковы новые признаки поэтики А.А. Ахматовой (в сборниках «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»)?