Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.А. Бродский. Жизнь и творчество

Русская литература XX века

И.А. Бродский. Жизнь и творчество

План урока

  • Слово об И.А. Бродском
  • Лирика доэмигрантского периода
  • Лирика эмигрантского периода

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь И.А. Бродского, своеобразие его лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Какие петербургские поэты вам известны?
  • Какие русские писатели оказались в эмиграции?

 

Слово об И.А. Бродском

Рис. 1. И.А. Бродский. Рис. 1. И.А. Бродский.

Иосиф Александрович Бродский (1940–1996)

 

Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде. Его отец Александр Бродский был фотокорреспондентом армейской газеты, окончил войну в чине капитана третьего ранга и затем работал в фотоотделе Военно-Морского музея, мать Мария Вольперт работала бухгалтером. 

 

В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать будущего поэта Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец И.А. Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея.

 

В 1955 году, закончив семь классов и начав восьмой, Иосиф Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием будущего поэта финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет решил стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. После этого работал кочегаром, в геологических партиях. С 1956 по 1963 год он переменил 13 мест работы, где в общей сложности числился два года восемь месяцев.

Рис. 2. Иосиф Бродский. Ленинград. Фото 1957. Рис. 2. Иосиф Бродский. Ленинград. Фото 1957.

С 1957 года Иосиф Бродский начал писать стихи, выступал с их чтением публично. С 1960-х годов начал заниматься переводами. Талант поэта был оценен известной русской поэтессой Анной Ахматовой. И.А. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобрел известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда, но он никогда не принадлежал ни к какой группировке, не был связан с диссидентством. 

 

До 1972 года в СССР были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под собственной фамилией или под псевдонимом.

 

В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилась статья «Окололитературный трутень», авторы которой клеймили Бродского, цитируя не его стихи и жонглируя выдуманными фактами о нем. 13 февраля 1964 года Бродского снова арестовали. Его обвинили в тунеядстве, хотя к этому времени его стихи регулярно печатались в детских журналах, издательства заказывали ему переводы.

 

13 марта над И.А. Бродским состоялся суд. За поэта заступились Анна Ахматова, писатель Самуил Маршак, композитор Дмитрий Шостакович, а также французский философ Жан Поль Сартр. Иосиф Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область «с обязательным привлечением к физическому труду».

 

В ссылке он провел 18 месяцев – с марта 1964 по сентябрь 1965 года, в деревне написал около 80 стихотворений. Возвратившись из ссылки, жил в Ленинграде. Поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали переводы, поддерживали друзья и знакомые. В основном из произведений этой поры составлена самим И.А. Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы в Августе. Стихи к М. Б.».

 

В мае 1972 года поэта вызвали в ОВИР с ультимативным предложением эмигрировать в Израиль, и Иосиф Бродский принял решение об отъезде за границу. В июне он выехал в Вену, в июле – в США.

 

Его первая должность – преподаватель в Мичиганском университете. Затем он переехал в Нью-Йорк и преподавал в Колумбийском университете, колледжах Нью-Йорка и Новой Англии.

 

Поэт опубликовал свои произведения – цикл «Песни счастливой зимы», сборники «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи», «Урания», поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам», «Горчаков и Горбунов» и др. Им были созданы эссе, рассказы, пьесы, переводы. 

 

В эмиграции он писал также по-английски. На английском у И.А. Бродского при жизни вышло пять книг стихов. Первая, «Elegy to John Donne», вышедшая в 1967 году в Англии, была составлена из стихов до 1964 года без ведома и участия поэта. Его первой английской книгой стала «Selected Poems» («Избранные стихи», 1973) в переводе Джорджа Клайна, воспроизводившие две трети содержания «Остановки в пустыне».

 

Позже вышли в свет A Part of Speech («Часть речи»), «To Urania» («К Урании»), «So Forth» («Так далее»). Первый сборник его прозы на английском языке – «Less Than One: Selected Essays» – признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1995 году была издана книга эссе «On Grief and Reason» («О скорби и разуме»).

 

И.А. Бродский печатался в The New Yorker, New York Review of Books, участвовал в конференциях, симпозиумах, много путешествовал по миру, что нашло отражение и в его творчестве – в произведениях «Роттердамский дневник», «Литовский ноктюрн», «Лагуна», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Темза в Челси», «Колыбельная трескового мыса», «Мексиканский дивертисмент», «Декабрь во Флоренции», «Пятая годовщина», «Сан-Пьетро», «В Англии».

 

В 1978 году Иосиф Бродский стал почетным членом Американской академии искусств, из которой он вышел в знак протеста против избрания почетным членом академии Евгения Евтушенко.

Рис. 3. Иосиф Бродский на приеме в честь присуждения Нобелевской премии по литературе. Стокгольм. Фото 1987. Рис. 3. Иосиф Бродский на приеме в честь присуждения Нобелевской премии по литературе. Стокгольм. Фото 1987.

В декабре 1987 года Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». 

 

В 1991–1992 годах И.А. Бродский получил звание поэта-лауреата Библиотеки конгресса США.

 

С конца 1980-х творчество Иосифа Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклонял предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживал и пропагандировал русскую культуру.

 

В 1995 году И.А. Бродскому было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.

 

1990-е годы отмечены взлетом интенсивности творчества поэта – он написал и перевел более ста стихотворений, пьесу, около десяти больших эссе.

 

Сборники сочинений И.А. Бродского начали печатать в России, первые из них – «Назидание» «Осенний крик ястреба» и «Стихотворения» вышли в 1990 году.

 

Состояние здоровья поэта постоянно ухудшалось. Еще в 1976 году он перенес обширный инфаркт. В декабре 1978 года Иосифу Бродскому была сделана первая операция на сердце, в декабре 1985 года – вторая, которой предшествовало еще два инфаркта. Врачи поговаривали о третьей операции, а в дальнейшем и о трансплантации сердца, откровенно предупреждая о том, что в этих случаях велик риск летального исхода.

 

В ночь на 28 января 1996 года Иосиф Бродский скончался от инфаркта в Нью-Йорке. 1 февраля он был временно захоронен в мраморной стене на кладбище при Троицкой церкви на 153-й улице на Манхэттене. Через несколько месяцев, согласно последней воле поэта, его прах похоронили на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции. 


  1. Почему И.А, Бродский не получил среднего общего образования?
  2. За что поэта выслали из СССР?
  3. В каком университете работал поэт, будучи в эмиграции?
  4. За что И.А. Бродскому присудили Нобелевскую премию?


Лирика доэмигрантского периода

Рис. 4. И.А. Бродский. Фото 1967. Рис. 4. И.А. Бродский. Фото 1967.

Темы стихотворений И.А. Бродского оставались неизменными на протяжении его жизни: Бог, жизнь, смерть, страсть, страдание, судьба, вечность. С одной стороны, они типичны для лирики, но, как ни странно, современники поэта сторонились этих сложных философских тем

 

Форма стихотворений, экспериментальная, использующая приемы разных эпох и культур, основанная на сложном синтаксисе, сбитой и неустойчивой ритмике, предельно ассоциативной метафоризации, еще более дисгармонировала с примерами лирического творчества современников знаменитого поэта.

 

И.А. Бродского никак нельзя назвать глубоко верующим человеком и даже христианином, но как бы парадоксально это ни звучало, одна из ключевых тем и один из ключевых образов поэта – Бог. Стихотворение «В деревне Бог живет не по углам…» кажется наиболее полно отражающим отношение поэта к этому образу:

 

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.

 

 

Каждая строчка и строфа приближает читателя к пониманию этого образа: это мифологизированное, народное понимание бога, которое приводит к образу огня и солнца:

 

 

Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
….
В деревне он – в избытке.

 

 

Он и тепло дома, и помощник в хозяйстве, и даже причина неудач на охоте. Авторская игра с читателем интересна именно тем, что последняя строчка называет лирического героя атеистом, но образ бога становится от этого более земным и теплым:

 

 

Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

 

 

Начиная с 1960-х годов И.А. Бродский создает собственные вариации на тему Рождества Христова: обычно в декабре, в канун Рождества, поэт пишет стихотворения на эту тему. 

 

Это ответ на «Рождественскую звезду» Б.Л. Пастернака, который стал своеобразной поэтической традицией на много лет: «Рождество 1963 года» («Волхвы пришли. Младенец крепко спал…») и «Рождество 1963 года» («Спаситель родился…»), а также отчасти «24 декабря 1971 года» («В Рождество все немного волхвы…»). Сюжет, мотивы, настроения и образы примерно одни и те же: младенец, Дева Мария, Иосиф, волхвы и образ Звезды, символизирующий взгляд и заботу небесного Отца, однако, благодаря выверенной форме и поэтическому мастерству звучат они по-новому.

 

Стихотворение «Сретенье» тоже опирается на известный библейский сюжет о старце Симеоне, которому было до смерти суждено увидеть Спасителя. На церковном языке русского православия «сретенье» – это встреча, и об этой встрече с младенцем Симеон говорит просто и торжественно:

 

 

Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он – твое продолженье и света

 

 

Вторая встреча в стихотворении – это встреча с Божественным, которое ждет его в «глухонемых владеньях смерти», где на самом деле есть жизнь:

 

 

Светильник светил, и тропа расширялась.

 

 

Общий фон существования для лирического героя Иосифа Бродского – трагический. Это касается как философской лирики, так и любовной лирики поэта. 

 

Многие его любовные стихотворения помечены инициалами «М. Б.». Они посвящены возлюбленной поэта М. Басмановой, отношения с которой складывались у поэта непросто.

 

Первое стихотворение «басмановского» цикла «Я обнял эти плечи и взглянул…» – своеобразная загадка поэта: о наступлении ли оно счастья или о его потере, об обреченности любви лирического героя. 

 

Стихотворения «Песни счастливой зимы» и «Ломтик медового месяца» – стихотворения прощания. Их чеканный ритм звучит болезненно и остро:

 

 

Пусть же в сердце твоем,
как рыба, бьется живьем
и трепещет обрывок
нашей жизни вдвоем.

 

 

В стихотворении «Postscriptum» взаимная любовь опять видится как невозможная, и обреченность кажется почти космической: лирический герой пытается позвонить любимой, но в трубке слышит только короткие гудки: 

 

 

…Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.

 

 

Форма этого стихотворения продумана до мелочей и создает почти не разгадываемый шифр, особенно для современного читателя: 

 

 

…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения…

 

 

Метафора «запускать в проволочный космос... медный грош» читается только если знать, как выглядит и как устроен уличный телефон-автомат. 

 

Речь лирического героя звучит сложной, сбивчивой, волнующейся, как и его сложные, неспокойные мысли и чувства. Это достигается благодаря сложному синтаксису: сложноподчиненным предложениям; переносам; метафорам, которые называются «кончетти» (одно слово – разговорное, второе – литературное).

 

Тема конфликта личности с обществом, подавляющим ее свободу ‒ еще одна важная тема для поэта. Однако особенность лирики Бродского заключается в том, что поэт поднимается до высоких философских обобщений и гражданская направленность уже оказывается на периферии читательского и авторского восприятия. 

 

Резко критическое отношение И.А. Бродского к советскому строю, к советскому государству времен брежневского правления отразилось в таких стихотворениях, как «Конец прекрасной эпохи», «Набросок», «Одному тирану».

 

В «Конце прекрасной эпохи» рисуется неприглядная картина современной для писателя жизни страны СССР, но для лирического героя это лишь проявление старых бед Российского государства со времен Рюрика. 

 

В центре стихотворения «Одному тирану» – некий обобщенный образ тирана ХХ века (намека на конкретную фигуру российской или европейской истории: Сталина, Гитлера, Муссолини ‒ автор не дает). Герой его стихотворения, престарелый тиран, доживающий свои последние дни, по-прежнему не чувствует ни вины, ни ответственности за злодеяния, некогда совершенные им.

 

Лирика эмигрантского периода

Рис. 5. И.А. Бродский. Фото 1980-х. Рис. 5. И.А. Бродский. Фото 1980-х.

С 1972 года начинается эмигрантский период жизни и творчества Иосифа Бродского. Жизнь и профессиональная деятельность в США у поэта складывалась благополучно: он преподавал русскую словесность в одном из американских университетов и в колледжах. 

 

И.А. Бродский имел возможность много путешествовать и знакомиться с новыми людьми культуры, науки и искусства, поэтому сформировалась новая тема ‒ история и культура других стран: «Мексиканский дивертисмент», «В Англии», «Римские элегии», «Венецианские строфы» и др. 

 

Иосиф Бродский периодически выпускал новые сборники стихотворений: «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания», «Примечания папоротника», «Пейзаж с наводнением», а также сборники эссе на английском языке, имевшие большой успех у американских и европейских читателей. В эмиграции И.А. Бродский становится писателем мирового уровня.

 

Однако общий взгляд лирического героя становится все более трагическим и даже циничным и язвительным. Хорошо это видно в двух стихотворениях примерно одного периода: «Пятая годовщина» и «Развивая Платона».

 

Пятая годовщина ‒ это пять лет вдали от родной страны: девять первых строф отданы описанию своей страны, временами желчному, временами ‒ теплому:

 

Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.
Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.
Там, грубо говоря, великий план запорот.
Других примет там нет – загадок, тайн, диковин.
Пейзаж лишен примет и горизонт неровен.
Там в моде серый цвет – цвет времени и бревен.

 

 

Тепло и просто звучит фраза, начинающая вторую часть стихотворения: «Я вырос в тех краях». И далее лирический герой пытается осознать свое новое состояние и качество:

 

 

Теперь меня там нет. Об этом думать странно.

 

 

Поэт, который иногда умеет писать так странно и запутанно, здесь избегает сложного синтаксиса и предельно честен с собой, упрощая свою речь до простых предложений. Перед лирическим героем пустота и открытые пространства: 

 

 

Предо мной – пространство в чистом виде.
В нем места нет столпу, фонтану, пирамиде.
В нем, судя по всему, я не нуждаюсь в гиде.

 

 

В последних строфах начинает проявляться образ Пимена из пушкинского «Бориса Годунова», который точно знал свою роль и свое место в истории:

 

 

Мне нечего сказать ни греку, ни варягу.
Зане не знаю я, в какую землю лягу.
Скрипи, скрипи, перо! переводи бумагу.

 

 

Идеи Платона в стихотворении «Развивая Платона» совсем не близки лирическому герою: философ высказывал идеи о том, что поэты и люди искусства мешают государству, лишая его рационального начала. Подразумевая под таким поэтом себя, а под платоновским государством Советский Союз, И.А. Бродский в этой тяжбе сторон, разумеется, берет сторону поэта. лирический герой надевает маску греческого патриция и рассуждает о том, как живет в прекрасном городе… В этом прекрасном городе узнаются очертания родного города Иосифа Бродского Ленинграда. Все стихотворение пронизано чувством сильнейшей ностальгии по городу детства и молодости поэта. Однако лирический герой, воображая свое возвращение домой, признает, что он «не наш», чужой для своей родины. 

 

Такого же драматизма исполнены и любовные стихотворения И.А. Бродского эмигрантского периода. Лучшие из них посвящены М. Басмановой, память о любви к которой, несмотря на то что теперь их разделял Мировой океан, не оставляла его долгие годы: «Я был только тем, чего…», «То не Муза воды набирает в рот…».

 

Жанровое определение и тематическую направленность некоторых стихотворений определить однозначно невозможно: в них соединяется частное и общее, философское и глубоко личное: «Вечер. Развалины геометрии…», «Жизнь в рассеянном свете», «Послесловие», «Новая жизнь», «В кафе», «Примечания папоротника», «Надпись на книге».

 

В позднем творчестве И.А. Бродского стихотворения приобретают более светлую тональность и восходящие к классической традиционной русской поэзии ХIХ века приемы. Таково прежде всего замечательное стихотворение «На столетие Анны Ахматовой».

 

Таковы же и все написанные в эмиграции «рождественские» стихи Иосифа Бродского: «Бегство в Египет», «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере…», «Неважно, что было вокруг, и неважно…», «Колыбельная», «Бегство в Египет (2)» и др. 

 

Для И.А. Бродского ключевой чертой становится сосредоточенность на чувствах. Саморефлексия лирического героя поэта редко приводит поэта к элегическому покою и смирению, мотивы одиночества, брошенности, отверженности, отчаяния остаются самыми сильными и, наверное, именно они делают лирику поэта настолько трогающей сердце и душу и манящей.


  1. Какие темы и мотивы отличают лирику И.А. Бродского доэмигрантского и эмигрантского периодов?
  2. Какие виды лирики присущи творчеству И.А. Бродского?


Лирика Иосифа Бродского представляет линию интеллектуальной поэзии: она метафорически сложна, содержит массу тонких намеков на разные явления европейской культуры, поэтому требует дополнительной работы по анализу и интерпретации почти каждой строчки. Когда код к стихотворению расшифрован, читатель испытает истинное эстетическое и интеллектуальное удовольствие.


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите основные сборники стихотворений поэта.
  2. В чем необычность языка поэзии И.А. Бродского?


Предыдущий урок
Серебряный век русской поэзии. Символизм. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый
Русская литература XX века
Следующий урок
Акмеизм. Н.С. Гумилев. Лирика
Русская литература XX века
  • Вычисление площадей с помощью интегралов

    Алгебра

  • Семья и брак

    Обществознание

  • Эволюция человека - антропогенез

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке