Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 11 класс
  • Литература
  • М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра. Изображение жизни казачества

Конспект урока: М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра. Изображение жизни казачества

Русская литература XX века

М.А. Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра. Изображение жизни казачества

План урока

  • Слово о М.А. Шолохове
  • История создания романа «Тихий Дон»
  • «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии
  • Изображение жизни казачества

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М.А. Шолохова, художественные особенности романа «Тихий Дон»
  • Уметь анализировать роман-эпопею

Разминка

  • Какое произведение М.А, Шолохова вы уже изучали?
  • Какие произведения о казачестве вы уже изучали?
  • Что такое «роман-эпопея»?

 

Слово о М.А. Шолохове

Рис. 1. М.А. Шолохов. 1960. Рис. 1. М.А. Шолохов. 1960.

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984)

 

Михаил Александрович Шолохов родился в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области). Мать М.А. Шолохова, Анастасия Черникова, была черниговской крестьянкой, сиротой, до замужеств а служила горничной у помещицы в станице Вешенской и была выдана насильно замуж за донского казака Кузнецова. Она оставила его, полюбив Александра Шолохова, который к казачеству не принадлежал, был родом из Рязанской губернии, служил приказчиком на коммерческом предприятии, а в советское время заведовал Каргинской заготовительной конторой Донпродкома. Первоначально их незаконнорожденный сын Михаил был записан на фамилию официального мужа матери. Только после смерти Кузнецова в 1912 году родители смогли обвенчаться, Михаил был «усыновлен» настоящим отцом и получил фамилию Шолохов.

 

В 1910 году семья М.А. Шолоховых переехала в хутор Каргин, где в семилетнем возрасте Михаил был принят в мужское приходское училище. В 1914–1918 годах он учился в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вешенской.

 

В 1920–1922 годах М.А. Шолохов работал служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в хуторе Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в станице Каргинской, налоговым инспектором в станице Букановской. В составе продотряда ездил по хуторам, добывая хлеб по продразверстке. В это же время М.А. Шолохов работал над рукописной газетой «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы «Генерал Победоносцев» и «Необыкновенный день».

 

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения «Молодая гвардия». Осенью 1923 года в «Юношеской правде» были опубликованы два фельетона Шолохова – «Испытание» и «Три».

 

В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел его рассказ «Родинка», открывший цикл донских рассказов. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» и «О Колчаке, крапиве и прочем». «Донские рассказы» еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

 

В 1925 году писатель приступил к созданию романа «Тихий Дон» о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года – в Вешенской. 

 

В 1932 году вышла первая книга его романа «Поднятая целина» о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

 

В годы Великой Отечественной войны М.А. Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публиковал фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», а также роман «Они сражались за Родину», который был задуман как трилогия, но не был окончен.

 

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман «Тихий Дон», на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

 

В 1956 году вышел его рассказ «Судьба человека». В 1960 году была опубликована вторая книга романа «Поднятая целина».

 

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время». Премию Михаил Шолохов передал на постройку школы на своей родине – в станице Вешенской Ростовской области.

 

М.А. Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года – член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

 

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом «Они сражались за Родину» и тяжело болел. В это время станица Вешенская стала местом паломничества. В гостях у Михаила Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

 

М.А. Шолохов перенес два инсульта, диабет, затем рак горла. 21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вешенской, где и был похоронен на берегу Дона.


  1. Каково происхождение М.А. Шолохова?
  2. За что М.А. Шолохову присудили Нобелевскую премию?
  3. Какой роман сделал М.А. Шолохова знаменитым писателем?


История создания романа «Тихий Дон»

Рис. 2. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 1, часть 1, глава 03. Рис. 2. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 1, часть 1, глава 03.

В юности М.А. Шолохов был очевидцем событий, разворачивавшихся на Дону во время Гражданской войны, в том числе очевидцем Вешенского восстания, вспыхнувшего весной 1919 году. Изначально 21-летний писатель задумал роман «Донщина». Из воспоминаний: «Начал писать роман в 1925 году. Первоначально не мыслил так широко его развернуть. Хотел показать казаков в революции. Начал с их участия в походе Корнилова на Петроград. Написал 5-6 листов, но почувствовал: что-то не то». Не смог объяснить, что заставило казаков выступить против Временного правительства, кто они вообще. Для этого писателю пришлось вернуться назад, к мирной жизни, в хутор Татарский станицы Вёшенской, в май 1912 года. 

 

Позднее Михаил Шолохов говорил: «Поэты рождаются по-разному. Я, например, родился из Гражданской войны на Дону». Неудивительно, что именно эти события стали объектом его творчества. М.А. Шолохову важно исследовать истоки эпохального события, поэтому «Тихий Дон» описывает в общей сложности 10 лет жизни казачества – с мая 1912 года по март 1922 года.

 

В общей сложности работа над произведением заняла 15 лет. Осенью 1926 года М.А. Шолохов приступил к роману. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале «Октябрь». Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. В ней восстание казаков 1919 года – болезненная для новой власти тема. Так, писатель Фадеев от лица РАПП заявляет: «Настоятельно рекомендую автору сделать Мелехова «нашим». М.А. Шолохов предпочел просто не печатать роман. В итоге Мелехов, вопреки рекомендациям, пришел вовсе не к большевизму, а к оставленной земле, к дому, к сыну. Чтобы выпустить книгу, М.А. Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую – последнюю часть, но стал заново ее переписывать. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937–1938 годах, восьмая – в 1940 году.


  1. Как изначально хотел назвать М.А. Шолохов свой роман?
  2. Сколько лет продолжалась работа над «Тихим Доном»?


«Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии

 

В «Тихом Доне» Шолохов изображает грандиозную по масштабу и художественной силе картину народной жизни в эпоху исторических потрясений начала XX века.


Роман-эпопея  – жанровая разновидность эпического произведения, обладающая чертами романа и эпопеи, ключевые особенности жанра:

 

– масштабные исторические события, участие в которых принимают люди всех социальных слоев;

– широкий пространственный и временной охват;

– система персонажей разветвленная и многоуровневая (исторические фигуры существуют наряду с вымышленными);

– несколько сюжетных линий.


Роман-эпопея предполагает также синтез разных жанров, которые соответствуют сложному авторскому замыслу. В романе М.А. Шолохова можно найти черты семейно-бытового романа (черты семейной саги особенно явственны в первых двух частях), исторической хроники (вторая и отчасти третья и четвертая книги), социально-психологического (образ и судьба Григория Мелехова) и философского романов.

 

В центр повествования помещены герои ‒ свидетели и непосредственными участники происходящих в этот период войн (Первой мировой и Гражданской) и революций (Февральской и Октябрьской). Эти катаклизмы разрушили не только прежний государственный строй, но и веками формировавшийся уклад национальной жизни. При этом автору важно, чтобы история была изображена не как обезличенный процесс, а опосредованно, преломляясь в судьбах персонажей. В отличие от Л.Н. Толстого, М.А. Шолохов не пошел по пути объективного повествования об истории и формулирования историософской концепции. Исторические события проживаются героями и тем самым получают их идейную, эмоциональную и этическую оценку. 

 

Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912 — март 1922 года.

 

Первая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей Первой мировой войне, и самой войне. Мирная жизнь оказывается расколотой войной.

 

Вторая часть эпопеи повествует о событиях конца 1916 года — до апреля 1918 года. «Сполох» первой книги превращается в братоубийственную войну во второй.

 

Третья книга эпопеи повествует о событиях Верхне-Донского восстания 1919 года.

 

Четвертая книга эпопеи рассказывает о попытке противостояния отряда Фомина красным, предсказывает страдания, которые выпадут на долю донского казачества. Четвертая книга возвращает памятью к предыдущим трем: она логически завершает эволюцию героев. В последней главе эпопеи автор показывает мир в двух измерениях: настоящем и будущем.


В чём отличия романа-эпопеи М.А. Шолохова от романа-эпопеи Л.Н. Толстого?


Изображение жизни казачества 

Рис. 3. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 4, часть 7, глава 08. Рис. 3. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 4, часть 7, глава 08.

«Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими, по сравнению с крестьянством Центральной России, наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

 

Огромное значение для создания художественного мира романа-эпопеи играют пейзажные и бытовые зарисовки. 

 

Автор делает большие исторические и лирические отступления, чтобы создать атмосферу того мира, который для него близок и дорог. 

 

Страницы, изображающие безграничный степной простор, вольный Дон красочны и поэтичны. Пейзажные зарисовки наполнены неповторимыми запахами, звуками, красками. Это показатель мастерства Шолохова-художника, наблюдательности автора и безграничной его любви к родной земле. 

 

Ключевые сцены и эпизоды, прежде всего те, в которых изображается мирная жизнь донских казаков, разворачиваются в открытом пространстве – в степи, на луговом сенокосе, на хлебной ниве, на раздольной реке, в дороге… Важно и то, как подробно автор рисует картины казацкого земледельческого труда.

 

Автор нередко использует прием контраста (часто пейзаж нужен автору для того, чтобы противопоставить человеческой жестокости, безумному братоубийству животворящую, целительную силу природы) или параллелизма (природа зеркально отражает то, что происходит в мире людей)

 

Жизнь казачества читатель постигает, знакомясь с нравами, мировоззрением, привычками и повседневной, бытовой жизнью огромного количества персонажей. Всего в «Тихом Доне» более семисот персонажей, представляющих разные социальные слои и сословия. 

 

В «Тихом Доне» действуют или просто упоминаются реальные исторические персонажи (белые генералы Алексеев, Корнилов, Краснов, Каледин, Деникин, лидеры красного движения на Дону Подтелков и Кривошлыков). Но в центр повествования автор ставит не их, а вымышленных героев: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых и др. 

 

Подавляющее большинство показанных в мирных главах романа персонажей – яркие народные характеры, красивые и трудолюбивые люди, которые неразрывно связаны с землей, наделены душевной широтой, вольнолюбием и чувством юмора. Их уклад жизни наполнен тяжким трудом, повседневными хозяйственными и семейными заботами, воспоминаниями о дедах и отцах, гордостью за сыновей и внуков, колоритными народными обычаями, обрядами, гуляниями.

 

В главах романа показаны не только привлекательные, но и неприглядные стороны повседневной жизни казаков (жестокость, насилие над женщинами, неуважение к ним, ненависть к чужакам, оскорбления, брань, пьянство...). 

 

Именно к этой розни ‒ бытовой, семейной, сословной, религиозной и этнической, – XX век добавляет вражду классовую, идейную, еще более опасную, способную спровоцировать общенациональное кровопролитие.


С помощью каких приёмов писатель изображает казачество в своём произведении?


Михаил Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало М.А. Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.


Контрольные вопросы:

 

  1. Как изображает М.А. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?
  2. Какие черты позволяют считать роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» эпопеей?
  3. Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
  4. Какова хронология событий романа?


Предыдущий урок
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Герои и проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»
Русская литература XX века
Следующий урок
Литература периода Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
Великая Отечественная война
  • Географическое наследие Америки. Население и география культур Америки

    География

  • Закон преломления света на границе раздела двух изотропных однородных прозрачных сред. Явление полного внутреннего отражения

    Физика

  • Дисперсные системы

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке