Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.И. Цветаева. Лирика. Тема родины

Русская литература XX века

М.И. Цветаева. Тема Родины

План урока

  • Тема Родины в лирике М.И. Цветаевой
  • Особенности поэтического стиля

Цели урока

  • Знать образы, мотивы, проблемы стихотворений М.И. Цветаевой, посвященных Родине
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • Как можно охарактеризовать лирическую героиню М.И. Цветаевой?
  • Каким темам было посвящено творчество М.И. Цветаевой?

 

Тема Родины в лирике М.И. Цветаевой 

 

Путь Марины Цветаевой в поэзии отмечен многими знаками любви – вины, любви – преданности, любви – зависимости, любви, которая, наверное, диктовала даже и ошибочные поступки в ее жизни. Такова любовь лирической героини к Родине («Простите меня, мои горы», 1918):

 

 

Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать – крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»

 

 

В ранней лирике лирическая осознает любовь к Родине как любовь к родному городу ‒ Москве (цикл «О Москве», 1916). Это чувство для лирической героини, считающей себя плотью от плоти московской земли, светло, естественно, искренно: 

 

 

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

 

 

Рис. 1. М.И. Цветаева. Фото 1914. Рис. 1. М.И. Цветаева. Фото 1914.

Поэтический цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. В цикле изображен дореволюционный величественный город. 

 

В цикле много религиозных мотивов. Образ города воспринимается как символ национальной святыни. Москва давно утратила статус столицы, но лирическая героиня воспринимает его как сердце родной земли.

 

Период революций и Гражданской войны М.И. Цветаева переживала, опираясь на свои чувства, в них находя покой и умиротворение: в стихотворении «Мировое началось во мгле кочевье…» вся природа, весь мир приходят в неистовое движение, нарушающее всякую норму природной жизни: деревья «бродят по ночной земле», звезды «странствуют из дома в дом», а «реки начинают путь – вспять», а желание героини оказывается таким прозаичным и таким сложным: 

 

А мне хочется к тебе на грудь – спать…

 

 

Расставание с родиной было очень тяжелым для Цветаевой. Это было время осмысления прошлого и обобщения случившегося. Ощущение конца пронизывает все, что она делает в эти годы, и стихотворения о Родине кажутся как никогда пронзительными и трагическими. 

 

Марина Цветаева утверждала, что ностальгией – мучительным чувством тоски по родине она, в отличие от большинства русских эмигрантов, не страдает. Тем не менее такие ее стихотворения, как «Рассвет на рельсах» (1922), «Русской ржи от меня поклон…» (1925), «Родина» (1932), «Тоска по родине! Давно…» (1934), свидетельствуют, что подобные заявления с ее стороны скорее декларация, чем отражение действительных переживаний. 

 

Истоки характера поэта – в любви к России, к русской истории, к русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья, на которые сама себя обрекла и которыми вдобавок наградила ее жизнь. Она выстрадала эту любовь. И не поступилась ею, не поступилась своей гордостью, своим поэтическим достоинством, святым, трепетным отношением к русскому слову. 

Рис. 2. М.И. Цветаева с сыном Георгием (Муром) в Париже. Рис. 2. М.И. Цветаева с сыном Георгием (Муром) в Париже.

В цикле «Стихи к сыну» (1932) она во весь голос говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы («всем краям наоборот») неудержимо рвущейся вперед – в будущее, в само мироздание – «на – Марс». Во тьме дичающего старого мира сам звук «СССР» звучит для поэта как призыв к спасению и весть надежды. Две важнейшие, выстраданные темы переплетаются в этих предельно искренних и горячих стихах: «отцов», виноватых в собственной беде и несущих заслуженную кару за свою вину, и «детей», к вине родителей непричастных, отнять у которых мечту о новой России со стороны «отцов» было бы преступлением. Речь матери, обращенная к сыну, звучит как завещание, как непреложный завет и как собственная, почти безнадежная, мечта:

 

Призывное: СССР, –
Не менее во тьме небес
Призывное, чем: SOS.
Нас Родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой – вперед –
В свой край, в свой век, в свой час, – от нас…

 

 

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Вероятно, этим девизом пользовалась Марина Цветаева, уезжая из Москвы. Она предпочла бы умереть, чем подчиниться чужой воле. Тема России является одной из главных тем лирики М.И. Цветаевой. Это и память о той России, которую она оставила в 22, и интерес к Советскому Союзу, в который она не хотела бы вернуться из страха быть непонятной, ненужной. Но, несмотря на почти физическую боль от непонимания и неприятия ее лирике в родной стране, она сюда возвращается. Это ее дом, ее земля, ее страна. Стихи, написанные во время эмиграции М.И. Цветаевой, выражают ту нежную, трепетную и огромную любовь, которую она испытывала к России, ту бурю эмоции, которую невозможно было остановить, да, наверное, она и не пыталась этого сделать.


  1. Какими чувствами проникнуто стихотворение М.И. Цветаевой о Москве?
  2. Как М.И. Цветаева описывает образ родины в стихотворениях эмигрантского периода?


Особенности поэтического стиля 

 

Индивидуальная манера письма Марины Цветаевой опирается на несколько приемов:

 

сложная ритмическую организацию стихотворений, которая достигается за счет регулярного чередования более длинных, более коротких и совсем коротких стихотворных строк; за счет постоянного использования знака тире, как правило, заменяющего у Цветаевой и двоеточия, и запятые и часто отмечающего важную смысловую паузу; за счет многочисленных  речевых переносов – анжамбеманов, намеренно нарушающих привычный ритм стиха, делая его звучание, с одной стороны, более отчетливым и энергичным, с другой – нервно-дисгармоническим («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!»): 

 

 

И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, Анна
Ахматова! Это имя – огромный вздох…

 

 

2. подбор слов не только по смыслу, но и по созвучиям с сознательным обыгрыванием этих созвучий, как это имеет место в ряде жанров русского фольклора – заговорах, причитаниях, частушках («Да с этой львиною…»):

 

 

Да с этой львиною
Златою россыпью,
Да с этим поясом,
Да с этой поступью…

 

 

3. частое использование слов, образующих по смыслу контрастную пару понятий  антитезу, что создает эффект грандиозно-философского охвата бытия со всеми присущими ему противоречиями («Уж сколько их упало в эту бездну...»):

 

 

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет…

 

 

4. тяготение к высказываниям, близким к емкому философскому афоризму, смысл которого не лежит на поверхности («Если душа родилась крылатой…»):

 

 

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!..


Контрольные вопросы

 

  1. В какие годы поэтесса находится в эмиграции?
  2. Какие образ и мотивы раскрывают тему Родины в лирике М.И. Цветаевой?
  3. Какой предстает лирическая героиня в стихотворениях, посвященных Родине?
  4. Какие художественные приемы М.И. Цветаевой вы считаете самыми выразительными?


Предыдущий урок
Тема любви в рассказах И.А. Бунина
Русская литература XX века
Следующий урок
А.И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»
Русская литература XX века
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

    Русский язык

  • Геометрический смысл производной

    Алгебра

  • Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке