Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Русская литература XX века

Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

План урока

  • Изображение Гражданской войны в романе «Тихий Дон»
  • Роль женских образов в романе «Тихий Дон»

Цели урока

  • Знать содержание глав романа «Тихий Дон», посвящённых Гражданской войне
  • Уметь анализировать художественную форму романа «Тихий Дон»

Разминка

  • Когда в России была Гражданская война? Каковы ее причины?
  • Как вы думаете, почему Гражданскую войну многие считают одной из самый страшных страниц русской истории?
  • Как вы считаете, каково отношение М.А. Шолохова к Гражданской войне?

 

Изображение Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

 

В финале второй книги романа показано начало гражданской усобицы, которая разделила казаков на два смертельно враждующих лагеря – сторонников и противников советской власти. Октябрьский переворот 1917 года не принёс обещанного большевиками мира, а наоборот, лёг в основании новой вражды. 

Рис. 1. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 3, часть 6, глава 49. Рис. 1. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 3, часть 6, глава 49.

Великая русская революция 1917 года, в результате которой в России установилась новая власть, явилась толчком к развертыванию вооруженной борьбы между разными группами населения. Военно-политические структуры, сформировавшиеся в дни революции, и государственные образования на территории бывшей Российской империи разделились на две группы, за которыми закрепились названия «белые» и «красные».

 

В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. Особенно, если речь идёт о войне внутри одного государства. Михаил Шолохов стремится к документальной точности в изображении военных действий на Дону.

 

В предисловии к английскому изданию романа он писал: «Я был бы счастлив, если бы в описании чужой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции».

 

Сюжетным ядром третьей книги становится Верхнедонское восстание. Важно понимать, что для автора «Тихого Дона» не имеет принципиального значения ни классовая, ни этническая принадлежность, ни политические взгляды жертв и их убийц. Например, читатель, наблюдая за судьбой Митьки или Михаила Кошевого, почувствует, что автор остаётся нейтральным к тем мотивам, которые толкают героев на убийство: месть за отца или классовая справедливость. Ни один из этих мотивов не может оправдать звериную жестокость. 

 

Автор эпопеи фиксирует и ещё один ужасающий симптом войны: нравственное разложение, пробуждение и высвобождение дремлющих низменных инстинктов. Например, фрагменты о Пантелее Прокофьевиче, который не гнушался заниматься грабежом и разбоем. Автор, всегда тепло относящийся к семье Мелеховых, считает нужным показать и эту сторону жизни казачества. 

 

Форма романа и тип повествования, которые избрал автор, позволяют ему быть предельно нейтральным и не навязывать оценок, что существенно расходилось с позицией власти и тенденциями, которые господствовали в советской литературе 1920–1930-х годов: романтизировать «красных», большевиков, борцов за республику и революцию. 

Рис. 2. С. Корольков. «Тихий Дон». Книга 3, часть 6, глава 65. Рис. 2. С. Корольков. «Тихий Дон». Книга 3, часть 6, глава 65.

М.А. Шолохов стремится создать объёмную картину, максимально достоверно показать все основные силы, участвующие в историческом процессе, предоставляя читателю возможность увидеть события во всей их полноте и сложности. Именно читатель делает выводы о причинах катастрофы, пережитой донскими казаками и в целом русским народом. Основную свою задачу автор видел в том, чтобы честно показать то, что произошло с Россией, с русскими людьми, не скрывая, не пряча, не романтизируя ни войну, ни убийства, ни убийц, под какими бы знамёнами они ни выступали, какие бы идеи ни отстаивали. 

 

Для Михаила Шолохова Гражданская война – это эпоха самой чудовищной по масштабу российской смуты, эпоха общенационального раздора и разора, всенародной распри. Но прежде всего период духовно-нравственного разврата, моральной деградации, тяжёлого обморока, который переживает народ, время помутнения национального духа и всеобщего озверения, время разрушения духовно-нравственных опор, позволяющих человеку оставаться человеком. Однако автору удаётся увидеть и показать эти опоры.

 

М.А. Шолохов приходит к выводу, что революция и Гражданская война создают двойственное положение казаков, которые долгое время не могли определить своё место в этих событиях. Их заставляют выбирать, к кому примкнуть: к «белым» или «красным». Другого пути у них нет. Герои ищут свою правду, убивая друг друга, но, разумеется, не находят ее.

 

Донские казаки мучатся и гибнут, под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. Прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвётся к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую общечеловеческую ценность.


  1. Как вы думаете, почему Григорий Мелехов так и не смог занять твердую политическую позицию?
  2. Что в происходящих событиях больше всего претило Григорию Мелехову?
  3. Как вы думаете, можно ли утверждать, что в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов осуждает Гражданскую войну? Аргументируйте свою точку зрения.


Роль женских образов в романе «Тихий Дон»

 

В размеренное эпическое повествование М.А. Шолохов включает лирические отступления: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слёз – не замыть тоски!». Это оплакивает навсегда оставшихся на полях сражений казаков, и выражает сострадание тем, кто напрасно ждёт их возвращения. 

 

Сёстры, жёны и матери казаков чаще всего символизируют эти нравственные опоры, которые потеряли воюющие стороны. Война, убийства, жестокость губят женщин, но не разлагают их изнутри. Многие женские образы «Тихого Дона» ‒ это воплощение примирения, сострадания, прощения, жизненной мудрости, любви. 

Рис. 3. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 1, часть 3, глава 19. Рис. 3. О. Верейский. «Тихий Дон». Книга 1, часть 3, глава 19.

Рисуя образы женщин, автор даёт образы в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа. Например, это касается образа Дарьи Мелеховой. Это касается и образов, связанных с Григорием Мелеховым, Григория Мелехова, — Аксиньи и Натальи. В характере Натальи (как и в характере Дарьи) причудливо сплелись порабощенность патриархальными традициями и громадные человеческие возможности, постоянно ставящие ее в остродраматические ситуации и толкающие на путь протеста.

 

В характере Натальи получили свое воплощение те высокие нравственные качества, своеобразная грация и красота, которые складывались в недрах народной жизни. Аксинья — натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, ради чего она бросает вызов всему хутору, тем, ради чего она расстается с налаженной жизнью, с привычным укладом. Однако оторвавшись от своей исконной почвы, она не находит того, что бы могло ей ее заменить (жизнь в имении Листницких). Именно поэтому исход ее жизни трагичен, подобно тому, как трагичен жизненный путь Григория Мелехова.

 

Другой примечательный образ в романе — образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя мудрой проницательностью, милосердием и великодушием. Героиня самоотверженно щедра в своем материнстве. Источник всего этого — народная нравственность, выработанная в нелегких условиях социальной обездоленности и нужды, в социальной жизни, и пронесенная через века. Образ Ильиничны также дан Михаилом Шолоховым в развитии. Например, вначале Ильинична сурово осуждает Аксинью за связь с Григорием, видя в ней виновницу гибели Натальи. Однако затем общая тревога сближает их. 

Рис. 4. И. Чарская. Ильинична. Рис. 4. И. Чарская. Ильинична.

На пороге смерти Ильинична показывает удивительные величие духа, самообладание и твердость. Ни страх, ни ожесточение, ни душевная немочь не искажают ее облика. Так расстаются с миром люди с незапятнанной совестью, много и трудно поработавшие на земле, выполнившие до конца свой долг. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Именно так, в некотором смысле символично, в «Тихом Доне» завершается судьба Ильиничны, олицетворяющей и скорбную, тяжкую долю женщины-казачки, и нетленную красоту нравственных ценностей, пронесенных народом через века угнетения, рабства и лишений.

 

Героиням романа удаётся подняться над личными обидами, преодолеть ненависть даже к не ведающим, что творят, убийцам, т.е. возвыситься до уровня христианского миропонимания. Такой духовно-нравственной высоты в романе М.А. Шолохова достигает Ильинична, испытавшая «непрошеную жалость» к заболевшему Михаилу Кошевому, перед смертью нашедшая силы простить убийцу своего сына.


  1. В чём сходства и в чём различия Аксиньи и Натальи?
  2. Что объединяет женские образы романа?


В речи на мероприятии по присуждении Нобелевской премии, Михаил Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив


Контрольные вопросы

 

  1. Каково авторское отношение к Гражданской войне?
  2. Что, по мнению автора, может быть одной из опор в эпоху исторических катастроф и нравственного падения?
  3. Какова роль женских образов в романе-эпопеи М.А. Шолохова?


Предыдущий урок
А.А. Блок. Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока
Русская литература XX века
Следующий урок
В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика
Русская литература XX века
  • Ядерные силы. Энергия связи атомного ядра

    Физика

  • Соли

    Химия

  • Эволюционная теория Чарльза Дарвина

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке