- Слово о В.В. Маяковском
- Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
- Сатирическая лирика В. В. Маяковского
- Знать жизненный и творческий путь В.В. Маяковского, особенности его творчества, основные темы
- Уметь анализировать поэтические произведения
- Что такое «авангардизм» и «футуризм»?
- К какой группе футуристов относится В.В. Маяковский?
Слово о В.В. Маяковском
Владимир Владимирович Маяковского (1893–1930)
Русский советский поэт и драматург Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия) в семье лесничего.
С 1902 года Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и сестрами. Курса гимназии не окончил.
В конце 1907 – начале 1908 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков). В.В. Маяковский принимал участие в подпольной работе. Трижды подвергался арестам, 11 месяцев провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, откуда был освобожден в январе 1910 года на поруки матери, после чего вышел из партии.
В 1908–1909 годах учился в подготовительном классе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). После учебы в студии художника Станислава Жуковского и у художника Петра Келина в 1911 году В.В. Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914 году он был исключен из учебного заведения за публичные выступления.
Его первые стихотворные опыты относятся к 1910 году, когда будущий поэт пребывал в Бутырской тюрьме. В 1912 году Маяковский опубликовал первое стихотворение «Ночь» в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». Принимал участие в художественных выставках современного искусства, выступал с чтением своих стихов.
В 1913 году вышел его первый сборник «Я». В декабре 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена при участии автора трагедия В.В. Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль.
В.В. Маяковский вместе с членами группы кубофутуристов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов (отказ от всех традиций), активно участвовал в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов.
В 1915-1917 годах он был призван в Петроградскую Военно-автомобильную школу, где служил чертежником, в 1917 году был награжден медалью «За усердие».
В этот период вышли его поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Человек» (1916-1917).
В 1916 году вышел его стихотворный сборник «Простое, как мычание», где поэт попытался собрать воедино стихи, опубликованные ранее. Через год была опубликована поэма «Война и мир».
В день Октябрьской революции 1917 года В.В. Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время были опубликованы «Наш марш», «Ода революции».
Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 годах (вторая редакция – 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором (В.В. Маяковский также участвовал в создании костюмов и декораций и исполнил несколько ролей).
В декабре 1918 года во время выступления в Матросском театре в Петрограде впервые прозвучал его «Левый марш». В 1919 году он работал над поэмой «150 000 000».
В марте 1919 года В.В. Маяковский переехал в Москву, где с октября 1919 года по февраль 1922 года активно сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». Им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты.
В 1920-х годах В.В. Маяковский активно работал (в сотрудничестве с Александром Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.), сотрудничал со многими периодическими изданиями.
Поэт стал организатором группы «Комфут» (коммунистический футуризм, 1918), а также «Левого фронта искусств» (ЛЕФ, 1923). В 1923‒1925 годах редактировал журнал «ЛЕФ», с 1927 по 1928 год — «Новый ЛЕФ».
В 1922-1929 годах В.В. Маяковский совершил поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, США), написал поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926).
В конце 1920-х годов также появились стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926), «Стихи о советском паспорте» (1929) и др. Советской критикой были отмечены поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). Пьесы "Клоп" (1928, поставлена в 1929) и «Баня» (1929, поставлена в 1930) были написаны для театра Всеволода Мейерхольда. В 1930 году В.В. Маяковский представил поэму «Во весь голос».
Наряду с поэтической деятельностью он работал в кино. Он писал сценарии к кинолентам, выступал как режиссер, сценарист и актер.
В феврале 1930 года, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт искусства, в который реорганизовался ЛЕФ), В.В. Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Многие из литературных соратников порвали с поэтом отношения. В эти же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского». Ее игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу (РЕФу).
Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой поэта. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде в Москве Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
- Как В.В. Маяковский относился к революции?
- Чем, помимо поэзии, занимался поэт?
Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
Тема назначения поэта и поэзии у В.В. Маяковского наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) поэт создал яркий образ своей поэзии через развернутые и сложные метафоры: «плеснувши краски из стакана», он «показал на блюде студня косые скулы океана», он умеет «играть ноктюрн на флейте водосточных труб». В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта – преображение жизни средствами поэзии.
Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».
В.В. Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате!»:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
В.В. Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.
В этот же период поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский», в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт В.В. Маяковского – фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. В.В. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт – рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме «Облако в штанах»:
А за поэтами –
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их...
Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, – вот что такое, по мнению В.В. Маяковского, настоящая поэзия. Но в «Облаке в штанах» Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли «предтечи» революции:
...в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча;
я – где боль, везде...
Творчество для В.В. Маяковского не только возможность донести до читателя свои мысли и переживания, это еще и тяжелый труд. Об этом автор говорит в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Разговор солнца и лирического героя, самого В.В. Маяковского, посвящен тому, зачем солнцу светить, а поэту писать. Ведь оба эти ремесла не из легких, но оба они несут ясность, свет и просвещение:
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами».
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) В.В. Маяковский продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:
Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
Я постою…
У меня к вам
Дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.
Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Во вступлении к поэме «Во весь голос» В.В. Маяковский писал:
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Эти строчки перекликаются с пушкинскими из стихотворения «Памятник»: поэты осознают свою роль в обществе и понимают, что именно память народа ‒ их достоинство и гордость.
- Прочитайте стихотворения В.В, Маяковского «Скрипка и немножко нервно» и «Послушайте!». Какие задачи ставит перед поэтом и поэзией В.В. Маяковский?
- Как вы можете охарактеризовать лирического героя стихотворений В.В. Маяковского на тему поэта и поэзии?
Сатирическая лирика В.В. Маяковского
Сатира в ранней лирике поэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает В.В. Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию «жирных», косность мышления. На публичных выступлениях он с «грозным смехом» смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу: «Вам!», «Нате!», «Надоело» и другие.
Так, в стихотворении «Нате!» В.В. Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие «жирных» мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
В.В. Маяковский ненавидел мещанство, высмеивал и разоблачал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части современной ему молодежи. Таковы его стихотворения «Любовь», «Даешь изячную жизнь», «Письмо к любимой Молчанова», «Пиво и социализм», «Маруся отравилась» и др.
В.В. Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением «Вам!». В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне.
Не менее остро звучали знаменитые «Гимны»-памфлеты В.В. Маяковского, которые он создавал для журнала «Новый сатирикон»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» и другие.
Излюбленный сатирический прием В.В. Маяковского – это крайний гиперболизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантастическим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами В.В. Маяковский пользовался еще в своих ранних «Гимнах». Так, в «Гимне судье»:
… Глаза у судьи –
пара жестянок мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
как пост, –
и вылинял моментально павлиний великолепный хвост!
В.В. Маяковский неподражаем в искусстве шаржа – сатирического подчеркивания, сгущения обличаемых черт. Великолепным примером в этом отношении является стихотворение «6 монахинь»:
Трезвые,
чистые,
как раствор борной, вместе,эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща
скрываются в уборной. Одна зевнула —
зевают шесть... Придешь ночью —
сидят и бормочут. Рассвет в розы —
бормочут стервозы! И днем,
и ночью, и в утра, и в полдни сидят
бормочут,
дуры господни.
5 марта 1922 года в «Известиях» было напечатано стихотворение «Прозаседавшиеся». Спокойной иронией начинает В.В. Маяковский историю о начале рабочего дня «прозаседавшихся»: чуть свет спешат они в учреждения, чтобы отдаться во власть «дел бумажных». Уже в начале второй строфы появляется образ просителя, «со времени она» обивающего пороги учреждения в надежде получить «аудиенцию» у его руководителя – неуловимого «товарища Ивана Ваныча», который без конца заседает. Издеваясь над мнимо важными делами, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Владимир Маяковский прибегает к гиперболе. Их заботы – это вопрос об объединении Театрального отдела Наркомпроса с Главным управлением коннозаводства при Наркомземе (ТЕО и ГУКОН), вопрос о «покупке склянки чернил губкооперативом» и т. п. В.В. Маяковский доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие «людей половины» и решает, что произошло ужасное злодеяние. Гротескный, т.е. комически ужасный характер картины, где изображены заседающие «людей половины», подчеркивается «спокойнейшим» отношением секретаря, считающего подобную ситуацию, от которой у бедного просителя «свихнулся разум», вполне естественной:
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
а остальное
там.
Разнообразна сатира В.В. Маяковского и в жанровом отношении. В дореволюционный период она была представлена так называемыми «гимнами», обличающими существующий строй. После Октября 1917 года поэт разрабатывает новый жанр – стихотворный сатирический фельетон, с присущей ему заостренностью образов и некоторой их индивидуализацией. В этом жанре написано большинство стихотворений 20-х годов. Стихотворения зарубежного цикла представляют собой лиро-эпическое повествование, в основу которого положен какой-либо эпизод из реальной жизни. Сатирическое звучание приобретают и произведения Маяковского-драматурга, такие его пьесы, как, например, «Баня», «Клоп».
- На кого была направлена сатира В.В. Маяковского?
- Какие явления новой советской реальности высмеивает В.В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»?
Вот как отозвался о В.В. Маяковского Александр Блок: «Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов. Поэт – величина неизменная... Люди могут отворачиваться от поэта и его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят “сбросить его с корабля современности”. То и другое определяет только этих людей, но не поэта...».
Контрольные вопросы
- Назовите основные этапы творческой судьбы поэта.
- В чем назначение поэта и поэзии, по мнению В.В. Маяковского?
- Какие произведения сатирической лирики В.В. Маяковского актуальны в наши дни?