Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика

Русская литература XX века

В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика

План урока

  • Слово о В.В. Маяковском
  • Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
  • Сатирическая лирика В. В. Маяковского

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь В.В. Маяковского, особенности его творчества, основные темы
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • Что такое «авангардизм» и «футуризм»?
  • К какой группе футуристов относится В.В. Маяковский?

 

Слово о В.В. Маяковском

Рис. 1. В.В. Маяковский. Фото 1924. Рис. 1. В.В. Маяковский. Фото 1924.

Владимир Владимирович Маяковского (1893–1930)

 

Русский советский поэт и драматург Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия) в семье лесничего.

 

С 1902 года Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и сестрами. Курса гимназии не окончил.

 

В конце 1907 – начале 1908 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков). В.В. Маяковский принимал участие в подпольной работе. Трижды подвергался арестам, 11 месяцев провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, откуда был освобожден в январе 1910 года на поруки матери, после чего вышел из партии.

 

В 1908–1909 годах учился в подготовительном классе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). После учебы в студии художника Станислава Жуковского и у художника Петра Келина в 1911 году В.В. Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914 году он был исключен из учебного заведения за публичные выступления.

 

Его первые стихотворные опыты относятся к 1910 году, когда будущий поэт пребывал в Бутырской тюрьме. В 1912 году Маяковский опубликовал первое стихотворение «Ночь» в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». Принимал участие в художественных выставках современного искусства, выступал с чтением своих стихов.

 

В 1913 году вышел его первый сборник «Я». В декабре 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена при участии автора трагедия В.В. Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль.

 

В.В. Маяковский вместе с членами группы кубофутуристов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов (отказ от всех традиций), активно участвовал в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов.

 

В 1915-1917 годах он был призван в Петроградскую Военно-автомобильную школу, где служил чертежником, в 1917 году был награжден медалью «За усердие».

 

В этот период вышли его поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Человек» (1916-1917).

 

В 1916 году вышел его стихотворный сборник «Простое, как мычание», где поэт попытался собрать воедино стихи, опубликованные ранее. Через год была опубликована поэма «Война и мир».

 

В день Октябрьской революции 1917 года В.В. Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время были опубликованы «Наш марш», «Ода революции».

 

Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 годах (вторая редакция – 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором (В.В. Маяковский также участвовал в создании костюмов и декораций и исполнил несколько ролей).

 

В декабре 1918 года во время выступления в Матросском театре в Петрограде впервые прозвучал его «Левый марш». В 1919 году он работал над поэмой «150 000 000».

 

В марте 1919 года В.В. Маяковский переехал в Москву, где с октября 1919 года по февраль 1922 года активно сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». Им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты.

 

В 1920-х годах В.В. Маяковский активно работал (в сотрудничестве с Александром Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.), сотрудничал со многими периодическими изданиями.

 

Поэт стал организатором группы «Комфут» (коммунистический футуризм, 1918), а также «Левого фронта искусств» (ЛЕФ, 1923). В 1923‒1925 годах редактировал журнал «ЛЕФ», с 1927 по 1928 год — «Новый ЛЕФ».

Рис. 2. В.В. Маяковский выступает в Политехническом музее. Фото 1925. Рис. 2. В.В. Маяковский выступает в Политехническом музее. Фото 1925.

В 1922-1929 годах В.В. Маяковский совершил поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, США), написал поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926). 

 

В конце 1920-х годов также появились стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926), «Стихи о советском паспорте» (1929) и др. Советской критикой были отмечены поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). Пьесы "Клоп" (1928, поставлена в 1929) и «Баня» (1929, поставлена в 1930) были написаны для театра Всеволода Мейерхольда. В 1930 году В.В. Маяковский представил поэму «Во весь голос».

 

Наряду с поэтической деятельностью он работал в кино. Он писал сценарии к кинолентам, выступал как режиссер, сценарист и актер.

 

В феврале 1930 года, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт искусства, в который реорганизовался ЛЕФ), В.В. Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Многие из литературных соратников порвали с поэтом отношения. В эти же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского». Ее игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу (РЕФу).

 

Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой поэта. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде в Москве Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


  1. Как В.В. Маяковский относился к революции?
  2. Чем, помимо поэзии, занимался поэт?


Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского

Рис. 3. В. Маяковский в группе футуристов. Фото 1915. Рис. 3. В. Маяковский в группе футуристов. Фото 1915.

Тема назначения поэта и поэзии у В.В. Маяковского наиболее глубоко выявила особенности его лирического героя. В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) поэт создал яркий образ своей поэзии через развернутые и сложные метафоры: «плеснувши краски из стакана», он «показал на блюде студня косые скулы океана», он умеет «играть ноктюрн на флейте водосточных труб». В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта – преображение жизни средствами поэзии. 

 

Но в творчестве зрелой поры эта задача обретает иной смысл: поэзия должна «стать на службу» «приближения будущего», утверждать новые человеческие отношения, основанные на принципах свободы личности, радости творческого труда, любви и братства. В поэме «Человек» поэт пишет: «И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви».

 

В.В. Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате!»:

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

 

 

В.В. Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.

 

В этот же период поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский», в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт В.В. Маяковского – фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. В.В. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт – рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме «Облако в штанах»:

 

 

А за поэтами –
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их...

 

 

Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, – вот что такое, по мнению В.В. Маяковского, настоящая поэзия. Но в «Облаке в штанах» Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли «предтечи» революции:

 

 

...в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча;
я – где боль, везде...

 

 

Творчество для В.В. Маяковского не только возможность донести до читателя свои мысли и переживания, это еще и тяжелый труд. Об этом автор говорит в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Разговор солнца и лирического героя, самого В.В. Маяковского, посвящен тому, зачем солнцу светить, а поэту писать. Ведь оба эти ремесла не из легких, но оба они несут ясность, свет и просвещение: 

 

 

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами». 

 

 

В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) В.В. Маяковский продолжает традиции разговора о литературе, ее месте в жизни общества, ее гражданственности:

 

 

Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
Я постою…
У меня к вам
Дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.

 

 

Напряженный труд поэта, ищущего нужное слово, отражен в афористических строчках «Разговора с фининспектором о поэзии»:

 

 

Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

 

 

Во вступлении к поэме «Во весь голос» В.В. Маяковский писал:

 

 

Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.

 

 

Эти строчки перекликаются с пушкинскими из стихотворения «Памятник»: поэты осознают свою роль в обществе и понимают, что именно память народа ‒ их достоинство и гордость.


  1. Прочитайте стихотворения В.В, Маяковского «Скрипка и немножко нервно» и «Послушайте!». Какие задачи ставит перед поэтом и поэзией В.В. Маяковский?
  2. Как вы можете охарактеризовать лирического героя стихотворений В.В. Маяковского на тему поэта и поэзии?


Сатирическая лирика В.В. Маяковского

 

Сатира в ранней лирике поэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает В.В. Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию «жирных», косность мышления. На публичных выступлениях он с «грозным смехом» смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу: «Вам!», «Нате!», «Надоело» и другие.

 

Так, в стихотворении «Нате!» В.В. Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие «жирных» мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет:

 

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

 

Рис. 4. В. Маяковский среди молодежи на выставке «20 лет работы Маяковского». Фото 1930. Рис. 4. В. Маяковский среди молодежи на выставке «20 лет работы Маяковского». Фото 1930.

В.В. Маяковский ненавидел мещанство, высмеивал и разоблачал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части современной ему молодежи. Таковы его стихотворения «Любовь», «Даешь изячную жизнь», «Письмо к любимой Молчанова», «Пиво и социализм», «Маруся отравилась» и др.

 

В.В. Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением «Вам!». В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне. 

 

Не менее остро звучали знаменитые «Гимны»-памфлеты В.В. Маяковского, которые он создавал для журнала «Новый сатирикон»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» и другие. 

 

Излюбленный сатирический прием В.В. Маяковского – это крайний гиперболизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантастическим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами В.В. Маяковский пользовался еще в своих ранних «Гимнах». Так, в «Гимне судье»:

 

… Глаза у судьи –
пара жестянок мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
как пост, –
и вылинял моментально павлиний великолепный хвост!

 

 

В.В. Маяковский неподражаем в искусстве шаржа – сатирического подчеркивания, сгущения обличаемых черт. Великолепным примером в этом отношении является стихотворение «6 монахинь»:

 

 

Трезвые,
чистые,
как раствор борной, вместе,эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща
скрываются в уборной. Одна зевнула —
зевают шесть... Придешь ночью —
сидят и бормочут. Рассвет в розы —
бормочут стервозы! И днем,
и ночью, и в утра, и в полдни сидят
бормочут,
дуры господни.

 

 

5 марта 1922 года в «Известиях» было напечатано стихотворение «Прозаседавшиеся». Спокойной иронией начинает В.В. Маяковский историю о начале рабочего дня «прозаседавшихся»: чуть свет спешат они в учреждения, чтобы отдаться во власть «дел бумажных». Уже в начале второй строфы появляется образ просителя, «со времени она» обивающего пороги учреждения в надежде получить «аудиенцию» у его руководителя – неуловимого «товарища Ивана Ваныча», который без конца заседает. Издеваясь над мнимо важными делами, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Владимир Маяковский прибегает к гиперболе. Их заботы – это вопрос об объединении Театрального отдела Наркомпроса с Главным управлением коннозаводства при Наркомземе (ТЕО и ГУКОН), вопрос о «покупке склянки чернил губкооперативом» и т. п. В.В. Маяковский доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие «людей половины» и решает, что произошло ужасное злодеяние. Гротескный, т.е. комически ужасный характер картины, где изображены заседающие «людей половины», подчеркивается «спокойнейшим» отношением секретаря, считающего подобную ситуацию, от которой у бедного просителя «свихнулся разум», вполне естественной:

 

 

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
а остальное
там.

 

 

Рис. 5. В. Маяковский выступает перед красноармейцами. Фото 1929. Рис. 5. В. Маяковский выступает перед красноармейцами. Фото 1929.

Разнообразна сатира В.В. Маяковского и в жанровом отношении. В дореволюционный период она была представлена так называемыми «гимнами», обличающими существующий строй. После Октября 1917 года поэт разрабатывает новый жанр – стихотворный сатирический фельетон, с присущей ему заостренностью образов и некоторой их индивидуализацией. В этом жанре написано большинство стихотворений 20-х годов. Стихотворения зарубежного цикла представляют собой лиро-эпическое повествование, в основу которого положен какой-либо эпизод из реальной жизни. Сатирическое звучание приобретают и произведения Маяковского-драматурга, такие его пьесы, как, например, «Баня», «Клоп». 


  1. На кого была направлена сатира В.В. Маяковского?
  2. Какие явления новой советской реальности высмеивает В.В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»?


Вот как отозвался о В.В. Маяковского Александр Блок: «Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов. Поэт – величина неизменная... Люди могут отворачиваться от поэта и его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят “сбросить его с корабля современности”. То и другое определяет только этих людей, но не поэта...».


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите основные этапы творческой судьбы поэта.
  2. В чем назначение поэта и поэзии, по мнению В.В. Маяковского?
  3. Какие произведения сатирической лирики В.В. Маяковского актуальны в наши дни?


Предыдущий урок
М. Горький. Ранняя проза. «Старуха Изергиль»
Русская литература XX века
Следующий урок
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско»
Русская литература XX века
  • Соли

    Химия

  • Словосочетание. Виды синтаксической связи

    Русский язык

  • Лазеры

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке