Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

Русская литература XX века

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»

План урока

  • Слово об А.П. Платонове
  • О произведении «Неизвестный цветок»

Цели урока

  • Знать биографию А.П. Платонова, историю создания и содержание сказки-были «Неизвестный цветок»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Разминка

  • Вспомните, что такое «сказка».
  • Чем народная сказка отличается от авторской (литературной)?

Слово об А.П. Платонове

Рис. 1. А.П. Платонов Рис. 1. А.П. Платонов

Андрей Платонович Платонов (1899–1951)

 

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия –Климентов) родился 16 (28) августа 1899 года в Ямской Слободе, предместье города Воронежа. Отец его – паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских. Мать родилась в семье часового мастера, была глубоко верующей женщиной. От отца А.П. Платонов унаследовал любовь к технике, от матери – понимание души русского православного человека. Андрей Платонович был старшим ребёнком в семье, после него на свет появилось ещё одиннадцать детей. 

 

Учился А.П. Платонов сначала в церковно-приходской школе и городском училище. Он рано начал трудовую жизнь, и только в 1918 году ему удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политехникум. В следующем году он уходит на Гражданскую войну, служит в Красной Армии.

 

А.П. Платонов очень рано начал заниматься литературой, уже с 12 лет пишет первые стихотворения. С осени 1918 года он выступает в дискуссиях и в печати, публикует стихи и рассказы в воронежских журналах и газетах. В 1920 году он был делегатом I Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве. Его произведения печатаются в московских журналах. В Воронеже выходят его книги, и среди них сборник стихотворений «Голубая глубина». Однако вскоре Платонов оставляет литературную работу и посвящает себя практическим делам: он становится председателем комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, затем избирается членом ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ. В 1926 году он переезжает в Москву, затем в Тамбов, там А.П. Платонов создает цикл повестей, объединенных общей мыслью об исторической судьбе России. Творческие силы Андрея Платонова растут, но обстановка в Тамбове складывается для него неудачно, и он навсегда переселяется в Москву.

 

Великая Отечественная война сделала А.П. Платонова фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки о героических событиях и людях войны. Однако на других его произведениях стояло запрещающее клеймо. Цензура не пропустила его книги «О живых и мертвых», «Вся жизнь». Публикацию рассказов критики встречали крайне недоброжелательно.

 

После войны А.П. Платонову, уже тяжело больному человеку, пришлось переключиться на переложение народных сказок для детей. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 году, уже после смерти автора. Писатель умер 5 января 1951 года в Москве.

 

Как писатель, А.П. Платонов необычен и ярок. Он был взволнован, потрясен неблагополучием мира, в котором живет, и сказал об этом на своем языке, не похожем ни на чей другой. Но А.П. Платонову при всем трагизме его восприятия мира не откажешь в доброте, искренности, в гуманности, в особом понимании жизни, ее радостей и страданий.


  1. Назовите настоящую фамилию Платонова.
  2. Чем, кроме писательства, занимался А.П. Платонов?
  3. Какие факты биографии А.П. Платонова показались вам наиболее интересными?


О произведении «Неизвестный цветок»

 

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году от туберкулеза. По свидетельству М.Л. Платоновой, жены писателя, именно в 1950 году больной Андрей Платонов написал сказку-быль «Неизвестный цветок». Эта сказка-быль явилась своеобразным завещанием для дочери больного писателя.

 

Необычный жанр произведения определили сам автор. Такое определение описывает замысел произведения: реалистичный сюжет, подкреплённый фантастическими элементами. «Волшебные» моменты произведения настолько точно вливаются в текст, что создаётся впечатление полного погружения в фантастическую реальность, где даже цветы умеют говорить.

 

Сюжет произведения построен вокруг образа маленького цветка, который хочет жить и прорастает несмотря на все трудности. Цветку приходилось упорно трудиться: «Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Но именно этот труд сделал его особенным: «как звезда, он светился живым мерцающим огнем» и благоухал. Это благоухание привлекло девочку Дашу, которая помогла неизвестному цветку. Благодаря ей цветок не только вырос сам, но и дал жизнь другим цветам. Такая композиция, где начало и конец описывают одинаковые сюжетные сцены, называется кольцевой. Структура произведения воссоздает картину непрерывности и цикличности жизни.


Кольцевая композиция – особая схема построения сюжета, суть которой заключается в том, что события в произведении начинаются и заканчиваются фактически в одной и той же точке.

 

Примеры в литературе: стихотворение Н.С. Гумилева «Жираф», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.


Главным героем сказки-были является неизвестный цветок. Основное средство выразительности, которое использует Платонов при создании образа цветка, – олицетворение. Цветок изображен как отважный борец с трудностями. Он никогда не унывал, несмотря на одиночество и лишения, он «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок, находясь в таком тяжелом положении, не теряет любви к жизни, радуясь даже самому малому: например, первым лучам солнца.

Рис. 2. В. Горяева. Иллюстрация к произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Рис. 2. В. Горяева. Иллюстрация к произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

А.П. Платонов использует аллегорию: за образом цветка стоит человеческая личность, вынужденная преодолевать трудности. Но автор уверен, что упорный труд и воля способны сделать человека особенным, «ни на кого не похожим»: цветок, выросший между камнем и глиной, светится и благоухает. 

 

В произведении писатель поднимает несколько тем: тему добра, борьбы за жизнь, тему обретения смысла жизни и стремления к цели. Тема борьбы за жизнь раскрывается благодаря образу неизвестного цветка. Его сложная судьба показывает пример потрясающего жизнелюбия. Тема смысла жизни в сказке раскрывается также благодаря образу цветка. Он, появившись неизвестно откуда, ничего о себе не зная и не видя мира, осознает, что он должен жить несмотря ни на что. В этом заключен смысл всего живого. Тема добра раскрывается в поступках Даши и других пионеров, в их стремлении помочь ближнему. Цветок, видя доброту детей, понимает, что не зря боролся за свою жизнь. Так он чувствует себя счастливым.

В своей сказке-были писатель говорит, что нужно ценить жизнь и радоваться каждому прожитому дню. Он показывает, как важна помощь других людей в жизни каждого, даже маленького и неизвестного цветка. Платонов учит читателей никогда не бояться трудностей и не падать духом. Только терпение и любовь к жизни сделает человека счастливым.


  1. Почему А.П. Платонов определил жанр произведения «Неизвестный цветок» как сказку-быль?
  2. Как вы думаете, какие качества А.П. Платонов ценит в людях?


«Неизвестный цветок» – это трогательная история о маленьком одиноком цветке, жившем на пустыре. Вся его жизнь – это тяжелая борьба за выживание. Но именно это сделало неизвестный цветок непохожим на другие, он был словно яркая звезда.

 

Девочка, тронутая историей этого маленького, но очень стойкого цветка, сделала все, чтобы условия его существования были для него благоприятны.


Контрольные вопросы 

  1. Почему девочка решила помочь цветку?
  2. Только ли благодаря девочке цветку удалось выжить? Аргументируйте свой ответ.
  3. Какая композиция у произведения? Почему А.П. Платонов выбрал такую композицию?


Предыдущий урок
Н.С. Гумилев. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.И.Куприн. «Чудесный доктор»
Русская литература XX века
  • Атмосфера: строение, значение, изучение

    География

  • Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

    Русский язык

  • И.С.Тургенев. «Бежин луг»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке