Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С. Гумилев. Лирика

Русская литература XX века

23.04.2024
2440
0

Н.С. Гумилев. Лирика

План урока

  • Слово о Н.С. Гумилеве
  • Стихотворение «Жираф»

Цели урока

  • Знать биографию Н.С. Гумилева, историю создания стихотворения «Жираф», его основные образы, тему
  • Уметь анализировать лирическое стихотворение

Разминка

 

Вспомните, что такое «эпитет», «метафора» и «сравнение».


Слово о Н.С. Гумилеве

Рис. 1. Фотография Н. Гумилева в старших классах гимназии.

Николай Степанович Гумилев (1886–1921)

 

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача, который став дворянином и получив отставку, поселился в Царском Селе. В 1894 поэт поступил в Царскосельскую Николаевскую гимназию. Но осенью 1895 года семья переехала из Царского Села в Петербург, и Н.С. Гумилев стал учиться в гимназии Гуревича. В 1903 году семья вернулась в Царское Село, а Николай Степанович вновь поступил в Царскосельскую гимназию. Именно там обнаружилась его склонность к поэзии.
 

Рано определилась любовь к приключениям, экзотике, морским странствиям. Увлекался чтением приключенческих романов Р. Стивенсона, М. Рида, Хаггарда, произведениями О. Уайльда, А. Рембо, Ф. Ницше.

 

В 1905 году Н.С. Гумилев опубликовал свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров». В этом сборнике поэт уподоблен завоевателю, рыцарю, кочевнику. Он проходит «по пропастям и безднам», отдыхает «в радостном саду».

 

Окончив гимназию, Н.С. Гумилев отправился в Париж, чтобы ближе познакомиться с европейской культурой. В Сорбонне поэт посещал лекции по французской литературе, изучал живопись и много путешествовал. Там он издаёт литературный журнал «Сириус». Кроме того, поэт побывал в Италии.

 

Вернувшись в Россию, Н.С. Гумилев выпустил несколько поэтических сборников, познакомился с поэтами-современниками. Тогда же он приступил к написанию критических заметок и рецензий новых стихов русских поэтов, которые потом объединил в книгу «Письма о русской поэзии». Однако жизнь в России не во всем удовлетворяла молодого поэта. В 1909 году Н.С. Гумилев отправился в Абиссинию (старое название Эфиопии) и прожил там несколько месяцев. Поэт еще несколько раз побывал в Африке, которой посвятил множество стихов. Лучшие африканские стихи поэта вошли в сборник «Шатер». Африкой пропитано все творчество Н.С. Гумилева: от раннего стихотворения «Озеро Чад» (1908) до «африканской поэмы» «Мик» (1914).


  1. О чем мечтал Н.С. Гумилев в детстве?
  2. Удалось ли ему осуществить свои мечты?


Стихотворение «Жираф»

Н.С. Гумилеву нравились поездки на Восток и в Африку. Благодаря любви к путешествиям в его лирике появились экзотические мотивы. 

 

Стихотворение «Жираф» было написано в 1907 году, а уже в 1908 году вошло в сборник Н.С. Гумилева «Романтические цветы». Поэт вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле.

 

Жираф

                                       Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

                                       И руки особенно тонки, колени обняв.

                                       Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

                                       Изысканный бродит жираф.
 

                                       Ему грациозная стройность и нега дана,

                                       И шкуру его украшает волшебный узор,

                                       С которым равняться осмелится только луна,

                                       Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
 

                                       Вдали он подобен цветным парусам корабля,

                                       И бег его плавен, как радостный птичий полет.

                                       Я знаю, что много чудесного видит земля,

                                       Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

                                       Я знаю веселые сказки таинственных стран

                                       Про черную деву, про страсть молодого вождя,

                                       Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

                                       Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

                                       И как я тебе расскажу про тропический сад,

                                       Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

                                       — Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

                                       Изысканный бродит жираф.

 

(1907 г.)

 

 

Поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка.

Рис. 2. Жираф.

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Лирический герой, чтобы развеселить девушку, рассказывает ей о далекой Африке. Рассказчик знакомит ее с экзотическим миром: «далеко, на озере Чад», где «изысканный бродит жираф». Это место – образ совсем иной, яркой и причудливой жизни, которая противоположна повседневности.

 

В этом мире все необычно: изысканный жираф, с красотой и изяществом которого может сравниться только луна: «И шкуру его украшает волшебный узор, / С которым равняться осмелится только луна», «веселые сказки таинственных стран / Про черную деву, про страсть молодого вождя». Образ жирафа создаётся с помощью эпитетов, метафор и сравнений. Лирический герой восторгается этим животным, ассоциируя его с местами о свободе и независимости.

 

Рассказчик останавливается из-за того, что его слушательница начала плакать. Возможно, она стала грустить еще сильнее, потому что не может оказаться «на озере Чад», а вместо этого вынуждена «вдыхать тяжелый туман». Лирический герой не сдается и продолжает:

 

Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Для него нет ничего лучше, чем снова испытать чувство восторга и открытий.

 

Это стихотворение не только о том, как чудесен и разнообразен наш мир, но и о том, как люди различны между собой. Одни – мечтательные и романтичные авантюристы, другие – приземленные и практичные реалисты. Автор утверждает ценность мечты и её значимость в жизни человека.


  1. Назовите главные образы стихотворения. Охарактеризуйте их.
  2. Почему девушку еще больше расстраивает рассказ о жирафе?


Вот как о творчестве Н.С. Гумилева отзывался его современник А.И. Куприн: «Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, дальних морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте». 


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием А.И. Куприна?
  2. Какую роль в жизни Н.С. Гумилева играли путешествия? Какой материк поэт любил посещать больше всего?
  3. Какова история создания стихотворения «Жираф»?


Предыдущий урок
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Употребление наречий в речи

    Русский язык

  • Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    Математика

  • Столетняя война

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке