Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С. Гумилев. Лирика

Русская литература XX века

17.01.2025
3079
0

Н.С. Гумилев. Лирика

План урока

  • Слово о Н.С. Гумилеве
  • Стихотворение «Жираф»

Цели урока

  • Знать биографию Н.С. Гумилева, историю создания стихотворения «Жираф», его основные образы, тему
  • Уметь анализировать лирическое стихотворение

Разминка

 

Вспомните, что такое «эпитет», «метафора» и «сравнение».


Слово о Н.С. Гумилеве

Рис. 1. Фотография Н. Гумилева в старших классах гимназии.

Николай Степанович Гумилев (1886–1921)

 

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача, который став дворянином и получив отставку, поселился в Царском Селе. В 1894 поэт поступил в Царскосельскую Николаевскую гимназию. Но осенью 1895 года семья переехала из Царского Села в Петербург, и Н.С. Гумилев стал учиться в гимназии Гуревича. В 1903 году семья вернулась в Царское Село, а Николай Степанович вновь поступил в Царскосельскую гимназию. Именно там обнаружилась его склонность к поэзии.
 

Рано определилась любовь к приключениям, экзотике, морским странствиям. Увлекался чтением приключенческих романов Р. Стивенсона, М. Рида, Хаггарда, произведениями О. Уайльда, А. Рембо, Ф. Ницше.

 

В 1905 году Н.С. Гумилев опубликовал свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров». В этом сборнике поэт уподоблен завоевателю, рыцарю, кочевнику. Он проходит «по пропастям и безднам», отдыхает «в радостном саду».

 

Окончив гимназию, Н.С. Гумилев отправился в Париж, чтобы ближе познакомиться с европейской культурой. В Сорбонне поэт посещал лекции по французской литературе, изучал живопись и много путешествовал. Там он издаёт литературный журнал «Сириус». Кроме того, поэт побывал в Италии.

 

Вернувшись в Россию, Н.С. Гумилев выпустил несколько поэтических сборников, познакомился с поэтами-современниками. Тогда же он приступил к написанию критических заметок и рецензий новых стихов русских поэтов, которые потом объединил в книгу «Письма о русской поэзии». Однако жизнь в России не во всем удовлетворяла молодого поэта. В 1909 году Н.С. Гумилев отправился в Абиссинию (старое название Эфиопии) и прожил там несколько месяцев. Поэт еще несколько раз побывал в Африке, которой посвятил множество стихов. Лучшие африканские стихи поэта вошли в сборник «Шатер». Африкой пропитано все творчество Н.С. Гумилева: от раннего стихотворения «Озеро Чад» (1908) до «африканской поэмы» «Мик» (1914).


  1. О чем мечтал Н.С. Гумилев в детстве?
  2. Удалось ли ему осуществить свои мечты?


Стихотворение «Жираф»

Н.С. Гумилеву нравились поездки на Восток и в Африку. Благодаря любви к путешествиям в его лирике появились экзотические мотивы. 

 

Стихотворение «Жираф» было написано в 1907 году, а уже в 1908 году вошло в сборник Н.С. Гумилева «Романтические цветы». Поэт вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле.

 

Жираф

                                       Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

                                       И руки особенно тонки, колени обняв.

                                       Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

                                       Изысканный бродит жираф.
 

                                       Ему грациозная стройность и нега дана,

                                       И шкуру его украшает волшебный узор,

                                       С которым равняться осмелится только луна,

                                       Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
 

                                       Вдали он подобен цветным парусам корабля,

                                       И бег его плавен, как радостный птичий полет.

                                       Я знаю, что много чудесного видит земля,

                                       Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

                                       Я знаю веселые сказки таинственных стран

                                       Про черную деву, про страсть молодого вождя,

                                       Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

                                       Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

                                       И как я тебе расскажу про тропический сад,

                                       Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

                                       — Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

                                       Изысканный бродит жираф.

 

(1907 г.)

 

 

Поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка.

Рис. 2. Жираф.

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Лирический герой, чтобы развеселить девушку, рассказывает ей о далекой Африке. Рассказчик знакомит ее с экзотическим миром: «далеко, на озере Чад», где «изысканный бродит жираф». Это место – образ совсем иной, яркой и причудливой жизни, которая противоположна повседневности.

 

В этом мире все необычно: изысканный жираф, с красотой и изяществом которого может сравниться только луна: «И шкуру его украшает волшебный узор, / С которым равняться осмелится только луна», «веселые сказки таинственных стран / Про черную деву, про страсть молодого вождя». Образ жирафа создаётся с помощью эпитетов, метафор и сравнений. Лирический герой восторгается этим животным, ассоциируя его с местами о свободе и независимости.

 

Рассказчик останавливается из-за того, что его слушательница начала плакать. Возможно, она стала грустить еще сильнее, потому что не может оказаться «на озере Чад», а вместо этого вынуждена «вдыхать тяжелый туман». Лирический герой не сдается и продолжает:

 

Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Для него нет ничего лучше, чем снова испытать чувство восторга и открытий.

 

Это стихотворение не только о том, как чудесен и разнообразен наш мир, но и о том, как люди различны между собой. Одни – мечтательные и романтичные авантюристы, другие – приземленные и практичные реалисты. Автор утверждает ценность мечты и её значимость в жизни человека.


  1. Назовите главные образы стихотворения. Охарактеризуйте их.
  2. Почему девушку еще больше расстраивает рассказ о жирафе?


Вот как о творчестве Н.С. Гумилева отзывался его современник А.И. Куприн: «Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, дальних морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте». 


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием А.И. Куприна?
  2. Какую роль в жизни Н.С. Гумилева играли путешествия? Какой материк поэт любил посещать больше всего?
  3. Какова история создания стихотворения «Жираф»?


Предыдущий урок
А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 1
Русская литература XX века
Следующий урок
Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
Древнерусская литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Способности человека

    Обществознание

  • Разряды наречий по значению

    Русский язык

  • Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание имен числительных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке