Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Великая Отечественная война

  • Русская литература XX века

  • Русская литература XIX века

  • Литература народов России

  • Зарубежная литература

  • Античная литература

  • Древнерусская литература

  • Устное народное творчество

Конспект урока: Из литературы народов России

Литература народов России

26.04.2024
3408
0

Из литературы народов России

План урока

  • Слово о Г. Тукае
  • Стихотворение «Родная деревня»
  • Стихотворение «Книга»
  • Слово о К. Кулиеве
  • Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»
  • Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ…»

Цели урока

  • Знать биографию Г. Тукая и К. Кулиева, особенности их творчества
  • Уметь анализировать лирические произведения

Разминка

  • Как вы понимаете слово «Родина»?
  • Что такое «малая Родина»?
  • Может ли Родина стать источником вдохновения? Почему?

Слово о Г. Тукае

Рис. 1. Габдулла Тукай. 1908.

Габдулла́ Мухамедгари́фович Тука́й (1886–1913)

 

Габдулла Тукай – выдающийся татарский поэт. Родился в 1886 году в небольшой деревне в Казанской губернии. В трехлетнем возрасте Габдулла Тукай остался полным сиротой. Он рос в чужих семьях. Г. Тукай вспоминает следующее: «Меня все толкали и шпыняли. Были у меня слезы –б ез утешения, детские шалости – без одобрения, еда и питье – с укором и злобой». Но, несмотря на трудности и невзгоды, поэт вспоминал свое деревенское детство с благодарностью, здесь он услышал татарские народные сказки и легенды, лирические песни, исторические предания. Легенды, простые и трогательные слова народных песен навсегда остались в его памяти.

 

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Г. Тукаю тогда было девять лет. Здесь мальчик поступил в медресе (мусульманское училище, готовившее учителей и священников), где он быстро научился читать и писать по-татарски. В этом медресе был и класс, в котором обучение шло на русском языке. Будущий поэт поступил и в него и стал изучать произведения классиков русской литературы (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др.). Габдулла был одаренным мальчиком и в возрасте 16 лет он написал свои первые стихи, потом начал переводить на татарский язык стихи и басни.

 

Окончив медресе, девятнадцатилетний юноша начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи.

 

После начала революции в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай выступал в них с многочисленными стихами и статьями. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях. 

 

Там же, в Уральске, была опубликована поэма-сказка Г. Тукая «Шурале». Эта сказка о молодом джигите, который благодаря своему уму и находчивости побеждает незадачливого лешего. Сказка пронизана тонким юмором. Она переведена на многие языки народов России и зарубежных стран. По мотивам этого произведения композитор Ф.Г. Яруллин создал балет «Шурале», который с успехом идет на сценах музыкальных театров. В примечаниях Г. Тукай отмечал: «Эту сказку я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».

 

Осенью 1907 года Г. Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить себя творчеству. К 1908 году в творчестве Г. Тукая возник целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Поэзия Габдуллы Тукая была вдохновлена любовью к Родине поэта. В стихах он размышляет о традициях, обычаях и культуре татарского народа, выражает надежду на его просвещенное, счастливое будущее.


  1. Каким было детство поэта?
  2. Какие языки знал Г. Тукай?
  3. Какие русские классики вдохновляли Г. Тукая?


Стихотворение «Родная деревня»

После революции в 1905 года в прессе и среди бюрократов начали раздаваться призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. В ответ поэт написал стихотворение на родном языке, последние строчка этого стихотворения была на русском: «– Если лучше вам, / Туда сами пожальте, господа!»

 

У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой. Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив, где познавал жизнь во всем ее разнообразии, учился дружить, любить, верить. Многие свои произведения Г. Тукай посвятил малой родине, своему родному краю. Например, «Родная деревня»:

 

Композицию произведения можно условно разделить на три части:

  • в первой части поэт описывает родную деревню;
  • во второй – вспоминает о детстве;
  • в третьей части выражается оптимистичный взгляд поэта в будущее, где всегда будет место воспоминаниям о родном крае.

Стихотворение «Книга»

Г. Тукай выступал за равное светское образование. Книге, как главному источнику знаний и мудрости, поэт посвятил стихотворение. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа», именно в ней поэт находит счастье, силы, спокойствие и вдохновение.

 

Книга для лирического героя – это та отрада, к которой можно обратиться всегда: и в минуту радости, и в минуту горя. Она поможет обрести силы для дальнейшей борьбы с жизненными трудностями, для созидания нового.

 

Герой не может насытиться живительным словом. «Прочтенное» окрыляет его, светит ему путеводной звездой. Все и всех он видит ясно, непредвзято. «Суета вседневная» отходит на второй план. Он чувствует себя «вновь рожденным», благодарит книгу. «Вдаль гляжу с надеждою святой»: поэт верит, что рассвет уже брезжит, что перемены грядут.


  1. Какие средства выразительности использует Г. Тукай в прочитанных вами стихотворениях?
  2. Какой теме посвящено стихотворение «Родная деревня»? Какие стихотворения схожей тематики вы читали у русских поэтов?
  3. Актуально ли стихотворение «Книга» сегодня?


Слово о К. Кулиеве

Рис. 2. Кайсын Кулиев

Кайсы́н Шува́евич Кули́ев (1917–1985)

 

Балкарский поэт Кайсын Шуваевич Кулиев родился 1 ноября 1917 года в ауле Эл-Тюбю, расположенном в верховьях живописного Чегемского ущелья, в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.

 

В 1926 году поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.

 

Восемнадцатилетним юношей он приехал в Москву и поступил в Институт театрального искусства (ГИТИС). Будучи студентом ГИТИСа, он перевел на балкарский язык стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, драмы французского драматурга XVII века Ж.-Б. Мольера.

В 1939 году, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. Первый его поэтический сборник под названием «Привет, утро» вышел в 1940 году. Героями стихов К. Кулиева стали труженики-горцы: чабаны, кузнецы, табунщики. Его стихи о природе отличаются сочетанием спокойных зарисовок родных пейзажей и описаний грозных стихий природы.

 

В 1940 году был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 года бригаду направили в Латвию, где К. Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др.

 

Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов – «В час беды», «О тех, кто не вернулся», «Перекоп» (1942-1944).

 

В 1944 году К. Кулиев был демобилизован, но возвратиться на родную землю не мог, потому что его народ был выслан в Среднюю Азию. За годы работы в Союзе писателей Киргизии поэт создал цикл стихов о прошлом своей родины («Над старой книгой горских песен», «Трава растет», «Жизнь»). Публиковать эти стихи в то время было невозможно, из-за переселения балкарского народа Сталиным.

 

В 1956 году поэт вернулся на балкарскую землю, и начался самый плодотворный период его творчества. В своих книгах стихов – «В доме друзей», «Мои соседи», «Хлеб и роза» - поэт размышлял о совершенном мире, о торжестве света и добра. В «Чегемской поэме» (1980) поэт выразил свое отношение к мужественным землякам-труженикам, рассказал о местах, любимых им с детства.

 

В 1985 году Кайсын Кулиев скончался.


  1. Какое образование получил К. Кулиев?
  2. Почему после Великой Отечественной войны поэт не мог публиковать произведения о своей родине?


Стихотворение «Когда на меня навалилась беда…»

Произведение относится к пейзажной и гражданской (патриотической) лирике. Основная тема – любовь к родине.

 

Начинается стихотворение с беспокойной нотки, поэт сознается в том, что с ним приключилась беда. Но дальше настроение стихотворения меняется. Поддержка, которую герой получает от природы, родной стороны, облегчает его мучения.

 

Он уже не чувствует себя одиноким, осиротевшим, его горе растворяется в красоте окружающего мира. Родная природа кажется герою живой, одушевленной.

 

Заключение стихотворения звучит торжественно и радостно, лирический герой понимает, что истинный рай здесь, на его родине.

 

Родина для Кайсына Кулиева – это не только место, где он родился, но и бесконечный источник вдохновения. В своем стихотворении «Когда на меня навалилась беда…» он признается в любви к ней, благодарит ее за источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Малая родина наполняет его бесконечным счастьем и радостью, для лирического героя родные места подобны раю:

Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ…»

Стихотворение также относится к гражданской (патриотической) лирике. Родина – это еще и народ, родные люди, земляки. Именно им посвящено стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ…».

 

Автор убежден, что народ и нация живы до тех пор, пока живы язык, поэзия, обычаи, именно поэтому так важно их беречь. Поэт пишет о том, что каждому человеку необходимо сделать свой вклад в процветании своей нации.

 

Он испытывает гордость за традиции своего народа, своего рода, он восхищается народными песнями и красотой родного языка. Главная мысль стихотворения отражается в заключительном четверостишии, когда герой говорит о том, что будет жить вечно, пока живет язык его народа.


  1. Каким стихотворным размером написаны прочитанные вами стихотворения К. Кулиева?
  2. Как поэт относится к родной земле?


Литература народов России многообразна. Обращение поэтов к теме малой Родины – попытка сохранить и развить культуру своего народа, поэтому часто в произведениях национальных литератур появляются фольклорные мотивы, осмысливается влияние русской культуры и литературы.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, у каждого ли человека есть «малая Родина»?
  2. Какие темы и мотивы возникают в поэзии писателей народов России?


Предыдущий урок
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2
Русская литература XIX века
Следующий урок
М. Сервантес. «Дон Кихот»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Порядковые числительные

    Русский язык

  • Правописание буквы Ь на конце наречий

    Русский язык

  • Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке