Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Состав слова. Правописание гласных и согласных в различных частях слова

Орфография

Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Упражнение в написании приставок и суффиксов

Цели урока

  • будем развивать умение определять значимые части в слове, проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова
  • будем учиться правильно писать слова с двойными согласными
  • научимся распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими орфограммами


Прочитайте слова. Выберите слово, в котором есть приставка, корень, суффикс, окончание.

 

Вишнёвый, заморский, гость, поднос.


Вспомните!

Вишн-ёв-ый – корень, суффикс, окончание.

За-мор-ск-ий – приставка, корень, суффикс, окончание.

Гость – корень, нулевое окончание.

Под-нос – приставка, корень, нулевое окончание.

Только в слове «заморский» есть приставка, корень, суффикс и окончание.


Прочитайте слова. Определите, по какому принципу слова поделены на три группы.


Вспомните!

В первой группе записаны слова с безударными гласными звуками , во второй группе – с парными по глухости-звонкости согласными звуками , в третьей – с непроизносимыми согласными звуками. О написании слов «костюм» и «железо» можно узнать в орфографическом словаре, эти слова с непроверяемыми безударными гласными.


Прочитайте слова и определите, чем они похожи.

 

Пассажир, ванна, килограмм, аллея, коллекция.


Вспомните!

 

Всё это слова с двойными согласными.

 

Слова с двойными согласными в корне не проверяются, это словарные слова.


Прочитайте слова и определите, на какие две группы их можно разделить.

 

От..шёл, п..р..скочил, Саш...нька, пр…бежка, догадл..вый.


В части слов пропущена орфограмма в приставке – отошёл, перескочил, пробежка, в остальных словах пропущена орфограмма в суффиксе – Сашенька, догадливый.

 

Правильно определить орфограмму в слове помогает состав слова.


Рассмотрите схему и подберите примеры слов на это правило.


Билет…к – билетика. Гласный буква в суффиксе не выпала, значит, надо писать суффикс -ик.

Замоч…к – замочка. Гласная буква в суффиксе выпала, значит, надо писать суффикс -ек.


Запомните!

 

Суффиксы -óк, -óнок пишутся после шипящих под ударением.

 

Большинство суффиксов и приставок пишутся одинаковою. Их надо запомнить.

 

Приставки: на-, пере-, над-, за-, с-, под-, от-, из-, по-, до- и другие.

Суффиксы: -тель-, -чик-, -ник-, -еньк-/-оньк-, -лив-, -очк-, -онок-/-ёнок- и другие.



Упражнение 1

 

Прочитайте и запишите слова в два столбика, в зависимости от их состава.

Ночной, работники, полёты, кормушка, переезды, полоска, переговоры.


Упражнение 2

 

Определите, в какой части находится орфограмма в слове. Поставьте стрелочку от слова к схеме.


Упражнение 3

 

Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь. Подчеркните все изученные орфограммы.

 

Ветер безжалостно срывал листья с берёзки.

На дорожку упал осенний кленовый листик.


Напишите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе работы над этой темой.

 

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

Упражнение 3

 

Ветер безжалостно срывал листья с берёзки.

На дорожку упал осенний кленовый листик.


 

Предыдущий урок
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе
Орфография
Следующий урок
Изменение по падежам имён прилагательных множественного числа
Орфография
  • Нумерация. Арифметические действия. Задачи. Объемные и плоские геометрические фигуры

    Математика

  • Специальные вопросы и особенности их интонирования

    Английский язык

  • М. М. Пришвин «Выскочка»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке