Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Заболоцкий. Лирика

Русская литература XX века

Н.А. Заболоцкий. Лирика

План урока

  • Слово о Н.А. Заболоцком
  • Лирика поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества Н.А. Заболоцкого, его философские воззрения, раскрытие темы «человек и природа» в творчестве поэта
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы

Разминка

Вспомните, что такое «сатира». Какие произведения можно назвать сатирическими?

 

Слово о Н.А. Заболоцком

Рис. 1. Н.А. Заболоцкий. Фото 1929. Рис. 1. Н.А. Заболоцкий. Фото 1929.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)

 

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Кизической слободе – пригороде Казани.

 

Отец поэта по происхождению был крестьянином. Но он смог вырваться из крестьянской среды и получить образование, закончив Казанское училище. Отец служил земским агрономом. Ферма, на которой жила семья Заболоцких, была опытной сельскохозяйственной станцией Казанского земледельческого училища. Мать поэта работала учительницей. «Все хорошее, что в нас есть, заложено мамой. Мать была очень хорошим, умным и справедливым человеком. Любовь к людям, отвращение к лжи и обману она внушала нам с детства. У нее был удивительно чистый и свежий ум», – вспоминала о матери сестра поэта Мария Алексеевна.

 

В 1910 года семья поэта уехала из Казани на родину отца. Новым домом для них стало село Сернур Вятской губернии. Здесь Н.А. Заболоцкий начал писать стихи. Поэт вспоминал, что уже в семь лет он осознал свое предназначение и твердо решил стать писателем.

 

Учась в сельской школе, Николай Заболоцкий выпускал рукописный журнал, страницы которого заполнял своими стихами.

 

В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище, после окончания которого уехал в Москву. Там он поступил сразу на два факультета Московского университета – историко-филологический и медицинский. В Москве Н.А. Заболоцкий посещал поэтические вечера, принимал участие в литературных диспутах. Но учеба сразу на двух факультетах в голодной послереволюционной Москве давалась поэту слишком тяжело. Отучился он в Москве меньше года и вскоре перебрался в Петроград.

 

В 1921 году Николай Заболоцкий стал студентом Педагогического института имени Герцена. В годы учебы Н.А. Заболоцкий писал стихи и был активным участником студенческой литературной группы «Мастерская слова». Группа молодых поэтов устраивала литературные вечера и выпускала рукописный журнал «Мысль». Однако свои стихи того периода поэт оценивал весьма критически.

 

Н.А. Заболоцкий очень много читал, в том числе философские и научные труды. Он изучал статьи К.А. Тимирязева о растениях, теорию эволюции, учение о ноосфере и биосфере В.И. Вернадского. Работы основоположника космонавтики К.Э. Циолковского Николай Заболоцкий не только прочел – поэт вел с ученым активную переписку. Интерес к науке у поэта сохранился на всю жизнь и повлиял на его мировоззрение.

 

После окончания института Н.А. Заболоцкий служил в армии. Армейская служба ему нравилась. Склонность к дисциплине и порядку, аккуратность и педантичность Николая Заболоцкого хорошо сочетались с армейскими порядками. Даже уволившись из армии, поэт еще долго носил военную форму. 

 

После службы в 1927 году его приняли на работу в отдел детской литературы ОГИЗ – Объединения государственных книжно-журнальных издательств. Начальником Н.А. Заболоцкого был С.Я. Маршак. 

 

С 1926 года Николай Заболоцкий – член ленинградского Союза поэтов и один из организаторов ОБЭРИУ – «Объединения Реального Искусства». В это общество входили Д. Хармс, А. Введенский и другие литераторы. Обэриуты считали, что искусству нужны новые методы отражения действительности. В этот период у поэта формируется свой собственный, особенный, ни на что не похожий поэтический язык.

 

Первый сборник стихов Н.А. Заболоцкого – «Столбцы» – вышел в 1929 году. Книга наделала много шума. В «Столбцах» поэт обличает мещанство и сатирически рисует образ города. Город здесь – гиблое место, в котором душа человека мертва. Главное в нем погоня за комфортным бытом, а не стремление к гармонии и духовному росту. Чтобы создать яркие, емкие картины, поэт изобретает так называемый «ребусный стих». В «ребусном стихе» философский смысл скрывается в сложных конструкциях, которые состоят из странного, порой абсурдного сочетания метафор, гротеска, гиперболы.

Критике подверглась и поэма Николая Заболоцкого «Торжество земледелия». Поэта ругали за мистицизм и формализм, якобы неуместную пародийность и сатиру, обвиняли в издевательстве над коллективизацией. Но дальше обвинений дело не пошло.

Рис. 2. Н.А. Заболоцкий с женой и сыном. Фото 1935. Рис. 2. Н.А. Заболоцкий с женой и сыном. Фото 1935.

В 1930 году поэт женился. Екатерина Васильевна Клыкова стала музой и единственной любовью поэта. «Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела... А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты... Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла», – писал Н.А. Заболоцкий жене. 

 

После выхода первых книг поэта долгое время не печатали. Он писал стихи и прозу для детских журналов, занимался переводами. Николай Заболоцкий до сих пор считается одним из лучших переводчиков. Для детей он сделал переложение «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта, адаптацию поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Н.А. Заболоцкий переводил стихи грузинских, итальянских и немецких поэтов. Но самый известный его перевод – это стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».

 

В марте 1938 года поэта арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде. На допросах Николай Заболоцкий не оговорил ни себя, ни знакомых, несмотря на жестокие пытки, которые довели его до временного помешательства. В лагерях Н.А. Заболоцкий провел 5 лет, после освобождения жил в Казахстане.

 

В Москву ему удалось перебраться только в 1946 году. Годы лагерей подорвали здоровье поэта и отразились на его душевном состоянии. Несколько лет Н.А. Заболоцкого терзал страх перед творчеством. Поэт загружал себя переводами. Он боялся искренне говорить с людьми и писать письма. Поэт уничтожил весь довоенный архив, который сохранила его жена. К стихам Н.А. Заболоцкий смог вернуться только после смерти Сталина.

 

Активнее всего Николай Заболоцкий писал стихи в последние три года своей жизни, которая оборвалась 14 октября 1958 года. Причиной смерти стал инфаркт. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище Москвы.


  1. Каких эстетических воззрений придерживались поэты-обэриуты?
  2. Над переводами каких известных произведений работал Заболоцкий?


Лирика поэта

 

Творческая деятельность Н.А. Заболоцкого началась после революции. У поэта было особое отношение к поэзии. Так, к примеру, он считал, что нельзя писать одно стихотворение, нужно сразу работать над целой книгой.

 

Николай Заболоцкий создал свою поэтическую формулу, по которой писались все его стихотворения: «мысль-образ-музыка». Его поэзию называют космической. Наиболее интересны в поэзии Н.А. Заболоцкому были переживания человеческой души, пейзажная лирика, исторические зарисовки.

 

В творчестве поэта выделяют три основных периода:

  • I. Лирика 1920-х годов (ОБЭРИУ)
  • II. Лирика конца 20-30-х годов
  • III. Послевоенная лирика


Космизм  – это особая философская система, появившаяся в начале ХХ века.

 

Объединение реального искусства  – группа деятелей культуры, существовавшая в 1928-1930-х годах в Ленинграде.

 

Объединение начало складываться с 1925 года. Его «ядро» (Заболоцкий, Хармс, Введенский, Бахтерев) сформировалось еще в 1926 году. Тогда группа называлась «Левый фланг», через год сменила название на «Академию левых классиков», а потом стала ОБЭРИУ.

 

Ключевые особенности группы:

  • творчество обэриутов подразумевало, что в тексте может появиться какая-то «брешь», затрудняющая восприятие, но позволяющая взглянуть сквозь реальность;
  • эксперименты в лексической и семантической области языка;
  • задействование образов из животного мира (в особенности насекомых).


Н.А. Заболоцкого космизмом выросло из его увлечения научными трудами, живописью и, конечно же, из бесконечной любви к природе. Согласно идеям космизма, Вселенная – это единый живой организм, в котором связаны космос, жизнь и разум. Все живое и неживое взаимодействует и преобразуется из одного в другое.

 

Концепция космизма раскрывается в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе...» (1947). В первых двух строфах отрицается «гармония в природе». Лирическое «я» отвергает представление о согласии, царящем в природном мире. По мысли Н.А. Заболоцкого, в природе господствует борьба, своеволие, своенравие бушующих стихий. Там нет разумности, не слышно стройных хоров:

 

 

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

 

 

Согласно Н.А. Заболоцкому, природа являет собой торжество противоречий, внутри нее идет вечное сражение стихий.

 

В заключительных строфах Николай Заболоцкий утверждает, что природа-мать любит человека и, подобно матери, пестующей своего ребенка, «таит в себе высокий мир дитяти». Только вместе с ним она может обрести согласие, только человек может дать ей смысл, насытить ее жизнь разумом.

 

 

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

 

 

Вне человека, отъединенная от человека, природа беспомощна. В содружестве с человеком она находит свое оправдание, начинает жить полнокровной жизнью («налитые током провода»), ощущает гармонию с собой и вне себя, являет красоту («блестящий вал турбины», «мерный звук разумного труда», «пенье труб», «зарево плотины») и обеспечивает себе бессмертие. Обогащенная разумом человека, лишь в единстве с ним она способна достичь света истины, добра и красоты, символом которых выступает солнце:

 

 

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

 

 

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе...» утверждает идею единства и согласия двух таинств — природы (безумной матери) и человека (разумного сына). 

Рис. 3. Н.А. Заболоцкий в квартире на Беговой улице. Москва. Фото 1953. Рис. 3. Н.А. Заболоцкий в квартире на Беговой улице. Москва. Фото 1953.

По теории космизма, вселенная движется от первобытного хаоса к абсолютной гармонии, а задача человека – помогать этому движению. Для этого он должен постичь тайны природы и развивать свое «я», чтобы влиять на мир согласно мудрым законам вселенной. 

 

Человек, который не слышит голос природы, создает уродливый, искаженный мир. Так, в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана...» (1956) противопоставляются гармония и свобода звезд, и жестокие реалии лагерного мира, созданные человеком. Герои стихотворения - измученные старики, политические заключенные.

 

Природа находится в движении: вьюга посвистывает, заметает, а старики неподвижны. Все их «смертные дела» завершены, работа кончилась, кони стали. Остановка стариков в пространстве становится остановкой во времени. В последней строфе движение присуще суетливому несовершенному миру людей, а остановившиеся над головой героев вечные созвездья статичны. Герои становятся причастными к мистерии (таинству) вселенной, над ними больше не властна жизнь земная. Смерть невинно заключенных – единственный путь к освобождению. 

 

Отношение к смерти у Николая Заболоцкого специфическое. По сути, ее не существует. Это можно увидеть в стихотворении «Завещание» (1947). На протяжении всего стихотворения поэт развивает идею о жизни после смерти.

 

Размышления лирического героя последовательны: он говорит о неизбежности смерти, но это не грустные размышления. Поэт уверен, что его прах станет частью природы – и эта мысль для него отрадна. Умирая, человек перерождается, оставаясь частью живой, одухотворенной вселенной.

 

В послевоенной лирике Н.А. Заболоцкий уделяет особое вниманием темам войны, памяти, преемственности поколений. Поэт раскрывает их в стихотворениях «Журавли», «В этой роще березовой…».

 

Особое место в позднем творчестве автора занимает и тема «последней» любви. Его чувство сильно, но горестно и уже не приносит счастья. Лирический герой этих стихотворений («Зацелована, околдована…») переживает внутренние противоречия, которые вызывает в нем любовное чувство. Звучание стихотворений автора на эту тему схоже с поздней лирикой Ф.И. Тютчева.

 

Жизненный и творческий путь Н.А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ века. Николай Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия. «Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт... Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше», – говорил о Заболоцком поэт И. Бродский.


  1. Какие периоды можно выделить в творчестве Н.А. Заболоцкого?
  2. Что означает ОБЭРИУ?
  3. Как тема природы раскрывается в поэзии Заболоцкого?
  4. Какие темы волнуют поэта в позднем творчестве?


Про Николая Алексеевича Заболоцкого часто говорили, что он совсем не похож на поэта. Выглядел он скорее, как счетовод или агроном. Поэта такие слова сильно обижали. Ведь он считал поэзию не просто своим призванием. Для него творчество было священнодействием. Он записывал стихи ровным, аккуратным почерком. И даже брал для этого уроки каллиграфии. «От него веяло какой-то особой чистотой и благородством. Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем сам не был убежден» - писал о нем поэт и переводчик Борис Слуцкий.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем состоит концепция космизма, которой придерживался Н.А. Заболоцкий?
  2. Почему поэт отрицает «гармонию в природе»?
  3. Каким было отношение Н.А. Заболоцкого к смерти?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.А. Блок. Лирика
Русская литература XX века
  • Художественная речь и язык художественной литературы

    Русский язык

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Повторение. Часть 1

    Русский язык

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с однородным соподчинением придаточных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке