Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Блок. Лирика

Русская литература XX века

А.А. Блок. Лирика

План урока

  • Слово об А.А. Блоке
  • Своеобразие лирики поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества А.А. Блока, влияние философии В.С. Соловьева на художественный мир поэта, своеобразие лирики А.А. Блока
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы

Разминка

  • Какие произведения А.А. Блока вы уже читали?
  • Вспомните изобразительно-выразительные средства, которые часто встречаются в пейзажной лирике русских поэтов.

 

Слово об А.А. Блоке

Рис. 1. А.А. Блок. Фото 1907. Рис. 1. А.А. Блок. Фото 1907.

Александр Александрович Блок (1880–1921)

 

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец Александр Львович Блок был профессором Варшавского университета. Там он руководил кафедрой государственного права. Александр Львович был умным и незаурядным человеком, но нрав у него был вспыльчивый. В порыве ярости он мог даже ударить жену, поэтому вскоре после рождения сына родители Александра Блока расстались. 

 

Мать поэта Александра Андреевна Бекетова вместе с сыном вернулась в дом родителей. Ее отцом был знаменитый ученый, ректор Санкт-Петербургского Императорского университета Андрей Николаевич Бекетов. Он был не просто ученым и педагогом, он интересовался литературой и писал картины. А.Н. Бекетов был знаком с Ф.М. Достоевским, поэтом Аполлоном Майковым. Мать А.А. Блока занималась переводами, писала стихи и статьи.

 

Разумеется, в их доме бывал весь цвет русской науки и искусства. В этой атмосфере А.А. Блок очень рано осознал свое предназначение. В 5 лет он написал первые стихи, в восемь твердо заявил о намерении стать поэтом, а в 10 начал выпускать рукописные журналы. 

 

В возрасте 9 лет Александр Блок поступил во Введенскую гимназию Санкт-Петербурга. После окончания гимназии стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Позже он решил сменить специальность и перешел на историко-филологический факультет.

Рис. 2. Сцена из любительского спектакля в Боблове «Горе от ума». Чацкий — А.А. Блок, Софья — Л.Д. Менделеева. Фото 1899 Рис. 2. Сцена из любительского спектакля в Боблове «Горе от ума». Чацкий — А.А. Блок, Софья — Л.Д. Менделеева. Фото 1899

Чем увлекался Блок-студент? Разумеется, поэзией. А еще театром. Он записался в театральный кружок и с удовольствием играл в домашних спектаклях, которые ставили в имении Бекетовых и соседних имениях их друзей. В одном из спектаклей А.А. Блок играл Гамлета. А Офелией была дочь знаменитого ученого Дмитрия Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. Любовь Дмитриевна стала не только женой и музой А.А. Блока. 

 

Первые стихотворения поэта были опубликованы в 1903 году. Уже тогда А.А. Блок сам определял своё творчество как символистское. Главным символом ранней лирики стал образ Вечной Женственности.

 

В 1904 году А.А. Блок получил от московского издательства «Гриф» предложение издать сборник стихотворений. Книга под названием «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в октябре 1904 (на титульном листе — 1905).

 

Период с 1906 года по 1908 год А.А. Блок переживал как кризисный, охарактеризовав его как «безврменье» (статью с таким названием поэт выпустит в 1906 году). В это время поблекли бывшие идеалы, Александр Блок ощущал опустошенность и отчаяние. Выходом из этого состояния стало обращение к образам Родины, России.

 

В конце ноября 1909 года А.А. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы «Возмездие», над которой Александр Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной.

 

Во время Первой мировой войны был призван в армию. Когда в будничное течение жизни «вмешалась общая и высшая мистика войны», у поэта возникли смутные надежды, навеянные идеями преображения действительности, конца «старого мира». Эти настроения выразились, в частности, в стихотворении «Он занесен — сей жезл железный...» (декабрь 1914).

 

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. А.А. Блок пишет публицистическую статью «Интеллигенция и революция», в которой выступает с призывом принять революцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!» Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую «музыку». Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма «Двенадцать» (1918). Однако со временем А.А. Блок осознал, что желанного преображения жизни и человека не произошло.

 

В 1920 году у А.А. Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 года он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года поэт умер в Петрограде.


  1. Какое образование получил поэт?
  2. Чем, кроме литературы, увлекался А.А. Блок?
  3. Как А.А. Блок воспринял революцию?


Своеобразие лирики поэта

Рис. 3. И. Глазунов. Иллюстрация к сборнику А.А. Блока. Рис. 3. И. Глазунов. Иллюстрация к сборнику А.А. Блока.

Первые произведения, написанные А.А. Блоком, носят характер трогательной, романтической лирики. Его герой – мечтательный и творческий, он верит в силу любви, возвышает свою возлюбленную.

 

Таковым, к примеру, является лирический герой «Стихов о Прекрасной Даме». Поэт начал работу над циклом в 1901 году. Сейчас он включает в себя более ста стихотворений. Предпосылками для создания «Стихов о Прекрасной Даме» стала влюбленность Александра Блока в Любовь Дмитриевну Менделееву. Поэт считал ее Прекрасной Дамой, воплощением Вечной Женственности.

 

Идею Вечной Женственности поэт почерпнул у философа В.С. Соловьева. Вечной Женственностью, Вселенской мудростью, Софией философ называл абсолютную гармонию, к которой должен стремиться человек.

 

Еще до того, как первые стихи Александра Блока появились в журналах «Новый путь» и «Северные цветы», поэт познакомился со многими символистами: З. Гиппиус, Д.С. Мережковским, А. Белым. 

 

Со временем поэт разочаровался в своем идеале и на место «Прекрасной Даме» в его лирике пришла «Незнакомка».

 

«Стихи о Прекрасной даме» сделали поэта популярным, а стихотворение «Незнакомка» эту популярность приумножило. Один за другим выходили поэтические сборники: «Снежная маска», «Нечаянная радость». После путешествия по Европе в 1909 году появился цикл «Итальянские стихи».

 

А.А. Блока, как Андрея Белого и Вячеслава Иванова, относят к «младосимволистам», поколению поэтов, продолжившее развивать течение, над которым работали В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З. Гиппиус.

 

Поэтика нового поколения символистов, во многом связана с идеалистической философией Владимира Соловьева. Она провозглашала идею Вечной Женственности, которую А.А. Блок интерпретирует в цикле о «Прекрасной Даме». Из этой же философии появляется идея о том, что символы имеют свою душу и внутреннее развитие.

Среди ключевых отличительных черт символизма выделяются следующие:

  • эстетизация смерти;
  • широкое использование иносказаний;
  • недосказанность и утаенность смыслов;
  • стремление к созданию картин идеального мира;
  • использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • особое внимание к душевным переживаниям;
  • знаковое наполнение слов.

 

Александр Блок выделял в своем творчестве 3 периода: «мистический», «антимистический», «синтетический». 

 

Главное произведение первого периода – «Стихи о Прекрасной Даме» – это результат религиозно-философских исканий поэта. Стихотворение «Ветер принес издалека...» (1901) отражает мировосприятие поэта того периода. Сюжет стихотворения необычайно прост и в литературе давно испробован. Природа в предчувствии близкой весны просыпается от зимней спячки, и кажется, что она «поет», что все напоминает весну и все оживает:

 

 

Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

 

 

Сравнение весны с зимой вторгается и в душу лирического героя. Подобно природе, ему было неуютно зимой, и его душа и поэзия были погружены в печаль:

 

 

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.

 

 

Рис. 4. И. Глазунов. Иллюстрация к сборнику А.А. Блока. Рис. 4. И. Глазунов. Иллюстрация к сборнику А.А. Блока.

Но вот ветер принес весть о весне, и все изменилось: темное, грустное настроение исчезло, и вокруг стало «светло» и радостно: «Где-то светло и глубоко/Неба открылся клочок». 

 

Сквозь реальные, земные образы просвечивает иной смысл, который заключен в словах-образах, в символах.

 

Ветер у А.А. Блока не просто ветер, а небесное дуновение, принесшее весть из запредельного мира, где цветет вечная весна, где вечно светлое небо и вечны райские песни. Небо – это место пребывания Бога, обитель Вечной Женственности. Знаки неба – «бездонная лазурь», «звездные сны». Вот потому-то песни, принесенные оттуда, – «песни твои», то есть Вечной Женственности, которая намекает разными знаками, символами на свое присутствие или свой приход. Поэт узнает эти символы, улавливает их и откликается на них своей поэзией, передавая услышанные им небесные звуки. Отсюда понятно, что весна в стихотворении А.А. Блока не просто календарное время года, следующее за зимой, а признак Вечной Женственности, символ преображения земли.

 

На примере этого стихотворения видно, что самые обычные слова у Александра Блока приобретают дополнительные значения и новые смысловые оттенки.

 

Первая книга А.А. Блока – это юношеская очарованность миром, это стремление к воплощению небесной красоты и идеального совершенства на Земле, это радостное приятие жизни и ожидание ее скорого преображения.

 

Второй период А.А. Блок сам назвал «антимистическим». Это значит, что лирика второго периода противопоставлена лирике первого. Что же произошло с поэтом?

Потрясение 1905 года – это Первая русская революция. Мировоззрение и мироощущение поэта изменилось. Место образа вселенской мудрости, Софии теперь занимает метель. Снежная буря олицетворяет хаос, неуправляемую, разрушительную стихию жизни.

 

Все потрясения начала XX века находили отклик в лирике А.А. Блока. Именно поэтому его называли «сейсмографом эпохи».

 

Картина мира в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» тоже совсем иная. Здесь жизнь – череда удач и неудач, которые нужно принять. Из семи четверостиший три начинаются одним словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!». Здесь появляется мотив борьбы: весну и жизнь поэт приветствует «звоном щита».

 

Обратим внимание, что весна и жизнь воплощены в женском образе:

 

 

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах…

 

 

Но это уже не гармония и мудрость Вселенной, а непостижимая тайна жизни, полной противоречий.

 

Эпиграфом к своим стихам А.А. Блок взял строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Благодарность»:

 

 

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей.
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне.

 

 

Но если лермонтовские стихи полны злой иронии и горечи, в строках А.А. Блока настроение совсем другое. Его стихи полны оптимизма.

 

 

За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

 

 

Это стихотворение – полный искренней радости гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.

 

В стихах А.А. Блока очень сильный эмоциональный накал. Он создается на всех уровнях текста. Весна у поэта пьянящая, мечта хмельная, ветер буйный. В небольшом стихотворении мы видим множество восклицаний и многоточий, создающих интонационные паузы.

 

В лирике второго периода у поэта появляются новые темы. Например, в 1905 году А.А. Блок пишет стихотворение «Сытые». Его основой стали впечатления поэта от забастовки рабочих электростанции. В нем есть такие строки о «сытых» – богачах, которые паразитирует на чужих бедах:

 

 

Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!

 

 

В этом стихотворении ясно проявляется отношение Александра Блока к революции. Многие поэты, друзья и поклонники осуждали его за такие взгляды.

 

Стихотворение «О, я хочу безумно жить...» тоже принадлежит второму, «антимистическому», периоду творчества А.А. Блока. Написано оно в 1914 году и открывает поэтический цикл «Ямбы». В нем Александр Блок обозначает свое поэтическое кредо: 

 

 

Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

 

 

Если в стихотворении «Ветер принес издалека...» мироздание едино и гармонично, то здесь виден раскол. «Тяжелый сон жизни» душит поэта, но при этом его предназначение – нести свет и добро, быть торжеством свободы. Первая строфа полна надежды и жажды жизни, но начало второй строфы гнетущее, тягостное. Финал стихотворения жизнеутверждающий. 

 

Воображая будущее, поэт верит, что сможет воплотить свое предназначение. Сердце поэта движет не «угрюмство»: 

 

 

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свобода торжество!

 

 

Важное место в лирике поэта-символиста занимает тема России. Каждое стихотворение, которое А.А. Блок посвящает Родине подмечает его особую связь с ней. Образ Родины у поэта связан с образами жены и матери.

 

В 1915 году поэт публикует сборник «Стихи о России». Каждое произведение этого цикла проникнуто переживаниями автора о судьбе своего Отечества. Он открыто говорит о его недостатках, но беспрекословно верит в то, что Россию ждет светлое будущее.

Рис. 5. А.А. Блок во время работы Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников. Зимний дворец. Фото 1917. Рис. 5. А.А. Блок во время работы Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников. Зимний дворец. Фото 1917.

После Первой мировой войны страну ждали новые потрясения: революция 1917 года и гражданская война. Многие поэты эмигрировали. Но не А.А. Блок. Поэт принял революцию, хотя разрушение его любимого имения Шахматово стало для поэта страшной трагедией. В 1917 году Александр Блок стал сотрудником Чрезвычайной следственной комиссии, которая занималась расследованием преступлений царского режима. А.А. Блок редактировал протоколы допросов. Эти протоколы стали основой его книги «Последние дни Императорской власти». 

 

Дух революции поэт воплотил в поэме «Двенадцать», публикация которой вызвала ожесточенные споры. Многие литераторы осуждали поэта и за гимны революции, и за сотрудничество с новым режимом. Но Блок считал, что интеллигенция «может и обязана работать с большевиками». И он работал. Писал стихи, статьи, эссе, занимал пост председателя Петроградского отделения Союза поэтов, служил в редколлегии издательства «Всемирная литература».

 

Всю свою жизнь Александр Александрович Блок посвятил поэтическому творчеству. В его лирике о теме поэта и поэзии говорится искренне, без романтических прикрас. Он отмечает, что не всегда народ, для которого создаются стихотворения, готов понять и принять новое творчество. Блок искренен в том, что, выбрав путь поэзии, вы попадете на сложный, тернистый путь.

 

Автор пишет в своих стихотворениях о том, что поэты далеко не идеальны, у каждого из них есть свои пороки и недостатки. Отношение Блока к теме творца сравнимо с пушкинским.

 

Ещё одной особенностью темы поэта и поэзии в лирике автора является его отношение к творцу в толпе. Александр Блок считает, что тот, кто наделен поэтическим даром, должен возвышаться над толпой, которая может загубить и понапрасну растратить его талант.


  1. На какие периоды сам поэт делил своё творчество?
  2. К какому периоду творчества относится стихотворение «Ветер принёс издалека…»? Почему?
  3. В чем миссия поэта по мнению А.А. Блока?


Лирика А.А. Блока уникальна. При большом многообразии проблематики, художественных решений, при отличии стихотворений раннего периода от последующих она является единым целым, выступает как одно произведение, развернутое во времени, является отражением пути, пройденного поэтом. 

 

«Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя», – сказал о поэте К.И. Чуковский.


Контрольные вопросы

 

  1. Какое влияние на А.А. Блока и его художественный мир оказали философские идеи В. Соловьева?
  2. Почему А.А. Блока называли «сейсмографом эпохи»?
  3. Какой цикл принес А.А. Блоку известность?
  4. Как повлияла Первая русская революция на мировосприятие А.А. Блока?
  5. В чем уникальность лирики А.А. Блока?


Предыдущий урок
Н.А. Заболоцкий. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.А. Ахматова. Лирика
Русская литература XX века
  • Сложение и вычитание векторов

    Геометрия

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История

  • Кислородные соединения серы

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке