- Слово о С.А. Есенине
- Тема Родины в стихах поэта
- Знать основные вехи жизни и творчества С.А. Есенина, как раскрывается тема Родины в стихах поэта
- Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы, находить изобразительно-выразительные средства, определять стихотворный размер
- Какие стихотворения С.А. Есенина вы уже читали?
- Какую тему можно назвать основной в творчестве С.А. Есенина?
Слово о С.А. Есенине
Сергей Александрович Есенин (1895–1925)
Сергей Александрович Есенин родился в русской глубинке 3 октября 1895 года. Малая родина поэта – село Константиново Рязанской губернии.
Отец поэта почти все время был на заработках в Москве. Когда Сергею Есенину исполнилось 2 года, мать поэта тоже уехала на заработки в Рязань.
Сына она отдала на воспитание своим родителям, так что детство поэта прошло у дедушки с бабушкой. Про своего деда поэт писал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, умственный мужик».
Дед любил петь старинные русские песни. Так поэт с самого раннего детства приобщался к народной песенной культуре. Даже первые стихи С.А. Есенина, написанные в девять лет, больше напоминали народные частушки.
В 1904 году Сергей Есенин начал учиться в Константиновской земской школе. Из-за плохого поведения в 3 классе его оставили на второй год, но закончил он школу с похвальной грамотой. Следующим этапом образования стала церковно-приходская учительская школа в селе Спас-Клепики в 30 километрах от Константинова. После окончания этой школы учителем работать С.А. Есенин не захотел. Вместо этого он отправился в Москву, к своему отцу.
В Москве поэту удалось устроиться помощником корректора в типографию крупного книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. С этого момента в жизни поэта начались серьезные перемены.
В типографии он познакомился с Анной Изрядновой, которая родила ему сына Юрия. Их брак с поэтом не был зарегистрирован. Вскоре С.А. Есенин покинул эту семью.
Его первой женой стала актриса Зинаида Райх. В этом браке у поэта родились дочь Татьяна и сын Константин, но появление детей не спасло семью от развода.
Вообще, у Сергея Есенина была очень бурная личная жизнь. Женщины спасали поэта, рожали ему детей, дарили вдохновение, хранили его поэтическое наследие. Четвертого ребенка С.А. Есенину родила поэтесса и переводчик Надежда Вольпин. А литературный секретарь поэта Галина Бениславская не смогла пережить его смерти, совершив самоубийство на его могиле.
Бурный роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан закончился недолгим браком, в котором оба супруга носили двойную фамилию Есенин-Дункан. Супруги ссорились, мирились и расставались вновь. Дункан даже увезла поэта заграницу, но поэт не смог жить вдали от Родины. Последней женой С.А. Есенина стала Софья Андреевна Толстая, внучка знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого.
Работая в типографии, С.А. Есенин активно писал стихи. А в 1914 году его стихотворение «Береза» было опубликовано в журнале «Мирок». В поэтические круги С.А. Есенин влился уже в следующем году. Он приехал в Петербург и познакомился с А.А. Блоком, С.М. Городецким, Н.А. Клюевым и другими видными поэтами Серебряного века. Сохранилось такое замечание Александра Блока о его стихах: «Стихи свежие, чистые голосистые, многословные». А Максим Горький отмечал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
В 1916 году вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница». В этот период он сближается с представителями новокрестьянской поэзии. А в 1918 году С.А. Есенин познакомился с А. Мариенгофом. Так началось его увлечение имажинизмом.
Однако в 1922 году С.А. Есенин со скандалом покинул «Орден имажинистов», назвав имажинизм кривлянием ради кривляния.
Слава Сергея Есенина росла. Он много путешествовал по стране и выезжал заграницу, его стихи публиковали, поэтические вечера пользовались необыкновенным успехом. Но активная творческая работа поэта сочеталась с разгульной жизнью.
На лице С.А. Есенина современники замечали мистические знаки предстоящей гибели и трагической судьбы. Один из современников вспоминал: «Есенин заметно увядал. Лицо его, прежде светлое и жизнерадостное, подернулось мглистыми, печальными тенями... Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем». Другой усмотрел в лице поэта «прожигающую слегка улыбку падшего ангела, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз».
28 декабря 1925 года С.А. Есенина обнаружили мертвым в номере гостиницы «Англетер». Поэт повесился. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Где родился С.А. Есенин?
- Кто занимался его воспитанием? Как это повлияло на творчество поэта?
- Как А.А. Блок отзывался о стихах С.А. Есенина?
Тема Родины в стихах поэта
Точно неизвестно, в каком возрасте поэт написал свои первые стихотворения. По разным данным, С.А. Есенину в тот момент было от 8 до 13 лет.
Юный поэт вдохновлялся Библией и сказками, которые ему рассказывала родная бабушка, поэтому его первые произведения были на духовную и фольклорную тематику.
В более взрослом возрасте Сергей Есенин начал писать о любви. В 1912 году поэт создал первый сборник на эту тему – «Больные думы». Однако опубликован он так и не был.
Первую известность автору принесли его стихи о природе, публиковавшиеся в журналах «Мирок», «Проталинка» и «Доброе утро».
Однажды поэт написал о своем творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
А какой же видит поэт свою Родину? Великой героической державой? Нет. Родина для поэта – это прежде всего крестьянская Русь. Есенинская Русь – это деревеньки в русской глубинке, бесконечное голубое небо, бескрайние поля и лесные просторы. Именно такую Русь создает в своей лирике С.А. Есенина. Это сблизило его с представителями новокрестьянской поэзии.
Новокрестьянская поэзия – название группы русских поэтов, которые пришли в литературу из народной среды и опирались в своих произведениях на фольклорные традиции.
Период существования течения относится к 1910-м годам. Среди его представителей – Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Сергей Есенин.
Сборник С.А. Есенина «Радуница» является наиболее ярким воплощение новокрестьянской поэзии.
Отличительные черты поэтики:
- создание текстов с опорой на фольклорные и народные традиции;
- любовь к «малой родине», осуждение городской культуры;
- использование религиозных мотивов.
Одной из центральных тем в творчестве С.А. Есенина является природа. Поэт, вышедший из небольшого села, крайне тонко ощущал свое единение с окружающим миром. В творчестве автора природа всегда является одушевленным персонажем – она может чувствовать и делиться этими чувствами.
В пейзажной лирике Сергей Есенин зачастую использует эпитеты, олицетворения и метафоры, создает чувственные образы.
Стихотворение «Вот уж вечер …» поэт написал в 1910 году, еще до того, как уехал из Константинова. Когда С.А. Есенин создал этот удивительный образец пейзажной лирики, ему было всего 15 лет.
В этом стихотворении картина родной природы полна умиротворения. Природа одухотворена и гармонична. Ива, березы, соловей и даже роса, блестящая на крапиве, видятся поэту живыми. Сельский пейзаж представляется возвышенным и романтичным. В нем нет бытовых деталей, зато есть абсолютная гармония живого, одухотворенного мира.
Единственное, что нарушает эту гармонию, – это стук колотушки сонного сторожа. Этот звук поэт называет «мертвым».
Лирический герой чувствует себя частью этого гармоничного мироздания, он не одинок. Здесь позиция С.А. Есенина спорит с лермонтовской. У М.Ю. Лермонтова поэт одинок, а красота природы только подчеркивает это одиночество. У Сергея Есенина поэт – неотъемлемая часть мироздания. История его жизни, личные переживания неразрывно связаны с судьбой Родины.
«Вот уж вечер…» – это юношеские стихи, ранняя лирика поэта. Уже через 4 года поэзия С.А. Есенина сильно изменилась.
В стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном поэтом в 1914 году, видно, как меняется образ Родины. И в целом лирика поэта становится иной, приобретает новые черты.
Первая строфа стихотворения – описание пейзажа русской глубинки, проникнутое настроением болезненной тоски. Поэт тяжело переживал запустение села. Запустение это связано с Первой мировой войной, из-за которой крестьяне вынуждены были бросать хозяйство и идти на фронт.
В этом стихотворении прослеживаются не только настроения военного времени. В нем ясно выражены особенности есенинской поэтики. С.А. Есенин совмещает в одном пространстве религию, быт и сказку. Лес, ветер, машущая рукавом черемуха, ковыль, который что-то нашептал путнику – сказочные образы. Монастырь, риза – христианский. Избы, плесень, стропила – бытовой. Все эти три пласта поэт сливает воедино. Солома, которая покрывает крышу избы, в глазах поэта становится облачением священнослужителя – ризою. Ветер плесень солнцем окропил, словно христианский священник святой водой. Бедная крестьянская изба превращается в храм. Поэт словно объединяет небо и землю. Высокое, духовное, божественное сливается с земным бытом и народными сказками. Природа не просто одухотворяется, она сама становится храмом, как и крестьянская изба.
Удивительно и то, с какой легкостью поэт соединяет просторечные выражения «забоченились», «машет», «жисть» с книжными высокопарными словами «окропил», «заревая гать». Это соединение высокого и низкого, духовного и бытового усиливает пронзительность поэтических образов. Оно характерно для всей лирики Есенина.
Интересно, что в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...» уже нет религиозной символики. В своем позднем творчестве поэт от нее отказался. «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии», – писал поэт в предисловии к неизданному собранию стихотворений и поэм.
Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» написано в 1917 году. Вдова поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина воспоминала: «По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию».
Те перемены, которая несла революция, поэт воспринимал оптимистично. Так же, как и А.А. Блок. Радостное предчувствие грядущих перемен подчеркивается лиричным описанием утреннего пейзажа:
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
За строки «Говорят, что я скоро стану / Знаменитый русский поэт» С.А. Есенина много критиковали, даже писали множество пародий, обвиняя поэта в самонадеянности и хвастовстве. Однако следует обратить внимание на финальную строфу стихотворения:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Сергей Есенин остается певцом крестьянской Руси. И свой грядущий успех он связывает с возможностью прославить, воспеть свою Родину.
После распада общества новокрестьянских поэтов С.А. Есенин вместе с А. Мариенгофом и В.Г. Шершневичем начали работать над созданием нового литературного течения – имажинизма.
Имажинизм (от лат. imago – образ) – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.
Расцвет течения приходится на 1919-1924 годы. В Москве регулярно устраиваются поэтические вечера, выпускаются авторские и коллективные сборники, создаются имажинистские издательства.
Отличительные черты:
- обилие метафор в поэтическом творчестве;
- стихотворение – «каталог образов»;
- главенство образа в лирике.
Кризис имажинизма произошел в 1925 году. Течение подверглось критике со стороны правительства, погиб С.А. Есенин, эмигрировал А.Б. Кусиков.
Последний цикл, над которым работал С.А. Есенин – «Персидские мотивы». Работу над циклом поэт начал в 1924 году во время пребывания на Кавказе. Первыми стихотворениями, вошедшими в «Персидские мотивы» стали «Я спросил сегодня у менялы…» и «Улеглась моя былая рана…».
Хотя Сергей Есенин никогда не бывал в Персии, на создание цикла его вдохновила книга «Персидские лирики X-XV веков».
Одним из наиболее популярных стихотворений среди «Персидских мотивов» является «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Произведение появилось после знакомства поэта с учительницей литературы – Шаганэ Тальян. Лирический герой С.А. Есенина находит в её образе своего друга, с которым он может поделиться своими печалями.
Всего в цикл «Персидские мотивы» входит 15 стихотворений.
В конце жизни С.А. Есенин с горечью осознал, что все его попытки с сочувствием встретить новый строй внутренне ему чужды и несовместимы с его душой. На родине он видит «колокольню без креста», выброшенные сестрами-комсомолками иконы, повешенного вместо них на стенку «календарного Ленина». Поэт остался верен патриархальной деревне, исконной Руси и отверг намерения власти уничтожить ее «до основания». Ему претили насилие новых хозяев над деревней, их бездуховность.
- В чем особенность пейзажа, нарисованного в стихотворении «Вот уж вечер...»? Каким настроением он проникнут? Что ощущает лирический герой?
- Какие особенности есенинской поэтики проявились в стихотворении «Край ты мой заброшенный...»?
- Каким настроением проникнут пейзаж в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...»?
Проникновеннее всех сказала о Сергее Есенине А.А. Ахматова: «Его не вырвешь из полей и рощ». М. Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком».
Контрольные вопросы
- Какой видит поэт свою Родину?
- С чем С.А. Есенин связывает успех своего поэтического творчества?
- С чем связано появление трагических нот в мироощущении С.А. Есенина в последние годы жизни?
- Какие черты присущи новокрестьянской поэзии и имажинизму?