Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.А. Есенин. Лирика

Русская литература XX века

15.02.2025
2379
0

С.А. Есенин. Лирика

План урока

  • Слово о С.А. Есенине
  • Тема Родины в стихах поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества С.А. Есенина, как раскрывается тема Родины в стихах поэта
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы, находить изобразительно-выразительные средства, определять стихотворный размер

Разминка

  • Какие стихотворения С.А. Есенина вы уже читали?
  • Какую тему можно назвать основной в творчестве С.А. Есенина?

Слово о С.А. Есенине

Рис. 1. С.А. Есенин. Рис. 1. С.А. Есенин.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился в русской глубинке 3 октября 1895 года. Малая родина поэта – село Константиново Рязанской губернии. 

 

Отец поэта почти все время был на заработках в Москве. Когда Сергею Есенину исполнилось 2 года, мать поэта тоже уехала на заработки в Рязань.

 

Сына она отдала на воспитание своим родителям, так что детство поэта прошло у дедушки с бабушкой. Про своего деда поэт писал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, умственный мужик».

Дед любил петь старинные русские песни. Так поэт с самого раннего детства приобщался к народной песенной культуре. Даже первые стихи С.А. Есенина, написанные в девять лет, больше напоминали народные частушки. 

 

В 1904 году Сергей Есенин начал учиться в Константиновской земской школе. Из-за плохого поведения в 3 классе его оставили на второй год, но закончил он школу с похвальной грамотой. Следующим этапом образования стала церковно-приходская учительская школа в селе Спас-Клепики в 30 километрах от Константинова. После окончания этой школы учителем работать С.А. Есенин не захотел. Вместо этого он отправился в Москву, к своему отцу.

 

В Москве поэту удалось устроиться помощником корректора в типографию крупного книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. С этого момента в жизни поэта начались серьезные перемены.

 

В типографии он познакомился с Анной Изрядновой, которая родила ему сына Юрия. Их брак с поэтом не был зарегистрирован. Вскоре С.А. Есенин покинул эту семью.

 

Его первой женой стала актриса Зинаида Райх. В этом браке у поэта родились дочь Татьяна и сын Константин, но появление детей не спасло семью от развода. 

 

Вообще, у Сергея Есенина была очень бурная личная жизнь. Женщины спасали поэта, рожали ему детей, дарили вдохновение, хранили его поэтическое наследие. Четвертого ребенка С.А. Есенину родила поэтесса и переводчик Надежда Вольпин. А литературный секретарь поэта Галина Бениславская не смогла пережить его смерти, совершив самоубийство на его могиле. 

 

Бурный роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан закончился недолгим браком, в котором оба супруга носили двойную фамилию Есенин-Дункан. Супруги ссорились, мирились и расставались вновь. Дункан даже увезла поэта заграницу, но поэт не смог жить вдали от Родины. Последней женой С.А. Есенина стала Софья Андреевна Толстая, внучка знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого.

 

Работая в типографии, С.А. Есенин активно писал стихи. А в 1914 году его стихотворение «Береза» было опубликовано в журнале «Мирок». В поэтические круги С.А. Есенин влился уже в следующем году. Он приехал в Петербург и познакомился с А.А. Блоком, С.М. Городецким, Н.А. Клюевым и другими видными поэтами Серебряного века. Сохранилось такое замечание Александра Блока о его стихах: «Стихи свежие, чистые голосистые, многословные». А Максим Горький отмечал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

 

В 1916 году вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница». В этот период он сближается с представителями новокрестьянской поэзии. А в 1918 году С.А. Есенин познакомился с А. Мариенгофом. Так началось его увлечение имажинизмом.

 

Однако в 1922 году С.А. Есенин со скандалом покинул «Орден имажинистов», назвав имажинизм кривлянием ради кривляния. 

 

Слава Сергея Есенина росла. Он много путешествовал по стране и выезжал заграницу, его стихи публиковали, поэтические вечера пользовались необыкновенным успехом. Но активная творческая работа поэта сочеталась с разгульной жизнью.

 

На лице С.А. Есенина современники замечали мистические знаки предстоящей гибели и трагической судьбы. Один из современников вспоминал: «Есенин заметно увядал. Лицо его, прежде светлое и жизнерадостное, подернулось мглистыми, печальными тенями... Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем». Другой усмотрел в лице поэта «прожигающую слегка улыбку падшего ангела, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз».

 

28 декабря 1925 года С.А. Есенина обнаружили мертвым в номере гостиницы «Англетер». Поэт повесился. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.


  1. Где родился С.А. Есенин?
  2. Кто занимался его воспитанием? Как это повлияло на творчество поэта?
  3. Как А.А. Блок отзывался о стихах С.А. Есенина?


Тема Родины в стихах поэта

Рис. 2. Л. Щипачев. С. Есенин. 1980. Рис. 2. Л. Щипачев. С. Есенин. 1980.

Точно неизвестно, в каком возрасте поэт написал свои первые стихотворения. По разным данным, С.А. Есенину в тот момент было от 8 до 13 лет.

 

Юный поэт вдохновлялся Библией и сказками, которые ему рассказывала родная бабушка, поэтому его первые произведения были на духовную и фольклорную тематику.

 

В более взрослом возрасте Сергей Есенин начал писать о любви. В 1912 году поэт создал первый сборник на эту тему – «Больные думы». Однако опубликован он так и не был.

 

Первую известность автору принесли его стихи о природе, публиковавшиеся в журналах «Мирок», «Проталинка» и «Доброе утро».

 

Однажды поэт написал о своем творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

 

А какой же видит поэт свою Родину? Великой героической державой? Нет. Родина для поэта – это прежде всего крестьянская Русь. Есенинская Русь – это деревеньки в русской глубинке, бесконечное голубое небо, бескрайние поля и лесные просторы. Именно такую Русь создает в своей лирике С.А. Есенина. Это сблизило его с представителями новокрестьянской поэзии.


Новокрестьянская поэзия – название группы русских поэтов, которые пришли в литературу из народной среды и опирались в своих произведениях на фольклорные традиции.

 

Период существования течения относится к 1910-м годам. Среди его представителей – Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Сергей Есенин.

 

Сборник С.А. Есенина «Радуница» является наиболее ярким воплощение новокрестьянской поэзии.

 

Отличительные черты поэтики:

  • создание текстов с опорой на фольклорные и народные традиции;
  • любовь к «малой родине», осуждение городской культуры;
  • использование религиозных мотивов.


Одной из центральных тем в творчестве С.А. Есенина является природа. Поэт, вышедший из небольшого села, крайне тонко ощущал свое единение с окружающим миром. В творчестве автора природа всегда является одушевленным персонажем – она может чувствовать и делиться этими чувствами.

 

В пейзажной лирике Сергей Есенин зачастую использует эпитеты, олицетворения и метафоры, создает чувственные образы.

 

Стихотворение «Вот уж вечер …» поэт написал в 1910 году, еще до того, как уехал из Константинова. Когда С.А. Есенин создал этот удивительный образец пейзажной лирики, ему было всего 15 лет.

Рис. 3. В. Цыплаков. С. Есенин. 1985. Рис. 3. В. Цыплаков. С. Есенин. 1985.

В этом стихотворении картина родной природы полна умиротворения. Природа одухотворена и гармонична. Ива, березы, соловей и даже роса, блестящая на крапиве, видятся поэту живыми. Сельский пейзаж представляется возвышенным и романтичным. В нем нет бытовых деталей, зато есть абсолютная гармония живого, одухотворенного мира. 

 

Единственное, что нарушает эту гармонию, – это стук колотушки сонного сторожа. Этот звук поэт называет «мертвым».

 

Лирический герой чувствует себя частью этого гармоничного мироздания, он не одинок. Здесь позиция С.А. Есенина спорит с лермонтовской. У М.Ю. Лермонтова поэт одинок, а красота природы только подчеркивает это одиночество. У Сергея Есенина поэт – неотъемлемая часть мироздания. История его жизни, личные переживания неразрывно связаны с судьбой Родины.

 

«Вот уж вечер…» – это юношеские стихи, ранняя лирика поэта. Уже через 4 года поэзия С.А. Есенина сильно изменилась. 

 

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном поэтом в 1914 году, видно, как меняется образ Родины. И в целом лирика поэта становится иной, приобретает новые черты.

 

Первая строфа стихотворения – описание пейзажа русской глубинки, проникнутое настроением болезненной тоски. Поэт тяжело переживал запустение села. Запустение это связано с Первой мировой войной, из-за которой крестьяне вынуждены были бросать хозяйство и идти на фронт.

 

В этом стихотворении прослеживаются не только настроения военного времени. В нем ясно выражены особенности есенинской поэтики. С.А. Есенин совмещает в одном пространстве религию, быт и сказку. Лес, ветер, машущая рукавом черемуха, ковыль, который что-то нашептал путнику – сказочные образы. Монастырь, риза – христианский. Избы, плесень, стропила – бытовой. Все эти три пласта поэт сливает воедино. Солома, которая покрывает крышу избы, в глазах поэта становится облачением священнослужителя – ризою. Ветер плесень солнцем окропил, словно христианский священник святой водой. Бедная крестьянская изба превращается в храм. Поэт словно объединяет небо и землю. Высокое, духовное, божественное сливается с земным бытом и народными сказками. Природа не просто одухотворяется, она сама становится храмом, как и крестьянская изба.

 

Удивительно и то, с какой легкостью поэт соединяет просторечные выражения «забоченились», «машет», «жисть» с книжными высокопарными словами «окропил», «заревая гать». Это соединение высокого и низкого, духовного и бытового усиливает пронзительность поэтических образов. Оно характерно для всей лирики Есенина.

 

Интересно, что в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...» уже нет религиозной символики. В своем позднем творчестве поэт от нее отказался. «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии», – писал поэт в предисловии к неизданному собранию стихотворений и поэм.

 

Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» написано в 1917 году. Вдова поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина воспоминала: «По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию».

 

Те перемены, которая несла революция, поэт воспринимал оптимистично. Так же, как и А.А. Блок. Радостное предчувствие грядущих перемен подчеркивается лиричным описанием утреннего пейзажа:

 

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

 

 

За строки «Говорят, что я скоро стану / Знаменитый русский поэт» С.А. Есенина много критиковали, даже писали множество пародий, обвиняя поэта в самонадеянности и хвастовстве. Однако следует обратить внимание на финальную строфу стихотворения:

 

 

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

 

 

Сергей Есенин остается певцом крестьянской Руси. И свой грядущий успех он связывает с возможностью прославить, воспеть свою Родину.

 

После распада общества новокрестьянских поэтов С.А. Есенин вместе с А. Мариенгофом и В.Г. Шершневичем начали работать над созданием нового литературного течения – имажинизма.


Имажинизм (от лат. imago – образ) – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.

 

Расцвет течения приходится на 1919-1924 годы. В Москве регулярно устраиваются поэтические вечера, выпускаются авторские и коллективные сборники, создаются имажинистские издательства.

 

Отличительные черты:

  • обилие метафор в поэтическом творчестве;
  • стихотворение – «каталог образов»;
  • главенство образа в лирике.


Кризис имажинизма произошел в 1925 году. Течение подверглось критике со стороны правительства, погиб С.А. Есенин, эмигрировал А.Б. Кусиков.

 

Последний цикл, над которым работал С.А. Есенин – «Персидские мотивы». Работу над циклом поэт начал в 1924 году во время пребывания на Кавказе. Первыми стихотворениями, вошедшими в «Персидские мотивы» стали «Я спросил сегодня у менялы…» и «Улеглась моя былая рана…».

 

Хотя Сергей Есенин никогда не бывал в Персии, на создание цикла его вдохновила книга «Персидские лирики X-XV веков».

 

Одним из наиболее популярных стихотворений среди «Персидских мотивов» является «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Произведение появилось после знакомства поэта с учительницей литературы – Шаганэ Тальян. Лирический герой С.А. Есенина находит в её образе своего друга, с которым он может поделиться своими печалями.

 

Всего в цикл «Персидские мотивы» входит 15 стихотворений.

 

В конце жизни С.А. Есенин с горечью осознал, что все его попытки с сочувствием встретить новый строй внутренне ему чужды и несовместимы с его душой. На родине он видит «колокольню без креста», выброшенные сестрами-комсомолками иконы, повешенного вместо них на стенку «календарного Ленина». Поэт остался верен патриархальной деревне, исконной Руси и отверг намерения власти  уничтожить ее «до основания». Ему претили насилие новых хозяев над деревней, их бездуховность.


  1. В чем особенность пейзажа, нарисованного в стихотворении «Вот уж вечер...»? Каким настроением он проникнут? Что ощущает лирический герой?
  2. Какие особенности есенинской поэтики проявились в стихотворении «Край ты мой заброшенный...»?
  3. Каким настроением проникнут пейзаж в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...»?


Проникновеннее всех сказала о Сергее Есенине А.А. Ахматова: «Его не вырвешь из полей и рощ». М. Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком».


Контрольные вопросы

 

  1. Какой видит поэт свою Родину?
  2. С чем С.А. Есенин связывает успех своего поэтического творчества?
  3. С чем связано появление трагических нот в мироощущении С.А. Есенина в последние годы жизни?
  4. Какие черты присущи новокрестьянской поэзии и имажинизму?


Предыдущий урок
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
Русская литература XX века
Следующий урок
В.В. Маяковский. Лирика
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке