Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.А. Есенин. Лирика

Русская литература XX века

22.12.2024
2238
0

С.А. Есенин. Лирика

План урока

  • Слово о С.А. Есенине
  • Тема Родины в стихах поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества С.А. Есенина, как раскрывается тема Родины в стихах поэта
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы, находить изобразительно-выразительные средства, определять стихотворный размер

Разминка

  • Какие стихотворения С.А. Есенина вы уже читали?
  • Какую тему можно назвать основной в творчестве С.А. Есенина?

Слово о С.А. Есенине

Рис. 1. С.А. Есенин.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился в русской глубинке 3 октября 1895 года. Малая родина поэта – село Константиново Рязанской губернии. 

 

Отец поэта почти все время был на заработках в Москве. Когда Сергею Есенину исполнилось 2 года, мать поэта тоже уехала на заработки в Рязань.

 

Сына она отдала на воспитание своим родителям, так что детство поэта прошло у дедушки с бабушкой. Про своего деда поэт писал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, умственный мужик».

Дед любил петь старинные русские песни. Так поэт с самого раннего детства приобщался к народной песенной культуре. Даже первые стихи С.А. Есенина, написанные в девять лет, больше напоминали народные частушки. 

 

В 1904 году Сергей Есенин начал учиться в Константиновской земской школе. Из-за плохого поведения в 3 классе его оставили на второй год, но закончил он школу с похвальной грамотой. Следующим этапом образования стала церковно-приходская учительская школа в селе Спас-Клепики в 30 километрах от Константинова. После окончания этой школы учителем работать С.А. Есенин не захотел. Вместо этого он отправился в Москву, к своему отцу.

 

В Москве поэту удалось устроиться помощником корректора в типографию крупного книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. С этого момента в жизни поэта начались серьезные перемены.

 

В типографии он познакомился с Анной Изрядновой, которая родила ему сына Юрия. Их брак с поэтом не был зарегистрирован. Вскоре С.А. Есенин покинул эту семью.

 

Его первой женой стала актриса Зинаида Райх. В этом браке у поэта родились дочь Татьяна и сын Константин, но появление детей не спасло семью от развода. 

 

Вообще, у Сергея Есенина была очень бурная личная жизнь. Женщины спасали поэта, рожали ему детей, дарили вдохновение, хранили его поэтическое наследие. Четвертого ребенка С.А. Есенину родила поэтесса и переводчик Надежда Вольпин. А литературный секретарь поэта Галина Бениславская не смогла пережить его смерти, совершив самоубийство на его могиле. 

 

Бурный роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан закончился недолгим браком, в котором оба супруга носили двойную фамилию Есенин-Дункан. Супруги ссорились, мирились и расставались вновь. Дункан даже увезла поэта заграницу, но поэт не смог жить вдали от Родины. Последней женой С.А. Есенина стала Софья Андреевна Толстая, внучка знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого.

 

Работая в типографии, С.А. Есенин активно писал стихи. А в 1914 году его стихотворение «Береза» было опубликовано в журнале «Мирок». В поэтические круги С.А. Есенин влился уже в следующем году. Он приехал в Петербург и познакомился с А.А. Блоком, С.М. Городецким, Н.А. Клюевым и другими видными поэтами Серебряного века. Сохранилось такое замечание Александра Блока о его стихах: «Стихи свежие, чистые голосистые, многословные». А Максим Горький отмечал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

 

В 1916 году вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница». В этот период он сближается с представителями новокрестьянской поэзии. А в 1918 году С.А. Есенин познакомился с А. Мариенгофом. Так началось его увлечение имажинизмом.

 

Однако в 1922 году С.А. Есенин со скандалом покинул «Орден имажинистов», назвав имажинизм кривлянием ради кривляния. 

 

Слава Сергея Есенина росла. Он много путешествовал по стране и выезжал заграницу, его стихи публиковали, поэтические вечера пользовались необыкновенным успехом. Но активная творческая работа поэта сочеталась с разгульной жизнью.

 

На лице С.А. Есенина современники замечали мистические знаки предстоящей гибели и трагической судьбы. Один из современников вспоминал: «Есенин заметно увядал. Лицо его, прежде светлое и жизнерадостное, подернулось мглистыми, печальными тенями... Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем». Другой усмотрел в лице поэта «прожигающую слегка улыбку падшего ангела, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз».

 

28 декабря 1925 года С.А. Есенина обнаружили мертвым в номере гостиницы «Англетер». Поэт повесился. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.


  1. Где родился С.А. Есенин?
  2. Кто занимался его воспитанием? Как это повлияло на творчество поэта?
  3. Как А.А. Блок отзывался о стихах С.А. Есенина?


Тема Родины в стихах поэта

Рис. 2. Л. Щипачев. С. Есенин. 1980.

Точно неизвестно, в каком возрасте поэт написал свои первые стихотворения. По разным данным, С.А. Есенину в тот момент было от 8 до 13 лет.

 

Юный поэт вдохновлялся Библией и сказками, которые ему рассказывала родная бабушка, поэтому его первые произведения были на духовную и фольклорную тематику.

 

В более взрослом возрасте Сергей Есенин начал писать о любви. В 1912 году поэт создал первый сборник на эту тему – «Больные думы». Однако опубликован он так и не был.

 

Первую известность автору принесли его стихи о природе, публиковавшиеся в журналах «Мирок», «Проталинка» и «Доброе утро».

 

Однажды поэт написал о своем творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

 

А какой же видит поэт свою Родину? Великой героической державой? Нет. Родина для поэта – это прежде всего крестьянская Русь. Есенинская Русь – это деревеньки в русской глубинке, бесконечное голубое небо, бескрайние поля и лесные просторы. Именно такую Русь создает в своей лирике С.А. Есенина. Это сблизило его с представителями новокрестьянской поэзии.


Новокрестьянская поэзия – название группы русских поэтов, которые пришли в литературу из народной среды и опирались в своих произведениях на фольклорные традиции.

 

Период существования течения относится к 1910-м годам. Среди его представителей – Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Сергей Есенин.

 

Сборник С.А. Есенина «Радуница» является наиболее ярким воплощение новокрестьянской поэзии.

 

Отличительные черты поэтики:

  • создание текстов с опорой на фольклорные и народные традиции;
  • любовь к «малой родине», осуждение городской культуры;
  • использование религиозных мотивов.


Одной из центральных тем в творчестве С.А. Есенина является природа. Поэт, вышедший из небольшого села, крайне тонко ощущал свое единение с окружающим миром. В творчестве автора природа всегда является одушевленным персонажем – она может чувствовать и делиться этими чувствами.

 

В пейзажной лирике Сергей Есенин зачастую использует эпитеты, олицетворения и метафоры, создает чувственные образы.

 

Стихотворение «Вот уж вечер …» поэт написал в 1910 году, еще до того, как уехал из Константинова. Когда С.А. Есенин создал этот удивительный образец пейзажной лирики, ему было всего 15 лет.

Рис. 3. В. Цыплаков. С. Есенин. 1985.

В этом стихотворении картина родной природы полна умиротворения. Природа одухотворена и гармонична. Ива, березы, соловей и даже роса, блестящая на крапиве, видятся поэту живыми. Сельский пейзаж представляется возвышенным и романтичным. В нем нет бытовых деталей, зато есть абсолютная гармония живого, одухотворенного мира. 

 

Единственное, что нарушает эту гармонию, – это стук колотушки сонного сторожа. Этот звук поэт называет «мертвым».

 

Лирический герой чувствует себя частью этого гармоничного мироздания, он не одинок. Здесь позиция С.А. Есенина спорит с лермонтовской. У М.Ю. Лермонтова поэт одинок, а красота природы только подчеркивает это одиночество. У Сергея Есенина поэт – неотъемлемая часть мироздания. История его жизни, личные переживания неразрывно связаны с судьбой Родины.

 

«Вот уж вечер…» – это юношеские стихи, ранняя лирика поэта. Уже через 4 года поэзия С.А. Есенина сильно изменилась. 

 

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном поэтом в 1914 году, видно, как меняется образ Родины. И в целом лирика поэта становится иной, приобретает новые черты.

 

Первая строфа стихотворения – описание пейзажа русской глубинки, проникнутое настроением болезненной тоски. Поэт тяжело переживал запустение села. Запустение это связано с Первой мировой войной, из-за которой крестьяне вынуждены были бросать хозяйство и идти на фронт.

 

В этом стихотворении прослеживаются не только настроения военного времени. В нем ясно выражены особенности есенинской поэтики. С.А. Есенин совмещает в одном пространстве религию, быт и сказку. Лес, ветер, машущая рукавом черемуха, ковыль, который что-то нашептал путнику – сказочные образы. Монастырь, риза – христианский. Избы, плесень, стропила – бытовой. Все эти три пласта поэт сливает воедино. Солома, которая покрывает крышу избы, в глазах поэта становится облачением священнослужителя – ризою. Ветер плесень солнцем окропил, словно христианский священник святой водой. Бедная крестьянская изба превращается в храм. Поэт словно объединяет небо и землю. Высокое, духовное, божественное сливается с земным бытом и народными сказками. Природа не просто одухотворяется, она сама становится храмом, как и крестьянская изба.

 

Удивительно и то, с какой легкостью поэт соединяет просторечные выражения «забоченились», «машет», «жисть» с книжными высокопарными словами «окропил», «заревая гать». Это соединение высокого и низкого, духовного и бытового усиливает пронзительность поэтических образов. Оно характерно для всей лирики Есенина.

 

Интересно, что в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...» уже нет религиозной символики. В своем позднем творчестве поэт от нее отказался. «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии», – писал поэт в предисловии к неизданному собранию стихотворений и поэм.

 

Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» написано в 1917 году. Вдова поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина воспоминала: «По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию».

 

Те перемены, которая несла революция, поэт воспринимал оптимистично. Так же, как и А.А. Блок. Радостное предчувствие грядущих перемен подчеркивается лиричным описанием утреннего пейзажа:

 

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

 

 

За строки «Говорят, что я скоро стану / Знаменитый русский поэт» С.А. Есенина много критиковали, даже писали множество пародий, обвиняя поэта в самонадеянности и хвастовстве. Однако следует обратить внимание на финальную строфу стихотворения:

 

 

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

 

 

Сергей Есенин остается певцом крестьянской Руси. И свой грядущий успех он связывает с возможностью прославить, воспеть свою Родину.

 

После распада общества новокрестьянских поэтов С.А. Есенин вместе с А. Мариенгофом и В.Г. Шершневичем начали работать над созданием нового литературного течения – имажинизма.


Имажинизм (от лат. imago – образ) – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора.

 

Расцвет течения приходится на 1919-1924 годы. В Москве регулярно устраиваются поэтические вечера, выпускаются авторские и коллективные сборники, создаются имажинистские издательства.

 

Отличительные черты:

  • обилие метафор в поэтическом творчестве;
  • стихотворение – «каталог образов»;
  • главенство образа в лирике.


Кризис имажинизма произошел в 1925 году. Течение подверглось критике со стороны правительства, погиб С.А. Есенин, эмигрировал А.Б. Кусиков.

 

Последний цикл, над которым работал С.А. Есенин – «Персидские мотивы». Работу над циклом поэт начал в 1924 году во время пребывания на Кавказе. Первыми стихотворениями, вошедшими в «Персидские мотивы» стали «Я спросил сегодня у менялы…» и «Улеглась моя былая рана…».

 

Хотя Сергей Есенин никогда не бывал в Персии, на создание цикла его вдохновила книга «Персидские лирики X-XV веков».

 

Одним из наиболее популярных стихотворений среди «Персидских мотивов» является «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Произведение появилось после знакомства поэта с учительницей литературы – Шаганэ Тальян. Лирический герой С.А. Есенина находит в её образе своего друга, с которым он может поделиться своими печалями.

 

Всего в цикл «Персидские мотивы» входит 15 стихотворений.

 

В конце жизни С.А. Есенин с горечью осознал, что все его попытки с сочувствием встретить новый строй внутренне ему чужды и несовместимы с его душой. На родине он видит «колокольню без креста», выброшенные сестрами-комсомолками иконы, повешенного вместо них на стенку «календарного Ленина». Поэт остался верен патриархальной деревне, исконной Руси и отверг намерения власти  уничтожить ее «до основания». Ему претили насилие новых хозяев над деревней, их бездуховность.


  1. В чем особенность пейзажа, нарисованного в стихотворении «Вот уж вечер...»? Каким настроением он проникнут? Что ощущает лирический герой?
  2. Какие особенности есенинской поэтики проявились в стихотворении «Край ты мой заброшенный...»?
  3. Каким настроением проникнут пейзаж в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...»?


Проникновеннее всех сказала о Сергее Есенине А.А. Ахматова: «Его не вырвешь из полей и рощ». М. Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком».


Контрольные вопросы

 

  1. Какой видит поэт свою Родину?
  2. С чем С.А. Есенин связывает успех своего поэтического творчества?
  3. С чем связано появление трагических нот в мироощущении С.А. Есенина в последние годы жизни?
  4. Какие черты присущи новокрестьянской поэзии и имажинизму?


Предыдущий урок
А.Т. Твардовский. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
Б.Л. Пастернак. Лирика
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Сложение и вычитание векторов

    Геометрия

  • Усложнение организации животных

    Биология

  • Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке