Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Лирика

Русская литература XX века

26.04.2024
1840
0

В.В. Маяковский. Лирика

План урока

  • Слово о В.В. Маяковском
  • Особенности лирики поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества В.В. Маяковского, своеобразие мироощущения лирического героя, новаторство, черты футуризма как литературного течения в его стихотворениях
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы

Разминка

С какими произведениями В.В. Маяковского вы уже знакомы?

Слово о В.В. Маяковском

Рис. 1. В.В. Маяковский.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

 

Поэт родился 19 июля 1893 в селе Багдати (Багдади) в Грузии. У пролетарского поэта были дворянские корни – родители В.В. Маяковского из обедневших дворян. Отец поэта работал лесничим. У матери поэта были казачьи корни. Родители поэта получили прекрасное образование. Они разбирались в литературе, живописи, очень любили музыку. Мать поэта в юности сама писала стихи.

 

Семья Маяковских жила очень дружно, но бедно. Смерть отца семейства стала для них настоящей трагедией. В 1906 году он умер от заражения крови из-за укола булавкой. После его смерти семья переехала в Москву.

 

Так, отучившись 4 года в Кутаисской гимназии, Владимир Маяковский поступил в 4 класс Пятой классической гимназии Москвы. В 1908 году из гимназии его исключили за неуплату.

Рис. 2. Село в Багдади.

В этом же году В.В. Маяковский стал членом Российской социал-демократической рабочей партии. За революционную деятельность его трижды арестовывали. 11 месяцев шестнадцатилетний Владимир Маяковский сидел в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Именно с этим заключением поэт связывал начало своей творческой деятельности. Об этом он с иронией писал в автобиографии «Я сам»: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

 

В 1911 году В.В. Маяковского приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там учился известный футурист Д. Бурлюк, который и организовал знаменитое общество «Гилея».

 

В 1912 году состоялся литературный дебют В.В. Маяковского. Его стихотворение «Ночь» напечатали в альманахе «Пощечина общественному вкусу». Там же был и одноименный манифест футуристов с призывом «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

 

В это же время В.В. Маяковский начал читать свои стихи со сцены. Его выступления отличались эпатажем, поэтому у поэта появились и горячие поклонники, и столь же горячие ненавистники. 


Футуризм (от лат. futurum – будущее) – течение в литературе и живописи в России, возникшее в 1910 году с выходом альманаха «Садок судей».

 

Представителями футуризма являлись: В.В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников и т.д.

 

Основные черты:

  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, эпатаж;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного.


В стихотворении 1913 года «А вы могли бы?» проявляется характер ранней лирики В.В. Маяковского: дерзкий, эпатажный, взрывной. Система образов в стихотворении необычна, но очень характерна для футуризма.

 

Например, в выражении «карта будня» поэт использует не привычное множественное число слова «будни», а единственное – в духе новой грамматики футуризма. Лирический герой – это безусловно поэт-футурист, который рушит серые устоявшиеся правила. Прозаическое он превращает в поэтическое:

 

 

Я показал на блюде студня
косые скулы океана.

 

 

Преобразовывая реальность, ломая привычные устои, в том числе и художественные, разрушая привычную картину мира, поэт словно бросает со цены вызов залу:

 

 

А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

 

В этом вызове и стремление расшевелить публику, и приглашение к художественной игре – попытка взять слушателя на «слабо», и надежда на встречу с родственной душой. 

 

В 1918 году Владимир Маяковский попробовал себя в кинематографе. Он писал сценарии и снялся в 3 фильмах по этим сценариям. Сохранилось несколько отрывков из этих фильмов. В одном из них поэт снимался вместе с Лилей Брик, своей возлюбленной и музой. 

 

Именно ей посвящена знаменитая поэма «Люблю», написанная в 1926 году. Она представляет собой поэтическую исповедь перед возлюбленной. 

 

Владимир Маяковский пользовался успехом у женщин. У него было много романов. Поэт делал предложение руки и сердца эмигрантке Татьяне Яковлевой и актрисе Веронике Полонской. Но несмотря на всю сложность и неоднозначность отношений с Лилей Брик, именно она стала главной женщиной в жизни поэта.

 

Весной 1919 года В.В. Маяковский начал работать в Российском телеграфном агентстве. Так появились знаменитые «Окна РОСТА» – агитационно-сатирические плакаты. «Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей», – писал поэт в воспоминаниях о 1920 годе. Вообще, В.В. Маяковский считается основателем рекламы вместе с художником-авангардистом А. Родченко. Вот как вспоминал об этом художник: «Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией. […] К работе над советской рекламой Володя относился очень серьезно. Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое число скучных отчетов, книг, которые он прочитывал и выписывал цифры, темы и прочее». 

 

Рис. 3. Рекламный плакат Резинтреста. Работа В. Маяковского. 1923.

Поэтическая слава Владимира Маяковского росла. Его стихи активно печатали. В 1923 году поэт организовал ЛЕФ – Левый фронт искусств. В это творческое объединение входили знаменитые поэты-футуристы, художники-авангардисты и даже деятели киноискусства. Например, поэт Н. Асеев, критики В. Шкловский и О. Брик, художники А. Родченко и В. Татлин, режиссер С. Эйзенштейн и многие другие. Лефовцы утверждали, что только они являются носителями нового революционного искусства.

 

Что такое искусство с точки зрения лефовцев? Это «жизнестроение», говорили они. Художник – это мастер, который выполняет социальный заказ. Появился термин «производственное искусство», то есть соединение искусства с ремеслом, промышленным производством. Лефовцы отрицали художественный вымысел, подменяя его литературой факта. Некоторые теоретики предлагали и вовсе заменить художественную литературу журналистикой. ЛЕФ просуществовал до 1928 года.

В 20-е годы В.В. Маяковский писал стихи, поэмы, сатирические пьесы, выступал по всему СССР, читая свои стихи. Поэт несколько раз выезжал из страны, путешествуя по миру. Он побывал в Европе, США, Мексике. 

 

Слава поэта гремела, но 30-й год для Владимира Маяковского начался тяжело. Критики разгромили его сатирические пьесы, обвинив поэта в антисоветчине. Дело в том, что поэт прямо указывал на бюрократию как на болезнь молодого советского общества. Этого советская пресса стерпеть не могла. Появились лозунги «долой маяковщину!». Спектакль по пьесе В.В. Маяковского «Баня» провалился. 

 

Тяжелые переживания и разочарования последних лет приводят Владимира Маяковского к самоубийству. 14 апреля 1930 года поэта не стало.


  1. В какой семье родился будущий поэт?
  2. Какое творческое объединение создал Маяковский? Что входило в его программу?
  3. Назовите основные черты футуризма.


Особенности лирики поэта

Рис. 4. Б. Коржевский. Маяковский за работой. 1958.

В.В. Маяковский начал писать стихи в 1909 году, когда поэту было 16 лет. По воспоминаниям самого автора, это были пролетарские стихи «с легким налетом символизма».

 

После поступления в Московское училище живописи Владимир Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком, которой организовал группу «поэтов-будетлян».

 

К основным темам, которым посвящена ранняя лирика автора, относятся любовь («Лиличке»), мир большого города («Ночь»), поэт и толпа («Послушайте!»), война и мир («Мама и убитый немцами вечер»).

 

Особое место в творчестве В.В. Маяковского занимает любовная лирика. Ранние произведения о любви появились у поэта уже в 1913 году, но были не связаны с его личными переживаниями.

 

В 1914-1915 годах создается знаменитая поэма «Облако в штанах», где чувства и эмоции лирического героя носят более серьезный и трагический характер.

 

Самыми известными адресатами любовных стихотворений Владимира Маяковского были Лиля Брик и Татьяна Яковлева.

 

Поэма «Люблю» (1926) является одним из наиболее ярких стихотворений Маяковского в жанре любовной лирики. Оно посвящено Л. Брик, единственной женщине, которую поэт по-настоящему любил и признавал своей единственной музой.

 

С Татьяной Яковлевой поэт познакомился в Париже. Ей посвящено «Письмо Татьяне Яковлевой», лирический герой которого проникнут чувством большой и светлой любви.

 

Отношение В.В. Маяковского к предназначению поэта нередко прочитывается в его произведениях. Для него место творца – это место своеобразного проводника, который помогает другим людям ориентироваться.

Владимир Маяковский призывает поэтов «воспитывать» других своим творчеством, потому как искусство обществу необходимо. При этом он считал, что писать нужно обо всем, что поэт видит, а в особенности о том, что его тревожит.

 

Часто в лирике поэта транслируется сравнение поэзии с солнцем. Этот прием реализуется, к примеру, в «Необычайном приключении…». В этом стихотворении поэт создает целых два солнца – одно небесное светило, а другое солнце поэзии. 

 

«Помимо необходимых способностей, надо работать до предела, до кульминации, – говорил В.В. Маяковский, – надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».

 

Он так описывал этапы своей работы над стихом. Первый этап — оформление ритма: «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова». И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала. Таким образом и подбор лексического материала, и обработка слова подчиняются творческому заданию автора. 

 

Затем начинается третья и заключительная стадия работы. Ее В.В. Маяковский описывает так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется – не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец после сотни примерок ее нажали, и она села». Таким образом ритмически выверяется весь собранный уже в стихе словесный материал. 

 

З.С. Паперный, исследователь творчества поэта, в книге «О мастерстве Маяковского» писал: «В лучших стихах Маяковского, как в народной пословице, как в песне – «слова не выкинешь».

 

Попробуйте что-нибудь заменить или переставить в стихах:

 

 

Лет до ста расти
Нам без старости.
Год от года расти
Нашей бодрости...

 

 

Единая мысль, одно неудержимо-радостное чувство наполняет эту строфу. Ритм с его широким и вольным разбегом, с могучим и раскатистым ударением, собирающим в тесную, сжатую группу всю строку; рифмы, которые даже неизвестно где начинаются, ибо это не рифмы отдельных слов, а чудесная перекличка целых строк, радостно бегущих навстречу друг другу, весело и торжествующе подхватывая созвучия, – все это слилось воедино...

 

Нельзя произнести «бодрости» скороговоркой, нельзя скомкать это слово – самый стих, ритм и рифма заставляют вас выговорить каждый звук, раздвигают звучание слова..

 

Писатель подбирает такие незаменимо-единственные слова, которые лучше, точнее, ярче и полновеснее доносят мысль, раскрывают образ. Главное стремление его – выразить волнующую мысль. В статье «Как делать стихи?» В.В. Маяковский рассказывает об этой непрерывной – мучительной и радостной – работе.

 

Талант для В.В. Маяковского – это чувство слова, умение ощутить слово в контексте. Талант связан и с волей. Это черта характера, нежелание довольствоваться «почти найденным», «почти хорошим». В поэзии «почти хорошо» – значит плохо. Талант – вечная готовность кроить и перекраивать строку.

 

Утверждая родственность поэзии «любому труду», Владимир Маяковский стремится найти такой труд, такой вид производства, который был бы особенно близок поэзии – так же был бы тяжел и так же рождал необходимое для людей. И он находит:

 

 

Поэзия – а же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.

 

 

«Словоновшество», создание новых слов, у В.В. Маяковского получило настолько сильное развитие, что находились даже критики, заявлявшие, что поэт пренебрегает нормами русского языка, калечит слова неизвестно зачем и почему, что Владимир Маяковский чуть ли не «враг грамматики». Достаточно обратиться к творчеству поэта, чтобы убедиться в обратном: В.В. Маяковский в совершенстве овладел языком, поэтому в его зрелой лирике нет места словесным экспериментам. У него, как говорит М. Горький, «предельное чувство русского языка», чутье к строю и духу языка. Поэт превосходно умеет создавать сильный художественный эффект, опираясь на законы и нормы языка. 


  1. Кому посвящал В.В. Маяковский свою любовную лирику?
  2. Какие особенности футуризма воплотились в лирике В.В. Маяковского?
  3. Каковы основные темы и мотивы лирики В.В. Маяковского?


Литературный XX век, очевидно, был бы неполон без Владимира Владимировича Маяковского. Он намеренно шокировал публику хлесткими и парадоксальными, порой резкими суждениями. Но эта напускная самоуверенность была для него своеобразной броней. Грубость В.В. Маяковского была «беспредельно хрупкой», вспоминал Вс. Мейерхольд. Его новаторство послужило на благо развития русской литературы.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем особенность поэтического стиля В.В. Маяковского?
  2. Как поэт описывал этапы своей работы над стихами?
  3. Для чего Маяковский вводил в поэзию новые речевые пласты языка?
  4. В каких творческих объединениях принимал активное участие В.В. Маяковский?


Предыдущий урок
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
Русская литература XX века
Следующий урок
М.И. Цветаева. Лирика
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Глаз и зрение. Оптические приборы

    Физика

  • Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи

    Русский язык

  • Химические свойства оснований как электролитов. Химические свойства солей как электролитов

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке