Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.А. Шолохов «Судьба человека»

Русская литература XX века

М.А. Шолохов. «Судьба человека»

План урока

  • Слово о М.А. Шолохове
  • Рассказ «Судьба человека»

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества М.А. Шолохова, историю создания рассказа «Судьба человека», смысл названия произведения, особенности композиции, тематику и проблематику рассказа
  • Уметь анализировать прозаическое произведение

Разминка

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вы уже изучали?
  • Какие темы поднимаются в таких произведениях?

 

Обзор жизни и творчества М.А. Шолохова

Рис. 1. М.А. Шолохов. Фото 1960. Рис. 1. М.А. Шолохов. Фото 1960.

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984)

 

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова. 

 

Мать писателя рано осиротела. Замуж ее выдали насильно за сына станичного атамана. Вскоре после свадьбы она ушла от мужа к Александру Шолохову.

 

Развода женщина не получила, поэтому ее сын, Михаил Александрович Шолохов, считался незаконнорожденным и носил фамилию Кузнецов. «Нахаленок» – такое обидное прозвище давали незаконнорожденным детям. Позже М.А. Шолохов напишет рассказ с таким названием. Только после смерти мужа Анастасии Даниловны родители писателя смогли обвенчаться. Так, Михаил получил фамилию отца только в возрасте 8 лет.

 

Мать Михаила Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский.

 

Родители рано заметили в мальчике любознательность, тягу к знаниям. Сначала пригласили в дом учителя, который подготовил мальчика к поступлению в начальное училище. В 1914 году отец повез Мишу в Москву, в подготовительный класс гимназии. Но вскоре он перевел сына в Богучарскую гимназию, в Воронежской губернии, поближе к дому. 

 

Будущий писатель учился жадно, упорно занимался самообразованием. Увлеченно читал произведения Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого, М. Горького. Занятия в гимназии были прерваны Гражданской войной. «Поэты рождаются по-разному, – говорил впоследствии писатель. – Я, например, родился из Гражданской войны на Дону».

 

Работать М.А. Шолохов начал с 15 лет. Он сменил много профессий. Работал в станичном революционном комитете служащим, был учителем по программе ликвидации неграмотности среди взрослых и в начальной школе, делопроизводителем в заготконторе и даже налоговым инспектором. 

Рис. 2. М.А. Шолохов с женой Марией Петровной. Фото 1924. Рис. 2. М.А. Шолохов с женой Марией Петровной. Фото 1924.

В конце 1922 года, в 17 лет, Михаил Шолохов приезжает в Москву, собираясь учиться, но не смог поступить. Трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием. Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родинка».

 

В начале 1924 года М.А. Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. М.А. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы. 

 

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахаленок» (1925), «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

 

В 1924 году журналах появляются рассказы Михаила Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменательным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов. 

 

Уже в «Донских рассказах» гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью», – отмечали критики. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. М.А. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди. 

 

В конце 1926 года Михаил Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928–1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихого Дона». Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

 

В 1941 году «Тихий Дон» был удостоен Сталинской премии, которую М.А. Шолохов на второй день войны полностью перечислил в Фонд обороны страны. 4 новые ракетные установки для фронта писатель купил на свои деньги. 

 

Во время Великой Отечественной войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Рис. 3. Король Швеции Густав Адольф IV поздравляет М.А. Шолохова с вручением ему Нобелевской премии. Стокгольм. 1965. Рис. 3. Король Швеции Густав Адольф IV поздравляет М.А. Шолохова с вручением ему Нобелевской премии. Стокгольм. 1965.

В 1965 году М.А. Шолохову присудили Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон»: «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». На полученные деньги М.А. Шолохов построил школу в станице Вешенской. 

 

Последние годы Михаил Шолохов провел в Вешенской. Он занимался общественной работой и трудился над романом «Они сражались за Родину», но не завершил его, а рукопись сжег. Сохранились только немногие главы. В Вешенскую к нему приезжали паломники не только из всех уголков Советского Союза, но и из-за рубежа. 

 

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона.


  1. Почему М.А. Шолохов получил фамилию отца только в 8 лет?
  2. Как описана Гражданская война в «Донских рассказах»?
  3. За какое произведение М.А. Шолохов получил «Нобелевскую премию»? На что он потратил полученные деньги?


Рассказ «Судьба человека»

Рис. 4. Кукрыниксы. Судьба человека. Рис. 4. Кукрыниксы. Судьба человека.

Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова стал рассказ о Великой Отечественной войне «Судьба человека». 

 

В основе сюжета рассказа лежит реальный случай. Шел первый послевоенный год. Был большой весенний паводок. М.А. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала писателя. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года – его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. «Судьба человека» посвящена Е.Г. Левицкой, которая первой прочитала текст этого рассказа.

 

Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшкой – и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.

 

Андрей Соколов – обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Как и тысячи других людей, ушел на фронт защищать Родину. Война отрывает его от родной семьи, от дома. Счастливая жизнь рушится в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен и попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество оставаться человеком. В духовной борьбе с фашизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хотел выдать командира. Огромная сила духа и выдержка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с комендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный, он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно потерявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Родины. 

 

М.А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашистский плен. В то время это была запретная тема. И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой рассказа прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испытания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда – встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Судьба не оставила солдату ни родных, ни даже пристанища на земле. Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: ʺЗа что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь! ʺ».

 

После всего, что пережил герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучительной боли. Но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, он усыновляет такого же, как он, сироту – Ванюшу. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: ʺНе бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в детиʺ».

 

«И хотелось бы думать, – пишет М.А. Шолохов , – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Жанр «Судьбы человека» исследователи определяют как рассказ-эпопея. Как такое может быть? Ведь рассказ – малая форма эпоса, а эпопея – самая большая. В рассказе только одна история, а эпопея отражает целую историческую эпоху. Сам писатель объясняет это так: «Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим».

 

Действительно, рассказ «Судьба человека» охватывает огромный период времени. Действие в рассказе происходит и в Воронеже, и в Германии, и на белорусской земле, и на Дону, где автор-рассказчик беседует с героем-рассказчиком. В рассказе есть и мирная жизнь, и страшные годы войны с боями и пленом, и тяжелые послевоенные годы. Описываются не только картины боев и плена, но и жизнь в тылу: «…этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!»

 

«Судьба человека» – это своего рода рассказ в рассказе. В композиции рассказа два повествователя. Андрей Соколов – не просто главный герой рассказа, он еще и повествователь. Основная история звучит из его уст, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами. Роль второго повествователя играет автор. С его помощью читатель может видеть Андрея Соколова со стороны. Эти наблюдения показывают то, о чем не говорит сам герой. Например, автор-рассказчик подмечает множество деталей, которые характеризуют героя. Например, руки у Андрея Соколова большие и грубые, значит, он привык к тяжелой работе. 

 

Взгляд со стороны помогает прочувствовать силу переживаний главного героя. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Подобные психологические детали гораздо красноречивее говорят о страдании человека, чем мог бы рассказать он сам.

Рис. 5. Кукрыниксы. Судьба человека. Рис. 5. Кукрыниксы. Судьба человека.

Рассказчик подмечает, что Андрей горбится, словно от физической тяжести прошлого. Чтобы легче было говорить, он что-то чертит хворостинкой на песке. «Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...» 

 

Название рассказа символично. Андрей Соколов повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время является синонимом к слову «жизнь». Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше. Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

 

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни. 

 

Рассказывая о судьбе одного человека, Михаил Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына накануне Победы. Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – М.А. Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

 

Таким образом, повествование в рассказе «Судьба человека» поднимается до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития. В сущности, в рассказе показана борьба между силами, оберегающими нравственные идеалы народа, и силами, попирающими простые законы нравственности. И в этой борьбе огромная созидательная роль принадлежит рядовому человеку, на сердце которого отпечатываются все изломы исторического пути Родины. Простой человек, отец, солдат выступает как хранитель и защитник сложившихся на протяжении тысячелетий нравственных ценностей. Весь опыт и вся трагическая судьба Андрея Соколова убеждала в непреложности этих общечеловеческих нравственных законов.


  1. Откуда писатель взял сюжет рассказа «Судьба человека»?
  2. Какова проблематика рассказа «Судьба человека»?
  3. Какая композиция у рассказа?
  4. Какой период охватывает рассказ «Судьба человека»?


«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, прочтите рассказ ʺСудьба человекаʺ», – так писали в английской газете о произведении Михаила Александровича Шолохова.


Контрольные вопросы

 

  1. За что М.А. Шолохов получил Нобелевскую премию?
  2. Что дает основание определять жанр «Судьбы человека» как рассказ-эпопея?
  3. Какой период охватывает рассказ «Судьба человека»?
  4. Какое значение вложил писатель в название рассказа «Судьба человека»?


Предыдущий урок
М.И. Цветаева. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
Русская литература XX века
  • Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа

    Физика

  • И.А. Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи»

    Литература

  • Орфография. Повторение. Правописание Н и НН в разных частях речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке