Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Ахматова. Лирика

Русская литература XX века

26.04.2024
1396
0

А.А. Ахматова. Лирика

План урока

  • Слово об А.А. Ахматовой
  • Своеобразие лирики поэтессы

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества А.А. Ахматовой, как раскрывается тема любви в стихах поэтессы
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы, находить изобразительно-выразительные средства, определять стихотворный размер

Разминка

Какие писатели и поэты после Революции 1917 года эмигрировали заграницу, а какие остались в России?

Жизнь и творчество А. А. Ахматовой

Рис. 1. А.А. Ахматова. Севастополь. Фото 1911.

Анна Андреевна Ахматова (1889–1966)

 

Анна Андреевна Горенко родилась 23 июня 1889 года в Одессе. Она была третьим ребенком в большой семье Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой.

 

Псевдоним А.А. Ахматова поэтесса взяла уже в семнадцатилетнем возрасте, когда начала писать стихи. Отец был против ее поэтических опытов и попросил не позорить фамилию. Тогда поэтесса взяла фамилию прабабки Прасковьи Федосеевны Ахматовой. Она придумала легенду, что ее прабабка была татарской княжной, потомком легендарного хана Ахмата. На самом деле никакой связи между ханом Ахматом и дворянским родом давно обрусевших татар не было.

 

Детство поэтессы прошло между Царским Селом и Севастополем. В Царском Селе семья жила после отставки Андрея Антоновича, который служил инженером-механиком на флоте. А в Севастополе они проводили лето. Так что самыми яркими впечатлениями детства для поэтессы были древний Херсонес и пушкинское Царское Село.

 

Читать Анну Ахматову учили по азбуке Льва Толстого, французскому девочка выучилась сама, наблюдая за занятиями старших брата и сестры. Первое стихотворение она написала в возрасте 11 лет.

 

В 1899 году Анну Горенко приняли в Мариинскую женскую гимназию. По признанию самой поэтессы, училась она неохотно, сначала плохо, потом лучше.

 

В 1897 году после окончания гимназии поэтесса поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, но долго там не проучилась. В 1910 году она вышла замуж за Николая Гумилева и уехала с ним в Париж. С Николаем Гумилевым они были знакомы несколько лет. Поэт упорно добивался ее, несколько раз делал предложение, даже едва не покончил с собой после очередного отказа. Их брак не был простым. Через год после свадьбы Н.С. Гумилев написал такие стихи:

 

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, – и хочет топиться.

 

 

В 1912 году вышел в печать первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер», и на поэтессу обрушилась слава. Критики хвалили ее, поклонники обожали. Появились даже поэтессы-подражательницы, которых в шутку называли «подахматовками».

 

Осенью того же года в семье поэтов родился сын Лев. Воспитывала мальчика бабушка, Анна Ивановна Гумилева. Лев Николаевич Гумилев впоследствии стал известным ученым, востоковедом, географом, этнологом.

 

Вторая книга А.А. Ахматовой под названием «Чётки» вышла в 1914 году. Успех ее был так велик, что за восемь лет ее переиздали 8 раз. Книга «Белая стая» не повторила этого успеха из-за того, что вышла в революционном 1917 году.

 

После революции Анна Ахматова не эмигрировала, хотя очень многие поэты покинули родину. В 1918 году с Николаем Гумилевым она развелась, чтобы стать женой ученого Владимира Шилейко. Поэтесса выпустила еще две книги стихов – «Подорожник» и «Anno Domini».

 

В 20-е годы стихов А.А. Ахматовой практически не печатали. Многое из написанного поэтессой в этот период было утрачено во время эвакуации. В середине 20-х годов поэтесса занялась исследованием творчества А.С. Пушкина. Эту работу она продолжала в течение всей жизни. Она написала статью «Последняя сказка Пушкина» о сказке «Золотой петушок», работу «О “Каменном госте” Пушкина», статьи «Гибель Пушкина», «Пушкин и Невское взморье».

 

В 30-е годы арестовали и отправили в лагерь сына поэтессы Льва Гумилева. Попал под арест и ее возлюбленный Николай Пунин. События тех страшных лет стали основой поэмы «Реквием». В 1939 году была принята в Союз писателей.

 

В начале Великой Отечественной войны поэтессу эвакуировали из блокадного Ленинграда. Годы эвакуации А.А. Ахматова провела в Ташкенте. В родной город она вернулась только в 1944 году.

 

Послевоенные годы для поэтессы оказались тяжелыми. В августе 1946 года вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Редакцию обвиняли в нарушении линии партии и в том, что журналы печатали произведения идеологически чуждых и антисоветски настроенных М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, “искусстве для искусства”, не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе», – говорилось в постановлении.

 

Поэтесса оказалась в опале. В 1946 году ее исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек, а уже подписанную в печать книгу уничтожили. Зарабатывать на жизнь Анне Ахматовой пришлось переводами. Она переводила стихи корейских поэтов, произведения Виктора Гюго, письма Питера Рубенса.

 

Запрет с имени А.А. Ахматовой сняли только в начале 50-х годов. Поэтессу восстановили в Союзе писателей в 1951 году, ее стихи снова начали печатать. Литфонд выделил поэтессе домик в Комарово. Этот домик Анна Ахматова называла «Будкой». В «Будке» у поэтессы часто собиралась советская творческая интеллигенция. Там бывали актриса Ф. Раневская, ученый лингвист и культуролог Д.С. Лихачев, художник Н. Альтман, поэт И. Бродский и многие другие.

 

К А.А. Ахматовой пришла международная слава. В 1962 году поэтессу номинировали на Нобелевскую премию по литературе, в Италии ей вручили премию Этна-Таормина, в Великобритании присвоили звание почетного доктора Оксфордского университета.

 

Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 года в подмосковном санатории от болезни сердца. Ей было 76 лет.


  1. Где прошло детство поэтессы?
  2. Какие сборники принесли поэтическую славу А.А. Ахматовой?
  3. Как складывались отношения А.А. Ахматовой с советской властью?
  4. Когда к А.А. Ахматовой пришла международная слава?


Своеобразие лирики поэтессы

Известность пришла к А.А. Ахматовой уже после публикации первого поэтического сборника «Вечер». Лирика поэтессы пользовалась популярностью в «башне» Вячеслава Иванова (там собирались все творческие личности Петербурга).

 

В «Вечере» становится понятно, что Анна Ахматова мастер любовной лирики. Она умеет тонко чувствовать и понимать любовные переживания, чем наделяет и свою лирическую героиню.

 

Второй сборники поэтессы «Чётки» вышел в 1914 году и закрепил успех А.А. Ахматовой. В «Чётках» она много пишет о своем любимом городе Петербурге: описание пейзажей города соединяется с переживаниями героини, что придает убедительность её стихам.

 

В 1911 году Ахматова входит в организованный Н.С. Гумилёвым и С.М. Городецким «Цех поэтов», ставший началом развития акмеизма.


Акмеизм – литературное течение русской поэзии 1910-х годов. Акмеисты провозглашали культ конкретности и вещественности, который противостоял образности и символичности.

 

Представители течения создали объединение «Цех поэтов». В него входили Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и другие.

 

Особенности акмеизма:

  • цель искусства – это облагораживание человеческой природы;
  • художественное преобразование жизненных несовершенств возможно;
  • вещественность каждого явления главенствует.


Рис. 2. Ю. Анненков. А.А. Ахматова. 1921.

Важное место в творчестве А.А. Ахматовой занимает любовная лирика. Именно она принесла поэтессе признание. 

 

Дело не только в красоте и отточенности стиха. И не только в интимности, откровенности лирики. А.А. Ахматова была новатором не в форме, а скорее, в содержании. Ее любовную лирику называли «романной». В маленькое стихотворение поэтессе удавалось поместить целую трагическую историю, «роман».

Хочешь знать, как все это было?..

 

Хочешь знать, как все это было? –
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» –
«Да».

 

 

Эмоциональный накал стихотворения невероятно силен, но при этом читатель не знает, что же произошло между влюбленными, не знает предыстории конфликта. Этой недосказанностью поэтесса словно приглашает читателя самостоятельно дорисовать картину.

 

Любовь в стихах А.А. Ахматовой всегда трагична. Это разлука, непонимание, неразделенные чувства, невозможность быть вместе.

 

Смятение

 

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся –
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

 

 

Образ брака в стихах Анны Ахматовой – это тюрьма, в которой мучается женщина, потерявшая свободу. Это причина невозможности быть рядом с любимым человеком.

 

Поэтесса Ирина Одоевцева в книге «На берегах Невы» вспоминала, что Николай Гумилев обижался на жену за то, что она рисовала в стихах образ мужа-садиста.

 

Муж хлестал меня узорчатым…

 

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем…

 

 

Примечательно, что в браке с Шилейко написано стихотворение «Путник милый ты далече...», где есть такие строки:

 

 

А в пещере у дракона
Нет пощады, нет закона,
И висит на стенке плеть,
Чтобы песен мне не петь.

 

 

Можно ли считать, что лирическая героиня любовной лирики – это сама поэтесса? Нет. Из стихотворения в стихотворение образ лирической героини меняется. Она выступает светской женщиной, как в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью...». В стихотворении «Сероглазый король» лирическая героиня уже простолюдинка. Стихотворение «Да я, любила их те сборища ночные...» написано от лица женщины из богемных кругов. Лирическая героиня А.А. Ахматовой обретает разный возраст: она то юная девушка, то замужняя женщина. Мужские образы тоже меняются. Сохраняется драматическая линия, напряжение, невозможность общего счастья.

 

В любовной лирике позднего периода у Анны Ахматовой прослеживается ретроспективность. Ее стихи обращены к прошлому, это любовные воспоминания.

 

Как у облака на краю…

 

Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,

А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.

Так отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звезды, шли.

Ни отчаянья, ни стыда
Ни теперь, ни потом, ни тогда.

 

 

Важное место в творчестве поэтессы также занимает тема любви к Родине. Жизненный путь А.А. Ахматовой захватил две самые страшные войны в истории человечества. Её лирика тех периодов наполнена общечеловеческими страданиями и имеет антивоенный характер.

 

Анна Ахматова была из числа тех писателей, которые не эмигрировали из России в 1920-е годы. Её не пугали голод и разруха. Стихотворения тех лет передают её внутренне состояние. Так, к примеру, в произведении «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса пишет об искушении оставить Россию, но в своем решении быть с Родиной до конца она непоколебима. Пребывание в изгнании для неё унизительно и постыдно.

 

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась А.А. Ахматова в своей жизни, она до конца была предана родной стране. И своими мужеством и стойкостью взвывала к этому окружающих. 

 

Стихи Анны Ахматовой вобрали в себя весь драматизм непростого времени, в которое она жила. Их исток – эстетика Серебряного века. В поздних стихах звучит уже совсем другой голос, который принадлежит и новому времени.

 

 

Ахматова двувременной была.
О ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она жила,
Не верилось, когда ее не стало...

 

 

– сказал о ней поэт Евгений Евтушенко.


  1. Какие темы в творчестве А.А. Ахматовой можно назвать основными?
  2. В чём особенность лирической героини в стихотворениях о любви А.А. Ахматовой?
  3. Как называли любовную лирику А.А. Ахматовой?


Об Анне Андреевне Ахматовой говорят как об одном из величайших русских поэтов XX века. Она пришла в мир с неповторимым строем души. Она никогда никого не напоминала, и ни один из подражателей не приблизился к ее уровню. В лице А.А. Ахматовой женщина впервые обрела поэтический голос такой силы. В ее поэзии отразилась сложная история женского характера переломной эпохи. «Я научила женщин говорить…» – отмечала поэтесса.


Контрольные вопросы

 

  1. Как называется первый сборник А.А. Ахматовой?
  2. Какие особенности акмеизма, по вашему мнению, наиболее ярко воплощены в творчестве А.А. Ахматовой?
  3. Как А.А. Ахматова относится к эмиграции?
  4. В чем А.А. Ахматова видит назначение поэзии?


Предыдущий урок
А.А. Блок. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Деление клетки – основа размножения, роста и развития организма

    Биология

  • Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

    Информатика

  • Бессоюзное сложное предложение. Повторение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке