- Слово об А.И. Солженицыне
- Рассказ «Матренин двор»
- Знать вехи жизни и творчества А.И. Солженицына, историю создания, систему образов, тематику и проблематику рассказа «Матренин двор»
- Уметь анализировать художественное произведения, работать с текстом, формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание
- Каких русских писателей XX века считали антисоветскими?
- Знакомы ли вы с творчеством А.И. Солженицына?
Слово об А.И. Солженицыне
Александр Исаевич Солженицын (1918–2008)
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске в семье бывших крестьян. Родители будущего писателя получили хорошее образование, несмотря на своё происхождение. Александр Солженицын рано потерял отца: Исай Солженицын погиб за полгода до рождения сына на охоте. Чтобы прокормить семью, мать Таисья Захаровна устроилась машинисткой. Когда мальчику исполнилось 6 лет, Солженицыны перебрались в Ростов-на-Дону. Детство А.И. Солженицына совпало с установлением советской власти.
Успешно окончив школу, А.И. Солженицын поступает в 1938 году в Ростовский университет на дневное отделение физико-математического факультета. В 1940 году женится на своей сокурснице Наталье Решетовской. В 1941 году получает диплом математика, заканчивает заочное отделение философии и литературы в Московском университете.
После окончания университета работает учителем математики в ростовской школе. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. Награжден боевыми орденами. В 1945 году арестован и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Его лишили звания капитана и сослали в Казахстан. Причиной послужили попавшие в руки НКВД письма А.И. Солженицына другу с нападками на Сталина, а также наброски и черновики рассказов.
В казахстанском лагере у А.И. Солженицына обнаружили рак желудка. Надежды на выздоровление не было. Однако, освободившись 5 марта 1953 (день смерти Сталина), А.И. Солженицын проходит успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и выздоравливает
«Хрущевская оттепель» открыла А.И. Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 году журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 году – еще три рассказа, включая «Матренин двор». В 1964 году Александр Солженицын был представлен на получение Ленинской премии, но не получил ее. Книги «В круге первом» «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» выходили уже в самиздате и за границей.
После того как А.И. Солженицын в 1967 году направил Съезду писателей открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой и рассказал о том, что КГБ конфисковал его рукописи, писатель подвергся преследованиям и газетной травле, его произведения были запрещены. В 1969 году Александра Солженицына исключили из Союза писателей.
Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий. Очно получить премию по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» писателю не удалось, был риск не вернуться из-за границы на Родину.
В 1973 году КГБ конфискует рукопись главного произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Писатель связался со своим издателем в Париже и распорядился сдать в печать вывезенный туда экземпляр «Архипелага». В 1974 году писатель был выслан из СССР на долгие 20 лет.
В эмиграции А.И. Солженицын работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счел возможным вернуться на Родину в 1994 году.
Писатель умер в 2008 году от сердечной недостаточности.
- На какое время пришлось детство А.И. Солженицына?
- Какое образование получил А.И. Солженицын?
- Почему писатель оказался в трудовых лагерях?
Рассказ «Матренин двор»
Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.
Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне Тальново. Так читатель знакомится с главной героиней произведения – одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, – конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.
Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.
А.И. Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть дети и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.
Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине – учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом – море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.
А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.
В то же время в образе Матрены Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.
В рассказе Александра Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.
Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато, когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.
Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.
Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы – не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».
Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».
Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка – последняя отрада старой женщины.
Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.
Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
- Почему Матрена не имеет средств к существованию?
- Как относятся к Матрене её родственники?
- Как в бытовых деталях раскрывается внутренний мир героини?
- Как связана судьба героини с поворотами истории?
Александр Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы. Он посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни. Рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича», роман «В круге первом» вызывали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность.
Контрольные вопросы
- Почему в рассказе «Матренин двор» не дается развернутого портрета героини?
- Какова тема рассказа «Матренин двор»?
- Изначально рассказ А.И. Солженицына назывался «Не стоит село без праведника». Как изменился смысл рассказа с названием «Матренин двор»?