Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.И. Солженицын. «Матренин двор»

Русская литература XX века

22.01.2025
2094
0

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

План урока

  • Слово об А.И. Солженицыне
  • Рассказ «Матренин двор»

Цели урока

  • Знать вехи жизни и творчества А.И. Солженицына, историю создания, систему образов, тематику и проблематику рассказа «Матренин двор»
  • Уметь анализировать художественное произведения, работать с текстом, формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание

Разминка

  • Каких русских писателей XX века считали антисоветскими?
  • Знакомы ли вы с творчеством А.И. Солженицына?

Слово об А.И. Солженицыне

Рис. 1. А.И. Солженицын.

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008)

 

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске в семье бывших крестьян. Родители будущего писателя получили хорошее образование, несмотря на своё происхождение. Александр Солженицын рано потерял отца: Исай Солженицын погиб за полгода до рождения сына на охоте. Чтобы прокормить семью, мать Таисья Захаровна устроилась машинисткой. Когда мальчику исполнилось 6 лет, Солженицыны перебрались в Ростов-на-Дону. Детство А.И. Солженицына совпало с установлением советской власти.

 

Успешно окончив школу, А.И. Солженицын поступает в 1938 году в Ростовский университет на дневное отделение физико-математического факультета. В 1940 году женится на своей сокурснице Наталье Решетовской. В 1941 году получает диплом математика, заканчивает заочное отделение философии и литературы в Московском университете.

 

После окончания университета работает учителем математики в ростовской школе. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. Награжден боевыми орденами. В 1945 году арестован и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Его лишили звания капитана и сослали в Казахстан. Причиной послужили попавшие в руки НКВД письма А.И. Солженицына другу с нападками на Сталина, а также наброски и черновики рассказов.

 

В казахстанском лагере у А.И. Солженицына обнаружили рак желудка. Надежды на выздоровление не было. Однако, освободившись 5 марта 1953 (день смерти Сталина), А.И. Солженицын проходит успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и выздоравливает

 

«Хрущевская оттепель» открыла А.И. Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 году журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 году – еще три рассказа, включая «Матренин двор». В 1964 году Александр Солженицын был представлен на получение Ленинской премии, но не получил ее. Книги «В круге первом» «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» выходили уже в самиздате и за границей.

 

После того как А.И. Солженицын в 1967 году направил Съезду писателей открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой и рассказал о том, что КГБ конфисковал его рукописи, писатель подвергся преследованиям и газетной травле, его произведения были запрещены. В 1969 году Александра Солженицына исключили из Союза писателей.

Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий. Очно получить премию по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» писателю не удалось, был риск не вернуться из-за границы на Родину. 

 

В 1973 году КГБ конфискует рукопись главного произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Писатель связался со своим издателем в Париже и распорядился сдать в печать вывезенный туда экземпляр «Архипелага». В 1974 году писатель был выслан из СССР на долгие 20 лет.

 

В эмиграции А.И. Солженицын работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счел возможным вернуться на Родину в 1994 году.

 

Писатель умер в 2008 году от сердечной недостаточности.


  1. На какое время пришлось детство А.И. Солженицына?
  2. Какое образование получил А.И. Солженицын?
  3. Почему писатель оказался в трудовых лагерях?


Рассказ «Матренин двор»

Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни. 

 

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне Тальново. Так читатель знакомится с главной героиней произведения – одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, – конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

 

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

 

А.И. Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть дети и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

 

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине – учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом – море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

 

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

 

В то же время в образе Матрены Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

 

В рассказе Александра Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

 

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато, когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

 

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

 

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы – не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

 

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

 

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка – последняя отрада старой женщины.

 

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

 

Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».


  1. Почему Матрена не имеет средств к существованию?
  2. Как относятся к Матрене её родственники?
  3. Как в бытовых деталях раскрывается внутренний мир героини?
  4. Как связана судьба героини с поворотами истории?


Александр Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы. Он посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни. Рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича», роман «В круге первом» вызывали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему в рассказе «Матренин двор» не дается развернутого портрета героини?
  2. Какова тема рассказа «Матренин двор»?
  3. Изначально рассказ А.И. Солженицына назывался «Не стоит село без праведника». Как изменился смысл рассказа с названием «Матренин двор»?


Предыдущий урок
М.А. Булгаков. «Собачье сердце»
Русская литература XX века
Следующий урок
В.В. Маяковский. Лирика
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

    Геометрия

  • Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

    Химия

  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ним словоформ

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке