- Слово об А. П. Чехове
- Жанр рассказа в творчестве писателя
- Рассказ «Смерть чиновника»
- Рассказ «Тоска»
- Знать основные этапы жизни А.П. Чехова, особенности жанра рассказа в творчестве писателя, отражение темы «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника», раскрытие темы одиночества в рассказе «Тоска»
- Уметь выявлять жанровые признаки рассказа, интерпретировать художественные тексты этого жанра
- Какие рассказы А.П. Чехова вы уже изучали?
- Что такое тема «маленького человека»? В каких произведениях русской литературы встречается эта тема?
Слово об А.П. Чехове
Антон Павлович Чехов (1860–1904)
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 в Таганроге в семье мелкого лавочника. Он был третьим из шести детей Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых.
О своей семье Чехов писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Отцом писателя был бывший крепостной крестьянин Павел Егорович Чехов. Он сумел стать купцом третьей гильдии и открыть бакалейную лавку в Таганроге. Трудно поверить, но выходец из низов, трудяга и деспот, который часто ругал и бил своих детей, обладал тонкой художественной натурой. Он прекрасно играл на скрипке, пел в церковном хоре и даже был регентом. Павел Егорович приобщал детей и к музыке, и к труду. Дети помогали ему, работая в бакалейной лавке. Мать писателя старалась уравновешивать тяжелый характер мужа. Образование она получила в частном пансионе благородных девиц города Таганрога. Всю свою жизнь Евгения Яковлевна посвятила заботам о семье.
В 1876 году отец писателя разорился. Вместе с семьей он уехал в Москву и устроился на работу конторщиком. Антон Павлович остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. На жизнь он зарабатывал частными уроками.
В 1879 году А.П. Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Медицину он считал своим призванием. Писатель в шутку называл ее своей законной женой, а литературу – любовницей.
А.П. Чехов не просто был практикующим врачом. Он интересовался медицинскими нововведениями, посещал съезды врачей. Чехов даже хотел написать диссертацию и заняться преподаванием. Когда началась эпидемия холеры, в своем имении Мелихово Антон Павлович на собственные средства обустроил медпункт. В его участок входило 25 деревень, 4 фабрики и монастырь.
Литературный дебют А.П. Чехова состоялся, когда он был еще студентом первокурсником. Первыми опубликованными рассказами стали «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Напечатали их в журнале «Стрекоза» в декабре 1879 года. С этого времени Чехов начал писать юмористические рассказы для нескольких журналов. Рассказы писатель подписывал псевдонимами. Известно более 50 псевдонимов А.П. Чехова. Например, Антоша Чехонте, Гайка номер шесть, Шиллер Шекспирович Гете, Человек без селезенки.
Очень быстро А.П. Чехов стал востребованным автором. Он вспоминал, что писал едва ли не по рассказу в день. Но за видимой легкостью чеховской прозы стояли упорный труд, недовольство собой и стремление к совершенству. «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью», ‒ говорил Чехов о писательском труде.
В 1890 году Чехов поехал на Сахалин, чтобы изучить быт ссыльных и каторжников. Его не остановили ни слабое здоровье, ни тяжесть путешествия. По железной дороге можно было добраться только до Тюмени, а через всю Сибирь приходилось ехать на тарантасе или сплавляться по рекам. Свое путешествие Чехов описал в сборнике очерков «По Сибири». «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано», – вспоминал писатель.
За 3 месяца на Сахалине он собрал огромное количество материала об условиях жизни каторжников и обычных жителей. А.П. Чехов провел перепись населения, составив около десяти тысяч карточек. Написал заметки о санитарном и техническом состоянии тюрем, произволе чиновников. Собранный материал стал основой книги «Остров Сахалин». Эта книга привлекла к проблемам Сахалина внимание властей, туда сразу же отправили представителей Главного тюремного управления и Министерства юстиции. В Москву А.П. Чехов возвращался морем. На обратном пути он посетил Японию, Сингапур и Гонконг, побывал на острове Цейлон и в Константинополе.
В 1892 году Антон Павлович купил имение Мелихово и перевез туда семью. В Мелихово писатель прожил 7 лет. За это время он написал сорок два произведения. Среди них «Палата № 6», «Дом с мезонином», пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка». В Мелихово писатель сажал леса и сады, построил 3 школы для крестьян. Благодаря А.П. Чехову были открыты телеграф и почта, на станции стали останавливаться скорые поезда. В Таганроге он создал общественную библиотеку, отправил туда более двух тысяч книг из своей коллекции и продолжал закупать для нее книги до конца жизни.
В Мелихово часто приезжали гости. Среди них были знаменитые писатели, художники, музыканты и актеры того времени. Например, художник И.И. Левитан и актриса О.Л. Книппер, которая стала женой писателя. Чеховы устраивали музыкальные вечера, домашние спектакли и веселые праздники с розыгрышами.
В 1900 году А.П. Чехова избрали почетным академиком Пушкинского отделения Академии наук. От этого звания писатель отказался через 2 года вместе с В.Г. Короленко в знак протеста, когда Николай II лишил этого звания М. Горького как политически неблагонадежного писателя.
Последние годы жизни А.П. Чехов проводил в Ялте или на европейских курортах. У писателя обострился туберкулез, которым он страдал еще с детства. Но даже тяжелая болезнь не заставила его сложить руки. Его пьесы с успехом шли в театрах, рассказы и повести издавались. Чехов занимался обустройством дома в Ялте, участвовал в строительстве школы и первой биологической станции, помогал с лечением больных туберкулезом.
Умер Антон Павлович Чехов 15 июля 1904 года в немецком городе Баденвайлер.
- Что известно о детстве писателя? Кем были отец и мать А.П. Чехова?
- Расскажите о вкладе А.П. Чехова как общественного деятеля.
- Произведения какого жанра принесли А.П. Чехову известность?
Жанр рассказа в творчестве писателя
В начале творческого пути А.П. Чехова не раз критиковали за то, что он пишет рассказы, не пытаясь создавать романы. Так или иначе, А.П. Чехов вошел в мировую литературу не как романист, а как драматург и мастер короткого рассказа. До А.П. Чехова малые эпические жанры не ценились. Повесть и рассказ считались «осколками романа». Антон Павлович доказал, что рассказ – полноценный жанр, который не уступает роману в глубине и силе воздействия на читателя. Просто рассказ живет по другим законам. У него свои особенности композиции, темпа повествования, изображения картины мира.
Что же особенного в чеховских рассказах? Рассказы А.П. Чехова часто называют новеллами.
Новелла – это небольшой рассказ. У нее есть ряд обязательных признаков: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и неожиданная развязка.
Рассказы А.П. Чехова короткие. У них простой сюжет и четкая композиция. Действие развивается быстро, а развязка в них почти всегда неожиданная. Добавим сюда выразительные названия, говорящие фамилии героев, яркие диалоги и художественные детали. Все признаки новеллы. Однако Антон Павлович Чехов выступает в рассказах очень тонким психологом. Он в небольшом эпизоде раскрывает душу героя, глубину его чувств. А в новелле психологизма нет. В ней главное – сюжет, увлекательное действие, а не раскрытие характера.
Кроме того, рассказы А.П. Чехова больше, чем занимательная история с неожиданным концом. Их простота обманчива. В его рассказах всегда есть второе дно, неожиданная идея. Очень часто возникает ощущение недосказанности, которое в новелле недопустимо.
Литературовед В.И. Тюпа назвал ранние рассказы А.П. Чехова сплавом двух противоположных жанров ‒ анекдота и притчи. Вспомним, притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. Действительно, в рассказах А.П. Чехова часто соседствует смешное и грустное, высокое и низкое, прекрасное и отвратительное. Все конфликты чеховских рассказов – это бытовые столкновения. Но за мелкими обыденными конфликтами прячется тайное послание читателю. Чехов – мастер подтекста. Именно подтекст создает глубину и сложность его рассказов.
- Можно ли назвать чеховские рассказы новеллами?
- В чем особенность рассказов А.П. Чехова?
Рассказ «Смерть чиновника»
Существуют три теории об истории создания этого рассказа. Есть мнение о том, что эта она произошла на самом деле, а А.П. Чехов узнал о ней от управляющего театрами.
Вторая версия касается известного юмориста Алексея Жемчужникова, который якобы специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а потом изводил его извинениями.
Третья теория происходит из родного города писателя, где один почтальон покончил с собой после конфликта с начальством.
Рассказ вышел в 1883 году в журнале «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте.
А.П. Чехов часто обращался к одной из ключевых тем русской литературы ‒ теме «маленького человека».
Первым писателем, который заговорил о «маленьком человеке», считается Н.М. Карамзин. Отголосок темы «маленького человека» встречаются и в творчестве А.С. Пушкина. Это Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике». Их судьбы вызывают сочувствие читателя. «Маленький человек» Н.В. Гоголя – это, прежде всего, Акакий Акакиевич из повести «Шинель», жалкий, убогий человек, задавленный социальной средой. Это винтик бюрократической машины. В теме «маленького человека» у Н.В. Гоголя трагедия смешивается с сатирой.
«Маленькие люди» Ф.М. Достоевского находятся в той же социальной среде, что и герои Н.В. Гоголя, но они способны на высокие чувства. Герои Фёдора Михайловича мечтают, философствуют. Ф.М. Достоевскому мало жалости к «маленькому человеку». Ему важно показать духовную красоту этого типа героя.
Каков же «маленький человек» Антона Павловича Чехова?
Писатель не раз призывал беречь в себе человека. Можно занимать высокое положение в обществе, но обладать мелкой душой. А можно сохранить в себе человека на самом дне жизни. Поэтому в творчестве А.П. Чехова нет единого типа «маленького человека», вместо этого множество разных характеров, вызывающих разные чувства: сочувствие, презрение, отвращение и даже восхищение.
В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек предстает смешным и жалким, даже вызывающим отвращение. Можно ли сравнить Ивана Дмитрича Червякова с героями Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского? Он не беден, как Акакий Акакиевич, и запросто может позволить себе сходить в театр. Червяков не одинок – у него есть жена. В конце концов, его благосостояние не зависит от генерала Бризжалова, потому что Бризжалов не его начальник. Этому «маленькому человеку» с говорящей фамилией изначально трудно сочувствовать. Ирония автора-рассказчика и вовсе делает сопереживание невозможным, отделяя читателя от событий рассказа.
Червяков упорно ходит извиняться за пустячное происшествие. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», нормально, по-человечески здесь ведет себя тот, кто выше по положению. Это подчеркивает в главном герое, мелком чиновнике, отсутствие самоуважения и привычку пресмыкаться перед сильными мира сего. Червяков изводит генерала, который оказывается жертвой его низкопоклонства. А.П. Чехов в этом рассказе переворачивает ситуацию «маленького человека» с ног на голову. Уже не мелкий чиновник страдает от произвола власть имущих, а наоборот.
Таким образом, акцент отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземленности и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях А.П. Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.
Чинопочитание, которое приводит героя к чрезмерно уничижительному отношению к самому себе, А.П. Чехов высмеивает, используя прием гиперболизации.
Фактически конфликт Червякова и Бризжалова – это конфликт человека с самим собой. Это подтверждается и проблемой, поставленной автором. Она заключается в обличении нездоровой общественной тенденции к преклонению перед тем, кто стоит в обществе выше.
Антон Павлович переосмысляет гоголеевскую традицию изображения «маленького человека», Червяков не «маленький», а «мелкий». Автор отказывается от традиционного сочувствия к такому герою. Перед читателем предстаёт деформированная личность, человечек в нём полностью заменён чиновником, что отражено и в названии рассказа.
- Похож ли «маленький человек» А.П. Чехова на «маленьких людей» Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского? Почему?
- Что комическое и трагическое можно выделить в рассказе?
- Какие качества высвечивает Чехов в «маленьком человеке»?
Рассказ «Тоска»
Образ «маленького человек» из рассказа «Смерть чиновника» далеко не исчерпывает всего многообразия этого типа, представленного в творчестве писателя.
В этом отношении интересен рассказ «Тоска», героем которого становится извозчик. По мнению Л.Н. Толстого, «Тоска» ‒ одно из лучших творений А.П. Чехова.
Рассказ был впервые опубликован в январе 1886 в «Петербургской газете». Точно неизвестно, откуда А.П, Чехов взял сюжет этого произведения. Об истории его создания можно сказать лишь то, что в декабре 1885 писатель посетил Петербург. Зимние сумерки этого города описываются в начале рассказа.
В рассказе Антон Павлович поднимает ряд серьезных тем. Основными из них являются темы одиночества и равнодушия.
Тема одиночества «маленького» человека в большом городе отдаленно напоминает «Белые ночи» Ф.М. Достоевского. Однако в рассказе А.П. Чехова ситуация более трагичная и болезненная. Иона переживает тяжелую утрату и ищет у незнакомцев сочувствия. Но не получает его.
Вторая тема «Тоски» – равнодушие. Из всех пассажиров, с которыми извозчик поделился своим горем, никто не смог проявить к нему внимания и поддержки. Пассажиры Ионы были грубы к нему, ругались на плохую езду и медлительность.
Композиция рассказа строится по принципу повторения, так же, как и в рассказе «Смерть чиновника». Если Червяков раз за разом ходит извиняться к генералу Бризжалову, то извозчик Иона снова и снова пытается рассказать о смерти сына.
Герой рассказа – обычный человек, неграмотный крестьянин, извозчик. Почему же за его нехитрой историей потери видится тема бесконечного одиночества в этом мире? Важную роль здесь играет эпиграф. Эпиграфом к рассказу служит первая строчка из духовного стиха, который называется «Плач Иосифа и быль». Его исполняли нищие странники, калики перехожие:
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
Такой эпиграф поднимает рассказ на общечеловеческий уровень, заставляя задуматься о человеческой судьбе. Даже в огромной толпе Ионе некому поведать свою печаль. Человек остается наедине со своим горем. Огромный многолюдный город – это пустое пространство: «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски...»
Художественное своеобразие рассказа проявляется в средствах выразительности, к которым обращается автор. Особую роль в данном произведении играет художественная деталь. С её помощью А.П. Чехов управляет вниманием читателя, акцентируя его на более значимых деталях сюжета.
Важным для понимания внутреннего состояния героя становится и описание пейзажа, которое дает писатель. Внешний холод усиливает горечь от всеобщего равнодушия, с которым сталкивается Иона.
Подробные описания А.П. Чехов заменяет одной яркой деталью, которая позволяет обрисовать всю картину. Извозчик Иона Потапов бел, как привидение: «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег...» Эти строки точно передают эмоциональное состояние Ионы. Говорить ему трудно: Иона «кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит». Но не говорить он не может.
Столь же оторвана от мира и одинока лошадь Ионы. Ее «оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей».
Извозчик кажется маленьким и потерявшимся в этом городе. Иона Потапов – тоже «маленький человек» А.П. Чехова. Но в отличие от Червякова из рассказа «Смерть чиновника», Иона вызывает у читателя острое сочувствие. Он выглядит так же нелепо, как и его лошадь. Они одинаково неподвижны под падающим снегом. Одинаково вытягивают шеи и вызывают одну и ту же жалость. Эта лошаденка оказывается единственным близким Ионе существом. Только ей он смог излить свою тоску. Можно ли тут усмотреть социальный подтекст? Да.
Иона беден, он даже не набирает денег на овес для своей лошаденки за рабочий день. Ночевать он вынужден в грязной душной комнате вместе с такими же бедняками, как он. Будь он богаче, может быть, и сына его смогли бы вылечить.
Но рассказ вовсе не о том, как человека давит среда. Основная мысль выше социального подтекста, она касается общечеловеческих основ бытия. Это рассказ об одиночестве, а у этого понятия нет сословных границ. Иону не слушают богатые господа, которых он подвозит. Но молодой извозчик, такой же бедный, как и старик Иона, тоже оказывается глух к его горю. И богатые, и бедные одинаково глухи друг к другу. Каждый человек заперт в собственном мирке наедине со своей болью.
- Чем отличается речь героев в рассказе «Смерть чиновника» и «Тоска»?
- Что общего в образе Ионы с «маленьким человеком» Н.В. Гоголя?
Внешне анекдотичные рассказы А.П. Чехова посвящены теме разобщенности людей, потери нравственных ориентиров. Антон Павлович обращается к духовному началу человека, призывая читателей не уничтожать в себе сострадание и сочувствие к ближнему, не отчуждаться друг от друга.
Контрольные вопросы
- Какую трансформацию претерпел образ «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова?
- Какое чувство вызывает Иона, герой рассказа «Тоска»? Какую тему поднимает автор в рассказе?
- В чем сходство композиций рассказа «Смерть чиновника» и «Тоска»?