- Слово об И.А. Бунине
- Сборник рассказов о любви «Темные аллеи»
- Рассказ «Темные аллеи»
- Знать основные вехи жизни и творчества И.А. Бунина, историю создания сборника «Темные аллеи», особенности раскрытия темы любви в рассказе «Темные аллеи»
- Уметь выявлять жанровые признаки рассказа, интерпретировать художественные тексты, написанные в этом жанре
- Какие рассказы И.А. Бунина вы уже изучали?
- Что такое «новелла»?
Слово об И.А. Бунине

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)
22 октября 1870 года в доме на Большой Дворянской улице губернского города Воронежа родился Иван Алексеевич Бунин. Его семья принадлежала к древнему дворянскому роду, основателем которого считают поляка Симеона Бониковского, покинувшего Польшу в XV веке, чтобы поступить на службу к Великому Князю Василию Васильевичу.
Интересно, что к роду Буниных принадлежит великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский, который был внебрачным сыном Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи.
Людмила Александровна, мать писателя, была женщиной любящей и кроткой, посвятившей себя воспитанию детей. «С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни. Все и все, кого мы любим, есть наша мука. Чего стоит один этот вечный страх потери любимого человека…», – напишет И.А. Бунин потом.
Алексей Николаевич, отец, был офицером и в молодости участвовал в обороне Севастополя. Он был человеком вспыльчивым, азартным, любящим жить на широкую ногу. Его разгульный образ жизни стал причиной безденежья, из-за которого Бунины покинули Воронеж.
Детство писателя прошло в поместье Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. «Рос я в каменной глуши… Пустынные поля, одинаковые усадьбы среди них… летом море хлебов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание», – вспоминал И.А. Бунин.
В 11 лет Иван Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Учеба давалась ему легко, преподаватели говорили о нем как о талантливом, но недисциплинированном ученике. На пятом году обучения И.А. Бунина отчислили, потому что разоренная семья не могла больше оплачивать его образование.
Весь гимназический курс будущий писатель прошел дома под руководством старшего брата Юлия, который блестяще окончил университет. Юлий поощрял увлечение брата литературой. Именно он уговорил Ивана отправить стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой Надсона» в редакцию журнала «Родина». Эти стихи журнал опубликовал в 1887 году, и о молодом поэте сразу же заговорили.
Выдержав экзамен на аттестат зрелости, в 1889 году Иван Бунин уезжает из родного дома и устраивается на работу в газету «Орловский вестник». Там он встречает свою первую любовь Варвару Пащенко. Родители Вари были против брака дочери с нищим литератором, но вопреки их воле девушка ушла из дома, став гражданской женой И.А. Бунина.
В этот период в типографии «Орловского вестника» тиражом всего 500 экземпляров выходит первая книга Бунина «Стихотворения 1887–1891 гг.». Его стихотворения пользуются успехом, и И.А. Бунин решается написать письмо А.П. Чехову, в котором просит оценить его рассказы. Между писателями завязывается переписка, ставшая началом их многолетней дружбы.
Отношения с Варварой Пащенко закончились внезапным разрывом, ставшим потрясением для писателя. Эта история ляжет в основу автобиографического романа «Жизнь Аpсеньева».
После тяжелого разрыва с Пащенко Иван Бунин женился на греческой красавице Анне Цакни. Однако и этот брак не был долгим: через полтора года супруги развелись, а их единственный сын умер в возрасте 5 лет. После разрыва с женой И.А. Бунин писал брату: «Описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к чему... Давеча я лежал три часа в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды... не переживал ни один человек... Как я люблю ее, тебе не представить... Дороже у меня никого нет».
В 1906 году И.А. Бунин знакомится с Верой Муромцевой. С ней писатель прожил до самой своей смерти. В этот период творчество И.А. Бунина переживает небывалый подъем. В 1909 году писателю присвоили звание почетного академика.
Революцию писатель не понял и не принял. Дневник писателя «Окаянные дни» – яркое свидетельство его жгучей ненависти к большевикам и категорического отказа жить по новым, чуждым ему законам. И.А. Бунин чувствует себя чужаком на родной земле. 9 февраля 1920 года вместе с Верой Муромцевой он покидает Россию. Сначала Бунины прибывают в Константинополь, откуда затем отправляются в Париж.
В эмиграции И.А. Бунин тяжело переживал разлуку с родиной. В его лирике отчетливо звучат мотивы обреченности, тоски и одиночества:
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Но именно в эмиграции появляются произведения, которые Иван Бунин считал венцом своего творчества: роман «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Темные аллеи».
В 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» шведская академия присуждает И.А. Бунину Нобелевскую премию по литературе. Вместе с ним выдвигались кандидатуры М. Горького и Д.С. Мережковского.
В 1944 году после освобождения Франции Иван Бунин и его жена посетили советское посольство в Париже. В эмигрантской среде пошли сплетни, что он пил за здоровье Сталина, и многие знакомые отшатнулись от него. Вместе с тем к нему стали приезжать советские писатели с предложениями вернуться на родину, но И.А. Бунин отказывался. Он говорил: «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал».
В 1953 году писатель умер на чужбине. И.А. Бунин, писатель рубежа веков, больше причислял себя к поколению И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, нежели к поколению М. Горького.
- Что известно о детстве писателя? Кем были отец и мать И.А. Бунина?
- Как И.А. Бунин отнесся к революции?
- Где были написаны вершинные произведения И.А. Бунина?
Сборник рассказов о любви «Темные аллеи»
Сборник «Темные аллеи» является своеобразным итогом эстетических исканий. И.А. Бунин писал, что считает его своей «самой лучшей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства».
Работа над «Темными аллеями» продолжалась с 1937 по 1945 год. Большая часть новелл была написана в Грасе на юге Франции, куда Бунины уехали из оккупированного немцами Парижа. Иван Бунин говорил, что Боккаччо писал «Декамерон» – книгу о любви – во время чумы, а он «Темные аллеи» – во время войны.
Сборник состоит из 38 новелл, связанных общей темой – трагической природой любви. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству». Любовь – это вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – это драгоценный дар, неподвластный человеку и непременно связанный со смертью – физической или духовной.
Название сборника было вдохновлено строками стихотворения Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть»:
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
И.А. Бунин писал Тэффи 23 февраля 1944 года: «Вся эта книга называется по первому рассказу – «Темные аллеи», – в котором «героиня» напоминает своему первому возлюбленному, как когда-то он все читал ей стихи про «темные аллеи» («Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи») – и все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».
В «Темных аллеях» И.А. Бунин говорит не только о любви и смерти. В этой книге также отражены его лирические воспоминания о красоте русской природы, укладе усадебной жизни, сожаления об ушедшей гармонии патриархального быта, о разрушении «дворянских гнезд» и нравственном падении их владельцев.
- В каких условиях И.А. Бунин создавал свою книгу о любви?
- Какая тема объединяет все новеллы сборника «Темные аллеи»?
Рассказ «Темные аллеи»

Рассказ «Темные аллеи» открывает сборник. В нем сконцентрированы основные идеи сборника. В рассказе описана встреча двух немолодых людей. Николай Алексеевич и Надежда, главные герои, в юности любили друг друга, но вместе быть не могли. Для дворянина немыслимо связывать судьбу с крепостной. Разница в социальном положении оказалась непреодолимой.
Воспоминания о прошлом Николая Алексеевича поэтичны. Он говорит о том, как прекрасна была Надежда, сожалеет об утраченной юности и счастливых днях. Воспоминания Надежды, напротив, окрашены мрачно и наполнены горечью. Ее прошлое наполнено не поэзией, а прозой: ее отправили подальше из поместья, выписав вольную. Она лишилась и любви, и родного дома.
Можно лишь догадываться о том, что произошло между ними, вероятно, Николай Алексеевич повел себя тогда не лучшим образом. «Очень бессердечно вы меня бросили, ‒ сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», ‒ укоряет его Надежда.
Она не может его простить, хоть и продолжала любить все эти годы. Ее любовь – это короткое счастье, которое обернулось драмой. Она не смогла полюбить снова, выйти замуж, обрести семью.
Жизнь Николая Алексеевича сложилась иначе. Но счастья он тоже не обрел. Жена поступила с ним еще хуже, чем он когда-то с Надеждой. Сын вырос негодяем. Эта встреча становится для него настоящим потрясением. «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», ‒ признается он Надежде и целует ей руку, будто равной по положению женщине.
Он не может отделаться от воспоминаний и мыслей об утраченном счастье. Дворянские правила борются в нем с истинными чувствами. Уехав от Надежды, Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Он называет минуты с Надеждой «лучшими» и «истинно волшебными».
Что же такое любовь для Ивана Бунина? «Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена», ‒ утверждал писатель. Но счастье это короткое. Оно освещает человеческое существование яркой вспышкой, а после гаснет. Поэтому у И.А. Бунина любовь всегда трагична.
Тема любви в рассказе начинается с пейзажа. Холодное ненастье, грязь и слякоть встречают читатель в первых строках. Действие разворачивается на постоялом дворе. Писатель использует антитезу: тепло, уют и чистота в доме Надежды противопоставлены грязной осенней сырости. Случайная встреча возвращает старика-военного в самые счастливые, самые волшебные годы жизни. Встреча с бывшей возлюбленной коротка, как коротка была их любовь. И на первый взгляд она ничего не изменила. Николай Алексеевич уезжает, но пейзаж в финале рассказа меняется. Из-за туч выходит солнце, освещая путь старика-генерала теплым желтым светом.
Мастерство писателя проявляется в описании обстановки. Ее детали дополняют образы каждого из героев. Пространство Николая Алексеевича наполнено холодными мрачными цветами: черные колеи дороги, серая шинель и белые усы военного, темноликий кучер со смоляной бородой. В облике героя подчеркивается усталость: взгляд «вопрошающий, строгий и усталый», рука худая и бледная, волосы седые.
Совсем другая палитра использована в описании быта Надежды: золотистый образ, пегие попоны на тахте. Даже кофта и туфли героини яркого красного цвета. Неоднократно подчеркивается чистота и уют помещения. Ощущение тепла создает упоминание печи и сладкого запаха щей. Героиней писатель любуется. Он замечает, что Надежда «красивая не по возрасту». Обращает внимание на ее легкие ноги и округлые плечи. Ее красота экзотическая, знойная. Несколько раз подчеркивается, что Надежда была горяча и прекрасна в юности.
Центр рассказа – это диалог главных героев. Читатель наблюдает одновременно две позиции, два взгляда на прошлое. Конфликт героев передается своеобразными повторами. Надежда повторяет фразу Николая Алексеевича почти дословно, но это «почти» полностью меняет смысл высказывания. Например:
«Все проходит. Все забывается», ‒ говорит он. «Все проходит, да не все забывается», ‒ возражает она.
Таким образом, в уста мудрой Надежды автор вкладывает главную идею рассказа. Герои противоположны в своих взглядах: старый генерал несколько раз упоминает о том, что «все проходит». Именно так бессмысленно и безрадостно прошла и его жизнь. Надежда же всю жизнь хранила память о мгновениях любви.
Основная тема бунинского рассказа ‒ это, конечно, любовь. Главных герой «Темных аллей» только на закате своей жизни осознал всю силу и полноту его чувства к Надежде, но это осознание отпугивает его. Предательство, которое он совершил в молодости, возвращается к нему как несчастье жизни. Проблема выбора, поднятая автором в произведении, подводит читателя к выводу о том, что в жизни важно достигнуть гармонии со своим чувствами и самим собой.
Несмотря на лаконичность и простоту рассказа, в нём множество различных средств выразительности. И.А. Бунин использует эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. В диалоге героев применен прием параллелизма, который помогает читателю лучше понять эмоциональное состояние героев.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, драматизм сюжета – все это характерно для бунинских рассказов. Автор мастерски помещает в малый эпический жанр огромные временные отрезки, раскрывает душу персонажа и заставить задуматься о самых главных вопросах человеческого бытия. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму», ‒ говорил о значении творчества Ивана Бунина Алексей Николаевич Толстой.
- Какую роль играет пейзаж в рассказе «Темные аллеи»?
- Можно ли назвать финал произведения счастливым? Почему?
- Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
- Почему при мысли о том, что Надежда могла бы стать его женой, хозяйкой петербургского дома, герой отрицательно качает головой?
Сборник «Тёмные аллеи» - беспрецедентная по художественной смелости попытка. И.А. Бунин 38 раз (столько рассказов в сборнике) пишет «об одном и том же». Однако мастерство писателя состоит в том, что он создал яркие картины, погружаясь в которые, читатель переживает сильные чувства.
Контрольные вопросы
- За что Бунин получил Нобелевскую премию?
- Когда создается сборник рассказов «Темные аллеи»?
- С каким настроение автором создает «Темные аллеи»?
- Как сложилась судьба главных героев рассказа «Темные аллеи»?
- В чем идейное своеобразие «Темных аллей»?
- Слово об И.А. Бунине
- Сборник рассказов о любви «Темные аллеи»
- Рассказ «Темные аллеи»
- Знать основные вехи жизни и творчества И.А. Бунина, историю создания сборника «Темные аллеи», особенности раскрытия темы любви в рассказе «Темные аллеи»
- Уметь выявлять жанровые признаки рассказа, интерпретировать художественные тексты, написанные в этом жанре
- Какие рассказы И.А. Бунина вы уже изучали?
- Что такое «новелла»?
Слово об И.А. Бунине

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)
22 октября 1870 года в доме на Большой Дворянской улице губернского города Воронежа родился Иван Алексеевич Бунин. Его семья принадлежала к древнему дворянскому роду, основателем которого считают поляка Симеона Бониковского, покинувшего Польшу в XV веке, чтобы поступить на службу к Великому Князю Василию Васильевичу.
Интересно, что к роду Буниных принадлежит великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский, который был внебрачным сыном Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи.
Людмила Александровна, мать писателя, была женщиной любящей и кроткой, посвятившей себя воспитанию детей. «С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни. Все и все, кого мы любим, есть наша мука. Чего стоит один этот вечный страх потери любимого человека…», – напишет И.А. Бунин потом.
Алексей Николаевич, отец, был офицером и в молодости участвовал в обороне Севастополя. Он был человеком вспыльчивым, азартным, любящим жить на широкую ногу. Его разгульный образ жизни стал причиной безденежья, из-за которого Бунины покинули Воронеж.
Детство писателя прошло в поместье Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. «Рос я в каменной глуши… Пустынные поля, одинаковые усадьбы среди них… летом море хлебов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание», – вспоминал И.А. Бунин.
В 11 лет Иван Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Учеба давалась ему легко, преподаватели говорили о нем как о талантливом, но недисциплинированном ученике. На пятом году обучения И.А. Бунина отчислили, потому что разоренная семья не могла больше оплачивать его образование.
Весь гимназический курс будущий писатель прошел дома под руководством старшего брата Юлия, который блестяще окончил университет. Юлий поощрял увлечение брата литературой. Именно он уговорил Ивана отправить стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой Надсона» в редакцию журнала «Родина». Эти стихи журнал опубликовал в 1887 году, и о молодом поэте сразу же заговорили.
Выдержав экзамен на аттестат зрелости, в 1889 году Иван Бунин уезжает из родного дома и устраивается на работу в газету «Орловский вестник». Там он встречает свою первую любовь Варвару Пащенко. Родители Вари были против брака дочери с нищим литератором, но вопреки их воле девушка ушла из дома, став гражданской женой И.А. Бунина.
В этот период в типографии «Орловского вестника» тиражом всего 500 экземпляров выходит первая книга Бунина «Стихотворения 1887–1891 гг.». Его стихотворения пользуются успехом, и И.А. Бунин решается написать письмо А.П. Чехову, в котором просит оценить его рассказы. Между писателями завязывается переписка, ставшая началом их многолетней дружбы.
Отношения с Варварой Пащенко закончились внезапным разрывом, ставшим потрясением для писателя. Эта история ляжет в основу автобиографического романа «Жизнь Аpсеньева».
После тяжелого разрыва с Пащенко Иван Бунин женился на греческой красавице Анне Цакни. Однако и этот брак не был долгим: через полтора года супруги развелись, а их единственный сын умер в возрасте 5 лет. После разрыва с женой И.А. Бунин писал брату: «Описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к чему... Давеча я лежал три часа в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды... не переживал ни один человек... Как я люблю ее, тебе не представить... Дороже у меня никого нет».
В 1906 году И.А. Бунин знакомится с Верой Муромцевой. С ней писатель прожил до самой своей смерти. В этот период творчество И.А. Бунина переживает небывалый подъем. В 1909 году писателю присвоили звание почетного академика.
Революцию писатель не понял и не принял. Дневник писателя «Окаянные дни» – яркое свидетельство его жгучей ненависти к большевикам и категорического отказа жить по новым, чуждым ему законам. И.А. Бунин чувствует себя чужаком на родной земле. 9 февраля 1920 года вместе с Верой Муромцевой он покидает Россию. Сначала Бунины прибывают в Константинополь, откуда затем отправляются в Париж.
В эмиграции И.А. Бунин тяжело переживал разлуку с родиной. В его лирике отчетливо звучат мотивы обреченности, тоски и одиночества:
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Но именно в эмиграции появляются произведения, которые Иван Бунин считал венцом своего творчества: роман «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Темные аллеи».
В 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» шведская академия присуждает И.А. Бунину Нобелевскую премию по литературе. Вместе с ним выдвигались кандидатуры М. Горького и Д.С. Мережковского.
В 1944 году после освобождения Франции Иван Бунин и его жена посетили советское посольство в Париже. В эмигрантской среде пошли сплетни, что он пил за здоровье Сталина, и многие знакомые отшатнулись от него. Вместе с тем к нему стали приезжать советские писатели с предложениями вернуться на родину, но И.А. Бунин отказывался. Он говорил: «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал».
В 1953 году писатель умер на чужбине. И.А. Бунин, писатель рубежа веков, больше причислял себя к поколению И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, нежели к поколению М. Горького.
- Что известно о детстве писателя? Кем были отец и мать И.А. Бунина?
- Как И.А. Бунин отнесся к революции?
- Где были написаны вершинные произведения И.А. Бунина?
Сборник рассказов о любви «Темные аллеи»
Сборник «Темные аллеи» является своеобразным итогом эстетических исканий. И.А. Бунин писал, что считает его своей «самой лучшей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства».
Работа над «Темными аллеями» продолжалась с 1937 по 1945 год. Большая часть новелл была написана в Грасе на юге Франции, куда Бунины уехали из оккупированного немцами Парижа. Иван Бунин говорил, что Боккаччо писал «Декамерон» – книгу о любви – во время чумы, а он «Темные аллеи» – во время войны.
Сборник состоит из 38 новелл, связанных общей темой – трагической природой любви. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству». Любовь – это вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – это драгоценный дар, неподвластный человеку и непременно связанный со смертью – физической или духовной.
Название сборника было вдохновлено строками стихотворения Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть»:
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
И.А. Бунин писал Тэффи 23 февраля 1944 года: «Вся эта книга называется по первому рассказу – «Темные аллеи», – в котором «героиня» напоминает своему первому возлюбленному, как когда-то он все читал ей стихи про «темные аллеи» («Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи») – и все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».
В «Темных аллеях» И.А. Бунин говорит не только о любви и смерти. В этой книге также отражены его лирические воспоминания о красоте русской природы, укладе усадебной жизни, сожаления об ушедшей гармонии патриархального быта, о разрушении «дворянских гнезд» и нравственном падении их владельцев.
- В каких условиях И.А. Бунин создавал свою книгу о любви?
- Какая тема объединяет все новеллы сборника «Темные аллеи»?
Рассказ «Темные аллеи»

Рассказ «Темные аллеи» открывает сборник. В нем сконцентрированы основные идеи сборника. В рассказе описана встреча двух немолодых людей. Николай Алексеевич и Надежда, главные герои, в юности любили друг друга, но вместе быть не могли. Для дворянина немыслимо связывать судьбу с крепостной. Разница в социальном положении оказалась непреодолимой.
Воспоминания о прошлом Николая Алексеевича поэтичны. Он говорит о том, как прекрасна была Надежда, сожалеет об утраченной юности и счастливых днях. Воспоминания Надежды, напротив, окрашены мрачно и наполнены горечью. Ее прошлое наполнено не поэзией, а прозой: ее отправили подальше из поместья, выписав вольную. Она лишилась и любви, и родного дома.
Можно лишь догадываться о том, что произошло между ними, вероятно, Николай Алексеевич повел себя тогда не лучшим образом. «Очень бессердечно вы меня бросили, ‒ сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», ‒ укоряет его Надежда.
Она не может его простить, хоть и продолжала любить все эти годы. Ее любовь – это короткое счастье, которое обернулось драмой. Она не смогла полюбить снова, выйти замуж, обрести семью.
Жизнь Николая Алексеевича сложилась иначе. Но счастья он тоже не обрел. Жена поступила с ним еще хуже, чем он когда-то с Надеждой. Сын вырос негодяем. Эта встреча становится для него настоящим потрясением. «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», ‒ признается он Надежде и целует ей руку, будто равной по положению женщине.
Он не может отделаться от воспоминаний и мыслей об утраченном счастье. Дворянские правила борются в нем с истинными чувствами. Уехав от Надежды, Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Он называет минуты с Надеждой «лучшими» и «истинно волшебными».
Что же такое любовь для Ивана Бунина? «Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена», ‒ утверждал писатель. Но счастье это короткое. Оно освещает человеческое существование яркой вспышкой, а после гаснет. Поэтому у И.А. Бунина любовь всегда трагична.
Тема любви в рассказе начинается с пейзажа. Холодное ненастье, грязь и слякоть встречают читатель в первых строках. Действие разворачивается на постоялом дворе. Писатель использует антитезу: тепло, уют и чистота в доме Надежды противопоставлены грязной осенней сырости. Случайная встреча возвращает старика-военного в самые счастливые, самые волшебные годы жизни. Встреча с бывшей возлюбленной коротка, как коротка была их любовь. И на первый взгляд она ничего не изменила. Николай Алексеевич уезжает, но пейзаж в финале рассказа меняется. Из-за туч выходит солнце, освещая путь старика-генерала теплым желтым светом.
Мастерство писателя проявляется в описании обстановки. Ее детали дополняют образы каждого из героев. Пространство Николая Алексеевича наполнено холодными мрачными цветами: черные колеи дороги, серая шинель и белые усы военного, темноликий кучер со смоляной бородой. В облике героя подчеркивается усталость: взгляд «вопрошающий, строгий и усталый», рука худая и бледная, волосы седые.
Совсем другая палитра использована в описании быта Надежды: золотистый образ, пегие попоны на тахте. Даже кофта и туфли героини яркого красного цвета. Неоднократно подчеркивается чистота и уют помещения. Ощущение тепла создает упоминание печи и сладкого запаха щей. Героиней писатель любуется. Он замечает, что Надежда «красивая не по возрасту». Обращает внимание на ее легкие ноги и округлые плечи. Ее красота экзотическая, знойная. Несколько раз подчеркивается, что Надежда была горяча и прекрасна в юности.
Центр рассказа – это диалог главных героев. Читатель наблюдает одновременно две позиции, два взгляда на прошлое. Конфликт героев передается своеобразными повторами. Надежда повторяет фразу Николая Алексеевича почти дословно, но это «почти» полностью меняет смысл высказывания. Например:
«Все проходит. Все забывается», ‒ говорит он. «Все проходит, да не все забывается», ‒ возражает она.
Таким образом, в уста мудрой Надежды автор вкладывает главную идею рассказа. Герои противоположны в своих взглядах: старый генерал несколько раз упоминает о том, что «все проходит». Именно так бессмысленно и безрадостно прошла и его жизнь. Надежда же всю жизнь хранила память о мгновениях любви.
Основная тема бунинского рассказа ‒ это, конечно, любовь. Главных герой «Темных аллей» только на закате своей жизни осознал всю силу и полноту его чувства к Надежде, но это осознание отпугивает его. Предательство, которое он совершил в молодости, возвращается к нему как несчастье жизни. Проблема выбора, поднятая автором в произведении, подводит читателя к выводу о том, что в жизни важно достигнуть гармонии со своим чувствами и самим собой.
Несмотря на лаконичность и простоту рассказа, в нём множество различных средств выразительности. И.А. Бунин использует эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. В диалоге героев применен прием параллелизма, который помогает читателю лучше понять эмоциональное состояние героев.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, драматизм сюжета – все это характерно для бунинских рассказов. Автор мастерски помещает в малый эпический жанр огромные временные отрезки, раскрывает душу персонажа и заставить задуматься о самых главных вопросах человеческого бытия. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму», ‒ говорил о значении творчества Ивана Бунина Алексей Николаевич Толстой.
- Какую роль играет пейзаж в рассказе «Темные аллеи»?
- Можно ли назвать финал произведения счастливым? Почему?
- Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
- Почему при мысли о том, что Надежда могла бы стать его женой, хозяйкой петербургского дома, герой отрицательно качает головой?
Сборник «Тёмные аллеи» - беспрецедентная по художественной смелости попытка. И.А. Бунин 38 раз (столько рассказов в сборнике) пишет «об одном и том же». Однако мастерство писателя состоит в том, что он создал яркие картины, погружаясь в которые, читатель переживает сильные чувства.
Контрольные вопросы
- За что Бунин получил Нобелевскую премию?
- Когда создается сборник рассказов «Темные аллеи»?
- С каким настроение автором создает «Темные аллеи»?
- Как сложилась судьба главных героев рассказа «Темные аллеи»?
- В чем идейное своеобразие «Темных аллей»?