Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»

Русская литература XIX века

31.03.2025
2965
0

Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»

План урока

  • Особенности русского романтизма
  • Слово о В.А. Жуковском
  • «Море»
  • «Светлана»

Цели урока

  • Знать особенности русского романтизма, основные вехи жизни и творчества В.А. Жуковского
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Вспомните, что такое романтизм.
  • Какие произведения писателей-романтиков вы уже изучили?
  • Какие черты характерны романтизму?

Русский романтизм

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман)  направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII – XIX веков в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX века. 

 

Романтизм как литературное направление сложился в русской литературе под влиянием войны 1812 года, движения декабристов, идей Великой французской буржуазной революции. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, оказавших огромное воздействие на последующую русскую литературу.

 

В развитии русского романтизма обычно различают три периода:

  1. 1801–1815-е годы. Период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм особенно тесно связан с классицизмом и сентиментализмом.
  2. 1816–1825-е годы. Время интенсивного развития романтизма. Важнейшее явление – деятельность писателей декабристов. Но центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений.
  3. 1826–1840-е годы. Период широкого распространения романтизма в русской литературе. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.

 

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. К характерным чертам романтизма относят:

 

  • Романтическое двоемирие (бегство от действительности в идеальный мир). Мечта и действительность – два противоборствующих начала.
  • Создание нового типа героя – исключительный, бунтующий, одинокий.
  • Внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм.
  • Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам. Обращение к историческому прошлому.
  • Утверждение нового представления о предназначении поэта и поэзии. Появление гражданского романтизма в творчестве поэтов-декабристов.

 

Жанровое своеобразие романтизма определяется, в основном, лирическими и лиро-эпическими жанрами. Среди них:

 

  • Элегия. Лирическое произведение, в котором герой размышляет на философские темы, рассуждает о сложных жизненных проблемах.
  • Баллада. Относится к лирическому жанру, представляется в виде песни с определенным сюжетом.
  • Лиро-эпическая поэма. Произведение, которое совмещает в себе конкретное сюжетное повествование и лирические переживания.

 

К эпическим жанрам романтизма относится психологическая повесть.


  1. Какие исторические события повлияли на возникновение романтизма в России?
  2. Какие жанры характерны романтизму?


Слово о В.А. Жуковском

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837 г. Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837 г.

Судьба русского поэта очень необычна. Родился Василий Андреевич Жуковский в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Отец Афанасий Иванович Бунин был дворянином и помещиком Тульской губернии. Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими и подаренная А.И. Бунину. Крестным отцом родившегося у нее сына был Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик. Мальчик получил фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянский титул.

 

Учился В.А. Жуковский в Тульском пансионе. За «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В.А. Юшковой (крестной матери). Здесь он впервые начал заниматься литературным творчеством, создавая первые пьесы для домашнего театра.

 

С 1797 по 1800 год В.А. Жуковский учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично окончивших пансион в разные годы.

Началом литературной деятельности сам поэт считал стихотворение «Сельское кладбище» (1802) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея. 

 

Творчество В.А. Жуковского развивалось в русле романтизма. Самым распространенным в его поэзии жанром становится баллада. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад. Но самая известная из них – «Светлана», над ней поэт работал четыре года с 1808 по 1812. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (сестре Маши Протасовой) и была ее свадебным подарком. 

 

В.А. Жуковский обладал редким качеством – умением видеть и ценить талант. В 1815 году поэт стал свидетелем выступления А.С. Пушкина на экзамене по литературе в Царскосельском лицее. Позже В.А. Жуковский написал П.А. Вяземскому: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

 

Писатель был воспитателем и наставником будущего русского царя Александра II, в царствование которого было отменено крепостное право.

 

В марте 1830 года В.А. Жуковский в письме к Николаю I откровенно описывал свой литературный путь: «Как писатель, я был учеником Карамзина; те, кои начали писать после меня, называли себя моими учениками, и между ними Пушкин, по таланту и искусству превзошел своего учителя. Смотря на страницы, мною написанные, скажу смело, что мною были пущены в ход и высокие мысли, и честные чувства, и любовь к вере, и любовь к отечеству. С этой стороны имею право на одобрение моими современниками. Стихи мои останутся верным памятником и моей жизни, и, смею прибавить, славнейших дел Александрова времени. Я жил как писал: остался чист и мыслями, и делами».


  1. Когда и при каких обстоятельствах В.А. Жуковский начинает заниматься литературным творчеством?
  2. Какой жанр является основополагающим в творчестве В.А. Жуковского?


«Море» (1822)

Элегия «Море» написана Жуковским в 1822 году. Чувства лирического героя произведения связаны с личными переживаниями поэта, которые были связаны с его влюбленностью в племянницу – Марию Протасову. «Море» относится к романтическим произведениям. Это объясняется двоемирием, которые создают море и небо в элегии, а также глубокими переживаниями лирического героя. Основная идея произведения в том, чтобы продемонстрировать читателю превосходство моря над обычной мирской жизнью, полной суеты и рутинности. 

 

Лирический герой – человек глубоких чувств, ушедший от действительности в свой внутренний мир, мир своей мечты. Это одно из самых проникновенных стихотворений поэта.

 

Поэтическая картина мира представлена в элегии Жуковского антиномией «море-небо» (низ-верх). Море одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. Поэт пытается разгадать загадку моря и, видя его тревогу и смятение, понимает, что причина постоянного изменения моря – это небо.


  1. Почему поэт не может постигнуть тайну моря?
  2. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
  3. Какие поэтические приемы помогают Жуковскому изобразить море?


«Светлана» (1812) 

В.А. Жуковский – мастер жанра баллады. Основная проблематика его баллад – выбора человеком между добром и злом. Источник добра и зла – душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые потусторонние силы.

 

Баллада «Светлана» написана поэтом в 1812 году и относится к переводным произведениям В.А. Жуковского. Основой произведения является произведение Г.А. Бюргера «Ленора» (которое послужило основной и для еще двух баллад В.А. Жуковского – «Людмила» и «Ленора»). Впервые опубликована баллада была в 1813 году в журнале «Вестник Европы».


Лироэпос – род литературы.

 

Лироэпические произведения сочетают в себе элементы лирики (описание чувств и переживаний героев; стихотворная форма) и эпоса (эпическое повествование, сюжет).


Баллада – лироэпическое произведение; сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему, с напряженным действием, необычной интригой.

 

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.


В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого. Поэт мастерски изображает трепет главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решает приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом. 

 

В «Светлане» В.А. Жуковского присутствуют многие характерные особенности жанра баллады. Это:

  • Напряженный и драматический сюжет.
  • Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
  • Сочетание реального и фантастического.
  • Пространство и время в произведении символичны.

Композиция строится на антитезе. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему В.А. Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души с миром.

 

«Светлана» – вольный перевод произведения Г.А. Бюргера «Ленора». Однако В.А. Жуковский воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде. Только вера и искренняя молитва помогают героине освободиться от кошмара.


  1. Какие художественные приёмы использует В.А. Жуковский в балладе «Светлана»?
  2. Какие черты романтизма присущи балладе?


В.А. Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России, этап, который был назван предромантическим. Заслуга В.А. Жуковского как поэта-романтика заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения духовной жизни человека.


Контрольные вопросы 

 

  1. Где и когда зародился романтизм как литературное направление?
  2. Как с романтизмом связаны поэта-декабристы?
  3. Воспитанием какого императора занимался В.А. Жуковский?
  4. Почему элегию «Море» относят к романтизму?
  5. Какой композиционные приём лежит в основе баллады «Светлана»?


 

 

 

 

 

 

 

Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»

План урока

  • Особенности русского романтизма
  • Слово о В.А. Жуковском
  • «Море»
  • «Светлана»

Цели урока

  • Знать особенности русского романтизма, основные вехи жизни и творчества В.А. Жуковского
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Вспомните, что такое романтизм.
  • Какие произведения писателей-романтиков вы уже изучили?
  • Какие черты характерны романтизму?

Русский романтизм

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман)  направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII – XIX веков в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX века. 

 

Романтизм как литературное направление сложился в русской литературе под влиянием войны 1812 года, движения декабристов, идей Великой французской буржуазной революции. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, оказавших огромное воздействие на последующую русскую литературу.

 

В развитии русского романтизма обычно различают три периода:

  1. 1801–1815-е годы. Период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм особенно тесно связан с классицизмом и сентиментализмом.
  2. 1816–1825-е годы. Время интенсивного развития романтизма. Важнейшее явление – деятельность писателей декабристов. Но центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений.
  3. 1826–1840-е годы. Период широкого распространения романтизма в русской литературе. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.

 

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. К характерным чертам романтизма относят:

 

  • Романтическое двоемирие (бегство от действительности в идеальный мир). Мечта и действительность – два противоборствующих начала.
  • Создание нового типа героя – исключительный, бунтующий, одинокий.
  • Внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм.
  • Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам. Обращение к историческому прошлому.
  • Утверждение нового представления о предназначении поэта и поэзии. Появление гражданского романтизма в творчестве поэтов-декабристов.

 

Жанровое своеобразие романтизма определяется, в основном, лирическими и лиро-эпическими жанрами. Среди них:

 

  • Элегия. Лирическое произведение, в котором герой размышляет на философские темы, рассуждает о сложных жизненных проблемах.
  • Баллада. Относится к лирическому жанру, представляется в виде песни с определенным сюжетом.
  • Лиро-эпическая поэма. Произведение, которое совмещает в себе конкретное сюжетное повествование и лирические переживания.

 

К эпическим жанрам романтизма относится психологическая повесть.


  1. Какие исторические события повлияли на возникновение романтизма в России?
  2. Какие жанры характерны романтизму?


Слово о В.А. Жуковском

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837 г. Рис. 1. К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837 г.

Судьба русского поэта очень необычна. Родился Василий Андреевич Жуковский в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Отец Афанасий Иванович Бунин был дворянином и помещиком Тульской губернии. Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими и подаренная А.И. Бунину. Крестным отцом родившегося у нее сына был Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик. Мальчик получил фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянский титул.

 

Учился В.А. Жуковский в Тульском пансионе. За «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В.А. Юшковой (крестной матери). Здесь он впервые начал заниматься литературным творчеством, создавая первые пьесы для домашнего театра.

 

С 1797 по 1800 год В.А. Жуковский учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично окончивших пансион в разные годы.

Началом литературной деятельности сам поэт считал стихотворение «Сельское кладбище» (1802) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея. 

 

Творчество В.А. Жуковского развивалось в русле романтизма. Самым распространенным в его поэзии жанром становится баллада. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад. Но самая известная из них – «Светлана», над ней поэт работал четыре года с 1808 по 1812. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (сестре Маши Протасовой) и была ее свадебным подарком. 

 

В.А. Жуковский обладал редким качеством – умением видеть и ценить талант. В 1815 году поэт стал свидетелем выступления А.С. Пушкина на экзамене по литературе в Царскосельском лицее. Позже В.А. Жуковский написал П.А. Вяземскому: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

 

Писатель был воспитателем и наставником будущего русского царя Александра II, в царствование которого было отменено крепостное право.

 

В марте 1830 года В.А. Жуковский в письме к Николаю I откровенно описывал свой литературный путь: «Как писатель, я был учеником Карамзина; те, кои начали писать после меня, называли себя моими учениками, и между ними Пушкин, по таланту и искусству превзошел своего учителя. Смотря на страницы, мною написанные, скажу смело, что мною были пущены в ход и высокие мысли, и честные чувства, и любовь к вере, и любовь к отечеству. С этой стороны имею право на одобрение моими современниками. Стихи мои останутся верным памятником и моей жизни, и, смею прибавить, славнейших дел Александрова времени. Я жил как писал: остался чист и мыслями, и делами».


  1. Когда и при каких обстоятельствах В.А. Жуковский начинает заниматься литературным творчеством?
  2. Какой жанр является основополагающим в творчестве В.А. Жуковского?


«Море» (1822)

Элегия «Море» написана Жуковским в 1822 году. Чувства лирического героя произведения связаны с личными переживаниями поэта, которые были связаны с его влюбленностью в племянницу – Марию Протасову. «Море» относится к романтическим произведениям. Это объясняется двоемирием, которые создают море и небо в элегии, а также глубокими переживаниями лирического героя. Основная идея произведения в том, чтобы продемонстрировать читателю превосходство моря над обычной мирской жизнью, полной суеты и рутинности. 

 

Лирический герой – человек глубоких чувств, ушедший от действительности в свой внутренний мир, мир своей мечты. Это одно из самых проникновенных стихотворений поэта.

 

Поэтическая картина мира представлена в элегии Жуковского антиномией «море-небо» (низ-верх). Море одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. Поэт пытается разгадать загадку моря и, видя его тревогу и смятение, понимает, что причина постоянного изменения моря – это небо.


  1. Почему поэт не может постигнуть тайну моря?
  2. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
  3. Какие поэтические приемы помогают Жуковскому изобразить море?


«Светлана» (1812) 

В.А. Жуковский – мастер жанра баллады. Основная проблематика его баллад – выбора человеком между добром и злом. Источник добра и зла – душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые потусторонние силы.

 

Баллада «Светлана» написана поэтом в 1812 году и относится к переводным произведениям В.А. Жуковского. Основой произведения является произведение Г.А. Бюргера «Ленора» (которое послужило основной и для еще двух баллад В.А. Жуковского – «Людмила» и «Ленора»). Впервые опубликована баллада была в 1813 году в журнале «Вестник Европы».


Лироэпос – род литературы.

 

Лироэпические произведения сочетают в себе элементы лирики (описание чувств и переживаний героев; стихотворная форма) и эпоса (эпическое повествование, сюжет).


Баллада – лироэпическое произведение; сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему, с напряженным действием, необычной интригой.

 

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.


В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого. Поэт мастерски изображает трепет главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решает приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом. 

 

В «Светлане» В.А. Жуковского присутствуют многие характерные особенности жанра баллады. Это:

  • Напряженный и драматический сюжет.
  • Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
  • Сочетание реального и фантастического.
  • Пространство и время в произведении символичны.

Композиция строится на антитезе. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему В.А. Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души с миром.

 

«Светлана» – вольный перевод произведения Г.А. Бюргера «Ленора». Однако В.А. Жуковский воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде. Только вера и искренняя молитва помогают героине освободиться от кошмара.


  1. Какие художественные приёмы использует В.А. Жуковский в балладе «Светлана»?
  2. Какие черты романтизма присущи балладе?


В.А. Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России, этап, который был назван предромантическим. Заслуга В.А. Жуковского как поэта-романтика заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения духовной жизни человека.


Контрольные вопросы 

 

  1. Где и когда зародился романтизм как литературное направление?
  2. Как с романтизмом связаны поэта-декабристы?
  3. Воспитанием какого императора занимался В.А. Жуковский?
  4. Почему элегию «Море» относят к романтизму?
  5. Какой композиционные приём лежит в основе баллады «Светлана»?


 

 

 

 

 

 

 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…
Русская литература XIX века
  • Русский язык в семье славянских языков. Речь и язык. Стили речи

    Русский язык

  • В.М. Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»

    Литература

  • Орфография. Правописание дефиса

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке