Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»

Русская литература XIX века

25.04.2024
1946
0

Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»

План урока

  • Особенности русского романтизма
  • Слово о В.А. Жуковском
  • «Море»
  • «Светлана»

Цели урока

  • Знать особенности русского романтизма, основные вехи жизни и творчества В.А. Жуковского
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Вспомните, что такое романтизм.
  • Какие произведения писателей-романтиков вы уже изучили?
  • Какие черты характерны романтизму?

Русский романтизм

Рис. 1. К.Д. Фридрих. Странник над морем тумана. 1818

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман)  направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII – XIX веков в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX века. 

 

Романтизм как литературное направление сложился в русской литературе под влиянием войны 1812 года, движения декабристов, идей Великой французской буржуазной революции. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, оказавших огромное воздействие на последующую русскую литературу.

 

В развитии русского романтизма обычно различают три периода:

  1. 1801–1815-е годы. Период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм особенно тесно связан с классицизмом и сентиментализмом.
  2. 1816–1825-е годы. Время интенсивного развития романтизма. Важнейшее явление – деятельность писателей декабристов. Но центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений.
  3. 1826–1840-е годы. Период широкого распространения романтизма в русской литературе. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.

 

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. К характерным чертам романтизма относят:

 

  • Романтическое двоемирие (бегство от действительности в идеальный мир). Мечта и действительность – два противоборствующих начала.
  • Создание нового типа героя – исключительный, бунтующий, одинокий.
  • Внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм.
  • Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам. Обращение к историческому прошлому.
  • Утверждение нового представления о предназначении поэта и поэзии. Появление гражданского романтизма в творчестве поэтов-декабристов.

 

Жанровое своеобразие романтизма определяется, в основном, лирическими и лиро-эпическими жанрами. Среди них:

 

  • Элегия . Лирическое произведение, в котором герой размышляет на философские темы, рассуждает о сложных жизненных проблемах.
  • Баллада . Относится к лирическому жанру, представляется в виде песни с определенным сюжетом.
  • Лиро-эпическая поэма . Произведение, которое совмещает в себе конкретное сюжетное повествование и лирические переживания.

 

К эпическим жанрам романтизма относится психологическая повесть .


  1. Какие исторические события повлияли на возникновение романтизма в России?
  2. Какие жанры характерны романтизму?


Слово о В.А. Жуковском

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Рис. 2. К.П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1837 г.

Судьба русского поэта очень необычна. Родился Василий Андреевич Жуковский в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Отец Афанасий Иванович Бунин был дворянином и помещиком Тульской губернии. Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими и подаренная А.И. Бунину. Крестным отцом родившегося у нее сына был Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик. Мальчик получил фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянский титул.

 

Учился В.А. Жуковский в Тульском пансионе. За «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В.А. Юшковой (крестной матери). Здесь он впервые начал заниматься литературным творчеством, создавая первые пьесы для домашнего театра.

 

С 1797 по 1800 год В.А. Жуковский учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично окончивших пансион в разные годы.

Началом литературной деятельности сам поэт считал стихотворение «Сельское кладбище» (1802) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея. 

 

Творчество В.А. Жуковского развивалось в русле романтизма. Самым распространенным в его поэзии жанром становится баллада. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад. Но самая известная из них – «Светлана», над ней поэт работал четыре года с 1808 по 1812. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (сестре Маши Протасовой) и была ее свадебным подарком. 

 

В.А. Жуковский обладал редким качеством – умением видеть и ценить талант. В 1815 году поэт стал свидетелем выступления А.С. Пушкина на экзамене по литературе в Царскосельском лицее. Позже В.А. Жуковский написал П.А. Вяземскому: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

 

Писатель был воспитателем и наставником будущего русского царя Александра II, в царствование которого было отменено крепостное право.

 

В марте 1830 года В.А. Жуковский в письме к Николаю I откровенно описывал свой литературный путь: «Как писатель, я был учеником Карамзина; те, кои начали писать после меня, называли себя моими учениками, и между ними Пушкин, по таланту и искусству превзошел своего учителя. Смотря на страницы, мною написанные, скажу смело, что мною были пущены в ход и высокие мысли, и честные чувства, и любовь к вере, и любовь к отечеству. С этой стороны имею право на одобрение моими современниками. Стихи мои останутся верным памятником и моей жизни, и, смею прибавить, славнейших дел Александрова времени. Я жил как писал: остался чист и мыслями, и делами».


  1. Когда и при каких обстоятельствах В.А. Жуковский начинает заниматься литературным творчеством?
  2. Какой жанр является основополагающим в творчестве В.А. Жуковского?


«Море» (1822)

Рис. 3. И.К. Айвазовский. Среди волн. 1898

Элегия «Море» написана Жуковским в 1822 году. Чувства лирического героя произведения связаны с личными переживаниями поэта, которые были связаны с его влюбленностью в племянницу – Марию Протасову. «Море» относится к романтическим произведениям. Это объясняется двоемирием, которые создают море и небо в элегии, а также глубокими переживаниями лирического героя. Основная идея произведения в том, чтобы продемонстрировать читателю превосходство моря над обычной мирской жизнью, полной суеты и рутинности. 

 

Лирический герой – человек глубоких чувств, ушедший от действительности в свой внутренний мир, мир своей мечты. Это одно из самых проникновенных стихотворений поэта.

 

Поэтическая картина мира представлена в элегии Жуковского антиномией «море-небо» (низ-верх). Море одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. Поэт пытается разгадать загадку моря и, видя его тревогу и смятение, понимает, что причина постоянного изменения моря – это небо.


  1. Почему поэт не может постигнуть тайну моря?
  2. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
  3. Какие поэтические приемы помогают Жуковскому изобразить море?


«Светлана» (1812) 

В.А. Жуковский – мастер жанра баллады. Основная проблематика его баллад – выбора человеком между добром и злом. Источник добра и зла – душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые потусторонние силы.

 

Баллада «Светлана» написана поэтом в 1812 году и относится к переводным произведениям В.А. Жуковского. Основой произведения является произведение Г.А. Бюргера «Ленора» (которое послужило основной и для еще двух баллад В.А. Жуковского – «Людмила» и «Ленора»). Впервые опубликована баллада была в 1813 году в журнале «Вестник Европы».


Лироэпос – род литературы.

 

Лироэпические произведения сочетают в себе элементы лирики (описание чувств и переживаний героев; стихотворная форма) и эпоса (эпическое повествование, сюжет).


Баллада – лироэпическое произведение; сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему, с напряженным действием, необычной интригой.

 

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.


Рис. 4. К.П. Брюллова. Гадающая Светлана. 1836

В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого. Поэт мастерски изображает трепет главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решает приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом. 

 

В «Светлане» В.А. Жуковского присутствуют многие характерные особенности жанра баллады. Это:

  • Напряженный и драматический сюжет.
  • Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
  • Сочетание реального и фантастического.
  • Пространство и время в произведении символичны.

Композиция строится на антитезе. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему В.А. Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души с миром.

«Светлана» – вольный перевод произведения Г.А. Бюргера «Ленора». Однако В.А. Жуковский воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде. Только вера и искренняя молитва помогают героине освободиться от кошмара.


  1. Какие художественные приёмы использует В.А. Жуковский в балладе «Светлана»?
  2. Какие черты романтизма присущи балладе?


В.А. Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России, этап, который был назван предромантическим. Заслуга В.А. Жуковского как поэта-романтика заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения духовной жизни человека.


Контрольные вопросы 

 

  1. Где и когда зародился романтизм как литературное направление?
  2. Как с романтизмом связаны поэта-декабристы?
  3. Воспитанием какого императора занимался В.А. Жуковский?
  4. Почему элегию «Море» относят к романтизму?
  5. Какой композиционные приём лежит в основе баллады «Светлана»?


 

 

 

 

 

 

 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Территориальное (географическое) разделение труда

    География

  • Графические информационные модели

    Информатика

  • Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке