Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга

 

План урока

  • Система персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Онегин и Ленский
  • Татьяна и Ольга

Цели урока

  • Знать принцип построения системы персонажей в романе «Евгений Онегин», суть противопоставления образов Онегина и Ленского, Татьяны и Ольги
  • Уметь интерпретировать художественные образы и характеры героев, формулировать и доказывать свою точку зрения, видеть сходства и различия в героях

Разминка

Вспомните, что такое онегинская строфа? Что в ней особенного?

 

Система персонажей

 

Исследователи неоднократно отмечали, что главный принцип построения системы персонажей в «Евгений Онегин» – это антитеза. Герои включены в контрастные пары: Онегин – Ленский, Онегин – Татьяна, Ольга – Татьяна. Таким образом, А.С. Пушкин создал новый принцип построения романа: читателю преподносится герой, главное в котором не поступки, а взаимодействие с окружающим миром. Каждый раз Онегин противопоставлен другим. Система этих противопоставление может быть представлена так:

  • Онегин – петербургское общество
  • Онегин – автор
  • Онегин – Ленский
  • Онегин – помещики
  • Онегин – Татьяна
  • Онегин – Зарецкий

 

В систему противопоставлений включен и образ Татьяны:

  • Татьяна – Ольга
  • Татьяна – семья Лариных
  • Татьяна – няня
  • Татьяна – Онегин
  • Татьяна – автор
  • Татьяна – московское общество
  • Татьяна – петербургский свет
  • Татьяна – Нина Воронская

 

Второстепенные герои соотнесены с главным, но не сопоставлены между собой. К главным героям относятся Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Рассказчик.


Какой главный принцип построения системы персонажей в романе «Евгений Онегин»?


Онегин и Ленский

Рис. 1. Е. Самокиш-Судаковская. Ленский. Рис. 1. Е. Самокиш-Судаковская. Ленский.

Во второй главе на сцене появляется Владимир Ленский, и читатель знакомится еще с одним типом русского молодого человека пушкинской поры. 

 

Владимир Ленский – единственный близкий друг Онегина, которых по ходу действия романа становится его главным оппонентом.

 

Ленский молод, мечтателен, эмоционален. Он поэт-романтик, который ко всему еще относится с юношеским максимализмом.

 

Ленский получил отличное образование в Германии, но для окружающих он непонятен и странен из-за своего пылкого нрава.

 

С образом Ленского в роман входит тема романтизма:

 

                      Он из Германии туманной
                      Привез учености плоды:
                      Вольнолюбивые мечты,
                      Дух пылкий и довольно странный,
                      Всегда восторженную речь
                      И кудри черные до плеч.

 

Рис. 2. Л. Тимошенко. «Евгений Онегин». Глава 2. Онегин и Ленский. 1952. Рис. 2. Л. Тимошенко. «Евгений Онегин». Глава 2. Онегин и Ленский. 1952.

Онегин и Ленский – типичные представители дворянской среды. Они молоды, богаты, умны. Оба скучают в деревенской глуши, соседи им не интересны.

 

Онегин разочарован жизнью, у него «резкий, охлажденный ум». Экономика его интересует больше, чем поэзия, в любовь и дружбу он не верит. Тогда как у поэта Ленского «ум, еще в сужденьях зыбкой». Ленский не то, что разочаровался в жизни, он ее толком не знает: «от хладного разврата света еще увянуть» не успел. 

 

Ленский искренне верит в высшее предназначение. Любовь и дружба представляются ему идеальными: «он верил, что душа родная соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы». 

 

Пушкин постоянно подчеркивает горячность Ленского, его наивность и чистоту. Ленский – пылкий идеалист, оторванный от жизни. Он блуждает в своих романтических грезах. Ольга видится ему поэтическим идеалом.

 

Пушкин прямо указывает на то, что Онегин и Ленский антиподы:

 

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…

 

 

Онегин и Ленский – друзья поневоле, ведь в округе они не нашли никого, с кем им было бы интересно. Между ними нет настоящей духовной близости, хотя Ленский доверяет Онегину сердечные тайны, а Онегин не спешит открывать ему глаза на суровую правду жизни, потому что жалеет друга. При этом Онегин очень резко отзывается об Ольге.

 

Ленский, впрочем, тоже не проявляет деликатности. Он настойчиво уговаривал Онегина ехать на именины к Татьяне, хотя точно знал, что Онегин терпеть не мог местное дворянство. За стол Онегина сажают прямо напротив именинницы, будто он кандидат в мужья. Это стало причиной сплетен, разозливших Онегина. Чтобы отомстить Ленскому, он весь вечер танцует с его невестой.

 

Инициатором дуэли был Ленский. Он пошел на поводу у вспыхнувшей ревности. Предотвратить столкновение было невозможно. Во-первых, Ленский выбрал себе в секунданты дуэлянта Зарецкого, который умел «друзей поссорить молодых и на барьер поставить их». Ни Онегин, ни Ленский отказаться от дуэли не могли, иначе Зарецкий стал бы распространять унижающие достоинство дворянина сплетни. Во-вторых, Зарецкий не предложил дуэлянтам примириться, хотя это было прямой обязанностью секунданта. 

 

Из описаний подготовки Онегина к дуэли становится ясно, что герой не хотел стреляться со своим другом и пытался сделать все, чтобы этого избежать. Евгений опоздал на дуэль на целый час, назначил своим секундантом лакея (что по дуэльному кодексу было совершенно недопустимо).

Рис. 3. И. Репин. «Евгений Онегин». Глава 6. Дуэль Онегина и Ленского. 1899. Рис. 3. И. Репин. «Евгений Онегин». Глава 6. Дуэль Онегина и Ленского. 1899.

Онегин не хотел убивать Ленского. Едва приняв вызов, он уже корил себя за то, что из чувства мести так зло подшутил над другом и повел себя как мальчишка, а не как зрелый человек. Кроме того, Онегин поднимал пистолет на ходу, не целясь, тогда как Ленский целил «жмуря левый глаз». 

 

Таким образом, Онегин и Ленский стали заложниками людской молвы и дворянских принципов. Смерть Ленского стала для Онегина глубоким потрясением. После дуэли он уезжает. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в его душе.


  1. Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»?
  2. Что сближает и что разделяет Онегина и Ленского?
  3. Можно ли было предотвратить дуэль?


Татьяна и Ольга

Рис. 4. Рудаков. Ольга. 1949. Рис. 4. Рудаков. Ольга. 1949.

Сестры Ларины тоже персонажи, которые противопоставлены друг другу. У девушек больше различий, чем сходств. Ольга всегда весела и беспечна, Татьяна часто грустит и бывает задумчива.

 

Внешне младшая сестра более привлекательна – она румяна, полна, красива.

 

                      Всегда скромна, всегда послушна,
                      Всегда как утро весела,
                      Как жизнь поэта простодушна,
                      Как поцелуй любви мила...

 

 

Ольга красива, мила, но она воплощает типичный образ. Портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет надоел ему «безмерно». 

Рис. 5. Рудаков. Татьяна. 1949. Рис. 5. Рудаков. Татьяна. 1949.

Образ Ольги играет в романе важную роль. Антитеза выдвигает вперед специфику образа Татьяны:

 

                      Ни красотой сестры своей,
                      Ни свежестью ее румяной
                      Не привлекла б она очей.
                      Дика, печальна, молчалива,
                      Как лань лесная боязлива,
                      Она в семье своей родной
                      Казалась девочкой чужой. 

 

 

Автор не заостряет внимание на ее внешности, а пытается подчеркнуть особенности ее характера. Татьяна не похожа на своих сверстниц, на сестру, потому что одинока, неласкова, в детстве не любила играть. Это выделяет героиню на фоне окружения. 

 

Она любила «на балконе предупреждать зари восход». Ее сердце пленяли «страшные рассказы», она верила «преданьям простонародной старины, и снам, и святочным гаданьям, и предсказаниям луны». Ее вдохновляет природа: 

 

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

 

Рис. 6. А. Самохвалов. Татьяна. Рис. 6. А. Самохвалов. Татьяна.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Природа отражает ее внутреннее состояние. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в жизни Татьяны, неслучайно открывает весенний пейзаж: весна – время перехода. Прощание героини с родными местами происходит на фоне печального осеннего пейзажа: «природа трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана». 

 

В круг интересов Татьяны входят и книги:

 

                      Ей рано нравились романы;
                      Они ей заменяли все;
                      Она влюблялася в обманы
                      И Ричардсона и Руссо.

 

 

Татьяне нравились сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиг человек. Таким и представляла себе будущего избранника. Неудивительно, что в Онегине, совершенно не похожем на знакомых ей молодых людей, Татьяна увидела героя из романов: «И в сердце дума заронилась; пора пришла, она влюбилась». 

 

Татьяна – «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о ней В.Г. Белинский. Чувства переполняют ее, она вся в ожидании счастья, ее преследуют мечты, ее воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается отправить письмо Онегину.

 

Татьяна первая признается в чувствах. В те времена такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Татьяна пренебрегает ими, потому что ею движет глубокое и живое чувство.


Контрольные вопросы

 

  1. Какова роль Ольги в системе персонажей романа «Евгений Онегин»?
  2. Что общего в образах Ольги и Татьяны и в чем различия?
  3. Почему А.С. Пушкин не дает развернутого портрета Татьяны?
  4. Почему Татьяна – «милый идеал» для Пушкина?


Предыдущий урок
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности жанра. Реализм и классицизм. Тематика и проблематика произведения. Конфликт
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
  • Transport. Транспорт

    Английский язык

  • Сложное предложение с различными видами связи

    Русский язык

  • А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке