Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме

Русская литература XIX века

13.02.2025
3977
0

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

План урока

  • Образ России и народа
  • Образ автора в поэме

Цели урока

  • Знать своеобразие образа России и русского народа в поэме «Мёртвые души», роль образа автора-повествователя
  • Уметь анализировать художественное произведение, строить монологическое высказывание

Разминка

Сколько томов «Мертвых душ» собирался написать Н.В. Гоголь? С какой задумкой было связано такое число?

Образ России и народа

В художественном пространстве «Мертвых душ» Н.В. Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы – это то, что объединяет чиновников в произведении.

 

Чичиков, решивший нанести визит каждому из них, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. В чиновничьем мире царит пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс.

 

Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для грандиозного бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в лучшие платья.

 

Кроме того, например, Н.В. Гоголь короткими, но выразительными штрихами написал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Этот герой даже не вполне человек, а бездушный «винтик» государственной машины, как и другие чиновники.

 

Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники не могли найти себе места и вдруг «отыскали в себе… грехи».

 

Н.В. Гоголь зло смеется над тем, как взяточники и бюрократы, облаченные властью, помогают мошеннику Чичикову в его махинациях, боясь своего разоблачения.

 

Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, читатели видят, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова – парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность. Без всякой цели прожигает свою жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина превратила его в «прореху на человечестве». Жизнь Коробочки – это олицетворение скопидомства в России.

 

«Живые души», как ни парадоксально, проступают в описании умерших крестьян. Они приобретают некий былинный образ, наделяются сказочными, богатырскими чертами. Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...».

 

Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные».

 

А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади..

 

И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной... А! Вот он... вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.

 

Отразив талантливость, трудолюбие русского народа, силу, Н.В. Гоголь не скрыл и теневой стороны его характера. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая «не знает, где право, где лево». Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Вызывает смех и «благородное побуждение к просвещению» крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Н.В. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, крайней ограниченности духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

 

Н.В. Гоголь изображает безотрадную картину крепостнической России. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков делает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые... по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?» Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.

 

Вместе с тем Н.В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Рис. 1. А. Лаптев. Мертвые души. Тройка Чичикова.

Образ народа в поэме «Мертвые души» постепенно перерастает в образ России. Здесь можно увидеть противопоставление настоящей России – России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, помещики проматывают безжалостно свои имения, крестьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда скверные. Сквозь эту реальную Россию Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии. С таким оптимистическим настроем и заканчивается поэма Гоголя «Мертвые души». 


  1. Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит восхищение умениями русского человека.
  2. Как Н.В. Гоголь изображает безотрадную картину крепостнической России?


Образ автора в поэме «Мёртвые души»

Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало. Автор-повествователь выступает прежде всего как условный герой (холостяк-путешественник), не отделённый от повседневных забот и низкого быта и находящийся в той же плоскости художественного произведения, что и персонажи. Он кажется то немолодым человеком, склонным к философским размышлениям, то словоохотливым балагуром и остряком, не лишённым ума и наблюдательности.

 

Автор-повествователь имеет возможность свободно передвигаться в физическом пространстве произведения, раскрывая явленную ему «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Автор подчёркивает свою связь с главным героем поэмы, Чичиковым, и утверждает, что всюду следует за ним, поскольку именно Павел Иванович «здесь <…> полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться».

 

Важно помнить, что автор-повествователь в «Мёртвых душах» не равен самому автору-творцу Н.В. Гоголю, он является особой формой выражения позиции художника в произведении, но отнюдь не реальным лицом. Однако автор-повествователь предстаёт в произведении человеком со своим внутренним миром, своей концепцией действительности.

 

В поэме можно найти немало ироничных или вполне серьёзных авторских размышлений, отражающих мировосприятие носителя речи. В начале произведения авторская мысль пронизана иронией. Это и размышления о толстых и тонких господах, и рассуждения о необыкновенных желудках русских провинциалов «средней руки».

 

Но, начиная с конца пятой главы, интонационный рисунок авторских монологов постепенно начинает меняться: повествование переходит от иронии к патетике или к скорби. Автор, размышляя о великом русском языке, приходит к выводу, что «… нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

 

После пятой главы всё чаще автор в своих размышлениях затрагивает печальную тему безвозвратно ушедшей молодости. Он вспоминает свои юношеские впечатления от поездок по России и сравнивает их с впечатлениями сегодняшнего дня, сетуя на быстротечность жизни.

 

Оказывается, переход от юности к зрелости чреват существенными для человеческой личности утратами, потерями: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно!».

 

Лирическим пафосом проникнуты размышления автора о дороге: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога…»

 

Ещё больше лиризма в авторских размышлениях о великой Руси. Автор и его страна словно обмениваются взглядами: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу <…> Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?»

 

Роль лирических отступлений в поэме заключается в следующих особенностях:

  • придание тексту юмористического звучания;
  • внедрение в текст поэмы самостоятельных произведений («Повесть о капитане Копейкине»);
  • сглаживание отрицательных эмоций, которые оставляют у читателя поступки чиновников и помещиков;
  • изменение впечатления от общих описаний рутинной жизни помещиков.

Автору важно поделиться с читателем своей оценкой происходящий событий.

 

Таким образом, лирическими отступлениями создают представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь. В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Помещикам, чиновникам-взяточникам и Чичикову противопоставлен сам автор. Поэтому в авторском раздумье выражается нравственный идеал писателя, его мечта о «высоком достоинстве человека», его «великих и святых обязанностях». Именно с позиции этого идеала Н.В. Гоголь судит «пошлость пошлого человека». Автор – человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о будущем благополучии народа России.

 

В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.

 

Мир идеальный – это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный – это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души – вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.


Контрольные вопросы

 

  1. Как Н.В. Гоголь описывает городское чиновничество?
  2. В чем заключается роль лирических отступлений?
  3. На какие темы размышляет Н.В. Гоголь в лирических отступлениях?
  4. Как в поэме проявилось противопоставление мира реального – миру идеальному? Каков идеальный мир в представлении автора «Мёртвых душ»?


 

Предыдущий урок
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

    Литература

  • Вопросительные местоимения

    Английский язык

  • Computers. Компьютеры

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке