Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

Русская литература XIX века

19.04.2024
5798
0

М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

План урока

  • Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
  • Стихотворение «Пророк»
  • Стихотворение «Смерть поэта»
  • Стихотворение «Поэт»

Цели урока

  • Знать, как раскрывается тема поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова, в чем поэт видит предназначение поэзии, какие художественные средства помогают автору развивать эту тему
  • Уметь интерпретировать художественный текст, формулировать и доказывать свою точку зрения

Разминка

  • Какие темы являются ведущими в лирике М.Ю. Лермонтова?
  • Творчество какого русского поэта оказало сильно влияние на М.Ю. Лермонтова?

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

В творчестве М.Ю. Лермонтова поэт – это не только стихотворец. Поэт всегда наделен пророческим даром. Начиная со своего раннего творчества, автор твердо понимает каким должен быть настоящий поэт и в чем заключается его миссия.

 

М.Ю. Лермонтов считал, что главная задача творца не только поделиться внутренними переживаниями с обществом, но и привить ему любовь к свободе и своей Родине.

 

Идеальный поэт в стихотворениях М.Ю. Лермонтова описывается как тот, кто одарен высокой мыслью, ни перед кем не склоняет «гордого чела» и ничего не боится.

 

Литературным кумиром М.Ю. Лермонтова был А.С. Пушкин, чья смерть очень тронула поэта и послужила основанием для создания стихотворения «Смерть поэта». 

Стихотворение «Пророк»

Рис. 1. И. Репин. Пророк. 1890.

Это стихотворение написано в 1841 году и является последним произведением поэта. Опубликовано оно было посмертно в 1844 в «Отечественных записках».

 

Темы, которые автор поднимает в произведении, это конфликт поэта и толпы, одиночество одаренного человека.

 

Лирический герой живет вдали от общества и предстает перед читателем в образе пророка. Среди людей он является изгоем, но герой в гармонии с природой.

 

Его попытки поделиться пророчеством с обществом закончились гонениями и презрением. Никто не хочет понять этого человека, подобно тому, как общество не принимает самого автора с его поэтическим даром.

 

Жанр этого произведения – лирическая исповедь. Многие литературоведы считают «Пророка» прощальным стихотворением М.Ю. Лермонтова. 


  1. В чем смысл стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
  2. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чем сходство и в чем различие?


Стихотворением «Смерть поэта»

Стихотворение создается в 1837 году после гибели А.С. Пушкина в результате дуэли с Дантесом.

 

В этом произведении М.Ю. Лермонтов винит в смерти поэта не только его оппонента, но и все общество, которое состоит из клеветников и лжецов. В Дантесе М.Ю. Лермонтов видит человека, который пренебрег всей русской культурой.

 

Лирическому герою сложно смириться с потерей кумира. Он видит в смерти поэта утрату величайшего гения, после которого никто не может быть наделен таким талантом.

 

Жанр этого стихотворения трудно определяем. Его первая часть несет возвышенный характер, потому приближается к жанру оды, а вторая часть имеет сатирический тон.


  1. Как вы понимаете смысл названия стихотворения?
  2. Что изменилось, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?


Стихотворение «Поэт»

Стихотворение создано в 1838 году, опубликовано в журнале «Отечественные записки». Как и «Смерть поэта» оно навеяно гибелью Пушкина.

Тема стихотворения – рассуждения о предназначении поэта в жизни общества и государства. Лирический герой размышляет о роли поэта в былые времена, когда поэтическое творчество вдохновляло на подвиги, а творцы в своих произведениях запечатлевали историю для потомков. В современном же ему обществе на пути поэзии появились богатство, которое затмевает умы многих авторов, и цензура, мешающая творить.

Лирический герой уверен, что для того, чтобы быть настоящим поэтом нужно много работать, иначе талант может померкнуть.

Жанр стихотворения – элегия. Лирический герой полон размышлений на важную для него тему. Он рефлексирует о настоящем и прошлом, философствует.


Определите тему стихотворения «Поэт».


М.Ю. Лермонтов романтически противопоставляет поэта и «толпу». Он соглашается с людьми, которые упрекают поэта-мечтателя в том, что он, погруженный в свои переживания, не проявил интереса к суровой жизни, мало знает о её чувствах. По этой причине позиция героя-избранника утрачивает черты былой исключительности и всё более осмысляется как неизбежная трагедия, порожденная самим ходом исторического развития общества.


Контрольные вопросы

 

  1. В чём М.Ю. Лермонтов видит задачу творца?
  2. Какими чертами обладает идеальный поэт по мнению М.Ю. Лермонтова?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Главы «Бэла», «Максим Максимыч»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

    Литература

  • Графический способ решения систем уравнений

    Алгебра

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке