Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

План урока

  • Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
  • Стихотворение «Пророк»
  • Стихотворение «Смерть поэта»
  • Стихотворение «Поэт»

Цели урока

  • Знать, как раскрывается тема поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова, в чем поэт видит предназначение поэзии, какие художественные средства помогают автору развивать эту тему
  • Уметь интерпретировать художественный текст, формулировать и доказывать свою точку зрения

Разминка

  • Какие темы являются ведущими в лирике М.Ю. Лермонтова?
  • Творчество какого русского поэта оказало сильно влияние на М.Ю. Лермонтова?

 

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

 

В творчестве М.Ю. Лермонтова поэт – это не только стихотворец. Поэт всегда наделен пророческим даром. Начиная со своего раннего творчества, автор твердо понимает каким должен быть настоящий поэт и в чем заключается его миссия.

 

М.Ю. Лермонтов считал, что главная задача творца не только поделиться внутренними переживаниями с обществом, но и привить ему любовь к свободе и своей Родине.

 

Идеальный поэт в стихотворениях М.Ю. Лермонтова описывается как тот, кто одарен высокой мыслью, ни перед кем не склоняет «гордого чела» и ничего не боится.

 

Литературным кумиром М.Ю. Лермонтова был А.С. Пушкин, чья смерть очень тронула поэта и послужила основанием для создания стихотворения «Смерть поэта». 

 

Стихотворение «Пророк»

Рис. 1. И. Репин. Пророк. 1890. Рис. 1. И. Репин. Пророк. 1890.

Это стихотворение написано в 1841 году и является последним произведением поэта. Опубликовано оно было посмертно в 1844 в «Отечественных записках».

 

Темы, которые автор поднимает в произведении, это конфликт поэта и толпы, одиночество одаренного человека.

 

Лирический герой живет вдали от общества и предстает перед читателем в образе пророка. Среди людей он является изгоем, но герой в гармонии с природой.

 

Его попытки поделиться пророчеством с обществом закончились гонениями и презрением. Никто не хочет понять этого человека, подобно тому, как общество не принимает самого автора с его поэтическим даром.

 

Жанр этого произведения – лирическая исповедь. Многие литературоведы считают «Пророка» прощальным стихотворением М.Ю. Лермонтова. 


  1. В чем смысл стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
  2. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чем сходство и в чем различие?


Стихотворением «Смерть поэта»

 

Стихотворение создается в 1837 году после гибели А.С. Пушкина в результате дуэли с Дантесом.

 

В этом произведении М.Ю. Лермонтов винит в смерти поэта не только его оппонента, но и все общество, которое состоит из клеветников и лжецов. В Дантесе М.Ю. Лермонтов видит человека, который пренебрег всей русской культурой.

 

Лирическому герою сложно смириться с потерей кумира. Он видит в смерти поэта утрату величайшего гения, после которого никто не может быть наделен таким талантом.

 

Жанр этого стихотворения трудно определяем. Его первая часть несет возвышенный характер, потому приближается к жанру оды, а вторая часть имеет сатирический тон.


  1. Как вы понимаете смысл названия стихотворения?
  2. Что изменилось, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?


Стихотворение «Поэт»

 

Стихотворение создано в 1838 году, опубликовано в журнале «Отечественные записки». Как и «Смерть поэта» оно навеяно гибелью Пушкина.

Тема стихотворения – рассуждения о предназначении поэта в жизни общества и государства. Лирический герой размышляет о роли поэта в былые времена, когда поэтическое творчество вдохновляло на подвиги, а творцы в своих произведениях запечатлевали историю для потомков. В современном же ему обществе на пути поэзии появились богатство, которое затмевает умы многих авторов, и цензура, мешающая творить.

Лирический герой уверен, что для того, чтобы быть настоящим поэтом нужно много работать, иначе талант может померкнуть.

Жанр стихотворения – элегия. Лирический герой полон размышлений на важную для него тему. Он рефлексирует о настоящем и прошлом, философствует.


Определите тему стихотворения «Поэт».


М.Ю. Лермонтов романтически противопоставляет поэта и «толпу». Он соглашается с людьми, которые упрекают поэта-мечтателя в том, что он, погруженный в свои переживания, не проявил интереса к суровой жизни, мало знает о её чувствах. По этой причине позиция героя-избранника утрачивает черты былой исключительности и всё более осмысляется как неизбежная трагедия, порожденная самим ходом исторического развития общества.


Контрольные вопросы

 

  1. В чём М.Ю. Лермонтов видит задачу творца?
  2. Какими чертами обладает идеальный поэт по мнению М.Ю. Лермонтова?


Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…
Русская литература XIX века
  • Общая характеристика элементов IA-группы. Общая характеристика элементов IIA-группы

    Химия

  • Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звёзд

    Физика

  • База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке