Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 9 класс
  • Литература
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула

План урока

  • История создания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Особенности композиции романа
  • Соотношение фабулы и сюжета
  • Особенности психологизма романа
  • Отражение типических черт последекабристского поколения в образе Печорина

Цели урока

  • Знать историю создания, особенности композиции, сюжета и психологизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Уметь находить типические черты последекабристского поколения в образе Печорина, формулировать и доказывать свою точку зрения

Разминка

  • Что такое тип «лишнего человека»?
  • Какими чертами обладает «лишний человек»?

 

История создания романа «Герой нашего времени»

 

В литературоведении принято выделять три основных этапа создания романа:

 

  1. Начало работы над романом. В 1836 году М.Ю. Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин». Молодому автору хочется изобразить жизнь его современника, как это сделал А.С. Пушкин. Поэтому и имя для главного героя он выбирает, опираясь на текст романа в стихах. Как и его предшественник он создает фамилию производную от реки – Печоры.
  2. Создание сюжета и героев. М.Ю. Лермонтов путешествует по Кавказу, где знакомится с новыми людьми. Это приводит его к введению в роман новых персонажей. Так появляются княжна Мери, Бэла, контрабандисты.
  3. Завершающий этап. С 1838 года по 1841 Лермонтов работает над основным текстом романа.

Рис. 1. В. Фербер. «Герой нашего времени». Заставка к роману. 1938. Рис. 1. В. Фербер. «Герой нашего времени». Заставка к роману. 1938.

Интересно, что поэт не спешил определять свое произведение как роман. Изначально «Герой нашего времени» создавался как «цепь повестей», объединенных одним героем. Эти повести выходили в печать постепенно. 

 

Сначала в 1839 году журнал «Отечественные записки» опубликовал повесть «Бэла» с пометкой «Из записок офицера о Кавказе». Потом в этом же журнале вышел «Фаталист», а в 1840 году – «Тамань». Все три повести воспринимались читателями как отдельные произведения. Только в 1840 году роман вышел полностью. Он был опубликован в апрельском номере «Отечественных записок». Кроме первых трех повестей в это издание вошли повести «Максим Максимыч», «Княжна Мери» и «Предисловие к журналу Печорина».

 

Но на этом работа над романом не была завершена. В 1841 году роман вышла окончательная редакция романа, включающая авторское предисловие. После публикации романа на Лермонтова обрушился целый вал критики. Негодование вызывало название романа. Автора обвиняли в том, что он оклеветал целое поколение, что характер Печорина надуманный и отражает пороки европейского общества. В ответ на эти обвинения М.Ю. Лермонтов написал в «Предисловии»: «“Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

 

Кроме того, в предисловии обозначена авторская позиция: он пишет, что не собирается становиться «исправителем людских пороков», осуждать своего героя или давать читателям уроки нравственности. Его задача как писателя-реалиста состояла в изображении «современного человека, каким он его понимает».

 

«Герой нашего времени» - роман, соединяющий в себе черты реализма и черты романтизма.

Черты реализма в романе:

Печорин – «Герой времени» (наделен типическими чертами человека своей эпохи и социального круга);

объективность (автор отделяет себя от героя);

историзм (показаны обстоятельства, в которых сложился характер героя);

психологизм (внутренний мир героя – объект художественного изучения).

 

Черты романтизма:

в характере Печорина проступают черты романтического героя: мятежность, страстность натуры, противопоставление себя обществу;

внимание к внутреннему миру героя.


  1. В каком году был завершен роман «Герой нашего времени»?
  2. Зачем М.Ю. Лермонтову понадобилось предисловие, которое было добавлено в окончательной редакции?


Особенности композиции романа

 

В предисловии к роману М.Ю. Лермонтов сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз больному веку, исследует психологию и поведение своих современников, рассматривая их с разных точек зрения.

 

Такой подход определил своеобразие композиции романа. Ее специфика состоит в том, что события, которые описываются в произведении, даются не в хронологической последовательности.

 

Сюжет и фабула в произведении не совпадают.

 

Соотношение фабулы и сюжета


Фабула – это хронологическая последовательность событий.

 

Сюжет – это такая последовательность событий, которую автор выбирает, чтобы воплотить свой замысел. В сюжете хронология может не соблюдаться.


Фабула романа выглядит следующим образом: 

 

  1. «Тамань». По пути в воинскую часть Печорин останавливается на ночлег в лачуге таманских контрабандистов.
  2. «Княжна Мери». Из действующей части Печорин едет в Пятигорск; после дуэли с Грушницким его переводят служить в отдаленную крепость под начало Максима Максимыча.
  3. «Фаталист». Из крепости Максим Максимыча Печорин на две недели уезжает в казачью станицу.
  4. «Бэла». Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через 4 месяца она погибает от рук Казбича.
  5. «Максим Максимыч». По пути в Персию Печорин случайно встречается с Максим Максимычем на Кавказе; дневники Печорина оказываются в руках странствующего офицера.
  6. Заключение – «Предисловие к журналу Печорина», которое пишет странствующий офицер. Из этого предисловия мы узнаем о смерти главного героя.

Рис. 2. Д. Шмаринов. «Герой нашего времени». Печорин. 1941. Рис. 2. Д. Шмаринов. «Герой нашего времени». Печорин. 1941.

Авторский порядок:

  1. «Бэла»
  2. «Максим Максимыч»
  3. «Предисловие к журналу Печорина»
  4. «Тамань»
  5. «Княжна Мери»
  6. «Фаталист»

 

М.Ю. Лермонтов задумывал как можно полнее раскрыть характер главного героя. В романе есть такие слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Композиция романа выстроена таким образом, чтобы читатель лучше понял главного героя.

 

Сначала читатель узнаёт о Печорине с чужих слов. Максим Максимыч рассказывает попутчику о своем сослуживце, чтобы скоротать долгий путь. Максим Максимыч – представитель старшего поколения. Между ним и Печориным огромная разница: у них разный уровень образования, разные жизненные ценности. Максим Максимыч сам признается, что не понимает своего бывшего сослуживца.

 

В следующей главе странствующий офицер встречается с Печориным лично. Офицер-рассказчик наблюдателен и умен. По возрасту, социальному положению, интеллектуальному и культурному уровню он гораздо ближе к Печорину, чем Максим Максимыч. Кроме этого, странствующий офицер – незаинтересованное лицо.

 

Наблюдая за встречей Печорина и Максима Максимыча, он отмечает, что историю Бэлы каждый из них воспринимает по-разному: Максим Максимыч рад окунуться в воспоминания, а по реакции Печорина заметно, что он не хочет об этом говорить. Поэтому он избегает встречи с Максимом Максимычем и всеми силами пытается ее сократить. Услышав имя Бэлы, он бледнеет и отворачивается.

Рис. 3. К. Горбунов. В.Г. Белинский. 1843. Рис. 3. К. Горбунов. В.Г. Белинский. 1843.

Оставшиеся главы – это дневниковые записи Печорина, в которых он откровенно рассказывает о себе. Это исповедь героя.

 

Нарушая хронологию, автор постепенно знакомит читателя с Печориным. Сначала читатель о нем только слышит, потом видит глазами другого героя, наконец, заглядывает в его дневники, события в которых развиваются все драматичнее. М.Ю. Лермонтов ведет читателя по принципу от «внешнего к внутреннему».

 

Виссарион Григорьевич Белинский одним из первых смог понять авторский замысел. Критик писал: «Роман господина Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается».


  1. В чём особенность композиции романа «Герой нашего времени»?
  2. Для чего автор изменил хронологию событий в произведении?


Особенности психологизма романа

Рис. 4. В. Фербер. «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. 1938. Рис. 4. В. Фербер. «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. 1938.

«Герой нашего времени» является новаторским произведением для своего времени. М.Ю. Лермонтов создает его как психологический роман, который состоит из отдельных повестей. При этом каждая из них объединена не рассказчиком, а главным героем. 

 

Каждая из повестей имеет особенности разных жанров. Так, «Бэлу» и «Максим Максимыча» можно определить как путевые очерки, а главы «Журнала Печорина» являются дневниковыми записками.

 

«Герой нашего времени» — это первый в русской литературе социально-психологический и нравственно-философский роман.

 

Хотя в характере главного героя романа — Печорина — проступают черты романтического героя (мятежность, страстность натуры, противопоставившей себя обществу), это не исключительная личность, а «герой времени».

 

Он наделен типичными психологическими чертами человека своей эпохи и своего социального круга.

 

Кроме того, автор сознательно отделяет себя от героя и стремится к максимальной объективности повествования. А это характерно именно для реалистического письма; в романтическом произведении автор устами героя выражает свои собственные мысли и чувства.

 

«Герой нашего времени» — реалистический роман, пронизанный элементами реалистической поэтики.

 

Роману присущ историзм, характерный именно для реализма: Лермонтов реалистически рисует характер, указывая на обстоятельства, сформировавшие его.

 

Философским роман делает обращение писателя к проблеме личности, которая исследуется в психологическом плане: «...я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою...» (Предисловие к «Журналу Печорина»).


Психологизм – совокупность средств, используемых в литературном произведении для изображения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний.

 

Способы изображения внутреннего мира персонажа можно разделить на изображение «извне» и изображение «изнутри».

 

Изображение «изнутри»:

  • внутренний монолог,
  • воспоминания,
  • психологический самоанализ,
  • дневники,
  • письма,
  • сны.

 

В этом случае огромные возможности дает повествование от первого лица.


В романе встречается множество психологических деталей: мимика, жесты, взгляды. Сложная композиция усиливает психологизм романа. М.Ю. Лермонтов не просто описывает события – он постепенно открывает читателю душу героя.

 

Перед дуэлью с Грушницким Печорин пишет в дневнике: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». А вот что Печорин говорит Максиму Максимычу: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». О трагизме своего поколения М.Ю. Лермонтов много говорит в стихотворении «Дума»:

 

 

Богаты мы, едва из колыбели, 
Ошибками отцов и поздним их умом, 
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, 
Как пир на празднике чужом.

 

 

То есть болезни поколения, которые М.Ю. Лермонтов обозначил в стихотворении «Дума», обнаруживаются в характере Печорина. Жизнь не приносит ему радости. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Реализовать себя в науке Печорин тоже не смог: «Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько».

 

Он действительно человек своей эпохи, которую еще называют «эпохой безвременья». «Эпоха безвременья» наступила после разгрома восстания декабристов.

 

Эти события повлекли за собой усиление цензуры и государственного контроля во всех сферах жизни. Государственный строй казался прогрессивным дворянам устаревшим, а борьба с ним – бесполезной. К тому же революции в Европе принесли только разруху, голод и смерть. Возник кризис идей: молодые дворяне не понимали, куда приложить свои силы, и растрачивали жизнь впустую.

 

Таким образом, М.Ю. Лермонтов создал психологический роман, в котором отразилась его эпоха. «Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы», – писал Алексей Николаевич Толстой.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие черты Печорина характерны для его эпохи?
  2. Какие приемы использует М.Ю. Лермонтов, чтобы открыть читателю душу героя?
  3. Почему лермонтовский роман называется психологическим?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
  • Решение задач на компьютере

    Информатика

  • Развитие биологии в додарвиновский период. Чарлз Дарвин – основоположник эволюционного учения

    Биология

  • Общая характеристика элементов IA-группы. Общая характеристика элементов IIA-группы

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке